Наши подземные богатства
план-конспект урока по природоведению

Маковеева Мария Сергеевна

Конспект урока по теме "Наши подземные богатства"; карточки и дидактический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_iskopaemye.docx240.73 КБ

Предварительный просмотр:

Наши подземные богатства

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? Какие виды водоемов есть в нашем крае? Какие из них являются природными? Какие были созданы руками человека? Приведите примеры? Какие экологические проблемы существуют у водоемов нашего края? Чем это опасно для нас?

  1. Самоопределение к деятельности

На прошлом уроке мы с вами говорили о водных богатствах нашего края. Сегодня, мы отправимся в путешествие. Послушайте небольшую сказку, определите, кто главные герои этой сказки и почему они спорили?

Кто на земле самый полезный

Чего только нет у нас на земле!

А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.

Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы… Самолёты и звездолёты… Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

Правда, не в готовом виде. В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь — разве что его сначала туда зароешь. Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде — в виде полезных ископаемых.

Почему полезных?

Почему ископаемых?

Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

КТО САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ?

Под землёй, в темноте, где ничего не видно, попробуй отличить полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

— Я — соль земли, — говорит Соль. — Без меня на земле каши не сваришь.

— А без меня сваришь? — спрашивает Алюминий. — Кастрюли-то делают из алюминия.

Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.

— А на чём варить будете? — спрашивает Уголь.

И Природный Газ подхватывает:

— Без топлива в этом деле не обойдётесь.

— А чем огонь разожжёте? — спрашивает Сера, без которой ни одна спичка не загорается.

— И надо ещё крупу привезти, — говорит Нефть, без которой не будет бензина для транспорта.

Простую кашу сварить — и вон сколько их набралось! Кого ни возьми — без него каши не сваришь…

— Между прочим, обо мне тоже не следует забывать, — говорит Железо, из которого делают лопаты. — Прежде чем кашу варить, всех вас нужно ещё из земли выкопать.

Кто главные герои сказки? Почему они спорили? Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? На какие вопросы дается ответ в тексте? Что такое полезные ископаемые и почему они так называются? О чем мы будем говорить сегодня? Какие цели мы поставим перед собой?

Сегодня мы обсудим:

  • Какие бывают полезные ископаемые?
  • Какие свойства имеют полезные ископаемые?
  • Где они применяются?
  • Как добываются полезные ископаемые?
  • Нужно ли полезные ископаемые охранять?
  1. Работа по теме урока

  1. Что такое полезные ископаемые

Это образования земной коры, которые эффективно используются в жизнедеятельности людей. Ученых, которые изучают недра земли и занимаются поисками полезных ископаемых, называют геологами.

  1. Какие бывают полезные ископаемые?

Откройте карты на С. 58 – 59, рассмотрите условные обозначения полезных ископаемых. Перечислите, какие бывают полезные ископаемые? Рассмотрите, какими условными знаками обозначены полезные ископаемые на карте.

КАРТОЧКА № 1

Подпишите, какими условными знаками на карте обозначены полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае? (обведите)

Торф, гранит, известняк, песок, глина, в небольших количествах железная руда.

Добыча нефти и газа на данный момент в нашем крае не ведется, однако залежи этих полезных ископаемых имеются и находятся в перспективной разработке.

  1. Какие свойства имеют полезные ископаемые? Где они применяются? Как добываются полезные ископаемые?

Гранит – Все разновидности образованы извержениями вулканов: изливающаяся магма затекала в земные полости, расположенные очень глубоко под поверхностью. Огромные температуры этих масс снижались постепенно, в результате породы кристаллизовались, образуя гранит – полезное ископаемое. В переводе с языка Древней Греции его название обозначает «зерна», «зернистость». Состоит из кварца, слюды и полевого шпата. Основное свойство гранита – прочность. Существуют разные способы добычи гранита, и от того, какой именно был применен, напрямую зависит качество полученного камня. На данный момент известно три способа, и, к сожалению, чаще всего применяется наиболее варварский – взрывной, добыча воздухом и камнерез. Гранит применяется в строительстве, в качестве облицовочного камня, как гравий для дорожек и т.п.

Песок – это ископаемое, представляющее собой мелкие зерна горных пород, которые накапливаются и формируют песчинки. Удары волн, выветривание, извержения вулканов и землетрясения разрушают горные породы и способствуют образованию песка. Основная его составляющая – кварц, частички слюды и полевого шпата. Песок на дне рек и других водоемов имеет округлую форму. Он чистый, не содержит примесей глины и крупных включений, цвет серый или желтый. Поэтому речной песок активно добывают (намывают). Это универсальный материал, но в то же время – это более дорогая разновидность песка.

Получают эту породу также из карьеров, затем его специально просеивают, чтобы удалить примеси. Или промывают, чтобы удалить глину.

Есть так называемый искусственный песок. Он представляет собой измельченную горную породу гранита, мрамора или известняка. Основная характеристика – сыпучесть.

Песок широко используется в строительстве. Без этой породы невозможно представить ни одной детской песочницы или дворовых дорожек. Без песка кактус на подоконнике не вырастить. Песок – это основной компонент для производства стекла. Еще одна сфера его применения – это фильтрование и очистка воды.

Глина – Глина является одним из самых распространенных материалов, она встречается повсеместно и образует почти половину всех осадочных пород земной коры. Глина образуется в результате разрушения горных пород под воздействием факторов окружающей среды (выветривания). Она состоит их очень мелких частичек – поэтому в сухом виде похожа на пыль.

Основные составляющие вещества этой горной породы - оксиды алюминия и кремния, а также вода. Глина бывает разного цвета: от привычной желтой и красноватой до зеленой, черной и даже белой. Это зависит от того, какие именно вещества входят в ее состав.

Основное свойство глины – пластичность.

При смешивании с водой, она образует очень пластичную массу, похожую на тесто. Ей можно придать любую форму, которая после высыхания сохраняется. А после обжига глиняное изделие становится твердым и при этом не пропускает воду. Это свойство материала издавна использовалось и сейчас применяется для производства глиняных изделий: посуды, водопроводных труб, вазонов, ваз и кувшинов, статуэток и т. п. Из легкоплавкой глины получают черепицу, плитку. Каолин – белая разновидность глины является основным сырьем для изготовления фарфоровых и фаянсовых предметов. Из вспененной глины получают гранулы керамзита, он является отличным изоляционным материалом. Это уникальный природный сорбент: она поглощает различные вещества. Поэтому на ее основе производят лечебные препараты, выводящие токсины из организма.

Добывать глину не сложно, ведь она залегает неглубоко пластами, между которыми находятся слои песка. Ее добывают в специальных карьерах и на берегах озер и рек. Но это очень тяжелый материал и перевозить ее дорого. Поэтому заводы по производству кирпича (еще одно важное применение глины) строят недалеко от места ее добычи.

Известняк – представляет собой осадочную горную породу. Одним из самых распространенных типов известняка является ракушечник, состоящий из обломков, а также целых раковин морских животных. Кроме того, выделяют еще несколько видов известняка: Мшанковый, состоящий из останков беспозвоночных животных. Нуммулитовый, состоящий из вымерших одноклеточных организмов. Мраморовидный, из него потом образуется мрамор.

Природный известняк светло-серого цвета, хотя вполне может быть почти черным или вообще белым. Примеси могут давать ему голубоватый, розовый или желтоватый оттенок.

Добывают известняк в большинстве случаев открытым карьерным способом. Для этого снимают верхний слой грунта и глину и образовывают карьер. В нем могут проводиться пиротехнические работы для измельчения и отсоединения порций известняка. Далее он карьерными автомобилями вывозится на переработку.

Является главным компонентом при изготовлении цемента и извести; вспомогательным элементом при изготовлении соды, минеральных удобрений, бумаги и стекла. Кроме того, данный материал принимает участие в изготовлении резины, красок, мыла, пластмасс и пр. Широко применяется в строительстве для изготовления блоков, а также при строительстве фундаментов, прокладывании дорог.

Торф – представляет собой полезное ископаемое, которое образовывается в болотах путем неполного разложения скопившихся остатков мхов. В болотах толщина слоя торфа составляет не менее 30 сантиметров. Торф является горючим ископаемым. Разработка торфа проводится открытым способом. Стоит выделить два основных метода добычи торфа:

  • Путем вырезания верхнего слоя торфа специальным оборудованием для тракторов.
  • Экскаваторный,  путем набора вещества в ковш экскаватора.

Добытый торф должен около полугода пролежать в полевых штабелях.

Используется в садоводстве, а также цветоводстве, так как серьезно улучшает плодородие почвы. Применяется как топливо. В удобрениях. Для добычи газа.

Уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки.

Для образования угля необходимо огромное количество растительной массы. И лучше, если растения накапливаются в одном месте и не успевают разлагаться полностью. Идеальное место для этого – болота. Вода в них бедна кислородом, что препятствует жизнедеятельности бактерий.

В болотах накапливается растительная масса. Не успевая полностью сгнить, она спрессовывается следующими отложениями почвы. Так получается торф – исходный материал для угля. Следующие пласты почвы как бы запечатывают торф в земле. В результате он полностью лишается доступа кислорода и воды и превращается в угольный пласт. Процесс этот длительный. Так, большая часть современных запасов каменного угля образовались более 300 млн. лет назад.

Виды угля – бурый уголь, каменный уголь и антрацит. Место залегания каменного угля называют угольным бассейном. В зависимости от глубины залегания угля применяют либо закрытый способ добычи, либо открытый. Закрытый, или подземный метод добычи. Для этого метода строят шахты. Открытый метод применяют, когда уголь залегает неглубоко, тогда используют бульдозеры.

В результате химической обработки каменного угля на сегодняшний день получают свыше 400 видов промышленных продуктов: топливо, источник некоторых химических соединений.

Железная руда – железными рудами называют именно те соединения, которые настолько богаты этим веществом, что позволяют промышленную добычу металлического железа. Все железные руды сильно отличаются по своему минеральному составу, наличию вредных и полезных примесей. Условиям их образования и, наконец, содержанию железа.

Добыча происходит в карьерах. При добыче различают богатые, и требующие обогащения руды. Отрасль, осуществляющая добычу железной руды, проводит также ее предварительную переработку: сортировку, дробление и обогащение, а также выплавку. Железная руда является основным сырьем для получения чугуна и стали. В этих материалах нуждаются такие отрасли:

Машиностроение и металлообработка;

Автомобильная промышленность;

Ракетная промышленность;

Военная промышленность;

Пищевая и легкая промышленность;

Строительная отрасль;

Добыча нефти и газа и их транспортировка.

Нефть – ископаемое вещество, представляющее собой маслянистую горючую жидкость. Залежи нефти находят на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. По химическому составу нефть – смесь около 1000 веществ. Цвет нефти разнится: от светло-желтого до темно-коричневого. Встречается и черная нефть, и насыщенно-зеленая и даже бесцветная. Запах тоже может быть разным: от легкого и приятного до тяжелого. Все зависит от содержания в нефти серы, кислорода и азота. Нефть относится к не возобновляемым ресурсам.

Добыча нефти – весьма сложный процесс, состоящий из множества этапов. Переработка нефти – многоступенчатый цикл операций, который проводят с целью получения нефтепродуктов из сырья. Вначале нефть очищают от газов, воды, различных примесей, затем транспортируют на нефтеперерабатывающие заводы, где путем сложных операций получают промышленные продукты. Люди стали использовать нефть задолго до нашей эры. Так, например, при строительстве стен Вавилона использовали асфальт и битум. Царь Навуходоносор топил нефтью огромную печь. А древнегреческий историк Геродот описывал способ добычи нефти, которым пользовались древние греки. А в Древней Индии нефть вовсю применяли в строительстве. В настоящее время перечень продуктов, получаемых из нефти, исчисляется тысячами. Достаточно упомянуть, что продукты из нефти используют практически во всех видах промышленности: энергетической, тяжелой и легкой, химической и пищевой. Нефтепродукты нашли применение в автомобилестроении, медицине, в ракетостроении, сельском хозяйстве и строительстве.

Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов. Этот ресурс возник в результате разложения веществ в недрах Земли. Экологи признают природный газ самым чистым видом топлива. В чистом виде природный газ не имеет ни цвета, ни запаха. Перед проведением добычи, сначала проводят разведку. Однако единственный достоверный способ выяснить, есть ли под вами запас газа, – бурение скважины. Природный газ находится на глубине от одного километра. В недрах Земли газ находится в микроскопических порах, которые соединены между собой. Газ выходит из недр в результате того, что в скважинах он находится под давлением, что в несколько раз превышает атмосферное.

Газ добывают с помощью скважин, которые равномерно распределяют по всей площади месторождения. Добытый газ подготавливают к транспортировке. Транспортируют газ трубопроводами, специальными танкерами-газовозами, железнодорожными цистернами.

Природный газ используют как высокоэкономичное топливо для электростанций, для цементной и стеклянной промышленности, черной и цветной металлургии, производства стройматериалов, получения различных органических соединений. Этот важный ресурс используется для и для коммунально-бытовых нужд. Источник энергии для мегаполисов, моторное топливо, краска, клей, уксус – все это мы имеем благодаря природному газу.

  1. Самостоятельная работа

Откройте учебники на С. 150, пользуясь текстом учебника заполните таблицу: фронтальная проверка.

Название

Основная характеристика

Из чего образовалось

Добыча

Использование

  1. Нужно ли полезные ископаемые охранять?

Прочитайте тест  на  С. 158  какими фактами вы дополнили свои знания?

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на земле миллионы лет назад. Существует тесная связь между живой, неживой природой и человеком.

В чем она заключается? Могут ли полезные ископаемые закончиться?  К чему это может привести?

  1. Итоги урока

О чем мы говорили сегодня на уроке? Что нового вы узнали? Было ли вам интересно?

  1. Домашнее задание

С. 150 – 158 (прочитать); ответить на вопросы в конце темы.

№ 1 Подпишите, какими условными знаками на карте обозначены полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в вашем крае?

C:\Users\Мария\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\72.jpg

№ 2 Откройте учебники на С. 150, пользуясь текстом учебника, заполните таблицу: 

Название

Основная характеристика

Из чего образовалось

Добыча

Использование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения в 3 классе по теме «О подземных богатствах»

Урок природоведения в 3 классе«О подземных богатствах»...

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны  просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна  ...

Урок толерантности "Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила".

Данное занятие поможет учителю создать условия для формирования знаний учащихся по вопросам толерантности....

СЦЕНАРИЙ «Родной язык – наше национальное богатство»

СЦЕНАРИЙ«Родной язык – наше национальное богатство»Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного ...

Наши подземные богатства

Конспект урока и дидактические материалы....

Экскурсия "Хлеб - наша гордость, богатство и сила"

Экскурсия посвящена людям села - хлеборам, которые от зари до зари трудятся в поле. И только они точно знают, как родится каравай!Село Китаевское, затерявшееся в степных просторах Ставрополья,  о...