Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для обучающихся 6 классов на 2022- 2023 учебный год
календарно-тематическое планирование по природоведению (6 класс)

Курчавая Галина Владимировна

Рабочая программа учебного предмета


«Природоведение»

 

для обучающихся

6  классов

на 2022- 2023 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodovedenie_6_v.docx59.9 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Утверждаю:

Приказ № _____ от

«31» августа 2022 г. и.о.директора:

_________Т.В.Гагарина

Согласовано:

Зам.директора по УВР: ______________

 Гагарина Т.В.

«31» августа 2022 г.

Принята на

педагогическом совете

протокол №1

от «31» августа 2022 г.

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол № 1 от

«31» августа 2022 г.

руководитель МО

________________________

О.В. Панасенкова         

Рабочая программа учебного предмета


«Природоведение»

для обучающихся

6 «В» классов

на 2022- 2023 учебный год

Программу составила:

Курчавая Галина Владимировна

учитель биологии, географии

высшей категории

г. Смоленск

2022

Пояснительная записка

Изучение природоведения в школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлено на обобщение знаний о природе, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных биологических, географических знаний.

Учащиеся 6 класса должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность у имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем биологии.

Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для 6 класса

составлена на основании:

  • Федерального закона Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2013r.

«Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального        государственного образовательного стандарта        общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. No 1599

«Об утверждении Федерального государственного

образовательного        стандарта        обучающихся        с        умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Нормативно-методических документов Минобрнауки Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области образования;
  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития

«Особый ребенок» г. Смоленска», утвержденной приказом 097 от 01.09.2016 г.;

  • AOOП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 (2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой допущенной Министерством образования РФ, 2014 год;
  • Порядка организации п осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным

программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30.08.2013г. №1015;

  • Санитарно-эпидемиологических        правил        и        нормативов        СанПиН 2.4.2.32.86-15 от 10.07.2015r.
  • Устава ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
  • Учебного плана ОГБОУ        «Центр образования и развития        «Особый ребенок» г. Смоленска»

  • YMK для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г.

№2080.

  • Локальных актов образовательного учреждения.

Целью рабочей программы является освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта, а также подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.

Задачи:

образовательные:

  • формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
  • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
  • расширение и обогащение представлений об окружающем мире;
  • развитие умения наблюдать, видеть, слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;
  • подготовка к дальнейшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний;
  • формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.

коррекционно-развивающие:

  • коррекция        недостатков        психофизического        развития        детей,        их познавательной деятельности;
  • развитие личностных качеств.

воспитательные:

  • воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
  • воспитание бережного отношения к окружающему миру;
  • развитие нравственных и эстетических представлений, художественного вкуса, творческого воображения;
  • развитие аккуратности, настойчивости и воли;
  • формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений).

В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи и зависимости.

                                                 Общая характеристика учебного предмета. 

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:

- учебник: «Природоведение» для учащихся 6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ.  авторы: Т.М.Лифанова0, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2019 г.

 Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости Программа курса «Природоведение» состоит из трех разделов:.

 «Растительный мир Земли» 

 «Животный мир Земли»

«Человек»

 У учащихся 6 класса углубляются и систематизируются знания, приобретенные ранее в младших классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показывается взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями идет опора на личный опыт учащихся, воспитание экологической культуры, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.

Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

Завершают курс обобщающие уроки, на которых систематизируются знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Природоведение» в 6 классе

Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися с умственной отсталостью включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

Формирование уважительного отношение к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей страны, ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассника в случае возникновения затруднений при выполнении различных работ. Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях.

Формирование готовности к самостоятельной жизни. формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе.

Формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.

Овладение социально – бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем.

         Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающимися с    умственной отсталостью включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.

        Содержание учебного курса «Природоведение»

Живая природа (68ч)

Введение (1ч)

Растительный мир Земли (17ч)

Разнообразие растительного мира Земли. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Строение растений.

Деревья, кустарники, травы. Общая характеристика. Дикорастущие и культурные растения.

Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.

Деревья хвойные. Ель, сосна, лиственница.

Дикорастущие кустарники.

Культурные кустарники.

Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.

Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид, места произрастания.

Лекарственные растения. Зверобой, крапива, ромашка. Правила сбора. Использование.

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Герань, бегония, фиалки.

Растительный мир разных районов Земли.

Растения нашей страны.

Растения нашей местности.

Красная книга России и своего края.

Животный мир Земли (34ч)

Разнообразие животного мира. Различие по внешнему виду, способам питания, передвижения.

Среда обитания животных. Суша, воздух, водоемы.

Понятие животные. Основные группы: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики, муравьи, пчелы. Внешний вид. Место и значение в природе.

Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место и значение в природе. Морские и речные рыбы.

Земноводные. Лягушки и жабы.

Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы.

Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Место и значение в природе. Ласточки, скворцы, снегири, орлы, лебеди, журавли, чайки.

Охрана птиц. Птицы своего края.

Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни.

Млекопитающие суши. Млекопитающие морей и океанов.

Животные рядом с человеком. Домашние животные в деревне и городе. Сельскохозяйственные      животные: лошади, коровы, козы, свиньи, овцы.

Домашние птицы: куры, утки, индюки.

Уход за животными дома или в живом уголке. Аквариумные рыбки. Птицы. Морские свинки. Хомяки. Черепахи. Кошки. Собаки. Правила ухода и содержания.

Животные холодных районов Земли.

Животные умеренного пояса.

Животные жарких районов Земли.

Животный мир нашей страны.

Охрана животных. Заповедники. Красная книга России.

Животные своей местности. Красная книга области.

Человек (13ч)

Как устроен наш организм. Анатомическое строение. Части тела и внутренние органы.

Как работает наш организм. Взаимодействие органов.

Здоровый образ жизни человека. Правила личной гигиены.

Осанка. Правильная осанка. Причины и профилактика искривлений позвоночника. Гигиена.

Органы чувств. Значение органов чувств.

Правила гигиены и охрана органов чувств. Профилактика нарушений слуха и зрения.

Здоровое питание, разнообразие продуктов питания. Витамины. Режимы гигиены.

Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.

Оказание первой доврачебной помощи. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Выполнение советов врача. Домашняя аптечка. Специализация врачей. Медицинские учреждения нашего города.

Тематическое планирование уроков по учебному курсу

«Природоведение»

6 класс

Тема урока

Количество часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1 четверть          17 часов

Введение

1

Живая природа. Растения, животные, человек

1

01.09

Растительный мир

2

Разнообразие растительного мира на нашей планете

1

05.09

3

Среда обитания растений

1

08.09

4

Строение растений

1

12.09

5

Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы

1

15.09

6

Лиственные деревья

1

19.09

7

Хвойные деревья

1

22.09

8

Смешанные леса

1

26.09

9

Культурные кустарники

1

29.09

10

Травы

1

03.10

11

Декоративные растения

1

06.10

12

Лекарственные растения

1

10.10

13

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.

1

13.10

14

Растительный мир разных районов Земли

1

17.10

15

Растения нашей страны

1

20.10

16

Растения нашей местности

1

24.10

17

Красная книга России и нашей области. Обобщающий урок по теме «Растительный мир»

1

27.10

18

2 четверть                14

Животный мир

34

19

Разнообразие животного мира

1

07.11

20

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

1

10.11

21

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие

1

14.11

22

Насекомые

1

17.11

23

Бабочки, стрекозы, жуки

1

21.11

24

Кузнечики, муравьи, пчелы

1

24.11

25

Рыбы

1

28.11

26

Морские и речные рыбы

1

01.12

27

Земноводные: лягушки, жабы

1

05.12

28

Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы

1

08.12

29

1

12.12

30

Ласточки, скворцы, снегири, орлы

1

15.12

31

Лебеди, журавли, чайки

1

19.12

32

Птицы нашего края. Охрана птиц

1

22.12

3 четверть 22 ч

33

Млекопитающие

1

09.01

34

Млекопитающие суши

1

12.01

35

Млекопитающие морей и океанов

1

16.01

36

Домашние животные в городе и деревне

1

19.01

37

Сельскохозяйственные животные: лошади

1

23.01

38

Сельскохозяйственные животные: коровы

1

26.01

39

Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы

1

30.01

40

Домашние птицы: куры, утки, индюки

1

02.02

41

Уход за животными в живом уголке или дома

1

06.02

42

Аквариумные рыбки

1

09.02

43

Попугаи, канарейки

1

13.02

44

Морские свинки, хомяки, черепахи

1

16.02

45

Домашние кошки

1

20.02

46

Собаки

1

27.02

47

Животные холодных районов Земли

1

02.03

48

Животные умеренного пояса

1

06.03

49

Животные жарких районов Земли

1

09.03

50

Животный мир нашей страны

1

13.03

51

Охрана животных. Заповедники.  Заказники. Красная книга России

1

16.03

52

Животные нашей местности. Красная книга области

1

20.03

53

Обобщающий урок по теме: «Животный мир»

1

23.03

4 четверть 15 ч

Человек

13

54

Как устроен наш организм

1

03.04

55

Как работает наш организм

1

06.04

56

Здоровый образ жизни человека

1

10.04

57

Осанка

1

13.04

58

Органы чувств

1

17.04

59

Правила гигиены и охрана органов чувств

1

20.04

60

Здоровое питание

1

24.04

61

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены

1

27.04

62

Оказание первой медицинской помощи

1

04.05

63

Профилактика простудных заболеваний

1

11.05

64

Специализация врачей

1

15.05

65

Медицинские учреждения

1

18.05

66

Обобщающий урок по теме «Человек»

1

22.05

Повторение

2

67

Обобщающий урок. Неживая природа Работа на пришкольном участке

1

25.05

68

Обобщающий урок. Живая природа Работа на пришкольном участке

1

29.05

итого

68

       Планирование составила ________________________Курчавая Г.В

        

Общая характеристика учебного предмета «Природоведение»

Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.

Курс «Природоведение» в  6 классе  не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в кл 1-5 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.

Программа по природоведению состоит из шести разделов:

«Вселенная», «Наш дом Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».

При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле. Учитель может познакомить детей с названиями планет, но не должен требовать от них полного воспроизведения этих названий.

В разделе «Наві дом - Земля» изучаются оболочки Земли. Содержания понятий атмосфера, литосфера и гидросфера, подлежат изучению без ознакомления с соответствующими терминами. В разделах «Воздух», «Полезные ископаемые»,

«Вода», «Почва» учащиеся знакомятся с основными свойствами воздуха, воды и почвы, видами полезньlх ископаемых, использованием в хозяйственной деятельности человека, мерами, принимаемыми для охраны природных ресурсов. Обучающиеся получают первоначальные представления и понятия о поверхности Земли: суши (равнины, холмы, овраги, горы) и водоемов (ручьи, реки, озера, пруды, болота, моря и океаны).

Учитель может использовать на уроке глобус, физическую карту России и политическую карту мира, предназначенные для начальной школы для демонстрации форм поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды - зеленый, коричневый и синий (не раскрывая особенностей построения географических карт).

В процессе изучения раздела «Есть на Земле страна Россия» предполагается сформировать у школьников элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с основными географическими объектами, занятиями населения,достопримечательностями.

При изучении разделов «Растительный мир Земли» и «Животный мир Земли» углубляются и систематизируются знания, приобретенные ранее в младших классах, приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и как следствие этого - необходимость охраны растительного и животного мира. При изучении данных разделов следует опираться на личный опыт учащихся.

Раздел «Человек» включает простейшие сведения о своем организме, его строении и функционировании. В программе человек рассматривается как часть живого мира, поэтому одноименный раздел предполагает изучение организма человека как единого целого и на этой основе - формирование представлений о способах поддержания и сохранения здоровья. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа

жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная - Солнечная система - планета Земля - оболочки Земли (атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы), биосфера (растения, животные, человек). Человек - часть Вселенной. От неживой природы зависит жизнь растений, животных и человека.

Такое построение программы позволит сформировать у учащихся с умственной отсталостью целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

На изучение темы «Сезонные изменения в природе» отдельное время программой не отводится, так как школьники рассматривали времена года и их характерные особенности в начальной школе. В 5 классе предлагается лишь проводить практические работы: ежедневное наблюдение за погодой и ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов. На знания учащимися сезонных закономерностей в природе необходимо опираться при изучении всех тем курса.

В связи с тем, что курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению в дальнейшем биологического и географического материала, данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов и таких терминов, как млекопитающие, земноводные, системы органов, материка, глобус, карта и др. Программой предполагается, что при изучения раздела «Есть на Земле страна Россия» школьники познакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории России (Черное море, река Волга, озеро Байкал и др.). Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от школьнпкое географической характеристики этих объектов и нахождения их на физической карте.

Описание места учебного предмета «Природоведение»в учебном плане 5

класса

Учебный  предмет  «Природоведение»  входит  в  предметную  область

«Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана. На изучение учебного предмета «Природоведение» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебные недели). Преподавание ведется по учебнику: Лифанова Т. М., Соломина Е. Н. Природоведение. Учебник 5 класс (для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы). Издательство "Просвещение”, 2020 г., ФГОС OB3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе на 2022/2023 учебный год

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе на 2022/2023 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе на 2022/2023 учебный год

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе на 2022/2023 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса на 2022-2023 учебный год (обновлённые ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по обновлённым ФГОС...

«Рабочая программа по геометрии для ученика 9 – класса на 2022/2023 учебный год»

   Рабочая программа по геометрии к учебнику Л. С. Атанасяна. Геометрия.   9 класс. -  М.: Просвещение, 2014. составлена на основе авторской программы под редакцие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности « Инфознайка» для 6 класса на 2022-2023 учебный год

    Представленная программа по информатике для 6 класса используется в качестве самостоятельного предмета, реализуется во внеурочной деятельности обучающихся.  Для изучения пред...

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа для 9 класса по русскому языку на 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса на 2022-2023 учебный год...