РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности « Инфознайка» для 6 класса на 2022-2023 учебный год
рабочая программа (6 класс)

      Представленная программа по информатике для 6 класса используется в качестве самостоятельного предмета, реализуется во внеурочной деятельности обучающихся.

  Для изучения предметного пропедевтического курса информатики  необходимо выделить 34 часа в год на каждый класс. Тематическое планирование составлено из расчета 1 ч в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл infoznayka_5-6.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Амурской области

Отдел образования администрации Октябрьского района

МОУ СОШ п. Восточный

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________Гавежа О.В

Протокол  №8 от 30.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

        Директор

____________

Е.Н.Чучуй

Приказ №64 от  31.08.2022г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности « Инфознайка»

для 6 класса на 2022-2023 учебный год

Составитель: Безверхая Ирина Геннадьевна учитель физики

 

Восточный,2022

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Закона  РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ.
  2. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.282-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189 с изменениями.
  3. Приказ Министерства Образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  4. Рабочая программа по информатике  составлена на основе учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний») и примерной программы по дисциплине «Информатика и ИКТ» и авторской программы Босовой Л. Л. для 5-6 классов, количество часов по сравнению с авторской программой уменьшено на 2 часа.

        5.Устав МОУ СОШ п. Восточный

        6.Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов МОУ СОШ п. Восточный.

         7.Учебный план МОУ СОШ п. Восточный на 2022 – 2023  учебный год.

Программа направлена на достижение следующих целей:

•  формирование общеучебных умений и  способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

•  формирование  у  учащихся  навыков  информационно-учебной  деятельности  на  базе  средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

•  усиление культурологической составляющей школьного образования;

•  пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

•  развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ необходимо решить следующие задачи:

•  показать  учащимся  роль  информации  и  информационных  процессов  в  их  жизни  и  в окружающем мире;

•  организовать  компьютерный  практикум,  ориентированный  на:  формирование  умений использования  средств  информационных  и  коммуникационных  технологий  для  сбора,  хранения, преобразования  и  передачи  различных  видов  информации  (работа  с  текстом  и  графикой  в  среде соответствующих  редакторов);  овладение  способами  и  методами  освоения  новых  инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

•  организовать работу по овладению первичными навыками исследовательской деятельности, получения опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

•  создать  условия  для  овладения  основами  продуктивного  взаимодействия  и  сотрудничества со  сверстниками  и  взрослыми:  умения  правильно,  четко  и  однозначно  формулировать мысль  в  понятной собеседнику  форме;  умения  выступать  перед  аудиторией,  представляя  ей  результаты  своей  работы  с помощью средств ИКТ.

Описание места учебного предмета в учебном плане школы

      Представленная программа по информатике для 6 класса используется в качестве самостоятельного предмета, реализуется во внеурочной деятельности обучающихся.

  Для изучения предметного пропедевтического курса информатики  необходимо выделить 34 часа в год на каждый класс. Тематическое планирование составлено из расчета 1 ч в неделю.

Направление внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное.

II.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

III.Содержание курса внеурочной деятельности

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

  • информация вокруг нас;
  • информационные технологии;
  • информационное моделирование;
  • алгоритмика.

Раздел  1. Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Раздел  2. Информационные технологии

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).  Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование.  Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Раздел  3. Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел  4. Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм.  Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

IV.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимое на освоение каждой темы

Название темы

Количество часов

1

Информация вокруг нас

1

2

Компьютер

5

3

Подготовка текстов на компьютере

5

4

Компьютерная графика  

5

5

Создание мультимедийных объектов

6

6

Объекты и системы

1

7

Информационные модели

5

8

Алгоритмика

6

Итого:

34

Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности 6 класс

6 класс

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока

по факту

Тема урока

1

2.09

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

2

9.09

Объекты операционной системы.

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

3

16.09

Файлы и папки. Размер файла.

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

4

23.09

Разнообразие отношений объектов и их множеств.

Отношения между множествами.

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)

5

30.09

Отношение «входит в состав».

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

6

14.10

Разновидности объекта и их классификация.

7

21.10

Классификация компьютерных объектов.

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

8

28.10

Системы объектов. Состав и структура системы

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3)

9

4.11

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)

10

11.11

Персональный компьютер как система.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

11

18.11

Способы познания окружающего мира.

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

II триместр

12

2.12

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

13

9.12

Определение понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)

14

16.12

Информационное моделирование как метод познания.  

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

15

23.12

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.

Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»

16

30.12

Математические модели.

Многоуровневые списки.

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

17

13.01

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

18

20.01

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

19

27.01

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)

20

3.02

Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

21

10.02

Многообразие схем и сферы их применения.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

22

17.02

Информационные модели на графах.

Использование графов при решении задач.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

III триместр

23

3.03

Что такое алгоритм.

Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

24

10.03

Исполнители вокруг нас.

Работа в среде исполнителя Кузнечик

25

17.03

Формы записи алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Водолей

26

24.03

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

27

31.03

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

28

14.04

Алгоритмы с повторениями.

Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию»

29

21.04

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

30

28.04

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

31

5.05

.

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

32

12.05

Обобщение и систематизации  изученного по теме «Алгоритмика»

Итоговое повторение

33,34

19.05, 26.05

Выполнение и защита итогового проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Инфознайка", 6 класс

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязе...

Рабочая программа по литературе в 6 классе на 2022/2023 учебный год

Рабочая программа по литературе в 6 классе на 2022/2023 учебный год...

Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2022-2023 учебный год (обновлённые ФГОС)

Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2022-2023 учебный год (обновлённые ФГОС) создана при помощи конструктора....

Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2022-2023 учебный год

Общая характеристика программыКоличество часов: 2 часа в неделю (68 часов)Уровень:   базовыйПримерная программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра со...

Рабочая программа по математике в 11 классе на 2022-2023 учебный год по учебнику "Алгебра и начала математического анализа",авторы Ю.М.Колягин,М.В.Ткачёва,Н.Е.Фёдорова,М.И.Шабунин и "Геометрия -10-11" авторы:Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутузов,С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по математике в 11 классе на 2022-2023 учебный год по учебникам "Математика: алгебра и начала математического анализа,геометрия" авторов Ю.М.Колягин и др., Л.С.Атанасян и д...

Рабочая программа по математике в 9 классе на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по математике в 9 классе на 2022-2023 учебный год5 часов в неделю...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федер...