Рабочая программа внеурочной деятельности "Инфознайка", 6 класс
рабочая программа (6 класс)

Бредгауер Елена Анатольевна

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл infoznayka.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение Полтавского муниципального района Омской области «Краснопутиловская основная школа»

«Рекомендовано к использованию»

«Утверждаю»

Педагогическим советом

Директор БОУ «Краснопутиловская ОШ»

Протокол №    от «  » сентября  2020 г.

Л.Ф. Бельская /_____________/

.

___________

______________

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Инфознайка»

(Основы работы с компьютером)

(общеинтеллектуальное направление)

для учащихся 5  классов

(34 часа)

2020-2021 уч. год

Пояснительная записка

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Федеральный государственный стандарт образования говорит о формировании ИКТ - компетентности обучающихся не только в рамках предметных областей, но и в области использования современных информационных технологий. Согласно стандарту учащийся должен уметь ориентироваться в информационных потоках современного общества, использовать сеть Интернет для поиска необходимой информации, обрабатывать графику, создавать электронный публикации, кратковременные анимационные ролики, презентации проектов.

Кроме того обучающийся должен уметь применять знания в области информационных технологий в других предметных областях (при оформлении предметных проектов, выполнении исследовательского задания).

Программа рассчитана на 1 год обучения, всего –34 часа. Для успешной реализации программы необходимо: состав группы не более 15 человек, занятия следует проводить в компьютерном классе.

Особенностями программы внеурочной деятельности «Инфознайка».

В основу программы внеучебной деятельности положены следующие принципы:

1. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).

2. Практическая ориентированность обучения, что обеспечивает отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных и коммуникационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

3. Использование дидактической спирали как важнейшего фактора структуризации в методике обучения информатике и информационным технологиям: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем последующее развитие и обогащение понятия, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

4. Развивающее обучение (которое ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «Инфознайка» обусловлена возрастными особенностями школьника: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью, этапом развития современного общества, требованиями ФГОС НОО.

Цель программы - формирование умений по созданию, поиску и обработке информационных объектов средствами ИКТ - технологий

Личностные

  • развитие коммуникативных способностей при поиске информации;
  • забота о здоровье при работе за компьютером

Метапредметные

  • освоение способов решения проблем творческого характера в учебных ситуациях;
  • формирование умений ставить цель при создании проекта, планировать достижение этой цели, представлять результаты работы;
  • формирование навыков использования возможностей ИКТ - технологий в других предметных областях;

Предметные

  • знание правил поведения в компьютерном классе
  • назначение основных устройств компьютера
  • принципы создания, хранения, обработки и поиска информации на компьютере;
  • принципы поиска информации в сети Интернет;
  • принципы обработки текстовой информации;
  • принципы обработки графической информации;
  • принципы построения мультимедийных презентаций и анимационных фильмов.

Задачи программы

  1. Познакомить учащихся с возможностями различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
  2. Освоить с учащимися первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ.
  3. Научить вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения и объекты.

2. Учебно-тематический план:

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе:

Характеристика

деятельности

обучающегося

Теория

Практика

Знакомство с компьютером

2

1

1

1

Компьютер и его устройства

1

1

-

Изучают устройства компьютера

2

Рабочий стол Начинаем работать на компьютере

1

-

1

Изучение рабочего стола и все что с ним связано

Обработка текстовой информации

12

3

8

3

Набор, редактирование и форматирование текста

5

2

3

Набирают текст и учатся форматировать его

4

Действия с фрагментом текста. Сохранение текстового документа

2

0

2

Копирование, вырезать вставить текст

5

Размещение рисунка в тексте

3

1

2

Вставка рисунка в текст

6

Защита проектов

2

0

2

Защищают проекты

Мультимедийные технологии

9

2

7

7

Презентация. Создание презентации

4

1

3

Создание презентации

8

Первая анимация

4

1

3

Создание анимации из презентации

9

Презентация проекта

1

0

1

Представляют свои проекты

Работа с табличным процессором

8

3

5

10

Работа со списками, базами данных.

2

1

1

Изучение табличного процессора

11

Использование, форматирование таблиц.

2

0,5

1,5

Учатся форматировать таблицы

12

Основные математические и статистические функции

2

0,5

1,5

Использование математических функций в таблицах

13

Создание диаграмм, графиков, импортирование иллюстраций

2

1

1

Вставка диаграмм, рисунков в таблицы

Работа в сети Интернет

3

1

2

14

Всемирная сеть Интернет

0,5

0,5

0

Изучение сети Интернет и его возможностей

15

Поиск информации в сети Интернет

2,5

0,5

2

Создание электронной почты, поиск информации

Итого:

34

10

24


3. Содержание программы

Знакомство с компьютером (2 часа)

  1. Компьютер и его устройства.

Основные устройства компьютера. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Передача управляющего сигнала.

Практикум «Подключение основных устройств компьютера».

1.2Рабочий стол

Понятие рабочего стола. Объекты рабочего стола. Перемещение объектов рабочего стола. Понятие «виртуальный мир». Кнопка Пуск. Главное меню. Запуск программ из главного меню. Окно программы. Структура окна программы. Работа с окном программы (перемещение, изменение размера, свернуть, развернуть, закрыть).

Обработка текстовой информации (12 часов)

  1. Набор и редактирование текста.

Простейший текстовый редактор Блокнот (KWriter). Запуск текстового редактора. Интерфейс окна. Правила набора текста. Редактирование набранного текста. Изменение формата набранного текста.

  1. Действия с фрагментом текста.

Понятие «фрагмент текста». Основные операции с фрагментом текста: выделение, перемещение, удаление, копирование, вставка. Понятие «текстовый документ». Сохранение текстового документа в памяти компьютера. Поиск сохраненного документа и открытие его.

  1. Размещение рисунка в тексте.

Вставка картинки (вставка из галереи, вставка из файла) в текст. Изменение размера рисунка, перемещение рисунка. Определение положения рисунка в тексте.

  1. Презентация проектов.

Обучающиеся на протяжении изучения темы «Обработка текстовой информации» работают над индивидуальными проектами. По изучению темы – представляют свою работу с обоснованием порядка выполнения.

Возможные темы проектов:

«Мое любимое стихотворение»

«Любимое время года»

«Мое увлечение»

«О моей семье» и т. д.

Мультимедийные технологии (9 часов)

  1. Презентация. Создание презентации

Программы для создания презентаций (Microsoft Power Point или Open Office org. Impress), Интерфейс программы для создания презентации. Слайд. Добавление слайда. Демонстрация презентации. Сохранение презентации. Поиск сохраненной презентации. Выбор макета слайда. Размещение текста. Форматирование текста на слайде. Изменение формата оформления слайда. Вставка картинки на слайд (вставка из галереи, вставка из файла). Работа с рисунком на слайде (перемещение, изменение размера, удаление).

  1. Первая анимация.

Эффекты анимации. Применение эффектов анимации к объектам на слайдах презентации (рисункам, тексту). Установка автоматической анимации. Применение эффектов анимации к смене слайдов презентации. Автоматизация смены слайдов. Добавление звука при смене слайда. Вставка звука на слайд.

  1. Презентация проектов.

Обучающиеся на протяжении изучения темы «Мультимедийные технологии» работают над индивидуальными проектами. По изучению темы – представляют свою работу с обоснованием порядка выполнения.

Работа с табличным процессором (8 часов)

  1. Работа со списками, базами данных.

Создание списков или табличной базы данных в программе Microsoft Excel. занесение информации в базу данных. Вставка, удаление столбцов или строк. добавление, удаление ячеек.

  1. Использование, форматирование таблиц.

Использование средств форматирования таблиц в Microsoft Excel: шрифты, выравнивание содержимого ячеек; опции горизонтального и вертикального выравнивание; перенос по словам и автоподбор по ширине; объединение ячеек; изменение ориентации текста; изменение направления текста; цвета заливки; границы и линии; автоформатирование; использование, изменение и создание стилей и т.д.

  1. Основные математические и статистические функции

Освоение правил работы с формулами и функциями. Копирование и перемещение формул. использование Мастера функции. Прием автозаполнение ячеек, механизм относительных ссылок на ячейки. Тренировочные упражнения по использованию функции.

  1. Создание диаграмм, графиков, импортирование иллюстраций

Типы диаграмм Microsoft Excel. Построение новой диаграммы с помощью Мастера Диаграмм. Редактирование поля диаграммы, заголовка, легенды, разметки осей, поля графики, кривых. Использование динамической связи данных таблицы с диаграммой. Работа с иллюстрациями: автофигуры, импортирование графических, аудио и видеофайлов. Форматы файлов. Тренировочные упражнения по созданию диаграмм.

Работа в сети Интернет (3 часа).

  1. Всемирная сеть Интернет.

Что такое Интернет? Выход в Интернет. Программы (браузеры) для выхода в сеть Интернет.

  1. Поиск информации в сети Интернет.

Поисковые серверы сети Интернет. Поиск информации в сети. Работа с гиперссылками. Обработка найденной информации (размещение в текстовом документе).

Практикум «Поиск информации в сети Интернет».

4. Предполагаемые результаты

Результаты

Уровень проявления

Личностные

доброжелательно реагирует на обращение другого человека при работе за компьютером

выполняет упражнения для расслабления при работе за компьютером

Метапредметные

знает, где найти и как использовать необходимые ресурсы для решения проблемы

может разработать задачи для создания проекта

Предметные

соблюдает правила поведения в компьютерном класса

умеет применять по назначению основные устройства компьютера

умеет создавать файлы различных типов, папки.

умеет находить информацию с помощью поисковых систем;

Умеет обрабатывать искомую текстовую информацию в специализированных продуктах

Умеет обрабатывать графические изображение в специализированный пакетах

Умеет создавать мультимедийные презентации

Умеет создавать небольшие анимационные ролики

5. Формы и виды контроля

В течение года обучения проводится диагностика сформированности уровня ИКТ-компетентности школьников: входная диагностика (сентябрь), диагностика по итогам первого полугодия (декабрь), диагностика по итогам года (май).

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы, можно считать участие обучающихся в проектной деятельности, выставках, конкурсах, олимпиадах не только по предмету «Информатика и ИКТ», но и других предметных областей.

6. Методические рекомендации

Для достижения высоких результатов при реализации программы необходимо использовать следующую структуру занятий:

  1. Организационный момент.
  2. Повторительно-обучающая работа (задания, связанные с материалом предыдущего занятия).
  3. Объяснение нового материала.
  4. Работа за компьютером (20 минут).
  5. Подведение итогов.

7. Описание материально-технического обеспечения

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1

Технические средства обучения

Интерактивная доска

1

Мультипроектор

1

Звуковые колонки

1

Компьютер

15

Принтер

1

2

Программное обеспечение

ОС Windows

15

Microsoft Office 2007

15

3

Печатные пособия

Рабочие тетради

45

Раздаточный материал

25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса

Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...