Конспект урока по природоведению на тему "Свойства воздуха" 5 класс ОВЗ
план-конспект урока по природоведению (5 класс)

Мягкова Юлия Юрьевна

Цель урока: познакомить обучающихся с газообразным телом неживой природы – воздухом, его свойствами.

 

Задачи урока:

Личностные: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать учебный материал.

Регулятивные: формировать представления как определять наличие воздуха в телах живой и неживой природы опытным путём, учить учащихся связному рассказу о физических свойствах воздуха.

Коммуникативные: воспитывать экологическое мышление, воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vozduha.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс.

Природоведение.

Тема урока: «Свойства воздуха».

Цель урока: познакомить обучающихся с газообразным телом неживой природы – воздухом, его свойствами.

Задачи урока:

Личностные: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать учебный материал.

Регулятивные: формировать представления как определять наличие воздуха в телах живой и неживой природы опытным путём, учить учащихся связному рассказу о физических свойствах воздуха.

Коммуникативные: воспитывать экологическое мышление, воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:  оборудование для опытов, дополнительная литература.

Ход урока.

1.Организационный момент:

Перемена, перемена,

Можно бегать и играть,

Но нельзя и забывать,

Что когда звенит звонок,

Он зовёт всех на урок.

Нам опаздывать нельзя,

Побыстрее в класс, друзья!

2. Повторение изученного материала по теме «Значение воздуха для жизни на Земле»:

Беседа по вопросам:

  1. Из смеси каких \состоит воздух?
  2. Что может случиться с Землей если исчезнет кислород?
  3. Что спасает нас от отравления углекислым газом?
  4. С какой целью за чертой города создаются объездные дороги?

3.Изучение нового материала.

Прошу учащихся взять, лежащие на партах тетради и сделать несколько движений около лица.

Что вы почувствовали?

С помощью движущегося воздуха, разгоняю со стола лежащие на нём кусочки бумаги.

Что заставило разлететься кусочки бумаги?

Прошу сделать вывод, что находится вокруг нас?

Проводим опыты на обнаружение воздуха в твердых телах.

Опыт 1:

Показать стакан

- Посмотрите на меня через этот стакан. Вы меня видите? Я вас тоже. А почему?►

ВЫВОД:   (Воздух прозрачен)

 -  А изменился ли у меня цвет волос? Цвет моей одежды? Почему? ►

ВЫВОД:     Воздух не имеет цвета

- А теперь давайте все вместе понюхаем воздух. Что чувствуете? (Ничего) Почему? ►

 ВЫВОД:     Воздух не имеет запаха

 - Теперь давайте попробуем воздух на вкус. Для этого высунем кончик языка. Что чувствуете? (Ничего) Почему? ►

 ВЫВОД:     Воздух не имеет вкуса

- Что же это за вещество такое? Без цвета, запаха, вкуса, мы его даже не видим. Может быть и нет его вовсе? Может быть воздух – пустое место?

      Опыт 2:

Показать стакан

 - Что находится у меня в стакане? (Стакан пустой)

Опустить в воду перевёрнутый стакан.

 - Почему вода не попадает в стакан? (Её не пускает воздух)

-   Правильно ли выражение «Стакан пустой?»  (Нет, в нём есть воздух)

- Значит,  воздух можно обнаружить.  Как ещё можно почувствовать воздух?  (Веером помахать)

- Мы можем почувствовать воздух при  его движении.

ВЫВОД:      Воздух существует.

Опыт 3:

Показать  воздушный  шарик.

 - Что находится в шарике? (Воздух)

 - Какую форму имеет шарик? (Круглый)

 - Почему?  ►

 ВЫВОД:       Воздух в шарике занимает весь предоставленный объём.

Опыт 4:

На надутый шарик положить книгу.

- Что произошло с шариком? (Он сжался)

Убрать книгу

 - А теперь, что мы видим? ( Приобрёл круглую форму)

 - Воздух сопротивляется сжатию. Это свойство называется      упругостью.

Кроме этого благодаря воздуху мы: ►

Плаваем на яхтах и парусниках;

Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах;

Убираем пыль пылесосом;

Сушим бельё

Сушим волосы феном.

Проводим опыты с упругими предметами.

Сжимаем пальцами пружинку, ластик, стальную линейку.

Менялась ли их форма при сжатии?

Какими они становились после того, как я переставала сдавливать их пальцами?

Ты, наверное, играл с мячом и знаешь, что при ударе о пол он подскакивает вверх. Отчего это происходит?

Проведём такой опыт. В широкую трубку из толстого стекла врезали с обоих концов по ломтику сырого картофеля. Взяли палочку и осторожно стали проталкивать одну из картофельных пробок внутрь трубки. Вскоре вторая пробка с шумом вылетела.

Толкая пробку, воздух в трубке сжали. Сжатый воздух давил на стенки трубки и на обе пробки. Под его напором одна из пробок и вылетела из трубки.

Проведём второй опыт. Ещё раз врезали в оба конца трубки по ломтику сырого картофеля. Приставили один конец трубки к стенке или столу, чтобы пробка не могла вылететь.

Попробовали после этого протолкнуть другую пробку внутрь трубки. Пробку с трудом продвинули всего до половины трубки: сжатый воздух помешал ей двигаться дальше. Затем прекратили давление на пробку и вынули палочку. Пробка начала двигаться обратно.

При толкании пробки воздух в трубке сжимался. Но воздух упруг: когда давление на него прекратилось, он расширился и вытолкнул пробку обратно.

Это свойство воздуха активно используется человеком. Например, в играх для детей.

Например, в играх с мячом. Когда мяч ударяется о пол, воздух в нём сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

Еще свойства воздуха используются в таких любимых всеми детьми игрушках, как велосипеды и самокаты. Воздух накачивается в шины велосипедов, самокатов и автомобилей, чтобы смягчить толчки при езде.

Большую упругость сжатого воздуха используют пожарные, чтобы получить сильную струю воды для тушения огня. С помощью сжатого воздуха маляры разбрызгивают краску, покрывая ею стены домов. Сжатым воздухом приводится в действие отбойный молоток, которым шахтёры откалывают уголь.

С помощью сжатого воздуха работают тормоза трамваев и поездов.

Все твёрдые и жидкие тела имеют вес. Имеет ли вес воздух?

        Однажды был взят металлический шар с краном и взвешен. С помощью воздушного насоса из шара выкачали воздух. Закрыв кран, шар снова взвесили. Шар стал весить меньше. Так было доказано, что воздух имеет вес.

Провели такой опыт. Взяли большую колбу с пробкой и подвесили её к весам, как показано на рисунке.

 Уравновесили колбу при помощи песка. Вынули пробку, сняли колбу и нагрели её над пламенем спиртовки. Нагретую колбу плотно закрыли пробкой и снова подвесили к весам. При этом заметили, что колба стала легче. Почему? Воздух при нагревании расширился, и часть его вышла из колбы.

Затем вынули пробку из колбы. Когда колба остынет, закрыли ее снова пробкой. Чашки весов уравновесились.

Это произошло потому, что в колбу вошёл воздух, и его стало в ней столько же, сколько было до нагревания.

Учёные определили, что 1 куб. м воздуха весит 1 кг 293 г, 1 куб. м воды весит 1000 кг, или 1 тонну. Значит, воздух во много раз легче воды.

Предметы более лёгкие, чем вода, не тонут в ней. Если наполнить воздухом резиновую камеру, деревянную бочку или металлическую коробку и плотно закрыть их, то они будут держаться на поверхности воды.

4.Физкультминутка:

5.Закрепление.

1. Работа с учебником:

Чтение текста стр.25-27, ответить на вопросы:

  1. Какие свойства воздуха вы знаете?
  2. Как можно доказать что воздух занимает место?

2.Работа с тетрадями:

Запись в тетради: Воздух – газообразное тело, не имеет постоянной формы. Воздух лёгкий, прозрачный, бесцветный. Он распространён вокруг всего земного шара. Ветер движение тёплого и холодного воздуха.

3.Работа с рабочими  тетрадями:

Выполните задания 6,7 на стр. 16.

4.Обобщение.

6. Итог урока:

7. Домашнее задание: стр.25-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по природоведению "Семейство тыквенные." для 5 класса коррекционной школы 8 вида

Урок природоведения "Семейство Тыквенные" для коррекционного класса. На урок приходит Тётушка Тыква. Она просит учащихся слетать на Родину огурца и узнать, как он выглядит(внешнее строение огурца). В ...

Конспект урока по природоведению в 5 классе, тема "Рождающая жизнь"

Урок  раскрывает значение воды для живых организмов, знакомит с её свойствами и поднимает проблему бережного отношения к ней. Он построен в проблемно-диалоговом ключе, способствует развитию ...

конспект урока по природоведению 5 класс: "Измерение температуры воздуха".

методическая ценность урока заключается в использовании интерактивной формы проведения, способствующей развитию мыслительной деятельнтси учащихся....

План-конспект урока по природоведению в 5 классе "Что мы узнали о Вселенной".

Урок проведён в 5 классе при обобщении и закреплении знаний по теме "Вселенная " с использованием дифференцированного подхода....

Конспект урока по природоведению в 5 классе "Как питаются разные животные"

Как питаются разные животные, урок природоведения  в 5 классе. Приспособления  животных к различному питанию. Конспект урока по учебнику Т.С. Сухова, В.И. Строганов "Природа" 5 класс...

Конспект урока по природоведению в 5 классе "Как питаются разные животные"

Как питаются разные животные, урок природоведения  в 5 классе. Приспособления  животных к различному питанию. Конспект урока по учебнику Т.С. Сухова, В.И. Строганов "Природа" 5 класс...

Конспект урока по природоведению в 5 классе Тема: «Жизнь на разных материках»

Конспект урока по природоведению в 5 классеТема: «Жизнь на разных материках»...