Методическая разработка Системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца «Птицы в осенний период»
методическая разработка по природоведению

Белова Татьяна Александровна

Наблюдения за птицами в природе. Рассматривание картин, изображающих жизнь птиц поздней осенью; беседы о кормах для птиц, заготовка семян и ягод для подкормки птиц в зимнее время. Рисование и выполнение аппликации  по теме «Птицы». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
НИЖЕГОРОДСКИЙ  ИНСТИТУТ  РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НИРО

Методическая разработка

Системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца

«Птицы в осенний период» Старший дошкольный возраст.

ПО КУРСУ

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО»

Слушателя курсов повышения

 квалификации по проблеме:

Беловой Татьяны Александровны

Воспитателя:

 ГКОУ «Таремский детский дом»

Нижний Новгород

2015 год

Предварительная работа:

Наблюдения за птицами в природе. Рассматривание картин, изображающих жизнь птиц поздней осенью; беседы о кормах для птиц, заготовка семян и ягод для подкормки птиц в зимнее время. Рисование и выполнение аппликации  по теме «Птицы».
Экскурсия в лес .

НАБЛЮДЕНИЕ 1: Средства и способы.

Цель: закреплять знания о птицах, прилетающих на участок, воспитывать интерес к жизни пернатых , стремление наблюдать за ними.

Средства:  Живые объекты: птицы, картинки с изображением птиц.

Способы: Рассматривание, Наблюдение, Обследование, Сравнение, Обсуждение, Художественное слово.

НАБЛЮДЕНИЕ 2:Какие птицы прилетают на участок?

Цель: учить детей , рассматривая птиц , различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.

Чтение стихотворения С. Есенина

Воробышки игривые, 
Как детки сиротливые,
 
Прижались у окна.
 
Озябли пташки малые,
 
Голодные, усталые.
 
И жмутся поплотней.

Беседа.

Где чаще всего можно увидеть этих птиц на участке?
Почему они чаще всего бывают на хозяйственном дворе?

Как кричат эти птицы? Ответы детей.

Предложить детям понаблюдать за птицами.

Подражание их голосам. (сорока - стрекочет, воробей -чирикает, ворона - харч, харч).

Описание птиц.

Как отличить снегиря от воробья?

Чем сорока отличается от галки и вороны?

Загадывание загадок о птицах.
Непоседа пестрая,
 
Птица длиннохвостая,
 
Птица говорливая,
 
Самая болтливая!
 
(Сорока)

Выпал снег, а эта птица 
Снега вовсе не боится.
 
Эту птицу мы зовем
 
Красногрудым... (снегирем).

Это кто там на дорожке 
Испугался нашей кошки?
 
Это кто там поднял крик —
 
Чик-чирик да чик-чирик?
 
(Воробей)

НАБЛЮДЕНИЕ  3: Как птицы передвигаются по земле?

Цель: учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле: ворона ходит по земле большими шагами, воробей скачет, голубь делает частые шаги.

Рассказ воспитателя:

Птицы передвигаются либо шагом, либо скачками. Шаги могут быть короткими и длинными, медленными и быстрыми, переходящими в бег. Скачки также могут меняться и по длине, и по скорости. Продвигаясь шагом, птица поочередно переставляет то одну, то другую ногу. Такой способ передвижения характерен для наземных птиц, гнездящихся или кормящихся в основном на земле.

Воробьи передвигаются по земле. Сравнивая их с голубями, воронами, которые, как известно, переставляют ноги по очереди и делают шаги, воробьи шагать не умеют: они подпрыгивают  одновременно  на двух ножках, и  скачут.

Предложить детям понаблюдать: за  воробьём и  за вороной. Сравнить.

Обсуждение.

Подвижная игра: «Собака и воробьи».

НАБЛЮДЕНИЕ 4: Как птицы летают?

Цель: обратить внимание детей на то, что птицы в полёте выглядят иначе, чем на земле: птицы летают ,потому что машут крыльями, отталкиваясь ими от воздуха; садясь на землю, крыши, деревья, птицы складывают крылья и хвост, чтобы они не мешали.

Рассказ воспитателя :Что позволяет птицам летать?

1. Крылья идеально приспособлены к полету по своей форме и создают подъемную силу.

2. Обтекаемая форма тела. Перо чрезвычайно легко и прочно.

3. Легкий скелет. Кости легкие и в то же время очень прочные.

4. Сильные мышцы обеспечивают работу крыльев птиц.

6. Питание. Птицам приходится очень  много есть, они постоянно заняты поиском корма.

7. Дыхание. Кроме легких, имеются воздушные мешки.

Демонстрация  иллюстраций.

НАБЛШЮДЕНИЕ 5: Когда птицы бывают заметны ?

Цель: познакомить детей с явлением затаивания птиц , с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега; их трудно заметить ,когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников.

Показ картинок с изображением затаивания птиц.

Предложить детям поразмышлять ,когда птицы менее заметны.

Сравнить птицу , сидящую на снегу и затаившуюся в кустарнике.

Игра :«Посчитай всех птиц на дереве».

НАБЛЮДЕНИЕ  6: Ищем птичьи следы.

Цель: установить , что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных, машин, санок, лыж; птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнать, какие птицы были на участке и что они делали.

Поисковое задание.

Предложить детям самостоятельно найти следы на снегу ( след человека, кошки, птицы ,след от колёс машины),определить, сравнить следы.

Обсуждение.

НАБЛЮДЕНИЕ  7 :Чем мы кормим птиц и что они особенно любят?

Цель: уточнить с детьми ассортимент кормов , который предлагается пернатым : зерновая смесь, крошки хлеба, кусочки свежих фруктов и сало.

Практическая деятельность.

Заготовка корма для птиц( крошки хлеба, семечки, сало).

Насыпать семечки, хлебные крошки, развесить кусочки сала.

Самостоятельно определить, что предпочитают птички , как они ведут себя   во время питания.

Подведение итогов: Составление описательного рассказа об одной из птиц, которая прилетела на кормушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей «Наблюдение за птицами»

В своей работе в основу наблюдений мною были взяты птицы, которых можно наблюдать на участке во все сезоны. В процессе наблюдения за птицами необходимо было усвоить как они приспосабливаются к воздушн...

Методическая разработка (ЦОР) к уроку кубановедения "Природные объекты, памятники природы, истории и культуры"

Презентация к уроку кубановедения "Природные объекты, памятники природы, истории и культуры"...

Методическая разработка "Методы астрономических наблюдений"

Технологическая карта урока: "Небесные координаты"...

Методическая разработка "Конспект урока по Окружающему природному миру на тему "Деревья осенью" для детей с нарушением слуха

Конспект урока для учителей и воспитателей, работающих с детьми с нарушением слуха по предмету "Окружающий природный мир". Конспект соответствует методике, содержит много игровых заданий. По...

Методическая разработка. Практическая работа №15. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон (по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.

Данная разработка предлагает вариант проведения практической работы №15 "Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон(по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявления особе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца «Птицы в осенний период» Старший дошкольный возраст.

Наблюдения за птицами в природе. Рассматривание картин, изображающих жизнь птиц поздней осенью; беседы о кормах для птиц, заготовка семян и ягод для подкормки птиц в зимнее время. Рисование и выполнен...