Технология Sandplay в профессиональном самоопределении подростков
методическая разработка по психологии по теме

Ратникова Елена Владимировна

Здесь представлен сценарий психологической игры методом песочной терапии на тему "Путь в профессию".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Путь в профессию»

Цель: активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению; творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

Оборудование: песочница, фигурки.

Ритуал приветствия. Ведущий предлагает по кругу называть свое имя, и на ту букву, с которой начинается имя участника назвать профессию. Например, Света и профессия - селекционер, слесарь, следователь и т.д.

Упражнение № 1. «Автопортрет»

Цель: в шутливой форме повысить у игроков способность соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.

Инструкция. Все участники выбирают среди фигурок ту, что более всего напоминает им себя, свою  будущую профессию.

Ведущий быстро собирает фигурки в мешочек или коробочку и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему не важно кто что выбрал.

Тут же ведущий раздает игрокам фигурки, но уже в случайном порядке.

 «Посмотрите внимательно на фигурку, постарайтесь понять, что она означает, определите, профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует выбранной фигурке. После этого фигурку передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новую фигурку и проделайте то же самое. Если Вы получите  собственную фигурку, то также подберите к ней профессию… Таким образом, все фигурки должны пройти круг. Профессии  могут повторяться».

Пояснение. Опыт показывает, что упражнение проходит  весело, а игроки слушают ведущего достаточно заинтересованно.

Ни в коем случае нельзя тут же спрашивать, чья  это фигурка, да еще вручать её автору, т.к. обычно над изображениями смеются и далеко не каждый может чувствовать себя при этом уверенно. Фигурки  после упражнения просто кладутся на стол, и ведущий предлагает игрокам самим найти свои автопортреты.

Будет лучше, если ведущий сам выберет  свой автопортрет из фигурок  и поиграет вместе с игроками. Это даст ему возможность при подведении итогов начать со своего собственного изображения, ведь лучше, когда начнут смеяться сначала над самим психологом, даже если такой смех бывает очень добрым и дружеским.

В данной игре каждая фигурка  – это своеобразная проекция участников своего представления о себе, а шутливое соотнесение фигурок с профессиями – это еще один шаг к пониманию образа профессионала.

Упражнение № 2. «Выбор»

Цель: ориентирование на осознание необходимости получения участниками профессионального образования. Занятие настраивает на самопознание. Участники, моделируя ситуации, учатся и приобретают навыки рефлексии.

Теоретическое вступление.   Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры.

  Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте.

  Характерные для юношеского возраста психологические особенности – повышенное внимание к своему внутреннему миру, попытки разобраться в себе, своих переживаниях и мыслях, в своих отношениях к миру и другим людям, застенчивость, нередко встречающееся обостренное чувство одиночества – актуализируются на фоне важнейшей для старшеклассников проблемы – профессионального самоопределения, которое неразрывно связано с личностным самоопределением и   самореализацией. Поэтому с особенной силой юношей и девушек тревожит целый спектр животрепещущих вопросов, относящихся к сфере профессионального самосознания.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии.

  Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном стремлении оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии.

Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.

Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

Ход игры в песочном мире. Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время… Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования…

Необходимо в песочнице  ответить на вопросы:

В каком городе или даже стране вы находитесь?

Какое у вас время года?

Что вы будете делать?

Каковы ваши действия?

Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)

Что будет потом?

Рефлексия.

Упражнение № 3. Что поможет мне учиться (работать)

Цель: мотивация учебной (трудовой) деятельности.

Инструкция. Участникам предлагается построить песочную картину на тему: «Что помогает мне учиться (работать)».

Для подготовки предварительно обсуждаются следующие утверждения. Эти утверждения необходимо проранжировать от 0 до 5 баллов. Также к этому утверждению подобрать символическую фигурку.

-Я умею планировать свое время и быть организованным;

-Я представляю, где  и у кого могу получить помощь;

-Я умею заботиться о своем здоровье;

-Я умею находить плюсы в  трудной ситуации;

- Я знаю, что я уже умею делать, а чему мне еще надо учиться;

-Я знаю, что могу рассчитывать на помощь друга.

Рефлексия. Участники отвечают на вопрос, что же им все-таки поможет учиться (работать).

Упражнение № 4.  «Дорожная карта»

Цель: осознание  промежуточных этапов и возможных путей достижения своей профессиональной цели.

Инструкция. Сформулируйте свою профессиональную цель. Например: поступление в конкретный вуз; конкретное профессиональное достижение; устройство на работу и т.д. Выберите фигурки, символизирующие вашу цель. Расположите их вверху карты в песочнице  (конечная остановка вашего пути). Внизу карты разложите фигурки, символизирующие ваше положение сейчас.

 Продумайте промежуточные остановки, т.е. те подцели, которые помогут вам достичь главную цель.

Рефлексия. Что я узнал о себе нового?

Упражнение № 5.  Басня «Лебедь, Рак и щука»

Цель: устранение профессионального диссонанса, внутриличностного конфликта, сформированным несоответствием внутренних структур личности: самооценкой, мотивами, потребностями («по формуле профессии «Могу-хочу-надо»).

Теоретическое вступление. «Формула профессии «Хочу-могу-надо».

Хочу - пространство желаний, интересов, стремлений.

Могу - пространство способностей, талантов, состояния здоровья.

Надо - пространства запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики.

Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении трех пространств (рисуются три круга, взаимно пересекающиеся).

Три отдельных друг от друга круга символизируют профессиональный диссонанс - как вид внутриличностного конфликта.

Инструкция. Участники инсценируют притчу в песочнице  во время  ее чтения, затем обсуждают, отвечая на вопросы ведущего. Как вариант, можно басню инсценировать.

Однажды Лебедь, Рак и Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе  трое напряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Мораль

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Обсуждение. Как чувствовали себя участники в разных ролях.

Упражнение № 6. «Сказка про зайца»

Цель: проективное и метафорическое исследование участниками понятия «профессиональная роль»; выяснение последствий занятия чужой профессиональной  роли.

Инструкция участникам. Сейчас я  расскажу вам начало сказки, продолжение которой вам нужно придумать самим и рассказать в песочнице.

На зиму зайцы меняют свою шкурку. Для этого они приходят на склад, сдают свою летнюю (серую) и берут взамен белую, более пушистую и теплую. Однажды зайцу не хватило новой шкурки, и кладовщик сжалился над ним и дал лисью, чтобы заяц не замерз…

Что произошло дальше?

Обсуждение результатов. Что происходит с людьми, когда они начинают выполнять чужую (не свою) профессиональную роль?

Упражнение № 7. «Мои профессиональные желания» (метод «Незаконченное предложение»)

Цель:  осознание своих профессиональных желаний; установление связи своих проф. желаний с предлагаемыми местами работы или учебы; овладение навыками самодиагностики.

Инструкция: психолог зачитывает начало  предложения.  Участники заканчивают их.

Я вижу свою профессиональную цель в том, что…

  • Я стремлюсь…
  • Я могу достичь успеха в…
  • У меня подходящий возраст для…
  • Я абсолютно убежден, что я хочу…
  • Мой успех связан с…
  • У меня есть то, что требуется для…
  • Я знаю, что я буду…
  • Я совершенно уверен…
  • Мне хорошо иметь…
  • Мне хорошо быть…
  • В работе я удовлетворяю свое желание…
  • У меня есть естественное стремление…
  • Моя учеба позволяет мне…
  • Для меня удобно и выгодно…
  • У меня есть способности для…
  • Я мечтаю…
  • Мой профессиональный интерес направлен…
  • У меня достаточно сил и желаний…
  • Мое сегодняшнее положение позволяет мне…

Ритуал прощания. Что нового я узнал   о себе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»

Докладна тему:«Информационные технологии  для решения профессиональных задач учителя»Цель работы группы: Анализ и структуризация учебный процесс согласно выявленным потребностям.потребносте...

Реферат по теме: «Здоровьесберегающие технологии в учреждениях профессионального образования как основное направление в работе с подростками»

Основные подтемы реферата:1.Состояние здоровья подростков в современных условиях2. Здоровьесберегающие технологии   2.1. Методы здоровьесберегающих технологий   2.2.Основопол...

Презентация для проведения педсовета "Проектная технология как средство профессионального развития личности"

В образовательной программе ФГОС ООО есть раздел "Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности", поэтому проектной технологий сегодня должен владеть каждый учитель...

Мастер-класс «Применение информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса»

Методические рекомендации для проведения практической работы для педагогов и административных работников школ Создание таблиц и построение графиков и диаграмм для мониторинга с целью повторить и ...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»).Личный профессиональный план.

Цели урока:-способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних у...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Профессиональное становление личности.

Цели: - сформировать понимание обоснованной взаимосвязи личностных склонностей и             стремлений к профессиональному становлению,...

«Роль информационных технологий на уроках технологии в развитии профессионального самоопределения учащихся»

Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема с...