Психологический курс: курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе (3-4 классы).
методическая разработка по психологии по теме

Копылова Любовь Евгеньевна

Психологический курс: курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе (3-4 классы).

   Основная цельданной работы: формирование ребенка как личности, реализация  имеющегося потенциала; формирование психологической готовности к обучению на второй ступени.

  Методы работы:

коррекционно-развивающие упражнения, арттерапия, игротерапия, музыкотерапия, беседа, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха.

Прогнозируемый результат: развитие интеллектуальных, личностных, деятельностных особенностей младших школьников, готовность к переходу на следующую ступень школьного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya.doc.docx19.2 КБ
Файл prilozhenie1.docx14.88 КБ
Файл prilozhenie2.docx13.89 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический курс: курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе (3-4 классы).

   Обучение ребенка в начальной школе - первая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой (учебной) деятельности, приобретения умения учиться зависит дальнейшее обучение ребенка, формирование его отношения к школе.

   Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед учителями и школьными психологами возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы – предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведении и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся образовательных школ. Согласно данным выборочных исследований уже в начальных классах выявляется около 25 – 30% детей с подобными проблемами, и несвоевременное распознавание их характера и природы, отсутствия специальных коррегирующих программ приводит не только к хроническому отставанию в усвоении знаний, но и вторичным нарушениям психосоциального развития к различным формам отклоняющего поведения.    

   Не менее остро эта проблема сказывается и на качестве учебно-воспитательного процесса, дестабилизируя учебную деятельность других учащихся и отвлекая на себя значительную часть усилий педагогов.

   Нереализованные желания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения- эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению.  Чем больше факторы дезадаптации  (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет процесс его перехода на другую ступень обучения.

Учитывая то, что к числу основных первичных внешних признаков школьной дезадаптации и врачи, и педагоги, и психологи единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения, к категории детей с нарушениями школьной адаптации относят, прежде всего, детей с недостаточными способностями к обучению. И относят вполне правомерно, так как среди требований, которые предъявляют ребенку, в первую очередь выделяется необходимость успешно овладевать учебной деятельностью.

    Предлагаемый курс содержит программу психологических занятий с учащимися 3-4 классов, нацеленных на формирование у младших школьников психологической готовности к обучению на новой ступени и преодоление возможной дезадаптации, связанной с переходом в основную школу.  В связи с этим прослеживается необходимость ведения данного курса, состоящего из двух частей, направленных на обеспечения развития уровня  психологического развития, повышение адаптивных возможностей организма обучающихся.

   Основная цель данной работы: формирование ребенка как личности, реализация  имеющегося потенциала; формирование психологической готовности к обучению на второй ступени.

   Основными принципами работы программы являются: учет возрастных особенностей, доступность, последовательность, системность, эффективность, личностно-ориентированных подход, управляемость образовательным процессом, сочетание индивидуальной и коллективной форм работы.

  Методы работы:

коррекционно-развивающие упражнения, арттерапия, игротерапия, музыкотерапия, беседа, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха.

    Форма работы: групповая. Данные занятия проводятся в подгруппах по 10-12 человек, один раз в неделю.

    Особенности организации образовательного процесса.  

    Предлагаемый курс рассчитан на 2года: 3 и 4 классы.

    Первый год обучения: 1 часть «Уроки психологического развития» для учащихся 4-ых классов представлена в количестве 16 часов (план 1). 2часть «Тренинговые занятия» для учащихся 4-ых классов представлена в количестве 16 часов.

1 часть «Уроки психологического развития» для учащихся 3-их классов представлена в количестве 16 часов (план 1). 2 часть для учащихся 3-их классов представлена в программе «Цикл арт-терапевтических занятий».

   

Второй год обучения: 1 часть «Уроки психологического развития» для учащихся 4-ых классов представлена в количестве 15 часов (план 2). 2часть «Тренинговые занятия» для учащихся 4-ых классов представлена в количестве 16 часов.

    Для учащихся 3-их классов 1 часть берется за первый год обучения (план1). 2 часть для учащихся 3-их классов представлена в программе «Цикл арт-терапевтических занятий».

    Представленная программа рекомендуется прежде всего в тех классах, где есть дети с пониженной обучаемостью и  трудностями в развитии (низкая школьная мотивация, низкий уровень развития познавательных процессов, высокий уровень школьной тревожности и т.п.). На уроках психологического развития не ставятся оценки, хотя оценивание происходит, в результате чего ученики избавляются от «отметочной психологии», у них формируется отношение к этим урокам как средству развития личности. Помещение для занятий должно быть комфортным, позволяющим выполнять письменные задания, работу в группах, использовать элементы подвижных игр, релаксационные упражнения.

   Методическое обеспечение: папки с дидактическим, методическим и информационным материалами по заданным темам.

   Техническое обеспечение: для учащихся- тетради, карандаши, ручки, краски, бумага и т.п.  Оборудование: столы, стулья, магнитофон, учебная доска.

   Прогнозируемый результат: развитие интеллектуальных, личностных, деятельностных особенностей младших школьников, готовность к переходу на следующую ступень школьного образования.

Часть первая. «Уроки психологического развития».

(Приложение 1)

Цель первой части работы - активизировать мотивационный и интеллектуальный потенциал ребенка, в привлекательной для него форме показать интересные стороны  познавательной деятельности и собственные возможности ребенка в этой сфере.

Основные задачи:

- развитие навыков произвольного внимания и восприятия;

- формирование приемов образного и логического запоминания. Расширение объема памяти;

- обучение приемам аналитико-синтетической деятельности;

- развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий;

-знакомство с приемами целеполагания и планирования деятельности;

-формирование и связной и последовательной речи учащихся;

- снятие уровня повышенной тревожности, агрессии.

   При проведении уроков необходимо учитывать следующие моменты:

-важно чтобы при объяснении заданий все обучающиеся правильно поняли инструкцию;

-необходимо, где это обусловлено инструкцией, четко соблюдать время предъявления материала;

-обучающимся, при выполнении заданий следует предоставлять как можно больше самостоятельности. Педагог должен помогать, объяснять, направлять.

   Занятия по данной программе для обучающихся 3-4 классов рассчитаны на два года обучения.

Первый год обучения: 1 часть «Уроки психологического развития» для учащихся 4-ых классов представлена в количестве 16 часов (план 1).

1 часть «Уроки психологического развития» для учащихся 3-их классов представлена в количестве 16 часов (план 1).

Второй год обучения: 1 часть «Уроки психологического развития» для учащихся 4-ых классов представлена в количестве 15 часов (план 2).

Для учащихся 3-их классов 1 часть берется за первый год обучения (план1).

Часть вторая. Тренинговые занятия.

(Приложение 2)

    Вторая часть содержит тренинговые занятия для обучающихся  4 класса. Для обучающихся  3 класса вторая часть представлена циклом арт-терапевтических занятий (это отдельна программа).

    Тренинговые занятия направлены на преодоление дезадаптации детей при переходе из начального звена в основное звено, а также на психологическую поддержку обучающихся в ситуации эмоционального напряжения.

   Цель второй части - оказание психологической поддержки обучающимся с повышенным уровнем психологической ригидности в ситуациях эмоционального напряжения; способствовать раскрытию и развитию потенциала детей; а также продолжается работа по направлениям первой части.

   Задачи второй части: 

-сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период;

-раскрытие и развитие личностного потенциала

- мотивировать учащихся к развитию силы воли, самоконтроля, своих способностей;

- развитие субъектности ребенка и формирование у него познавательной мотивации;

- формирование социально-коммуникативных действий.

    Предлагаемый курс рассчитан на 1год: 4 классы.

    Первый год обучения и второй год обучения: 2часть «Тренинговые занятия» для учащихся 4-ых классов представлена в количестве 16 часов.

    Занятия проводятся один раз в неделю. Обязательное требование- расстановка стульев по кругу, так чтобы обучающиеся могли видеть друг друга и общаться между собой.

    Правила поведения на тренинговых занятиях:

-добровольность участия при четком определении своей позиции (не хочешь говорить или выполнять какое-либо упражнение- не делай этого, но сообщи об этом);

-не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твое мнение;

-анонимность рассказываемых ситуаций, случаев жизни и т.п. нельзя превращать рассказ в разбор поведения кого-либо;
-лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать;
-нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит;
-нельзя вне занятий обсуждать то, чем знаем друг о друге на тренингах, и то, как разные ребята ведут себя на них. Все что происходит на тренинговых занятиях, должно оставаться тайной.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Тематический план курса «Уроки психологического развития» (план 1).

Темы занятий

Задачи

1

«Давайте познакомимся»

Формирование эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новому стилю общения взрослого.

2

«Слова, слова»

Изучение индивидуальных особенностей учащихся. Развитие зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза

3

«Конструирование»

Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза; развитие точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

4

«Моделирование геометрических форм»

Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза.

5

«Образ и мысль»

Развитие монологической речи на наглядно-образной основе

6

«Секреты нашей памяти»

Развитие памяти; обучение приемам логического, ассоциативного, образного         запоминания.

7

«Развиваем память»

Обучение приемам логического, ассоциативного и образного запоминания

8

«Общее в различном»

Развитие обобщения на наглядно-образном и вербальном уровне. Обучение приемам групповой работы.

9

«Развиваем мышление»

Развитие аналитико-синтетического мышления. Формирование образного и понятийного обобщения

10

«Как подружились Хочу и Надо»

Развитие произвольно-рефлексивных действий в поведении и деятельности

11

«Смешной и грустный человек»

Развитие произвольного внимания и восприятия. Формирование мотивационной направленности на действие контроля

12

«Когда я бываю Незнайкой»

Обучение анализу своих трудностей. Формирование мотивации на их преодоление.

13

«Умение задавать и отвечать на вопросы»

Обучение умению постановки вопросов. Формирование умений строить суждения как ответ, развитие связной речи.

14

«Как я работал редактором»

Формирование навыков контроля и самооценки. Развитие связной речи.

15

«В мире образов»

Развитие воображения.

16

Итоговое занятие «Я многое умею»

Диагностика развития компонентов учебной деятельности

Тематический план курса «Уроки психологического развития» (план 2).

Темы занятий

Примечание

1

«Моя мечта»

Диагностика детских стремлений и способности планировать.

2

«Цель, планирование, реализация»

Развитие умения определять цель предстоящей деятельности. Обучение целеполаганию и планированию.

3

«Как развивать память»

Обучение способам развития различных видов памяти.

4

«Как мы думаем»

Развитие способности к анализу и обобщению информации. Развитие связной речи.

5-6

«Классификация»

Обучение приемам классификации объектов. Развитие навыков планирования.

7

«Учимся давать определение»

Овладение алгоритмом определения понятий. Развитие функции обобщения.

8

«Правила доказательства, или как доказать черепахе, что она не рыба»

Обучение построению умозаключений. Развитие аналитико-синтетических действий.

9

«Учимся решать проблему или задачу»

Развитие навыков построения суждения и умозаключения. Активизация мыслительной деятельности. Формирование познавательного интереса к решению задач

10

«Мысли на бумаге»

Развитие связной письменной речи. Обучение приемам планирования письменных работ

11

«Развиваемся»

Активизация познавательной деятельности

12

«Легко ли быть оратором»

Знакомство с приемами построения доклада. Развитие связной речи

13

«И снова о себе…»

Диагностика отношений к учебной деятельности, к своим достижениям.

14-15

Итоговое занятие «У меня все получится!»

Диагностика готовности детей к обучению в основной школе

 



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Тематический план курса «Тренинговые занятия».

Темы занятий

Задачи

1

«Знакомство»

Создание дружелюбного и безопасного настроя, демонстрация открытого стиля общения. Ознакомление с задачами и выработка правил работы.

2

«Кто я ?»

Помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость, осознать себя как ценную личность.

3

«Мой внутренний мир»

Формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем.

4

«Самооценка»

Осознание возможности формирования адекватной самооценки. Формирование навыка позитивного отношения к своей личности и представления ценности собственной личности.

5

«Мои способности»

Помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности.

6

«Я умею управлять с собой»

Углубление процессов самораскрытия, развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров.

7

«Я умею преодолевать трудности»

Мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля.

8

«Я учусь общаться»

Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях. Формирование у детей умения владения выразительными средствами общения.

9

«Уверенность в себе. Признаки уверенного и неуверенного поведения».

Осознание способов поведения и признаков, характерных для уверенного человека. Тренировка навыков уверенного поведения

10

«Проблемная ситуация. Принятия решения».

Ознакомление с этапами принятия решения. Отработка навыков принятия решения. Формирование умения ставить перед собой цели и их достигать.

11

«Проблемная ситуация. Разрешение конфликта».

Осознание собственного уровня эффективности преодоления проблем. Овладение навыками решения проблем.

12

«Права и обязанности школьника».

Знакомство с правилами обучения и поведения в основной школе. Формирование рефлексивно-контрольных действий.

13

«Что такое «право на уважение»?»

Помочь детям осознать личную свободу и свободу другого. Помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей.

14

«Я расту, я изменяюсь».

Осознание возможности изменения себя. Закрепление навыка осознания происходящих в них изменениях.

15

«Мое будущее»

Закрепление навыка позитивного отношения к себе, своей личности. Закрепление навыка умения планировать цели и пути самоизменения.

16

Итоговое занятие.

Закрепление полученных навыков и умений самораскрытия, самоанализа. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Логопедические коррекционно-развивающие занятия»

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические коррекционно-развивающие занятия" 5-7 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2) 5-9 класс

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...