Программа курса "Твоя профессиональная карьера"
рабочая программа (психология, 9 класс) по теме

Дебель Мария Александровна

Этот курс проводится в девятых классах один раз в неделю. Он помогает сформировать видение себя как специалиста в узкой профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9klass_.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № _2_

«Утверждаю»

директор ОУ / зам. директора по УВР

___________________

"_____"_____________20__ г.

Рассмотрен 

на заседании МО учителей ______________________

протокол № _______ от «___»_____________ 20__ г. 

руководитель МО _____________ /______________/

(подпись)        (Ф.И.О. руководителя)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

«Твоя профессиональная  карьера»  на 2010- 2011 учебный год

                                                                                                      предмет

Класс_9_

Планирование

Количество часов

Формы контроля

Годовое

34

В четверти

1 четверть

8

2 четверть

8

1

3 четверть

11

4 четверть

7

1

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

Резерв

Общее количество часов

1

Учитель:

___Дебель Мария Александровна,

(Ф.И.О.)

_____педагог –психолог _________

(квалификация)

Нерюнгри, 2010г.

Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины «Твоя профессиональная карьера» предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии, развитие способности к профессиональной адаптации в современных условиях

Программа курса психологической подготовки учащихся к социльно – профессиональному самоопределению нацелена на  изучение психологических особенностей  выполнения профессиональных задач, помогающих школьникам научиться эффективному взаимодействию с людьми, а также получить ответы на вопросы о самом себе.  Представленные в нем методические приемы и подробные рекомендации способствуют повышению уровня социально-психологической адаптации учащихся и следствием того успешное профессиональное самоопределение.

Целью изучения дисциплины является получение:

  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о проблемах выбора профессии, их классификации и требований
  • ЗНАНИЙ о профессиональной пригодности
  • УМЕНИЙ соотносить собственные личностные ресурсы с требованиями профессий, следствием чего будет успешный профессиональный выбор

Задачи дисциплины:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия;
  • формировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к будущей профессии;
  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда;
  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

В результате изучения дисциплины учащийся должен:

иметь представление:

  • о различных направлениях профессионального труда;
  • о человеческих возможностях в профессиональном самоопределении;
  • о понятии карьера, специальность, призвание и т.д.
  • о профессиональных резервах людей различных профессиональных областей профессиональной пригодности

знать:

  • основные термины, цели и задачи дисциплины;
  • формы составления профессионального плана
  • особенности профессиональной и социальной адаптации
  • условия рынка труда, для более спешной профессиональной адаптации

уметь:

  • структурировать полученные знания и применять их на практике
  • структурировать и планировать время
  • решать конструктивно  проблемы межличностного взаимодействия
  • использовать техники аутогенной тренировки, релаксационные упражнения для восстановления работоспособности
  • владеть приемами  по развитию познавательной сферы личности
  • определять уровень своей психологической готовности к осознанному выбору профессии


Кол – во

часов

Наименование раздела и тем урока

Метод обучения

Вид занятия

Приобретённые умения и навыки

Домашнее задание

I.  Мир  профессий и труда

1.1

1

Многообразие мира профессий.

Словесно - практический

Лекционно – познавательный урок.

Знакомство с миром профессий и специальностей,  изучение основных понятий в профессиональной деятельности, влияние труда на жизнедеятельность человека.

Изучение основных типов, классов, отделов и групп профессий (общий обзор классификаций профессиональной деятельности). Изучение понятия профессиональной пригодности, основных требований профессиональной деятельности, знакомство с основными факторами профессиональных противопоказаний и их влиянием на успешность профессиональной деятельности.  

Изучение

дополнительной

литературы «Твоя профессиональная карьера» С. Н. Чистякова

1.2

1

Профессии  и их классификации

1.3

1

Требования профессии к человеку

Словесно - практический

Комбинированный урок  

1.4

1

Способности и профессиональная пригодность

1.5  

1

Практические занятия

Практический

Комбинированный урок  

1.6

1

Профессиональная карьера и  здоровье (профессиональные ограничения)

Словесно -  наглядный

Комбинированный урок  

Подготовить

бланки – ответы

профессиональных  

ограничений

                                             II. Человеческие возможности в профессиональном самоопределении  

2.1

1

Человек среди людей – особенности межличностных взаимодействий в профессиональной области

Словесно - практический

Комбинированный урок

Развитие  индивидуально - психологических особенностей личности учащихся и отражение этих особенностей в профессиональной деятельности

Отработка навыка

2.2

1

Ощущение и восприятие в профессиональной деятельности

Словесный

Лекционный

Урок сообщения новых знаний

Определение доминирующего типа восприятия, способы развития визуального, аудиального, кинестетического восприятия

Отработка навыка

2.3

1

Как усовершенствовать свои ощущения и восприятие

Наглядно – практический

Практический

Отработка навыка

2.4

1

Внимание в профессиональной деятельности и умение его оценить

Словесный

Лекционный

Изучение свойств внимания, внимательность как качество личности

Отработка навыка

2. 5

1

Как  развивать своё внимание

Наглядно - практический

Практический

Развитие интеллектуально – профессионального потенциала.

Отработка навыка

2.6

1

Память – как определить особенности своей памяти

Словесный

Знакомство с новыми знаниями

Лекциолнный

Виды памяти. Способы определения доминирующего вида памяти, уровень развития памяти.

2.7

1

Практические занятия – как развить мнестические способности

Наглядно – практический

Практический

Развитие интеллектуально – профессионального потенциала.

Отработка навыка

2.8

1

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

Словесно – практический

Комбинированный

Понятие интеллект, развитие интеллектуального резерва учащихся

Отработка навыка

2.9

1

Воображение в профессиональной деятельности

Словесно -практический

Практический

Выделение доминантной  профессиональной деятельности  при высокоразвитом воображении

Отработка навыка

2.10

1

Проверка усвоенных знаний

Практический

Тестирование

Контроль полученных знаний

III. Речь и культура  общения в профессиональной   деятельности        

3.1

1

Культура делового общения, особенности деловых контактов в труде.

Словесный

Лекционный, проблемный

Социальный навык взаимодействия с окружающими людьми

Отработка навыка

3.2

1

Невербальные формы общения  - культура профессионального труда

Словесно – практический

Комбинированный

Умение понимать «язык жестов», развитие самоконтроля жестикуляци

Отработка навыка

3.3

1

Вербальное общение – путь к пониманию окружающих

Словесно – практический

Комбинированный

Умение выражать свои мысли, толерантность в общении

Отработка навыка

3.4

1

Интересы и склонности в профессиональном выборе

Словесно – практический

Комбинированный

Анализ способностей в профессиональной деятельности.

Отработка навыка

3.5

1

Мотивационная направленность личности

Словесно – практический

Комбинированный

Анализ собственной мотивации обучения и профессиональной деятельности

Отработка навыка

3.6

1

Практическое занятие

Словесно – практический

Урок познания себя

Самораскрытие внутреннего резерва личности

Отработка навыка

3.7

1

Свойства нервной системы в трудовой деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности.

Словесно- практический

Комбинированный

Умение определять по поведенческим актам доминирующий тип темперамента

Отработка навыка

3.8

1

Практическое занятие

Практический

Урок познания себя

Самораскрытие внутреннего резерва личности

Отработка навыка

3.9

1

Характер – ведущее отношение личности и профессии

Словесно-практический

Комбинированный

Анализ приоритетных характерологических черт личности  

Отработка навыка

3.10

1

Итоговые вопросы и задания (профессиональный кроссворд)

Практический

Контроль знаний

IV Человеческие ресурсы – путь к самопознанию

4.1

1

Представления о себе и проблема выбора профессии

Словесный

изучение нового материала

Рекомендации по совместимости проф. направленности – хочу – могу – надо.  

Отработка навыка

4.2

1

«Помечтаем о будущей профессии»

(психологические тренинги)

Наглядно - практический

Практический

4.3.

1

«Тайны собственного Я» (психологический практикум)

Словесный - практический

Практический

Развитие умений  по принятию решений  и навыка учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии.

актуализация особенностей поведения каждого из участников в межличностном взаимодействии с целью учёта этих особенностей в совершенствовании жизненного выбора.

Отработка навыка

4.4

1

«Профессия на языке тела»

Наглядно - практический

Практический

Отработка навыка

4.5

1

«Моё мнение о профессии» (проф. ориентационные игры)

Наглядно - практический

Практический

Отработка навыка

4.6,.4.7

2

«Поговорим о жизненных ценностях» (психологический практикум)

Словесный - практический

Практический

Отработка навыка

4.8

1

Итоговые вопросы  на самопознание

Наглядно - практический

Практический

Итог

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.

Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...

Программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера"

Программа разработана с учетом требований к вечерней школе и профессионального самоопределения учащихся....

Рабочая программа ориентационного курса "Твоя профессиональная карьера"для 8 классов

Программа имеет внешнюю рецензию (рецензент – зав. кафедрой общей и социальной педагогики Нижневартовского государственного гуманитарного университета, кандидат педагогических наук, доцент Г.А.Петрова...

Рабочая программа по курсу "Твоя профессиональная карьера"

Рабочая программа расчитана для 9 классов общеобразовательной школы....

Рабочая программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера" (предпрофильная подготовка).

Элективный курс  рассчитан на 34 часа. Предназначен для проведения предпрофильной подготовки учащихся, и может быть использован в 8 и (или) 9 классах....