«Психологический практикум «Социализация детей «группы риска»
рабочая программа по психологии на тему

В статье представлено описание проекта, целью которого является  формирование у подростков «группы риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения, развитие способности к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций, умения избавляться от привычных стрессовых реакций, принятие  позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению, развитие коммуникативных навыков.Данный проектбудет востребован образовательными учреждениями с целью разрешения ситуации отчуждения от основных институтов социализации (семьи, школы),

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_kemerovo_cdt.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пилотный проект «Психологический практикум «Социализация детей «группы риска»

Р.Ю. Иванова, психолог,

МОУДОД «Центр детского творчества»

                                                                    Центрального района 

г. Кемерово.

Аннотация

В статье представлено описание проекта, целью которого является  формирование у подростков «группы риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения, развитие способности к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций, умения избавляться от привычных стрессовых реакций, принятие  позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению, развитие коммуникативных навыков. Данный проект будет востребован образовательными учреждениями с целью разрешения ситуации отчуждения от основных институтов социализации (семьи, школы),

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Специфический способ преобразования социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним получил название девиантного поведения, которое характеризуется использованием собственных приемов самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера, проступок. Но если одеждой и приверженностью к какому-либо стилю самовыражения подросток не приносит вреда окружающим, а только лишь вызывает их недовольство, то проступками он наносит ощутимый ущерб и себе, и другим людям. При этом его девиантные действия выступают:

  1. в качестве средства достижения значимой цели;
  2. как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
  3. как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Поведение подростков с девиантным поведением отличается рядом особенностей, таких как:

  1. недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики;
  2. отсутствие внутренней оценки жизненных обстоятельств;
  3. повышенная эмоциональная возбудимость;
  4. импульсивность, двигательная и вербальная активность;
  5. повышенная внушаемость и подражательность;
  6. обостренное стремление к независимости и негативизм;
  7. неуравновешенность между процессами возбуждения и торможения;
  8. низкая правовая грамотность.

По всей России отмечается снижение возраста несовершеннолетних, состоящих на учете за совершенные противоправные деяния. Причин  такого феномена множество: это и безнадзорность детей, и склонность к правонарушениям, в связи с особенностями структуры психики, и несформированность процессов торможения психических реакций на стрессовые ситуации, и безответственность самого подростка за  собственные поступки. Поскольку подросткам, кроме знания законов, важно  осознавать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личностной  значимостью. необходимо помочь им увидеть, каким образом их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в профессиональной деятельности, найти пути достижения жизненных целей, заинтересовать их в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперед.

В МОУДОД «Центр детского творчества» с октября 2011г. запускается новый пилотный проект под названием «Психологический практикум по социализации детей «группы риска». Группа, из числа учащихся района, состоящих на профилактическом учёте в ОПДН отдела полиции,  в течение года занимается с тремя психологами. Его актуальность определяется необходимостью помочь  подросткам осознать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, понять, как их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в профессиональной деятельности, развивать  у подростков навыки общения, осознания и вы ражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания, самовыражения.

Цель проекта :

формирование у подростков «группы риска» личного опыта деятельности, направленной на личностно-значимое и социально-приемлемое самоопределение.

 Задачи :

1.Развивать  коммуникативные навыки  у подростков .

2. Создавать условия психологического комфорта для развития социальных навыков конструктивного взаимодействия подростков с окружающими.

 3.Обучать приёмам сохранения  психического здоровья подростков «группы риска».

Основные методы и формы реализации проекта:

 Основными методами реализации проекта являются методы психологической коррекции, техники арт-терапии,  дыхательные упражнения. Форма реализации - групповые занятия, которые  проводятся психологами  с периодичностью встреч 2 раза в месяц  по  1,5 часа с октября по май текущего года.

Участники проекта: 

подростки «группы риска», не имеющие противопоказаний для

групповой       работы,  12-15человек .

   Противопоказания:

-  обострение сопутствующих соматических и психических заболеваний;

-  аллергическая и бронхиальная патология.

Принципы комплектования группы и организации работы:

-  добровольное участие;

-  недирективность позиции взрослого;

-  учет психофизических особенностей подростков;

-  индивидуализация, т.е. актуализация максимума различий между участниками группы. 

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  1. Согласование договора о межведомственном сотрудничестве с ТСП «ЦДиК» (центр диагностики и консультирования) района.
  2. Проведение работы по распространению информации о проекте среди образовательных учреждений района через СМИ, ТОО (территориальный отдел образования.
  3. Согласование сметы проекта.
  4. Заполнение  учётных карт на каждого ребёнка социальным педагогом и психологом  образовательного учреждения, который посещает подросток, где имеется информация об уровне развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, характере межличностных отношений, о категории семьи.  
  5. Входная диагностика (определение основных свойств нервной системы:  уравновешенности, работоспособности, простой зрительно-моторной реакции с использованием программы «Прогноз», предлагается заполнить модифицированный Андреевой А.Д. вопросник  Ч.Д. Спилбергера для определения уровня познавательной активности, тревожности и гнева, как актуальных состояний и как свойств личности, выполняются рисунки «Моё настроение», «Несуществующее животное»

Основной этап: 

Основным этапом проекта станет организация и проведение тремя  психологами занятий. В структуру занятий входят:

1. Теоретическая часть (беседа).

2. Практическая часть:

- дыхательные упражнения, для снятия эмоционального и мышечного напряжения.

-   игры или упражнения, способствующие включению в групповую работу.

- упражнения – активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.

- упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуаций с прогнозом их разрешения.

- упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.

3. Релаксация.

4. Рефлексия (подведение итогов занятия, получение обратной связи от участников).

Заключительный этап:

  1. Итоговая диагностика, основной целью которой является получение информации  о результатах проведённой работы, возможных изменениях в индивидуально-психологических, поведенческих особенностях ребёнка.
  2. Подготовка рекомендаций педагогам школы, психологу, социальному педагогу.
  3. Составление справки по итогам работы для администрации образовательного учреждения.

Оценка эффективности работы:

эффективность работы  отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом курса реабилитации и по завершению занятий, по результатам анкетирования психологов– экспертная оценка, наблюдений за воспитанниками на каждом занятии.

Ожидаемые результаты:

- формирование у подростков адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.          

- развитие способности к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций, умения избавляться от привычных стрессовых реакций.

- принятие  позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению.

- развитие коммуникативных навыков. 

Возможное развитие проекта в дальнейшем:

1.Расширение географии проекта с районного уровня до городского;

2.Привлечение большего числа детей и подростков к реализации данного проекта и участия в нём;

3.Передача накопленного опыта педагогам, желающим реализовать подобный проект;

4.Сотрудничество с интернет-группами, со СМИ;

5.Распространение опыта через участие во Всероссийском конкурсе педагогов «Образовательный потенциал России».

Тематическое  планирование

№ п/п

   Разделы и темы

Количество

занятий

Количество

часов

1

Входная диагностика

1. Знакомство с группой.

1

1,5

2

Комплексная коррекция и реабилитация участников группы

  1. Друг для друга.
  2. Что такое конфликт.
  3. Чем я лучше других.
  4. От чего зависит мой успех.
  5. Я сегодня и завтра.
  6. Что такое ответственность?
  7. Какой я на самом деле.
  8. Помоги себе сам.
  9. Бегом от стресса.
  10. Я и взрослые.
  11. Самопознание и самовоспитание.
  12. Мой жизненный путь.
  13. Мое прошлое, настоящее, будущее.
  14. Успехи и неуспехи в жизни.

14

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

21 час

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

3

16 Итоговая диагностика

 

1

1,5

Всего

16 занятий

24 часов

 

Смета расходов:

Статья расходов

Общая сумма расходов

Городской бюджет

Привлечённые средства

Оплата труда руководителя 5.000*9

-

45.000

Оплата труда привлечённым специалистам : 2 чел. 9 месяцев по 5.000

-

90.000

Аренда помещения для проведения занятий

3.000 * 9

-

27.000

Издание рекламной продукции

-

1.000

Использование оборудования ( компьютер, принтер, ксерокс, сканер, мультимедийный аппарат и др.)

-

5.000

Услуги ГТС 350*9

3.150

-

Интернет 750*9

6.750

-

Канцелярские и расходные  материалы(  цветные карандаши, акварельные краски, пластилин, фломастеры, диски СD, бумага, восковые мелки, картридж, тонер)

-

5.000

        Всего:

9.900

173.000

                                                                   Итого:

Список литературы

  1. Большая психологическая энциклопедия.- М.: Эксма, 2007. -544 с.
  2. Ведишева М.,. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению [Текст]/ М. Ведишева Л. Рыбакова М. Цейтлин //Воспитание школьников.-1997. -№4. - С. 50-54.
  3. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методические материалы /сост. А.В.Сухих.-Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2008. -182 с.
  4. Дементьева И.Г. Подростки и наркотики[Текст]/ И. Г.Дементьева. - М., 1997. -28 с.
  5. Дилтс Р. Убеждения-путь к здоровью [Текст]/Р.Дилтс. - М., 2000. -22 с.
  6. Долгова Т.Г. Молодежная субкультура и наркотики [Текст]: учеб, пособие / Т.Г. Долгова, Ю.И.Клейберг. -Тверь, 1997. -64 с.
  7. Захарова А.А. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А.А.Захаров. -СПб., 1999. -22 с.
  8. Кожина Е.В. Психологические особенности подростка [Текст] /Е.В.Кожина, Е.И. Яцута // Личность в современном мире от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества: сборник. -Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2002.
  9. Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей [Текст]/ Н.С. Лейтес. - М., 1991. -279 с.
  10. Котляков В.Ю. Профилактика наркозависимости в школе [Текст] / В.Ю. Котляков. - Кемерово, 1997.- 68 с.
  11. Кочкина Л. С. Социализация детей-сирот [Текст] / Л.С. Кочкина // Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи “группы риска”: состояние, проблемы, перспективы: сборник научных статей. Часть 2 / Под научной ред. Н.А. Заруба, Н.Э. Касаткиной, Т.А. Фральцовой С.Н. Чистяковой; ред. коллегия: И.В. Карнаева, Е.Л. Руднева, Т.Н. Семенкова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. - С. 15-21.
  12. Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох [Текст]/С.В.Кривцова. – Генезис, 1997. -288с.
  13. Солодова Г.Г. Возрастные особенности развития и воспитания личности [Текст]: учеб. пособие: / Г.Г.Солодова, С.П.Зуева,
  14. Е.В.Филатова, Л.Е.Галаганова, В.В.Патрина. -Кемерово: Кузбасвузиздат, 2002. - 120 с.
  15. Лозовой В. Профилактика наркомании: школа, семья [Текст]: учеб, пособие/ В.Лозовой. -Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. -168 с.
  16. Максимова Н.О. О склонности подростков к аддикктивному поведению [Текст] / Н.О. Максимова//Психологический журнал. -1996. -№3. -С .149-152.
  17. Рабочая книга школьного психолога / под ред. Н.Э.Касаткиной, С.П.Зуевой. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1995. -223 с.
  18. Рахматшаева В.С. Грамматика общения [Текст]/ В.С. Рахматшаева// Семья и школа. -2005. №5. -С 18.
  19. Третьякова А.В. Опасная зависимость [Текст] / А.В.Третьякова //Семья и школа. -2001. -№6. - С. 16-19.
  20. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В.Шапарь; под общей ред. В.Б.Шапаря. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -806 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития и социализации подростков «группы риска»

В данном пособии обобщен опыт организации диагностики, психосоциальной коррекции и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением. Представлены диагностические методики, психолого-корре...

Психологические особенности детей группы риска

Психологические особенности детей группы риска...

Система психологического сопровождения детей группы риска

Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.Основ...

Социализация личности детей «группы риска» средствами декоративно-прикладного творчества (на примере реализации программы «Народная кукла»)

Подростковый возраст – это период, когда через разного рода конфликты подросток обретает чувство личности и стремится к самостоятельности. В этот момент важно, чтобы старшие признавали чувство в...

Монография ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

В монографии излагаются теоретические основы и практические аспекты педагогического сопровождение семейной социализации подростков группы риска в условиях совместной деятельности образовательного учре...

Модель психолого- педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска».

   Объектом  исследования является процесс семейной социализации подростков  «группы риска».     Предмет исследования – психолого-педаг...

Проект "Дополнительное образование как условие в социализации детям «группы риска»"

Цель данного проекта: пробудить интерес подростка к его собственной личности...


 

Комментарии

Статья интересна социальным педагогам ОУ, психологам, методистам