Мотивация учения
материал (психология) по теме

Цели изучения мотивов учения обучающихся. Диагностика для изучения мотивов учения обучающихся. Приемы повышения учебной мотивации, применяемые на уроках и занятиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivaciya_ucheniya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация

учения

Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и удовлетворенности ею.

Мотивацию учения следует рассматривать как систему потребностей, мотивов и целей, которые отражают побуждения к учению, позволяют активно стремиться к пониманию общих знаний, к овладению учебно-познавательными (а в будущем – профессиональными) умениями. Анализ различных теорий мотивации показывает, что возможно целенаправленное формирование и изменение мотивов.

Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Стимулировать ее развитие возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов.

Общий смысл развития учебной мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. Объектом формирования следует считать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться. А именно: мотивы социальные и познавательные.

В нашей школе мы решили прослеживать динамику изменений мотивов учения, т.к. необходимо уделять внимание формированию учебных потребностей и мотивов.

Для изучения мотивации мы будем использовать две методики: «Мотивация учения» Н.Г. Лускановой и «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбурга.


В начальных классах используем методику Н.Г. Лускановой.

Детям предлагается сделать рисунок на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на:

А) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых, мотивов (в этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и пр.);

Б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям (ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что лучше всего умеет и любит рисовать);

В) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются в 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

А) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 б);

Б) ситуации внеучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 б);

В) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 б).

Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла).

Вопросы анкеты

  1. Тебе нравится в школе или не очень?
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
  3. Если бы учитель тебе сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  5. Ты бы хотел, чтобы не задавали домашних заданий?
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни твои любимые предметы?
  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  9. У тебя в классе много друзей?
  10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Шкала оценок

Учащиеся, набравшие 25 – 30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20 – 24 балла характерны для средней нормы, 15 – 19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10 – 14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации.


Методика «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбурга.

Детям в индивидуальном порядке предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывают схематический соответствующий содержанию рисунок – внешняя опора для запоминания.

«Сейчас я порчитаю тебе рассказ. Послушай. Мальчики и девочки разговаривали про школу.

Первый мальчик сказа: «Я ходжу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». (Внешний мотив)

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было. Я бы все равно учился». (Учебный мотив)

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». (Игровой мотив)

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». (Позиционный мотив)

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем захочешь». (Социальный мотив)

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки» (Мотив получения отметки).

После почтения рассказа экспериментатор задает ребенку вопросы:

  1. Кто, по-твоему, из них прав? Почему?
  2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?
  3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Дети последовательно осуществляют 3 выбора. При этом испытуемый указывает на картинку. Поясняя ее содержанием соответствующего абзаца. Если содержание недостаточно ясно прослеживается в ответе ребенка, экспериментатор задает контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?»

Обработка данных.

Для каждого из мотивов подсчитывают процент детей, у которых этот мотив встречается хотя бы в одном выборе.

  1. Если называется один мотив все три раза и адекватно объясняется – эта мотивация ведущая.
  2. Называется два раза один мотив, а третий другой, то о ведущей мотивации судят по первым ответам, а третий значимый, при условии адекватного объяснения.
  3. Ребенок дает три различных ответа с объяснениями. Ведущим считается первый мотив, а мотивация называется разносторонней.
  4. Ребенок дает три различных ответа и не объясняет их. Наблюдается отставание в развитии мотивационной стороны. Первый мотив считается условно ведущим.

Мотивы учения.

  1. Внешний – «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, напр., подчинение требованиям взрослых и т.п. – 0 баллов.
  2. Учебный – учебно-познавательный, восходящий к познавательной потребности. – 5 баллов.
  3. Игровой – неадекватно перенесенный в учебную среду. – 1 балл.
  4. Позиционный – связан со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими – 3 балла.
  5. Социальный – широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения – 4 балла
  6. Отметка – мотив получения высокой отметки – 2 балла.

Уровни мотивации (складываются из трех ответов).

Очень высокий

Высокий

Нормальный

Сниженный

Низкий

13 – 15 баллов

10 – 12 баллов

7 – 9 баллов

4 – 6 баллов

До 3 баллов


Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом.

Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:

  1. включение учеников в коллективные формы деятельности;

  1. привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;

  1. сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;

  1. поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;

  1. занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);

  1. умелое применение поощрения и наказания.


Специальные задания

на упрочение отдельных сторон мотивации.

Учителю необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на формирование отдельных аспектов внутренней позиции ученика по отношению к учению. Предлагаемые школьникам задания в соответствии с их направленностью можно сгруппировать следующим образом:

  1. укрепление и развитие обучаемости учеников (поощрение готовности к сотрудничеству, открытости педагогическим воздействиям, укрепление собственной позиции и стремления к осуществлению собственного выбора);

  1. создание ситуации выбора для укрепления и осознания мотивов, собственной субъективной позиции;

  1. обучение целеполаганию в учении (укрепление самооценки и адекватного уровня притязаний, способности реально оценивать поставленные цели, активизировать свои возможности);

  1. устойчивость целей и упорство в их реализации (преодоление помех и препятствий в процессе учебной деятельности, решение сверхтрудных задач, постановка и реализация близких и дальних целей, поведение в необязательных ситуациях).


Формирование мотивации на отдельных этапах урока.

Деятельность учеников обязательно должна иметь психологически полную структуру – понимание и постановка учениками целей и задач; выполнение действий, приемов, способов; осуществление самоконтроля и самооценки.

Соответственно выделяются следующие этапы формирования мотивации:

  1. этап вызывания исходной мотивации (побуждение к новой деятельности, подчеркивание предыдущих достижений, вызвать относительную неудовлетворенность чем-то из предыдущей деятельности, усилить акцент на предстоящей работе, удивить, заинтересовать);

  1. этап усиления и подкрепления возникшей мотивации (интерес к нескольким способам решения задачи, к формам сотрудничества, разным видам деятельности, поддержание разного уровня трудности заданий, подключение учащихся к самоконтролю);

  1. этап завершения урока (подчеркнуть положительный личный опыт каждого ученика, подкрепление ситуации успеха, дифференцированная оценка труда, определение трудностей и выбор путей их преодоления).


Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации «отставших детей».

Эта работа включает следующие направления:

  1. восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуации успеха, создание условий для переживания успеха, поддержание уверенности в ученике;

  1. преодоление «выученной беспомощности» как следствия длительных неудач;

  1. ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи ученика;

  1. укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговор своих действий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст: 9- 14 летФорма проведения: фронтальный письменный опрос.Оцениваемое УУД:  личностное УУД, смыслообра...

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся           подросткового возрастаМАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий ...

Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению (Спилберг-А.Д.Андреева)

Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возрастаМАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкция и задание...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ (Спилберг-Андреева)

Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возрастаМАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкция и задание...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ Спилберг-Андреева

Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилберга, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева...

Справка по результатам диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Справка по результатам диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению...

Родительское собрание по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»

Родительское собрание по теме«Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»...