предпрофильная подготовка
элективный курс по психологии (8 класс) по теме

Тинякова Светлана Анатольевна

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программе предпрофильной подготовки по психологии и выбору профессии

по учебно-методическому пособию «ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ» Резапкина Г.В.

 

Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого-создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучающихся с учетом потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации психолого-педагогической диагностики учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию “пробы сил” и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию учащимися осознанного решения о выборе направления  дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Программа разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профориентационые материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.

Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. 

Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в 4 самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу один модуль - одна четверть. Результаты  диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

Основная идея, цели и задачи изучения курса

Основная идея курса: профессионал-это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти качества гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.

Основная  цель курса- формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

Основные задачи курса:формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

Результаты изучениякурса

     Сформированные представления о понятиях:

1.     психологические особенности личности;

2.     самоопределение;

3.     профессиональные интересы и склонности;

4.     способности, креативность;

5.     классификация, типы и подтипы профессий;

6.     профессиограмма;

7.     проектирование профессионального жизненного пути;

8.     карьера, этапы построения карьеры;

9.     личный профессиональный план;

10. конструктивное общение;

11. адекватная самооценка;

12. профессиональная пригодность и компенсация;

13. рынок труда.

 Приобретенные умения и навыки:

1.     определение психологических особенностей своей личности;

2.     выявление своих способностей и профессиональных интересов;

3.     определение соответствия выбранной профессии своим способностям, личностным качествам и запросам личности, а также запросам рынка труда;

4.     работы с профессиограммами;

5.     ориентирования в типах и подтипах профессий;

6.     составления личного профессионального плана и мобильного его изменения;

7.     разработка алгоритма построения своей профессиональной карьеры.

Используемые методические средства:

·        теоретическое осмысление  понятий,

·        диагностирование,

·        профориентационные и ролевые игры,  упражнения,

·        презентации по темам курса,

·        самоанализ и самооценка, самопрезентация,

·        рефлексия.

Виды контроля знаний и умений:

·        периодический в форме контрольных вопросов по изученным темам;

·        итоговый в форме проекта “Моя будущая профессия”

 

Место предмета в учебном плане

Программа предпрофильной подготовки  по психологии и выбору профессии в 8 -х  классах рассчитана на 32-33  учебных часа в год из расчета 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematich_planirov.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование учебного материала

по программе предпрофильной подготовки

“Психология и выбор профессии” в 8-х  классах

2012-2013  учебный год

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Сроки изучения

І четверть ( 8 уроков)

01.09.-02.11.

БЛОК I Что я знаю о своих возможностях

1.

Знакомство. Введение в мир предмета психологии.

Самооценка и уровень притязаний.

1

2.

Темперамент и профессия. Определение темперамента.

1

3.

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

1

4.

Стресс и тревожность.

1

5.

Определение типа мышления.

1

6.

Внимание и память.

1

7.

Уровень внутренней свободы.

1

8.

Обобщающий урок.

1

ІІ четверть (8 уроков)

11.11.-28.12.

БЛОК II Что я знаю о профессиях.

9.

Классификации профессий. Признаки профессии.

1

10.

Определение типа будущей профессии.

1

11.

Профессия, специальность, должность. Формула профессии.

1

12.

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

13.

Определение профессионального типа личности.

1

14.

Профессионально важные качества.

1

15.

. Профессия и здоровье

1

16.

Обобщающий урок

1

ІІI четверть (8 уроков)

12.01.-22.03.

БЛОК III Способности и профессиональная пригодность

17.

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

1

18.

Способности к интеллектуальным видам деятельности

1

19.

Способности к профессиям социального типа

1

20.

Способности к офисным видам деятельности

1

21.

Способности к предпринимательской деятельности

1

22.

Артистические способности

1

23.

Уровни профессиональной пригодности

1

24.

Обобщающий урок

1

ІV четверть (8  уроков)

31.03.-28.05.

БЛОК IV Планирование профессиональной карьеры

25.

Мотивы и потребности

1

26

Ошибки в выборе профессии

1

27.

Современный рынок труда

1

28.

Пути получения профессии

1

29.

Навыки самопрезентации

1

30.

Стратегия выбора профессии.

1

31.

Обобщающий урок

1

32-33.

Защита проекта “Моя будущая профессия”

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Курсы предпрофильной подготовки "Уютный дом" ( программа)

Реализация идеи профильности старшей ступени средней школы ставит учащихся 9 классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в...

Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"

На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения...

Программа элективного курса по математике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

"Программа элективного курса по математике "В мире модулей""Элективный курс для учащихся 9 класса общеобразовательной школы посвящен одной из важных и трудных тем «Модули». При подготовке к экзаменам ...

Элективный курс по предпрофильной подготовке "Физика в твоей будущей профессии"

Этот элективный курс важная ступень в овладении базовым физическим образованием и нацелен на подготовку учащихся к обучению с естественно – математическим уклоном. Цель курса:развивать положи...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

Интенсивный курс подготовки к ОГЭ ориентирован на учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа аудиторного времени....