Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"
рабочая программа по психологии по теме

 Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, 
ваших и моих личных разработок была написана программа внеурочной деятельности для 1-4 класса "Я познаю мир и себя" , с которой я с радостью спешу поделиться с вами.
Программа Н.П. Локаловой входит в число рекомендуемых, в рамках введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. 

 

 Содержание рабочей программы

Содержание
I Пояснительная записка
1. Цели и задачи программы
2. Актуальность и особенность программы
3. Формирование способностей младших школьников
4. Сроки реализации программы (три уровня результатов)
II.Содержание изучаемого курса
III.Методическое обеспечение программы
IV.Планируемые результаты
VI.Календарно-тематическое планирование
VII.Cписок источников
 
 
 
 
   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_2012-2013.doc458.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ярополецкая средняя общеобразовательная школа»

Согласовано

на заседании ШМО учителей нач. классов

__________ 

Протокол № ___

от«___»____________20____г.                                  

Согласовано

Зам.директора по УВР

_______________И.А. Гущева

«___»____________20____г.                                  

Утверждаю

Директор школы

__________А.Ю. Кондрашов

«___»____________20____г.

Рабочая учебная программа

по внеурочной деятельности

1 класс ФГОС

кружка «Я познаю мир и себя»

                                                                                                 

                                                                                                  учителя информатики
                                                                                                 А.А. Болотовой

Ярополец

 2012

Содержание

     I.      Пояснительная записка

1. Цели и задачи программы

2. Актуальность и особенность программы

3. Формирование способностей младших школьников

4. Сроки реализации программы (три уровня результатов)

     II.     Содержание изучаемого курса

  1. Методическое обеспечение программы
  2. Планируемые результаты
  3. Календарно-тематическое планирование
  4.    Cписок источников

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова. Данная программа входит в число рекомендуемых, в рамках введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.

В связи с этим комплексная психолого-педагогиче ская задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкрет ных знаний по школьным дисциплинам, но и сформи ровать у учащихся представления об обобщенных при емах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного разви тия, а с другой стороны - это путь формирования пси хологической основы обучения, обладающей внутрен ним потенциалом развития, который позволит в буду щем осуществляться не только саморазвитию и саморе гуляции личности, но и эффективному самостоятель ному приобретению знаний.

В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число  детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уров нем их когнитивно - личностного развития. Поэтому ока зание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время стано вится особенно актуальной задачей.

Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний,  но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стрем ление доказывать свою точку зрения, критически ос мысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекват ной самооценки, что является необходимым для станов ления мировоззрения условием формирования направ ленности личности учащихся.

Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников, по развивающим дидактическим  системам выявили важный, в плане форми рования основ мировоззрения, у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития учащихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к лич ностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации.

Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной (степень   расчлененности   восприя тия,  сформированность  мыслительных операций  срав нения, содержательного анализа, установления законо мерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной  сферы учащихся (фор мирование положительного отношения к школе и уче нию, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление от стаивать свое мнение, формирование адекватной само оценки,   повышение интереса ко всем школьным уро кам,   исчезновение   боязни   отвечать   на   уроках,   рост школьной успеваемости).

Участники программы: дети младшего школьного возраста (1 -4 класс).

Количество обучающихся в группе  14 человек.

Занятия проходят 1 раз в неделю.

Цели задачи программы

ЦЕЛЬ

Цель программы –

  1. познавательно-личностное развитие школьников;
  2. формирование умения осуществлять различные умствен ные действия
  3.  развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению, самоконтроля, стремления отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения
  4.  формирование таких психологиче ские качества и умения, которые помогут школьникам не только усваивать учебный программный материал на предмет ных уроках, но и осознавать себя членом социума

  1. ЗАДАЧИ:
  2. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме
  3. Развитие познавательных способностей;
  4. Развитие общеучебных умений и навыков.
  5. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  6. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

  1. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

  1. Формирование умения решать творческие задачи.
  2. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность программы

Одним из основных препятствий для успешного обучения детей является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития.

Именно поэтому во внеурочной деятельности «Я познаю мир и себя» последовательно и планомерно сформируется  у учащихся психологическая основа обучения, повысится уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития.

В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  3. Планировать (составлять план своей деятельности);
  4. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  6. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Сроки реализации программы: 4 года, 1 раз в неделю по 35 мин в 1 классе. Со 2 по 4 классы – 1 раз в неделю по 45 мин. .

Программа предусматривает достижение

3 уровней результатов:

Первый уровень результатов 

(1 класс)

Второй уровень результатов (2 класс)

Третий уровень результатов 

(3-4 класс)

Развитие сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.

Развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.

Формирование словесно-логического понятийно го мышления, развитии произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигатель ной сферах), внутреннего плана действия.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Процессы анализа и синтеза пронизывают всю позна вательную деятельность учащихся. Основное направле ние здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и ин терпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта уча щихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и од ного и того же вида, сравнения их в том или ином от ношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений (урок 5, задание 4 «Назови и проверь постукиванием»; урок 8, задание 2 «Играем в индейцев»; урок 6, задание 2 «Шершавые дощечки» и др.).

Главная задача, решаемая в процессе развития вос приятия, — научить школьников не только выделять и  анализировать отдельные признаки или свойства вос принимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность (урок 26, зада ние 3 «Все ли ты увидел?»; урок 29, задание 3 «Зага дочные контуры» и др.).

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение од новременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференциро ванном отражении различных параметров и условий деятельности (урок 19, задание 2 «Крестики, точки», задание 3 «Пишущая машинка»; урок 98, задание 2 «Невидящие и неслышащие» и др.).

Основным направлением в развитии памяти школь ников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспо могательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объ екты на части, выделять в них различные свойства, ус танавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных зна ков (урок 49, задание 2 «Подбери картинку»; урок 58, задание 2 «Запомни фигуры» и др.).

Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее опера ций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логиче ских операций. Путь от глобального, целостного к диф ференцированному, конкретному реализуется в после довательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличаю щимися, и где, следовательно, осуществляется доста точно грубый их анализ, и переходя к заданиям с опе рированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого ана лизирования. Таким образом, постепенно закладывают ся основы абстрактного мышления у младших школь ников (урок 108, задание 2 «Только одно свойство» и  др.). Не менее важной является и подготовка мышле ния учащихся к переходу на более высокие уровни по нятийного и словесно-логического мышления, требова ния к которым в средней школе значительно повыша ются. Поэтому на уроках психологического развития вырабатываются у учащихся умения определять соот ношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., форми руются элементарные логические операции (урок 86, задание 1 «Расположи слова»; урок 99, задание 2 «Це лое-часть»; урок 102, задание 1 «Найди причину и следствие» и др.).

При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического разви тия, выполняются задания как на воссоздающее (урок 97, задание 3 «Тропинка»), так и на творческое вообра жение (урок 69, задание 3 «Что это?»; урок 83, зада ние 3 «Закончи рисунки» и др.). Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные эле менты включаются в разные системы связей (урок 64, задание 3 «Закончи рисунок» и др.), и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы связей (урок 92, задание 3 «Закончи рисунок» и др.).

Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологиче ского развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и пси хологических новообразований данного возрастного пе риода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения просто го задания, требующего оперирования целостными об разами объектов, значительно различающихся между собой (урок 11, задание 1 «Найди одинаковые» и др.). Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными де талями (урок 11, задание 4 «Найди образец» и др.), и выполнению заданий по самостоятельному воспроизве дению образцов, заданных в словесной форме (урок 41, задание ( «Графический диктант»).

Аналогично осуществляется развитие психологиче ских новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения расчлененно восприни мать, понимать и выполнять словесные указания взрос лого (урок 2, задание 1 «Учимся слушать и выпол нять»), затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой {урок 58, задание 1 «Совмести фигуры»; урок 63, зада ние 1 «Поверни квадрат» и др.), а затем переходят к за даниям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры (урок 81, зада ние I «Муха» и др.).

Точно так же, основываясь на законе дифференциа ции и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формиро вание и других важных для учебной деятельности пси хологических качеств (пространственных представле ний, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).

Структура занятия

  1. Вводная часть.

Задачей вводной части является создание у учащих ся определенного положительного эмоционального.

Важным моментом вводной части является выполне ние упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каж дого урока подобраны специальные упражнения, стиму лирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

  1. Основная часть.

Задания подбирались с учетом их направленности на осуществление дифферен циации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для дос тижения развивающего эффекта необходимо неодно кратное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выпол нениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реа лизуется принцип «спирали», т.е. возвращение к од ному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от I класса к IV).

  1. Заключительная часть.

Задача: под ведении итогов занятия, обсуждении результатов рабо ты учащихся и тех трудностей, которые у них возника ли при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились.

Оценка эффективности занятий  психологического развития

Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели:  

  1. степень помощи, которую оказывает учитель уча щимся при выполнении заданий: чем помощь учи теля меньше, тем выше самостоятельность учени ков и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  2. поведение учащихся на занятиях: живость, актив ность, заинтересованность школьников обеспечи вают положительные результаты уроков;
  3. результаты выполнения контрольных психологи ческих заданий, в качестве которых даются зада ния, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями само стоятельно;
  4. косвенным показателем эффективности данных занятий  может быть повышение успеваемости по раз ным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внима тельности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Кроме того, представляется важным оценивать воз действие уроков психологического развития на эмоцио нальное состояние учеников. Для этого используются «смайлики»

Учебно-методическое обеспечение программы:

               1. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. , 2011

          2. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М., 2011

         3.Интеллектуальные задания

 Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть некоторыми понятиями.

  1. Дискуссионные методы

Групповая дискуссия позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.

  1. Метод направленной визуализации

Данный метод работы позволяет усилить резервы ребенка к достижению поставленных целей, способствует снятию эмоционального напряжения.

  1. Метод признания достоинств

Данный метод позволяет стабилизировать самооценку ребёнка, почувствовать уверенность в себе и осознать потребность в достижениях и стремление к успеху.

Планируемые результаты

        После окончания курса «Я познаю мир и себя» учащиеся должны уметь:

  1. Самостоятельно выполнять данное учителем задание;
  2. Проявлять собственную активность в получение знаний;
  3. Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.

Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

  1. Личностные
  1. - внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);
  2. - самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);
  3.  - смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление  к приобретению знаний).
  1. Коммуникативные
  1. - ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;
  2. - учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  3. - умение слушать собеседника;
  4. - Потребность в общение со взрослыми и сверстниками
  1. Регулятивные
  1. - целепологание;
  2. - контроль;
  3. - коррекция;
  4. - оценка;
  5. - саморегуляция
  1. Познавательные
  1. - рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  2. - поиск и выделение необходимой информации;
  3. - самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
  4. - анализ объектов с целью выделения признаков;
  5. - синтез;
  6. - установление причинно-следственных связей.

Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы):

  1. снижение уровня школьной тревожности;
  2. мотивация на саморазвитие;
  3. повышение коммуникативной компетентности;
  4. активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).

Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Т. А. Нежновой, методика изучения уровня интеллекта Прогрессивные матрицы Дж.Равена, методика изучения внимания  тест Тулуз-Пьерона. Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы.

Требования к учителю. Учителю, ведущему занятия необходимо обладать знаниями особенностей развития в младшем школьном возрасте, а также определенными личностными характеристиками: собственной креативностью, спонтанностью, высокими рефлексивными навыками, коммуникативными способностями, недирективным стилем управления группы, способностью оценить креативный продукт другого, владение технологиями создания творческих продуктов, а также умением владеть методами психологической работы.

Материально-техническое оснащение и оборудование. Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

  1. магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков;
  2. принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1;
  3. клей,  степлер, скотч-лента, ножницы,
  4. бейджи,
  5. кнопки или магниты для крепления продуктов на доске,
  6. мячик;
  7. тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;
  8. заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение;
  9. записи инструментальных фоновых мелодий;
  10. необходимое оборудование при проведении психологических игр индивидуально для каждой игры и указано в сценариях.

Список источников

1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Изда тельство «ACT», 2003.

2.  Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя   начальной   школы.   М.:    «Вита-Пресс», 2003.

3.  Кикоин ЕЛ.  Младший  школьник:   возможности изучения   и   развития   внимания.   Методические рекомендации   для   учителя   начальных   классов.

М., 1993.

4.  Локалова НЛ. 120 уроков психологического раз вития  школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Ось», 2011.

Календарно-тематическое планирование

1класс (1-33)

Дата проведения

план    факт.

Тема занятяи

содержание

Методики и задания

1

Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения.

Развитие   умения   точно   и   правильно   называть предметы.

Развитие слуховых ощущений.

Назови предметы

Послушай тишину

Узнай по звуку

2

Внимание ( сосредоточенность). Зрительные ощущения.

Развитие произвольного внимания.

Развитие зрительных ощущений.

Выполни команду

Какого цвета?

Цветные полоски

3

Артикуляция. Пространственные представления.

Развитие артикуляции.

Развитие пространственных представлений (усвое ние понятий «следует за», «находится перед», «сле ва», «справа», «между», «сверху», «снизу»).

Произнеси правильно

Раскрась правильно

4

Фонетико-фонематическое восприятие. Пространственные представления. Понятийное мышление

Развитие фонетико-фонематического восприятия.

Развитие пространственных представлений (опреде ление местоположение объекта в строке и столбце).

Развитие понятийного мышления.

Найди ошибку

Определи фигуру

Назови одним словом

Конкретизация понятий

5

Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения. Слуховое восприятие.

Развитие умения выполнять словесные поручения.

Формирование элементов самоконтроля.

Развитие слуховых ощущений.

Учись слушать и выполнять

Учитель – ученик, ученик – учитель

Послушай звуки

Назови и проверь постукиванием

6

Внимание ( объем). Осязательные ощущения.

Развитие объема внимания.

Развитие осязательных ощущений.

Кто точнее нарисует

Шершавые дощечки

7

Память ( непосредственная вербальная) Пространственные представления.

Развитие непосредственной вербальной памяти.

Развитие пространственных представлений (пони мание терминов «выше»,  «ниже»,  «левее»,  «пра вее», «на», «над», «под»).

Магнитофон

Переверни рисунок

Что? Где?

8

Внимание ( сосредоточенность). Память

( непосредственная вербальная)

Развитие слухового внимания.

Развитие непосредственной вербальной памяти.

Слушай звуки улицы

Поиграем в «индейцев»

Угадай, кто говорит

У кого ряд длиннее?

9

Память ( двигательная). Пространственные представления. Понятийное мышление

Развитие памяти на последовательность действий.

Развитие    пространственных    представлений    (на правления движения).

Развитие понятийного мышления.

Телеграфисты

Куда указывают стрелки?

Подбери картинки

10

Анализ образца. Память

( непосредственная зрительная) Внимание ( устойчивость)

Развитие умения анализировать и сравнивать об разец.

Развитие произвольного внимания.

Найди одинаковые

Где ошибся Буратино?

Одинаковые ли бусы?

Найди образец

Найди картинку

Перепутанные линии

11

Образное мышление. Зрительно-двигательные координации. Память

( непосредственная зрительная)

Развитие зрительных ощущений и образного мыш ления.

Развитие зрительно-двигательных координации.

Развитие зрительной произвольной памяти.

Цветная сказка

Штриховка

Запомни точно

12

Память ( непосредственная зрительная) Пространственные представления. Понятийное мышление

Развитие зрительной памяти.

Развитие пространственных представлений (пони мание терминов «внутри», «вне», «на»).

Развитие понятийного мышления.

Нарисуй по памяти

Выполни правильно

Вордбол

13

Пространственные представления. Выполнение словесных поручений. Зрительные ощущения.

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

Развитие умения  воспринимать  словесные  указа ния и подчинять им свою деятельность.

Развитие зрительных ощущений.

Где  этот домик?

Чей узор лучше?

Найди предметы одного цвета

Цветовая угадайка

14

Анализ образца. Слуховые ощущения.

Развитие умения воспроизводить образец.

Развитие слуховых ощущений.

Раскрась правильно

Шумящие коробочки

15

Осязательные ощущения. Внимание

( переключение) Точность движений

( макродвижения)

Развитие осязательных ощущений.

Развитие произвольного внимания.

Развитие точности движений (макродвижений).

Шершавые дощечки

Расставь слова

Зашифруй слова

Зашифруй цифры

Точные движения

Как звонки тарелки и ложки

16

Анализ образца. Зрительное восприятие формы.

Развитие умения копировать образец.

Развитие     зрительного    восприятия     (выделение формы).

Развитие осязательных ощущений.

Срисуй фигуры точно

Путаница

Найди одинаковые

Назови фигуры

Тяжелые коробочки

17

Осязательные ощущения. Память

( непосредственная зрительная)

Развитие мышления (абстрагирование).

Развитие непосредственной зрительной памяти.

Найди одинаковые

Запомни и найди

Запомни и нарисуй

18

Зрительный анализ. Словесный синтез. Понятийное мышление

Развитие зрительного анализа.

Развитие словесного синтеза.

Развитие понятийного мышления.

Кто наблюдательнее

Магнитофон

Назови одним словом

Конкретизация понятий

Вордбол

19

Осязательные ощущения. Внимание

( устойчивость)

Развитие осязательных ощущений,

Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение).

Тяжелые коробочки

Крестики, точки

Пишущая машинка

20

Зрительный анализ. Внимание

( переключение) Пространственные представления

Развитие зрительного анализа.

Развитие произвольного внимания (переключение).

Развитие пространственных представлений.

Сгруппируй буквы

Синхронный счет

Цветной ксилофон

Живые цепочки

21

Мышление ( анализ) Анализ образца. Зрительно-двигательные координации.

Развитие процессов анализа.

Развитие умения воспроизводить образец.

Развитие зрительно-двигательных координации.

Найди отличия

Дорисуй недостающие детали

Нарисуй точно такие же

Бусинки

Проведи, не касаясь

Спящий дракон

22

Мышление ( гибкость) Внимание

( распределение) Мышление ( сравнение)

Развитие гибкости мышления.

Развитие произвольного внимания (распределение).

Формирование умения сравнивать.

Способы применения предмета

Соблюдай правило

Сравнение слов

Учимся сравнивать

23

Пространственные представления. Анализ и синтез ( анаграммы) Внимание

( переключение, устойчивость)

Развитие пространственных представлений.

Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы).

Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость).

Поставь значки

Отгадай слова

Называй и считай

Алфавит

24

Звуковой синтез. Внимание ( объем) Пространственные представления.

Развитие звукового синтеза.

Развитие произвольного внимания (объем).

Развитие пространственных представлений (усвое ние словесных обозначений).

Подбери слова

Найди слоги

Говори правильно

25

Понятийное мышление. Память

( двигательная) Пространственные представления

Развитие понятийного мышления.

Развитие памяти на последовательность действий.

Развитие пространственных представлений (ориен тировка в пространстве).

Вордбол

Телеграфисты

Где спрятались игрушки

26

Мышление ( синтез) Мышление

( установление закономерностей) Наблюдательность

Развитие мышления (процессы синтеза).

Умение устанавливать закономерности.

Развитие наблюдательности.

Составление предложений

Найди девятый

Все ли ты увидел?

27

Мышление ( сравнение) Зрительное восприятие формы. Память

( непосредственная зрительная)

Развитие умения сравнивать.

Развитие умения анализировать форму предметов.

Развитие непосредственной зрительной памяти.

Найди одинаковые и отличающиеся

Составь фигуру

Запомни картинки

Запомни порядок

28

Мышление ( сравнение) Мышление

( синтез). Зрительно-двигательные координации

Развитие умения сравнивать.

Развитие мышления (процессы синтеза).

Развитие зрительно-двигательных координации.

Найди одинаковые

Назови предмет

Молния

Речка

29

Мышление ( сравнение) Саморегуляция. Зрительное восприятие формы

Развитие умения сравнивать.

Формирование процессов саморегуляции.

Развитие    зрительного    восприятия    (восприятие формы).

Сравни предметы

Образец и правило

Загадочные контуры

30

Внимание ( в условиях коллективной деятельности) Зрительное восприятие. Анализ образца. Мышление

( абстрагирование)

Развитие внимания в условиях коллективной дея тельности.

Развитие восприятия (расчлененность).

Развитие умения копировать образец.

Развитие мышления (абстрагирование признаков).

Делаем вместе

Найди фото

Нарисуй так же

Покажи одинаковые

31-33

Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения.

Резерв времени

Календарно-тематическое планирование

2 класс (1-34)

Тема занятия

содержание

Методики и задания

1

(31)

Внимание ( распределение).Память слуховая. Мышление наглядно- образное

Развитие произвольного внимания.

Развитие слуховой памяти.

Развитие наглядно-образного мышления.

Подсчитай правильно

Повтори цифры

Найди путь

2

(32)

Пространственные представления. Мышление наглядно- образное

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

Развитие наглядно-образного мышления.

Куда ускакал зайчик?

Полянки

3

(33)

Произвольность. Пространственные представления. Память зрительная.

Развитие зрительной памяти.

Развитие пространственных представлений.

Развитие произвольности средних движений.

Летает – не летает

Выполняй правильно

Запомни и нарисуй

4

(34)

Мышление ( установление закономерностей) Память вербальная

Развитие   мышления   (установление   закономерно стей на абстрактном материале).

Развитие вербальной памяти.

Найди фигуры

Слова, начинающиеся с одной буквы

5

(35)

Пространственные представления. Память логическая. Психомоторика.

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

Развитие  логической   памяти  (установление  ассо циативных связей).

Развитие тонко координированных движений.

Выше, слева, правее, снизу

Соседнее, через одно

Объедини слова

Сделаем бусы

Вырежи фигурки

6

(36)

Мышление наглядно- образное. Внимание

( устойчивость). Мышление ( синтез)

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Развитие мышления (процессы синтеза).

Полянки

Назови по порядку

Что здесь изображено?

7

(37)

Мышление ( установление закономерностей) Мышление ( анализ). Психомоторика.

Развитие  мышления  (установление  закономерно стей на абстрактном материале).

Развитие мышления (процессы анализа).

Развитие точности произвольных движений.

Найди фигуры

Раздели на части

Кто точнее?

8

(38)

Восприятие зрительное. Мышление

( анализ). Слуховые ощущения.

Развитие зрительного восприятия (выделение бук венных форм).

Развитие мышления (процессы анализа).

Развитие слуховых ощущений.

Назови буквы

Какой? Какая? Какие?

Шумящие коробочки

9

(39)

Внимание ( распределение) Осязательные ощущения

Развитие произвольного внимания (распределение).

Развитие осязательных ощущений.

Вычеркивай буквы и слушай

Сколько знаков?

Разложи вслепую

10

(40)

Мышление ( анализ, синтез). Память зрительная. Внимание.

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.

Развитие зрительной памяти.

Формирование элементов самоконтроля.

Отгадай слова

Нарисуй по памяти

Запретный номер

11

(41)

Произвольность. Мышление ( нахождение общих признаков). Психомоторика.

Развитие умения подчиняться словесным указани ям взрослого.

Развитие  мышления (нахождение общих   призна ков в несвязанном материале).

Развитие двигательной сферы.

Графический диктант

Поиск общего

Попади в свой кружок

12

(42)

Пространственные представления. Мышление наглядно- образное. Мышление ( гибкость)

Развитие пространственного восприятия.

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие гибкости мыслительной деятельности.

Найди пирамиду

Нарисуй кресло

Полянки

Заселение дома

13

(43)

Мышление ( установление закономерностей). Память зрительная. Мышление ( анализ).

Развитие   мышления   {установление   закономерно стей).

Развитие непосредственной зрительной памяти.

Развитие мышления (процессы анализа).

Найди фигуры

Точно такие

Раскрашивание фигур

Заполни рисунок

14

(44)

Пространственные представления. Память ( слуховая).Память зрительная.

Развитие пространственных представлений.

Развитие зрительной памяти.

Развитие слуховой памяти.

Шарики в трубочке

Подбери заплатку

Повтори и добавь

Найди образец

15

(45)

Мышление ( выделение существенного). Мышление ( анализ).

Развитие умения выделять существенные признаки.

Развитие умения соотносить с образцом.

Развитие слуховых ощущений.

Выбери главное

Найди подходящий треугольник

Шумящие коробочки

16

(46)

Мышление ( анализ, синтез). Пространственные представления. Воображение.

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.

Развитие пространственных представлений.

Развитие воображения.

Отгадай слова

Диктант пространственных действий

Волшебный лес

17

(47)

Ощущения осязательные. Память опосредованная. Мышление

( установление закономерностей). Ощущения мышечные.

Развитие осязательных ощущений.

Развитие опосредованной памяти.

Развитие   мышления   (установление   закономерно стей).

Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).

Шершавые дощечки

Подбери картинку

Найди фигуры

рукопожатие

18

(48)

Ощущения слуховые. Внимание

( устойчивость, переключение). Мышление наглядно- образное.

Развитие слуховых ощущений.

Развитие произвольного внимания  (устойчивость, переключение).

Развитие наглядно-образного мышления.

Шумящие коробочки

Крестики, точки

Раздели квадрат

19

(49)

Ощущения осязательные. Память опосредованная. Ощущения зрительные.

Развитие осязательных ощущений.

Развитие опосредованной памяти.

Развитие зрительных ощущений.

Тяжелые коробочки

Подбери картинку

Цветовая угадайка

20

(50)

Внимание ( распределение) Мышление

( сравнение, установление закономерностей)

Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности).

Развитие мышления (умение сравнивать).

Развитие  мышления (установление   закономерно стей).

Делаем вместе

Найди отличающиеся

Найди девятый

21

(51)

Память опосредованная. Мышление наглядно- образное. Восприятие слуховое.

Развитие опосредованной памяти.

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие слухового восприятия.

Зашифруй предложение

Ленточки

Назови и проверь постукиванием

22

(52)

Память вербальная. Пространственные представления.

Развитие словесной памяти и произвольного вни мания.

Развитие пространственных представлений.

Что изменилось?

Что не изменилось?

Превращение фигур

23

(53)

Мышление ( анализ, синтез). Психомоторика.

Развитие умения воспроизводить образец.

Развитие мышления (процессы синтеза).

Развитие двигательной сферы (макродвижения).

Дорисуй рисунок

Что здесь изображено?

Иголка и нитка

24

(54)

Мышление ( анализ). Мышление наглядно- образное. Ощущения осязательные.

Развитие мышления (процессы анализа).

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие осязательных ощущений.

Найди футболистов в одинаковой форме

Цирк

Раздели квадрат

Шершавые дощечки

25

(55)

Память опосредованная. Ощущения зрительные. Произвольность.

Развитие опосредованной памяти.

Развитие зрительных ощущений.

Развитие двигательной сферы (подчинение поведе ния внешним сигналам).

Зашифруй предложение

Цветовая угадайка

зеваки

26

(56)

Мышление ( сравнение) Память зрительная. Мышление

( установление закономерностей). Ощущения мышечные.

Развитие мышления (операция сравнения).

Развитие зрительной непосредственной памяти.

Развитие  мышления (установление  закономерно стей).

Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).

Найди одинаковые

Одинаковое, разное

Точно такие

Найди девятый

рукопожатие

27

(57)

Мышление ( обобщение, установление закономерностей). Ощущения осязательные.

Развитие мышления (обобщение наглядного мате риала).

Развитие  мышления  (установление  закономерно стей).

Развитие осязательных ощущений.

Четвертый лишний

Найди фигуры

Тяжелые коробочки

28

(58)

Внутренний план действий. Память опосредованная. Произвольность.

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие зрительной опосредованной памяти.

Развитие двигательной сферы (умение быстро за тормозить свои движения).

Совмести фигуры

Запомни фигуры

Замри!

29

(59)

Внимание ( распределение). Мышление

( абстрагирование). Пространственные представления.

Развитие произвольного внимания (распределение).

Развитие мышления (абстрагирование?.

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

Вычеркивай буквы и слушай

Посмотри вокруг

Где находится чайник?

30

(60)

Мышление ( сравнение, установление закономерностей) Восприятие зрительной

Развитие мышления (умение сравнивать).

Развитие   мышления   (установление   закономерно стей).

Развитие зрительного восприятия формы.

Найди отличающиеся

Найди девятый

Загадочные контуры

31-34

Внимание ( распределение).Память слуховая. Мышление наглядно- образное

резерв

Указатель номеров уроков, задания которых направлены на развитие соответствующих психологических процессов

2 класс

Психологические процессы, подлежащие развитию

Номера уроков

Ощущение

8, 9, 15, 17, 18, 19, 24, 25, 26, 27

Восприятие

8, 21, 30

Внимание

1, 6, 9, 10, 18, 20, 29

Память

1, 3, 4, 5, 10, 13, 14, 17, 19, 21, 22, 25, 26, 28

Мышление

1, 2, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 29, 30

Воображение

16

Пространственные представления

2, 3, 5, 12, 14, 16, 22, 29

Самоконтроль

10

Произвольность

3, 11, 25, 28

Психомоторика

5, 7, 11, 23

Внутренний план действий

28

Календарно-тематическое планирование

3 класс (1-34)

Тема занятия

содержание

Методики и задания

1

(61)

Память опосредованная. Мышление логическое. Произвольность движений

Развитие зрительной опосредованной памяти.

Развитие логического мышления.

Развитие произвольности движений.

Запомни фигуры

Логический квадрат

Обводи точно

2

(62)

Мышление ( обобщение). Память опосредованная. Мышление

( установление закономерностей)

Развитие мышления (процессы обобщения).

Развитие опосредованной памяти.

Развитие  мышления  (установление  закономерно стей).

Четвертый лишний

Письмо инопланетянина

Найди девятый

3

(63)

Внутренний план действий. Мышление

( установление закономерностей). Внимание ( устойчивость)

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие   мышления   (установление   закономерно стей).

Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Поверни квадрат

Найди девятый

Пишущая машинка

4

(64)

Мышление ( ассоциативное). Мышление

( обобщение). Воображение.

Развитие  ассоциативного   и  обобщающего   мыш ления.

Развитие воображения.

Свяжи слова

Найди четвертый лишний

Закончи рисунок

5

(65)

Внутренний план действий. Произвольность движений.

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие произвольности движений.

Муха

Бери осторожно

6

(66)

Память зрительная. Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления.

Развитие зрительной памяти.

Развитие вербального мышления.

Развитие пространственных представлений.

Запомни сочетания фигур

Раздели на группы

Фигуры и значки

7

(67)

Мышление ( словесно- логическое). Внутренний план действий. Произвольность движений

( помехоустойчивость)

Развитие   словесно-логического   мышления   (выде ление существенных признаков).

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие произвольности движений (помехоустой чивость).

Выбери главное

Совмести фигуры

Знай свой темп

8

(68)

Мышление ( аналогии). Внутренний план действий. Произвольность движений.

Развитие словесно-логического мышления (анало гии).

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие   произвольности   движений   (умение   за тормозить движение).

Назови четвертое слово

Муха

Запретное движение

9

(69)

Мышление ( сравнение) Произвольность

( помехоустойчивость интеллектуальных процессов) Воображение.

Развитие мышления (умение сравнивать).

Развитие произвольности движений (помехоустой чивость).

Развитие воображения.

Одинаковое, разное

Не путай цвета

Что это?

10

(70)

Память ( опосредованная вербальная). . Мышление ( установление закономерностей).

Развитие вербальной опосредованной памяти.

Развитие   мышления   (установление   закономерно стей).

Объедини по смыслу

Найди фигуры

11

(71)

Пространственные представления. Мышление вербально-смысловое. Память (непосредственная зрительная).

Развитие пространственных представлений.

Развитие вербального мышления.

Развитие зрительной памяти.

Учись уменьшать и увеличивать

Объедини пословицы

12

(72)

Внутренний план действия. Мышление

( сравнение).

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие мышления (операция сравнения).

Поверни квадрат

Найди одинаковые

13

(73)

Мышление ( логическое). Внимание

( устойчивость). Чувство времени.

Развитие логического мышления.

Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Развитие чувства времени.

Логический квадрат

Назови по порядку

Дружный хлопок

14

(74)

Мышление ( синтез) Внимание

( переключение)

Развитие мышления (процессы синтеза).

Развитие произвольного внимания (переключение).

Составь слова

Отыщи числа

15

(75)

Воображение.

Пространственные представления.

Мышление ( абстрактно- логическое)

Развитие воображения.

Развитие пространственных представлений.

Развитие логического мышления.

Волшебники

Где какая полоска?

Кольца

Говорим по-марсиански

16

(76)

Мышление ( логическое) Произвольность

(помехоустойчивость интеллектуальных процессов)

Развитие логического мышления.

Развитие произвольности (помехоустойчивость ин теллектуальной деятельности).

Поезд

Не путай цвета

17

(77)

Мышление ( установление закономерностей). Мышление

( сравнение). Внутренний план действия.

Развитие  мышления  (установление  закономерно стей).

Развитие мышления (операция сравнения).

Развитие внутреннего плана действия.

Найди девятый

Найди одинаковые

Архитектор

18

(78)

Внутренний план действия. Чувство времени. Память опосредованная.

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие чувства времени.

Развитие опосредованной памяти.

Совмести фигуры

За одну минуту

Письмо инопланетянина

19

(79)

Память опосредованная вербальная. Внутренний план действия.

Развитие смысловой памяти.

Развитие внутреннего плана действия.

Объедини по смыслу

Поверни квадрат

20

(80)

Память ( непосредственная слуховая).

Пространственные представления.

Произвольность движений( преодоление гиперактивности)

Развитие слуховой памяти.

Развитие пространственных представлений.

Развитие  произвольности движений  (преодоление гиперактивности).

Добавь слово

Раскрась фигуру

флажок

21

(81)

Внутренний план действия. Мышление

( синтез)

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие мышления (процессы синтеза).

Муха

Что здесь изображено?

22

(82)

Внимание ( переключение) Мышление

( наглядно- образное). Произвольность движений.

Развитие произвольного внимания (переключение).

Развитие наглядно-образно го мышления.

Развитие   произвольности   движений   (умение   за тормозить движения).

Отыщи числа

Преврати в квадрат

Запретное движение

23

(83)

Мышление вербально-смысловое.

Пространственные представления. Воображение.

Развитие вербального мышления.

Развитие пространственных представлений.

Развитие воображения.

Подбери слова

Найди недостающий квадрат

Закончи рисунки

24

(84)

Мышление вербально-понятийное. Мышление внрбально-смысловое. Слуховое восприятие.

Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие слухового восприятия.

Пятый лишний

Объясни значение

Назови и проверь постукиванием

25

(85)

Внутренний план действия. Мышление

( установление закономерностей). Память

( непосредственная)

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие непосредственной памяти.

Развитие   мышления   (установление   закономерно стей).

Этажи

Найди девятый

Какой цвет?

26

(86)

Мышление вербально-понятийное. Внимание ( устойчивость)

Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Расположи слова

Стенографы

27

(87)

Мышление вербально-понятийное. Память опосредованная. Чувство времени.

Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие опосредованной памяти,

Развитие чувства времени.

Расположи слова

Запомни слова

Дружный хлопок

28

(88)

Память логическая. Произвольность

( помехоустойчивость интеллектуальных процессов)

Развитие логической памяти.

Развитие произвольности (помехоустойчивость ин теллектуальных процессов).

Найди правило и запомни

Найди смысл

29

(89)

Мышление ( понятийное) Воображение. Пространственные представления.

Развитие понятийного мышления.

Развитие воображения.

Развитие пространственных представлений.

Вордбол

Составь изображения

развертка

30

(90)

Мышление ( понятийное) Воображение.

Пространственные представления.

Развитие наглядно-образного мышления (установ ление закономерностей).

Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие   произвольности   движений   (умение   за тормозить движения).

Найди фигуры

Расположи слова

Замри

31-34

Память опосредованная. Мышление логическое. Произвольность движений

резерв

Указатель номеров уроков, задания которых направлены на развитие соответствующих психологических процессов

3 класс

Психологические процессы, подлежащие развитию

Номера уроков

Слуховое восприятие

24

Чувство времени

13, 18, 27

Внимание

3, 13, 14, 22, 26

Память

1, 2, 6, 10, 11, 18, 19, 20, 25, 27, 28

Мышление

1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30

Воображение

4, 9, 15, 23, 29

Пространственные представления

6, 11, 15, 20, 23, 29

Произвольность

1, 5, 7, 8, 9, 16, 20, 22, 28, 30

Внутренний план действий

3, 5, 7, 8, 12, 17, 18, 19, 21, 25

Календарно-тематическое планирование

4 класс (1-34)

Тема занятия

содержание

Методики и задания

1

(91)

Мышление вербально-понятийное. Мышление ( абстрагирование).

Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие мышления (абстрагирование).

Расположи слова

Форма - цвет

2

(92)

Мышление вербально-понятийное.

Пространственные представления. Воображение.

Развитие понятийного мышления.

Развитие пространственных представлений.

Развитие воображения.

Назови слова

Разноцветный коробок

Закончи рисинок

3

(93)

Мышление вербально-понятийное. Память опосредованная.

Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие опосредованной памяти.

Подбери общее понятие

Запомни фигуры

4

(94)

Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления. Память непосредственная.

Развитие вербального мышления.

Развитие пространственных представлений.

Развитие зрительной памяти.

Пословицы

Лишний кубик

Запомни и нарисуй

5

(95)

Внутренний план действия. Мышление вербально-понятийное. Произвольность движений ( помехоустойчивость)

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие произвольности (помехоустойчивость ин теллектуальных процессов).

Совмести фигуры

Подбери общее понятие

Не путай цвета

6

(96)

Мышление вербально-понятийное. Мышление( сравнение) Мышление

( установление закономерностей)

Развитие вербального  мышления (отношения  ря-допо ложности).

Развитие умения сравнивать.

Развитие наглядно-образного мышления (установ ление закономерностей).

Найди противоположное слово

Одинаковое, разное

Найди девятый

7

(97)

Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления. Воображение.

Развитие вербального мышления.

Развитие пространственных представлений.

Развитие воображения.

Подбери пословицу

Найди одинаковые кубики

Тропинка

8

(98)

Мышление вербально-понятийное. Произвольность движений.

Развитие вербального мышления (отношения рядоположности).

Развитие  произвольности движений.

Найди противоположное слова

«невидящие» и «неслышащие»

9

(99)

Мышление вербально-смысловое. Мышление вербально-понятийное. Осязательное восприятие.

Развитие вербального мышления.

Развитие понятийного мышления (отношения це лое - часть).

Развитие осязательного восприятия.

Объясни значение

Целое – часть

Полочка-узнавалочка

10

(100)

Память ( непосредственная) Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления.

Развитие зрительной памяти.

Развитие вербально-смыслового анализа.

Развитие пространственных представлений.

Запомни сочетания фигур

Подбери пословицу

Раскрась кубики

11

(101)

Мышление вербально-понятийное. Мышление вербально-смысловое. Глазомер и зрительно-двигательные координации

Развитие понятийного мышления (в отношении «це лое - часть»).

Развитие глазомера и зрительно-моторных коорди нации.

Целое-часть

Найди значение слов

Вырезай точно

12

(102)

Мышление вербально-причинное. Мышление ( установление закономерностей)

Развитие  вербального  мышления  (причинно-след ственные отношения).

Развитие наглядно-образного мышления (установ ление закономерностей).

Найди причину и следствие

Найди фигуры

13

(103)

Мышление вербально-смысловое. Произвольность ( помехоустойчивость)

 Развитие вербального мышления (выявление при чинно-следственных отношений).

Развитие произвольности (помехоустойчивость ин теллектуальных процессов).

Назови причину

Найди значения слов

Найди смысл

14

(104)

Память опосредованная. Мышление вербально-смысловое.

Развитие опосредованной памяти.

Развитие понятийного мышления (понятие «отри цание»).

Письмо инопланетянина

Отрицание

15

(105)

Мышление вербально-смысловое. Мышление ( абстрагирование)

Пространственные представления. Произвольность движений

Развитие вербально-смыслового анализа.

Развитие мышления (абстрагирование).

Развитие пространственных представлений.

Пословицы

Форма - цвет

Раскрась кубик

Кто точнее?

16

(106)

Внутренний план действий. Мышление логическое. Внимание ( устойчивость)

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие логического мышления.

Развитие произвольного внимания.

Совмести фигуры

Поезд

Пишущая машинка

17

(107)

Мышление вербально-смысловое. Мышление ( сравнение)

Развитие  вербального  мышления  (выявление  от ношения противоположности).

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие произвольности движений (точность).

Подбери слово противоположное по смыслу

Найди одинаковые

18

(108)

Мышление вербально-смысловое. Мышление ( абстрагирование)

Развитие  вербального  мышления  (выявление  от ношения противоположности).

Развитие мышления (абстрагирование).

Подбери слово противоположное по смыслу

Только одно свойство

19

(109)

Память (непосредственная). Мышление вербально-понятийное. Пространственные представления.

Развитие произвольной памяти.

Развитие понятийного мышления.

Развитие пространственных представлений.

Какого цвета?

Вордбол

Найди одинаковые кубики

20

(110)

Память опосредованная. Глазомер и зритель-двигательные координации.

Развитие опосредованной памяти.

Развитие глазомера и зрительно-моторных коорди нации.

Письмо инопланетянина

Вырезай точно

21

(111)

Внутренний план действия. Мышление

( установление закономерностей) Произвольность движений

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие  мышления  (установление   закономерно стей).

Развитие произвольности движений.

Муха

Найди фигуры

Попади в свой кружок

22

(112)

Мышление ( анализ через синтез) Мышление

( абстрагирование).Пространственные представления.

Развитие мышления (анализ через синтез).

Развитие мышления (абстрагирование).

Развитие пространственных представлений.

Разгадай ребусы

Только одно свойство

Развертка куба

23

(113)

Внимание ( устойчивость) Произвольность ( помехоустойчивость).

Развитие произвольного внимания.

Развитие произвольности (помехоустойчивость ин теллектуальных процессов).

Отыщи числа

Найди смысл

24

(114)

Мышление логическое. Произвольность движений

Развитие логического мышления.

Развитие произвольного внимания

Поезд

«невидящие» и «неслышащие»

25

(115)

Мышление вербально-понятийное. Мышление наглядно- образное.

Развитие понятийного мышления (понятие «отри цание»).

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие произвольности движений (помехоустой чивость).

Отрицание

Ленточки

Знай свой темп

26

(116)

Мышление вербально-понятийное. Мышление ( абстрагирование)

Развитие понятийного мышления (обобщение).

Развитие мышления (абстрагирование).

Подбери общее понятие

Только одно свойство

27

(117)

Мышление вербально-понятийное. Мышление ( абстрагирование)

Развитие понятийного мышления (обобщение).

Развитие мышления (абстрагирование).

Подбери общее понятие

Форма – цвет

28

(118)

Мышление

( установление закономерностей). Память непосредственная. Память вербально-смысловая.

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие непосредственной памяти.

Развитие смысловой вербальной памяти.

Найди девятый

Точно такие

Объедини по смыслу и запомни

29

(119)

Мышление вербально-смысловое. Внимание ( устойчивость) Произвольность движений.

Развитие  вербального  мышления  (отношения  по следовательности) .

Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Развитие произвольных движений.

Подбери следующее

Стенографы

Зеваки

30

(120)

Мышление (

установление закономерностей). Память опосредованная. Осязательное восприятие.

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие осязательного восприятия.

Найди фигуры

Письмо инопланетянина

Палочка – узнавалочка  

31-34

Мышление вербально-понятийное. Мышление ( абстрагирование).

резерв

Указатель номеров уроков, задания которых направлены на развитие соответствующих психологических процессов

4 класс

Психологические процессы, подлежащие развитию

Номера уроков

Восприятие

9, 11, 20, 30

Внимание

16, 23, 24, 29

Память

3, 4, 10, 14, 19, 20, 28, 30

Мышление

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30

Воображение

2, 7

Пространственные представления

2, 4, 7, 10, 15, 19, 22

Произвольность

5, 8, 13, 17, 21, 23, 25, 29

Внутренний план действий

5, 16, 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"

Коллеги, на основе программы  психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова,  ваших и моих личных разработок была написана п...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности по английскому языку "Занимательный Английский"

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Занимательный Английский"...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Детский фитнес"

программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Детский фитнес» для обучающихся 5-8 классов. ...

Рабочая программа и Календарно тематическое планирование внеурочной деятельности "Я-Патриот" в 8 классе

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Краеведческие головоломки"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Краеведческие головоломки" расчитана на 1 год. Изучается данный курсв 5 классе, периодичность занятий ...