Программа курса "Познай себя" для учащихся 7 классов.
рабочая программа по психологии (7 класс) по теме

Шутова Елена Вячеславовна

 Программу «Познай себя» мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся 7 классов в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznaya_sebya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Программа «Познай себя» для учащихся 7 классов.                                            

                                                         Пояснительная записка.

В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, вступающего во взаимодействие с окружающим миром.

Учащиеся  пытаются разобраться в самих себе, но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, т.к. они не располагают знаниями о психологических особенностях человека. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях учащихся. В связи с этим возникает необходимость в определенной системе психологических знаний, которые помогут ребенку глубже осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения с окружающими, сформировать представления о своем дальнейшем жизненном пути.

Приобщение к знаниям о человеке, по мнению Божович Л.,  имеет “ особенно важное значение в подростковом возрасте, т.к. характерным для этого периода новообразованием является «чувство взрослости» и развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям»[1]. Подросток начинает осознавать свой личный идеал, при сравнении с которым часто возникает неудовлетворенность самим собой и стремление изменить себя.

Данную программу «Познай себя» мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов творческой деятельности.

Цель курса: развитие позитивной «Я-концепции» подростков.

Основные задачи курса:

1.Развить интерес учащихся к своему внутреннему миру

2. Показать учащимся уникальность и ценность внутреннего мира каждой личности

3. Помочь учащимся в личностном самоопределении

Программа курса рассчитана на 32 часа и предназначена для учащихся 7 классов.

Занятия курса имеют следующую структуру:

1. Введение в тему (актуализация имеющегося опыта и житейских знаний).

2. Развертывание темы (эмоциональное включение детей в тему занятия; обеспечение возможности осмысления темы, формирование новых представлений).

3. Индивидуализация темы (развитие самопознания)

4. Завершение темы (релаксация, снятие излишнего эмоционального напряжения).

Основными компетентностями, на который направлен данный курс являются:

- информационная;

- коммуникативная:

- проблемная.

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

- овладеть психологической лексикой,

- понять, что такое познавательная сфера личности, познавательные процессы,

- освоить основные приемы запоминания, концентрации внимания, решения логических задач,

- уметь находить внутренние ресурсы для саморазвития и самореализации.

Основными критериями усвоения материала являются:

- осознанный интерес к занятиям;

- творческое отношение к выполнению заданий;

- высокая активность при выполнении психологических упражнений.

Для реализации поставленных задач используются следующие приемы и методы:

- лекции;

-дискуссии;

-анализ конкретной ситуации,

- психодиагностика, психологические игры и упражнения.

В качестве измерительной оценки личности подростка могут быть использованы следующие методики:

- Методика «10 слов»;

- Методика «Корректурная проба»;

- Методика «Счет с переключением»;

- Диагностический тест «Способности школьника»;

- Тест «КОТ» (краткий отборочный тест);

- «Школьный тест умственного развития».

         

                                        Литература.

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.

2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

3. Гриман Л.П. Резервы человеческой психики. – М.,1989

4. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.,1980.

5. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.

6. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., 1976.

7. Лурия А.Р. Внимание и память.-  М., 1975.


                                                                           Тематическое планирование.

Тема раздела

№ урока в теме

Кол-во часов

Тема урока

Домашнее задание

Ожидаемый результат

Наедине с собой

Цель: Развитие интереса у учащихся к

 самому себе, своему внутреннему миру, осознание своей уникальности

1

1

Введение в курс

Оформить тетрадь

Развитие интереса у учащихся к проблемам общения

2-3

2

Сколько меня во мне

Составить психологический автопортрет

Развитие рефлексивных навыков подростков

4-5

2

Кого мы видим, когда смотрим

Осознание учащимися своего места в мире людей

6-7

2

 Мир моих чувств

Составить памятку «Я и мои эмоции»

Умение адекватно выражать свои чувства и эмоции

8-9

2

Мои привычки

Ассоциативный рисунок «Мои вредные привычки»

Умение сказать «Нет»

От  хочу к могу

Цель: Развитие уверенности в себе, повышение самооценки подростка.

10

1

Гимнастика для ума

Составить комплекс развивающих упражнений

Развитие познавательной сферы

11

1

Воображение и творческие способности

Составить комплекс развивающих упражнений

Развитие творческих способностей

12

1

Мышление

Подобрать упражнения на развитие мышления

Развитие мышления

13

1

Память

Подобрать упражнения на развитие памяти

Развитие памяти

14

1

Внимание

Составить корректурную пробу

Развитие внимания

15-16

2

Как узнать свое призвание

Составить таблицу «Тип профессии и необходимые качества»

Осознание своего места в мире профессий

17-18

2

Азбука делового человека

Мини-сочинение «Я и моя будущая профессия»

Овладение «механизмами самопомощи»

Я и другие

Цель: развитие интереса к другим людям, окружающему миру.

19

1

Я глазами других людей

Рассказ о себе в 3-м лице

Развитие позитивной «Я»-концепции

20

1

Все мы разные, все мы одинаковые

Ответить на вопрос: «Что меня объединяет и отличает от одноклассников»

21

1

Что значит принимать других

Ответить на вопрос: «Я – толерантный человек?»

Развитие толерантности

22-23

2

Как понимать без слов

КТД «Сказка без слов»

Развитие невербального общения

24-25

2

Искусство контакта

Составить памятку «Позитивное общение – это…»

Развитие коммуникативных способностей

26

1

Мы выбираем, нас выбирают

Ответить на вопрос «Кто такой настоящий друг»

Развитие эмпатии

Мои вершины

Цель: осознание подростками самоизменения, стремления к саморазвитию и самореализации

27-2

2

Учитесь властвовать собой

Предложи свои способы снятия эмоционального напряжения

Умение управлять своими эмоциями

29

1

Технология совершенствования

Составить программу саморазвития

Развитие рефлексивных навыков

30-31

2

В чем секрет популярности или как стать лидером

Составить памятку для «неудачника»

Развитие лидерских качеств

32

1

Мои вершины

Повышение социальной адаптации

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому

Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...

Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.

Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся В.И.Лях, А.А.Зданевич 1-11 классы (- Москва: Просвещение, 2010).

Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Программа  по физической культуре в начальной школе ориентирована на достижени...

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного курса  «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...