Профилактические практикумы
план-конспект урока по психологии (7,8,9,10,11 класс) по теме

Кузьмина Ирина Анатольевна

1. БЕЗДЕЛЬЕ ХОРОШЕМУ НЕ НАУЧИТ

2. СЦЕНАРИЙ СИТУАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРАКТИКУМА «ХУЛИГАНСТВО КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЯ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЕЗДЕЛЬЕ ХОРОШЕМУ НЕ НАУЧИТ!

(Профилактический практикум)

        

Цели и задачи:

  1. профилактика детской и подростковой беспризорности и правонарушений среди школьников;
  2. воспитание потребности в организованном проведении досуга подростками;
  3. развитие навыков противодействия «модным» увлечениям подростков.

Описание практикума

  1. Что такое  «подростковая безнадзорность»?

Учитель: Чем заняться в свободное время? Этот вопрос, наверное, волнует каждого подростка в современном обществе. Как правильно организовать свой досуг, избежать влияния вредных привычек и игромании – вот об этих проблемах и пойдет сегодня речь.

Во многих уголках нашей страны большинство ребят вашего возраста не могут правильно организовать свое свободное время. Значительная часть таких подростков бесцельно бродит по улицам и, не замечая этого, становятся несовершеннолетними бродягами. Это страшное явление.

Ребята, вы должны знать, что в нашей стране существует ряд законов, которые направлены на профилактику подростковой безнадзорности.

В законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.04.2005г. №39-ФЗ), в частности, говорится:

<…> Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

- несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

- безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных ли;

- беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

- антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

- семья, находящаяся в социально опасном положении, - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

- индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

- пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, - пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. <…>

Учитель: Ребята, выскажите свое мнение, почему подростки начинают бродяжничать? К каким последствиям может привести бесцельное провождение свободного времени? Почему так опасна детская беспризорность и безнадзорность?

Варианты ответов учеников.

  1. Так ли безобидны подростковые увлечения?

Учитель: Ребята, мы рассмотрели проблему, когда подростки вообще ничем не занимаются в свободное время, а просто бродяжничают в поисках приключений.

Но большая часть подростков увлекаются различными видами спорта, музыкой, компьютерными играми, чтением книг, собиранием марок или монет. Вроде бы это хорошо – ребята увлечены любимым делом и для совершения проступков просто нет времени. Но и здесь есть определенные проблемы.

А что такое вообще увлечения в подростковом возрасте?

Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга, очень характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Как правило, они имеют неучебный характер. Со школьным обучением пересекаются только интеллектуально-эстетические увлечения, и то не все – история, музыка, цветоводство, рисование, радиотехника. Бывает, что увлечение любимым делом отрывает ребенка от учебы в школе. Эгоцентрические – изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модными видами спорта, участие в художественной самодеятельности – любое дело становится лишь средством демонстрации своих успехов. Подростки стремятся выделиться оригинальностью своих занятий, возвыситься в глазах окружающих. Этим ребятам также свойственны и лидерские увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно что-то организовать, руководить сверстниками. Они меняют группы, секции, кружки до тех пор, пока не найдут ту, в которой могут стать лидерами. Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость – спорт, вождение мотоцикла, картинга. Накопительские увлечения – коллекционирование во всех его видах, которое может сочетаться с познавательной потребностью (марки), с накоплением материальных благ (старинных монет, дорогих камней), с желанием следовать моде – наклейки, этикетки, пачки от сигарет.

К сожалению, в настоящее время некоторые увлечения подростков становятся вредными для их возраста: долгое время препровождение за экранами компьютерных игр или игровых автоматов может привести к психической депрессии подростка.

Самый примитивный вид увлечений – информативно-коммуникативные, в которых проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками – во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться – это многочасовые пустые разговоры в дворовой компании, созерцание происходящего вокруг – витрин магазинов, уличных происшествий, «глазение» в телевизор. Такое времяпровождение трудно назвать увлечением, но оно очень характерно для большой части подростков. Именно в их среде возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией, бродяжничеством.

У японских детей тоже появилось новое увлечение. Они перевоплощаются в героев популярных комиксов, мультфильмов и видеоигр и в таком виде разгуливают по улицам. Посмотреть на оживших персонажей обычно собираются огромные толпы зрителей и фотографов, которые оценивают проявленные фантазию и мастерство. Вроде бы интересно, но каждый подобный костюм обходится родителям в «кругленькую» сумму денег.

Музыкально-спортивное увлечение брейкеров захлестнуло многих подростков и молодежь в современном мире. Брейк (от англ. break-dance) – особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение. Есть и другое толкование – в одном из значений брейк означает «изломанный танец» или «танец на мостовой». Поклонники этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации. Да, это спорт, это красиво, но порой опасно, да и появление групп брейкеров в людных местах не всегда приятно окружающим.

А вот об увлечениях граффитчиков можно поспорить. Если подростки организованно, в специально отведенных местах, проводят соревнования по искусству росписи на любой поверхности с помощью баллончиков, то это привлекает внимание многих прохожих. Но вот расписанные стены домов и заборов в любом населенном пункте страны вряд ли обрадует взрослого человека. Скорее всего, подобные действия «экстремалов» граффитчиков граничат с преступлением – порчей общественного, личного имущества или вандализмом.

Ребята, выскажите свое мнение, что полезного в подобном проведении досуга подростками, а что противоречит общественным нормам или попросту противозаконно?

Варианты ответов учеников.

Учитель: Особо мне хотелось бы поговорить об увлечении подростков сотовыми телефонами.

Для взрослых людей в настоящее время сотовая связь стала просто необходима – она неотъемлемая часть современного делового мира. А вот подростки и некоторая часть молодежи чаще всего используют  мобильники в качестве игрушек. Будьте осторожны! Многие врачи предупреждают:

  1. Трубка – как маленькая микроволновка, которая нагревает мозг. Сигнал мобильника в отличие от микроволновки сложный, модулированный, и организм человека реагирует на него острее. Процессы в головном мозге происходят на электрохимическом уровне. Это очень сложный, тонко организованный «компьютер». Во время разговора по мобильнику мы бьем его (мозг) по тонким «проводкам» электромагнитным молотком. Особенно сильно «получает» кора головного мозга. Этот орган воспринимает электромагнитные излучения как глаз – свет, а ухо – звук.
  2. По воздействию на нас мобильный телефон нельзя сравнивать ни с компьютером, ни с телевизором. Важна не мощность аппарата, а то, что он приложен к уху – источник электромагнитного поля находится очень близко к мозгу.
  3. Мозг реагирует на вмешательство в его нормальную работу. Он сопротивляется, включает механизм компенсации, но в какой-то момент не выдерживает и дает сбой. Отсюда при долгих разговорах по сотовому телефону или чрезмерное увлечение различными переговорами может привести к головной боли, рассеянности и плохой памяти.

Увлечение аудио- и МР3-плеерами приводит к ухудшению слуха. Исследователи предупреждают, что под воздействием громкого звука может возникать временная деградация клеток слуховых рецепторов. В случае частого, долгого и интенсивного воздействия рецепторы теряют способность к восстановлению, и поражение становится необратимым.

А вот еще один способ проведения свободного времени – часами просиживать за компьютером, играми в компьютерные игры. Но при этом мы забываем, компьютер сильно вредит нашему зрению.

Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособленным к зрительной работе с компьютерным изображением. Экранное изображение отличается от естественного тем, что оно:

-самосветящееся, а не отраженное;

- имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения;

- не непрерывное, а состоит из дискретных точек – пикселей;

- мерцающее (мелькающее), т.е. точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации;

- не имеет четких границ ( как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный перепад яркости с фоном.

Зрительная нагрузка возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст.

Широкое распространение компьютеров в мире вызвало целый ряд жалоб на здоровье пользователей персональными компьютерами, и наибольшее их количество приходится на заболевание глаз. С недавних пор в офтальмологической и оптометрической литературе утвердился термин «компьютерный зрительный синдром» (computer vision syndrome – CVS).

Как же проявляется CVS и каковы его симптомы? Жалобы людей, проводящих длительное время за экраном монитора, можно разделить на две группы: «зрительные» и «глазные».

К первым относятся:

- затуманивание зрения (снижение остроты зрения);

- замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);

- двоение предметов;

- быстрое утомление при чтении.

Ко вторым:

- жжение в глазах;

- чувство «песка» под веками;

- боли в области глазниц и лба;

- боли при движении глаз;

- покраснение глазных яблок.

Ребята, как вы думаете, в чем еще вред длительного проведения времени за компьютером?

Варианты ответов учеников.

3. Чем опасна игромания?

Учитель: Ребята, мы подошли с вами к одной из самых острых проблем современной молодежи – к игромании. Появление во многих семьях компьютеров и почти в каждом населенном пункте игровых автоматов (игральных залов) привело к повальному увлечению большей части молодежи азартными играми.

Игромания, лудомания (от латинского ludus – игра), игровая зависимость, или патологический гэмблинг, - этими терминами называют психическое расстройство, в основе которого лежит патологическое влечение к азартным играм (игры в казино, игровых и компьютерных клубах, тотализаторах и др.). По международной классификации болезней основными признаками является постоянно повторяющееся участие в азартной игре, что продолжается и часто углубляется, несмотря на социальные последствия – такие, как обнищание, разрушение внутрисемейных взаимоотношений и личной жизни у взрослых. А у подростков – возникновение опасности попасть в криминальные группировки; влезть в долги и, как правило, совершать кражи; расстройство нервной системы и потеря реалий жизни; резкое ухудшение здоровья и появление психических заболеваний.

Втягивание в игру происходит быстро, порой за считанные недели. Стоит этим людям начать выигрывать, как им кажется, что удача будет сопутствовать им постоянно. На процессе игры они начинают тратить все больше сил в надежде получить за это награду в виде денежного приза, но проигрыш гарантирован, а выигрыш вероятен. Проигрыш рождает чувство вины и досады, злости и попытку во что бы то ни стало добиться желаемого успеха, а, следовательно, разжигает азарт. Объединяет проблемных игроков и то, что они любят только выигрывать, но не умеют проигрывать.

Конечно, не все подростки становятся патологическими игроками, кто-то играет с относительно холодной головой. Эти люди имеют высокий уровень самоконтроля. Проводят довольно мало времени за игрой, играют исключительно для отдыха, эпизодически, не преследуя корыстных и тщеславных целей, умеют сдержанно реагировать на выигрыш.

Когда же игроки распаляются, то незаметно для себя начинают погружаться в так называемый игровой транс, когда забывают о том, что собирались выиграть или отыграться. Выигрывая, они не знают, что делать с выигранными деньгами, и вновь делают ставки (реальные – в игровых автоматах, виртуальные – в компьютерных играх), продолжая играть до упора, пока не закончатся деньги. Подобное трансовое состояние сопровождается выбросом гигантского количества нейрогормонов, что обеспечивает получение сильных эмоций, которые трудно получить в реальности. Игроки погружаются в некое виртуальное состояние, полностью теряя счет времени и деньгам. Очнуться от игры они могут только тогда, когда закончатся деньги или они упадут без сил после многодневной игровой гонки.

Под влиянием сильнейшего и непреодолимого влечения игроманы становятся коварны, хитры, придумывают самые разные предлоги, чтобы отлучиться и начать игру.

Долгое время проблемные игроки убеждают себя в том, что ничего страшного не происходит, что они в любой момент прекратят играть, только еще чуть-чуть поиграют и остановятся. Многие говорят: «Вот отыграю свое и больше никогда к игре не вернусь». Постепенно желание повторять свое участие в игре становится настолько непреодолимым, что это приводит лишь к утяжелению игровой зависимости. Стремление любой ценой раздобыть средства для игры (или приобрести новую компьютерную игру) часто заставляет патологических игроков идти на преступление.

В конце учитель делает вывод, что ребята должны разумно организовать свое свободное время, не забывать, что как бродяжничество, так и игромания могут привести человека к преступлению и разрушить его личную жизнь.

  



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

СИТУАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРАКТИКУМА

«ХУЛИГАНСТВО КАК ОСОБЫЙ ВИД

ПРАВОНАРУШЕНИЯ»

Цели:

  1. воспитание правовой культуры старшеклассников;
  2. профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних;
  3. ознакомление старшеклассников с правовым понятием хулиганства и мерами наказания за данный вид преступления.

Описание практикума.

Классный руководитель: На сегодняшнем практикуме мы с вами поговорим о таком, к сожалению, распространенном в настоящее время среди несовершеннолетних виде преступления как хулиганство.

Беседа 1. Хулиганство – правонарушение или преступление?

К числу наиболее опасных и распространенных преступных посягательств на общественный порядок среди молодежи относится хулиганство. Его удельный вес в общей структуре регистрируемых ежегодно на территории Российской Федерации преступлений составляет около 7%. Опасность хулиганства заключена в многообразии форм его проявления, а также в том, что хулиганство зачастую является отправным моментом становления людей на путь более тяжких преступлений.

В УК РСФСР 1926 г. ст.76 определяла хулиганство как «озорные, сопряженные с явным неуважением к обществу действия» и относило его к преступлениям против управления. Впоследствии из УК было исключено указанное выше определение хулиганства. Президиум Верховного Совета СССР в Указе от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство» дал новое определение этому явлению, квалифицировав его как «умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу (ст.206 УК РСФСР)». Согласно этому же Указу, мелкое хулиганство, совершенное лицом, к которому в течение года применялось административное воздействие за мелкое хулиганство, признавалось уголовно наказуемым. Указ ПВС СССР от 8 февраля 1977 г. исключил уголовную ответственность за мелкое хулиганство.

Новый УК РФ более дифференцированно подошел к закреплению уголовной ответственности за хулиганские проявления. Существенно изменилось законодательное понятие хулиганства: «Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества» (ч.1 ст.213 УК РФ). Из прежнего состава хулиганства в самостоятельный состав преступления с названием «Вандализм» выделялись «осквернение зданий и иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах» (ст.214 УК РФ). Кроме того, законодатель расширил сферу использования такого квалифицирующего признака, как совершение преступления «из хулиганских побуждений», введя его в качестве обстоятельства, усиливающего ответственность виновного при убийстве (п. «и» ч.2 ст.105 УК РФ).

        Объектом данного преступления будет являться общественная безопасность (в широком смысле), так как ст.213 входит в главу IX УК РФ. Общественная безопасность в широком смысле слова слагается из нескольких групп общественных отношений, существующих по поводу обеспечения:

- безопасных условий жизни всего общества;

- общественного порядка;

- экологической безопасности и экологического правопорядка;

- здоровья населения и общественной нравственности;

- безопасности личных, общественных или государственных интересов при производстве различного рода работ;

-  безопасности личных, общественных или государственных интересов в процессе использования транспортных средств;

- безопасности личных, общественных или государственных интересов в процессе использования компьютерной информации.

        При совершении хулиганских действий молодежью нередко причиняется ущерб личности и отношениям собственности. Вред личности выражается в оскорблениях, нанесении ударов, побоев, телесных повреждений. Тяжесть насилия для наличия состава только хулиганства не должна превышать причинения легкого вреда здоровью. Умышленное причинение большего вреда здоровью личности влечет ответственность по совокупности преступлений (ст.111, 112 УК РФ). Содержание угрозы применения насилия может быть неограниченным.

        Ущерб различным видам собственности наносится путем уничтожения или повреждения имущества. В ч.1 ст.213 УК РФ четко ограничен объект уничтожения или повреждения имущества принадлежностью его любому лицу, кроме хулигана. При умышленном уничтожении или повреждении имущества в значительных размерах ответственность должна наступать по совокупности преступлений (ст.213 и 167 УК РФ).

        Злостное хулиганство (ч.2 ст.213 УК РФ) может выражаться в преступном посягательстве на общественный порядок, личность или право собственности и на порядок управления.

        При совершении хулиганства с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (ч.3 ст. 213 УК РФ), общественная безопасность, наряду с грубым нарушением общественного порядка и посягательством на личность или право собственности, ставится под реальную угрозу причинения ущерба, либо ей фактически причиняется ущерб.

        Образующие объективную сторону преступления хулиганские действия могут выражаться в различных формах: нецензурная брань в общественном месте, пьяный скандал в коммунальной квартире, драка с соседями, выламывание дверей и порча чужого имущества, поджигание почтовых ящиков, ложный вызов пожарных и саперов, отправление естественных надобностей в присутствии публики, стрельба из оружия по окнам, переворачивание скамеек и урн с мусором, дебоши в ресторане или на дискотеке, глумление над более слабым и т.д. В последнее время распространились насильственные хулиганские посягательства, сопряженные с причинением вреда здоровью личности и сопротивление лицам, пресекающим противоправные действия. Все чаще в руках хулиганов оказывается оружие либо предметы, с помощью которых потенциальные возможности по причинению вреда значительно увеличиваются.

        Субъектом хулиганства является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет (ч.1 ст.213 УК РФ) и 14 лет (ч.2 и ч.3 ст.213 УК РФ).

        К «мелкому» хулиганству (ст.158 КоАП РФ), за которое установлена административная ответственность, относятся нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, распевание песен непристойного содержания и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. Действия, попадающие под признаки мелкого хулиганства, не сопряжены с посягательствами на здоровье и телесную неприкосновенность граждан, с повреждением и истреблением имущества.

        К первому виду уголовно наказуемого хулиганства относится так называемое «простое». В соответствии с частью 1 ст.213 УК РФ, ответственность за «простое» хулиганство относится к категории преступлений небольшой тяжести и предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до 2 лет.

        Злостное хулиганство образуют те же действия, что и простое, но отличающиеся групповым характером их совершения либо связанные с сопротивлением представителю власти или иному лицу. Исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, а равно совершенные лицом, ранее судимым за хулиганство (ч.2 ст.213 УК РФ).

        Подпункт «а» ч.2 ст.213 УК РФ предусматривает в качестве квалифицирующего признака совершение хулиганства различными видами преступных групп. Под группой лиц при совершении хулиганских действий следует понимать совместное участие в выполнении объективной стороны преступления двух или более исполнителей без их предварительного сговора. Для признания наличия у группы хулиганов предварительного сговора необходимо установить, что эти лица заранее договорились о совместном совершении преступления. Применительно к организованной группе, содержание которой раскрывается в ч.3 ст.35 УК РФ, необходимо учитывать, организатор группы, даже если он не принимал участи в хулиганских действиях, будет отвечать за преступления, на которые он направил группу.

        Пункт «в» ч.2 ст.213 УК РФ рассматривает совершение хулиганских действий лицом, ранее судимым за хулиганство, и предусматривает максимально возможное наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет. Таким образом, этот вид преступлений относится к категории средней тяжести.

        Часть 3 ст.213 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за особо злостное хулиганство, например, совершение хулиганства с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Максимальное наказание, предусмотренное ч.3 ст.213 УК РФ, составляет до 7 лет лишения свободы, и это преступление относится к категории тяжких.

        Классный руководитель: Объясните, как вы поняли понятие «хулиганство»? Приведите известные вам случаи уголовно наказуемых случаев хулиганства.

        

        Беседа 2. Виды наказаний несовершеннолетних за хулиганство.

        Согласно ст.88 УК РФ видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним гражданам, являются:

- штраф;

- лишение права заниматься определенной деятельностью;

- обязательные работы;

- исправительные работы, арест;

- лишение свободы на определенный срок.

Несовершеннолетним не могут назначаться: лишение права занимать определенные должности; лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; ограничение по воинской службе; конфискация имущества; ограничение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части; пожизненное лишение свободы; смертная казнь (8 из 13 указанных в ст.44 УК РФ видов наказания).

Штраф назначается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего за период от двух недель до шести месяцев. Этот вид наказания применяется только при наличии у него самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Определяя конкретный размер штрафа, суду необходимо исходить из того, что его исполнение не должно ставить несовершеннолетнего в тяжелое материальное положение, лишать необходимых для жизни материальных благ.

Содержание лишения права заниматься определенной деятельностью, его сроки и порядок назначения применительно к несовершеннолетнему в законе не установлены. При назначении данного вида наказания юридические органы руководствуются положениями ст.47 УК РФ.

Обязательные работы заключаются в выполнении посильных для несовершеннолетнего работ и назначаются на срок до ста шестидесяти часов. Отбываются они несовершеннолетним в свободное от учебы или основной работы время. Ежедневная их продолжительность дифференцирована в зависимости от возраста осужденного и составляет:

- в возрасте до пятнадцати лет – не более двух часов;

- в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – не более трех часов.

В отношении лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет действует общее положение, закрепленное в ст.49 УК РФ: обязательные работы отбываются не более четырех часов в день. В случае злостного уклонения несовершеннолетнего от отбывания обязательных работ применяется общее правило: они заменяются арестом (ч.3 ст.49 УК РФ). Их замена ограничением свободы невозможна, поскольку этот вид наказания в силу ст.88 УК РФ не применяется к несовершеннолетним.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним на срок до одного года. Минимальный срок исправительных работ является одинаковым для всех возрастных категорий преступников и определен в ст.50 УК РФ – два месяца. Одинаковы и пределы удержаний из заработка осужденных – от пяти до двадцати процентов.

Исходя из смысла ст.50 УК РФ, исправительные работы могут применяться к несовершеннолетнему, имеющему постоянную работу. Исходя из этого, лицам в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет в соответствии с трудовым законодательством (ст.173 КЗоТ РФ) исправительные работы не могут назначаться. Поскольку к несовершеннолетним ограничение свободы не применяется, то и исправительные работы в отношении их не могут заменяться данным видом наказания, как это предусмотрено ст.50 УК РФ,

Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одног7г месяца (ст.54 УК РФ).

Лишение свободы – самое строгое наказание, которое может применяться к несовершеннолетним. Оно назначается осужденным на срок не свыше десяти лет.

Наказание несовершеннолетнему назначается исходя из ст.60 УК РФ. Но наряду с этим закон обязывает учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство подлежит оценке в совокупности с другими смягчающими обстоятельствами (ч.2 ст.89 УК РФ).

На выбор вида, срока или размера наказания влияют причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Суд должен учитывать источник возникновения у несовершеннолетнего антиобщественных взглядов и привычек (плохой пример, неправильное воспитание в семье, влияние антиобщественных элементов и т.д.); обстоятельства, которые привели к формированию преступного умысла (например, подстрекательство) и создали благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления (отсутствие надзора со стороны родителей, недостатки воспитательной работы в школе, недостатки работы органов внутренних дел и т.д.).

Уровень психического развития может проявиться в отставании от нормального для данного возраста развития и характеризоваться запасом знаний и представлений, состоянием эмоционально-волевой сферы и т.д. Для его установления рекомендуется назначать судебно-психологическую экспертизу.

Под иными особенностями личности, о которых говорится в ст.60 УК РФ, следует понимать степень проявления возрастных характеристик психики: внушаемость, склонность к подражанию и фантазированию, импульсивность и т.д., т.е. все те особенности, которые влияют на выбор методов воспитательного воздействия.

Ситуация для обсуждения.

Классный руководитель: Ребята, прослушайте информацию из судебной практики в отношении несовершеннолетних и попытайтесь предугадать, какое наказание понесли несовершеннолетние?

Несовершеннолетние Л. и Т. встретили ночью на улице гражданина В., без всякой на то причины избили его, причинив гражданину В. вред здоровью средней тяжести. По делу было установлено, что мотивом избиения стали неприязненные отношения, ранее сложившиеся между несовершеннолетним Л. и гражданином В. Несовершеннолетние Л. и Т. были осуждены по подпункту «а» ст. 213 УК РФ. (Возможные рассуждения учеников).

Классный руководитель: В данном случае конкретная мера наказания в отношении несовершеннолетних мне не известна, но при определении ее суд руководствовался следующим.

Согласно ч.1 ст.213 УК РФ хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, если оно:

- совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

- связано с сопротивлением представителю власти либо лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка;

- совершено лицом, ранее судимым за хулиганство, - наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Обязательным признаком хулиганства является грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу.

Хулиганство совершается с прямым умыслом. Поэтому не может квалифицироваться по ст.213 УК как насилие, применяемое на почве неприязненных личных взаимоотношений в кругу близких людей, в безлюдных местах и т.д. В тоже время, если такие действия совершаются в общественных местах (в данном случае на улице) и осознанием виновного факта, что они грубо нарушают порядок в общественных местах, то эти действия следует квалифицировать как уголовно наказуемое хулиганство.

В данной ситуации налицо все признаки состава преступления – несовершеннолетние Л. и Т. (группа лиц) совершили хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, сопровождающееся применением насилия к гражданину В. Они посягали на его здоровье (поскольку нанесен вред здоровью средней тяжести).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного системно – профилактического подхода к формированию устной и письменной реч

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Представляет собой построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного си...

Профилактический практикум по профилактике подростковой безнадзорности

Профилактический практикум "Безделье хорошему не научит"...

Профилактический практикум по профилактике подростковой безнадзорности

Профилактический практикум "Безделье хорошему не научит"...

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...

Профилактический практикум "Мое свободное время"

Чем заняться в свободное время? Этот вопросу наверное, волнует каждого подростка в современном обществе. Как правильно организовать свой досуг, избежать влияния вредных привычек и игромании — во...

Профилактические мероприятия: Безопасное колесо, Муниципальный конкурс «Лучшая организация антинаркотической профилактической работы в образовательных учреждениях МО ГО «Охинский» 2021 год

Муниципальный конкурс «Лучшая организация антинаркотической профилактической работы в образовательных учреждениях МО ГО «Охинский»В современном обществе широко обсуждается тема подро...

Презентация "Организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, находящихся на различных видах профилактического учета"

Основной инструмент системы профилактики безнадзорности и правонарушений — индивидуальная профилактическая работа согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах систем...