«Формирование исследовательских умений первоклассников в рамках внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС»
статья по психологии по теме

 

С введением в начальной школе ФГОС в рамках внеурочной деятельности в нашей школе был  организован курс «Я познаю мир», направленный на развитие исследовательского поведения первоклассников. Данный курс разработан на основе методики исследовательского обучения младших школьников Александра Ильича Савенкова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование исследовательских умений первоклассников в рамках внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС»

Современный мир очень динамичен, поэтому становится очевидным, что умения и навыки исследовательского поведения необходимы каждому человеку. И развитие этих навыков является одной из основных задач современной школы. Однако подход к использованию методов самостоятельного исследовательского поиска детей  страдает некоторой односторонностью. Так как очень часто предполагается, что стоит лишь предоставить ребёнку возможность проведения собственного исследования и он сам научиться делать. Однако  любой педагог использующий в своей практике технологии исследовательского и проектного обучения понимает, что никакого исследования не проведёт ни младший школьник, ни старшеклассник, если их этому не обучать. Кроме того, некоторые педагоги считают, что ребёнок младшего школьного возраста не готов к исследовательской деятельности. Это заблуждение, так как чем раньше мы начнём развивать у ребёнка навыки исследовательского поведения, тем раньше он сможет начать применять их во всех областях жизни, в первую очередь в учебной деятельности, что в свою очередь является условием качества обучения. (Слайд 2).

        Именно поэтому с введением в начальной школе ФГОС в рамках внеурочной деятельности в нашей школе был  организован курс «Я познаю мир», направленный на развитие исследовательского поведения первоклассников. Данный курс разработан на основе методики исследовательского обучения младших школьников Александра Ильича Савенкова (Слайд 3)..

Программа курса включает три блока:

  1. Тренинг исследовательских способностей.
  2. Самостоятельная исследовательская практика.
  3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (слайд 4).

Тренинг исследовательских способностей подразумевает обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске (слайд 5).

Под специальными исследовательскими знаниями в данном контексте следует понимать специфические знания о проведении исследований и действии механизмов исследовательского поиска (слайд 6).

Под общими исследовательскими навыками и умениями понимаются следующие: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения (слайд 7).

Отличительная особенность обучения детей данным знаниям и развитие у них указанных умений состоит в том, что это происходит не в процессе исследовательской практики ребёнка, а относительно автономно. Мы с ними рассматриваем такие темы, как «Что такое исследование», «Методы исследования», «Наблюдение и наблюдательность»  и т.д. (слайд 8).

Для  этого мы используем практические задания. Задание «Посмотри на мир чужими глазами» (для развития умения видеть проблемы) или задание «Найди причину события» (для развития умения выдвигать гипотезы).

Знакомство детей с методикой проведения собственных исследований необходимо начинать с проведения тренировочных занятий. Методика их проведения очень подробно описана у А. И. Кто был в прошлом году на семинаре Г.Л. Парфёновой, то помнит видео такого занятия. Мы с ребятами провели два таких занятия по темам «Собака - друг человека» и «Ученик». Сейчас дети самостоятельно работают над темой «Весна» (Слайд 9).

 Для работы на занятиях мы используем карточки с символическим изображением методов исследования, которые помогают детям фиксировать результаты исследовательской деятельности (слайд 10).

Кроме того, для организации и проведения исследования у каждого ребёнка имеется своя собственная «Папка исследователя». Она представляет собой лист картона, с наклеенными на него кармашки с изображением всё тех же методов исследования. При работе каждому ребёнку раздается неограниченное количество листочков, на которых он фиксирует необходимую информацию (с помощью схематических изображений, рисунков, кодов) и вставляет её в соответствующий кармашек. А затем по своим записям он воспроизводит все результаты своего исследования (слайд 11).

Кроме этого у каждого ребёнка есть рабочая тетрадь «Маленький исследователь». Она создана специально для того, чтобы развивать детскую любознательность, учить его с удовольствием исследовать окружающий мир, добывать новые знания самостоятельно, мыслить оригинально (слайд 12).

В рамках самостоятельной исследовательской практики мы провели «Экскурсию-исследование» по теме «Весна», над которой дети сейчас продолжают работать индивидуально. Также дети после изучения темы «Коллекционирование» занимаются составлением собственных индивидуальных коллекций (слайд 13).

 Коллекционирование активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно искать, думать, классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания. В завершении была проведена выставка-конференция с приглашением родителей, где дети продемонстрировали свои коллекции и представили доклады по теме коллекционирования (слайд 14).

Данная конференция является итогом самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, т.е. мониторингом.

Программа представляет собой образовательный четырехгодичный цикл структурированный по принципу «концентрических кругов». В течение четырёх лет обеспечивается поступательное развитие исследовательского опыта учащихся, деятельность от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности.

Структура и содержание программы выстроены таким образом, чтобы научить детей сознательно применять все умения не только при разрешении исследовательских задач в рамках внеурочной работы, но и на уроках. (слайд 16).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария спектакля "Roly-Poly" для первоклассников в рамках внеурочной деятельности согласно ФГОС.

Данный спектакль является итоговым мероприятием кружка "Путешествие в Английский язык" для первоклассников, который проводиться в рамках внеурочной деятельности по ФГОС. Нацелен на формирование элемен...

Формирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность.

Работа над проектами имеет большое значение для развития творческих и исследовательных способностей. Специфика работы над проектами в начальных классах: научить и направить учеников, развитие самостоя...

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС для детей с умственной отсталостью.

 Внеурочная деятельность обучающихся с умственной отсталостью является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная ...

Презентация "Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО"

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Презентация содержит информацию о направлени...