тренинг для приёмных родителей "Подростковый период. Возраст первой любви"
материал по психологии по теме

Чуп Надежда Анатольевна

Тренинг разработан для замещающих родителей, посещающих школу приёмного родителя. В тренинге, помимо упражнений, освещаются вопросы трудного возраста - подросткового периода. Упражнения подобраны таким образом, чтобы родители могли почувствовать единение с группой единомышленников, таких же приёмных родителей, как и они. Это позволит им осознать, что проблемы общения с подростками есть не только у них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_priyomnyh_roditeley.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для замещающих родителей «Подростковый период. Возраст первой любви»

Вступительное слово ведущего тренинга

Возможно, кто-то посчитает, что проблемы пола поднимать, начиная с  12-летнего возраста рано. Но мы не должны забывать, что живем в XXI веке, особенностью которого является то, что дети взрослеют гораздо раньше и тем самым ломают общепринятые стереотипы. Ведь проблему легче предупредить, чем заниматься ее решением. Поэтому необходимо говорить о том, что период полового созревания неизбежен и родители должны быть готовы переживать его спокойно и вместе с ребенком, а не по разные стороны баррикад. Сегодняшний тренинг посвящен деликатной теме – теме превращения мальчиков в юношей, а девочек – в девушек – такому сложному подростковому возрасту, первой влюблённости. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицаний и страданий. По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними ситуация взросления.

Упражнение «Знакомство».

А теперь давайте познакомимся поближе. Задумайтесь о том, что в вас, в вашем характере, в вашей жизни является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения метафорой или в стихотворной форме, например: “Лед и пламень”, “То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя”, “Тиха, печальна, молчалива...”. Возможно, это будет строчкой из песни.

Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. То, что вы только что придумали.

Слово ведущего:  А теперь задумайтесь над тем, какая бы строчка подошла бы вашему приёмному ребёнку?

(Обмен мнениями, обсуждение на тему «Почему именно это выражение?»)

Упражнение «Интервью для родителей»

Я хотела бы вам задать несколько вопросов, касающихся темы любви:

  1. Как ваш приёмный ребёнок относится к вопросам любви?
  2. Говорите ли вы с ним на деликатные темы?
  3. Знает ли ваш приёмный ребёнок истории ваших детских влюблённостей?
  4. Знает ли он историю любви своих приёмных родителей?
  5. Считаете ли вы необходимым демонстрировать ребёнку свою любовь к мужу, жене?
  6. Видит ли ребёнок примеры положительных взаимоотношений в любви своих приёмных родителей?
  7. Когда, по вашему мнению, подросток имеет право влюбиться?

Слово ведущего: Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры. Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие.

Упражнение «Тест с пересаживаниями»

А теперь продолжим наше более близкое знакомство, и для этого я предлагаю поучаствовать в следующем упражнении. Я буду задавать вам вопросы, называть различные утверждения, а те, кто будет согласен с ними, должны будут встать и пересесть на другое место.

- Поменяйтесь местами те,  у кого дома нет телефона.

- Кто родился в городе.

- Кто сегодня на завтрак пил кофе.

- А теперь пересядьте те, у кого дети учатся в старших классах.

- Пересядьте те, у кого  семью  можно назвать многодетной.

- А теперь пересядьте те, у кого уже появились внуки.

- Кто работает педагогом в школе или детском саду?

- Кто жалеет, что зарплата такая маленькая?

- Поменяйтесь местами те, кто ждёт - не дождётся отпуска.

Слово ведущего: Да, отпуск бы нам сейчас, потому что именно в состоянии отпуска нам кажется, что жизнь прекрасна. Ведь…

Человек создан для счастья…У какого классика прозвучали эти строки? Вы согласны с ним? Есть возражения? Думаю, что нет.

Что ему для этого нужно? (Ответы)

О! сколько условностей и условий… Так мы никогда не станем счастливыми.

Начнём с того, что за своё счастье ответствен сам человек. Он сам себя делает счастливым или несчастным. Он создаёт условия вокруг себя для переживания счастья или несчастья.

 - Хорошо ли вам сейчас?

 - Комфортно?

 - Приятно?

 - Приятно находиться среди этих людей?

 - В этом месте?

Ваши ответы – оценка психологического климата в данных условиях.

Как вы думаете, каково вашему приёмному ребёнку сейчас, в пору своего взросления? Комфортно ли ему в школе, в семье?

Перед вами статистика, которую вы должны знать:

1. Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
4. 60% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
6. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.
7. Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок.
8. По материалам статистики: опыт первой влюбленности девочек –11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.
9. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
10. Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.

А чтобы климат стал психологически комфортным, а также, чтобы наша группа стала более сплочённой,  нам сейчас поможет такое упражнение:

Упражнение «Групповая машина»

Материалы: большой лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры – по числу человек.

Инструкция:  Сейчас вы все вместе на одном листе бумаги должны будете нарисовать какой-нибудь механизм (автомобиль, мотоцикл, стиральную машину и т.д.), в котором каждый из вас является отдельным элементом или составной частью. Пусть кто-нибудь начнёт рисовать, а остальные подключатся к процессу тогда, когда увидят подходящее для себя место.

Не надо заботиться о правдоподобии. Эта машина вполне может быть фантастической – у неё может быть очень много колёс, но зато не быть руля и т.д. Однако помните, что все составные части машины должны быть связаны друг с другом.

Вопросы для обсуждения: Почему именно такой механизм? Кто-то на себя брал роль лидера в этом задании? Довольны ли вы своим местом, ролью в этой машине? (Обсуждение упражнения).

Слово ведущего: Подростковый возраст сложен тем, что в этот период каждый ребёнок тоже ищет своё место в этом мире. Кто-то пытается быть лидером, а кому-то достаётся роль аутсайдера. У подростков происходит становление самооценки. Какой она будет, адекватной или нет, зависит от нас с вами, в том числе.

Я предлагаю сейчас поиграть в  игру, которая развивает сензитивность к окружающим, но при этом активизирует и наблюдательные, и аналитические способности, что, в принципе, должен уметь  каждый родитель.

Упражнение «Найди и коснись»

В этой игре я предлагаю вам расхаживать по комнате и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут очень лёгкими, а другие, возможно, заставят вас задуматься.

Итак, найдите и коснитесь:

  1. Чего-либо красного,

  2. Чего-либо холодного на ощупь,

  3. Чего-либо шершавого;

Найдите и коснитесь:

  1. Того, что весит примерно полкилограмма,

  2. Чего-либо круглого,

  3. Чего-либо железного,

  4. Чего-либо голубого,

  5. Того, что имеет толщину сто миллиметров,

  6. Чего-нибудь прозрачного;

Найдите и коснитесь:

  1. Вещи, длина которой примерно восемьдесят сантиметров,

  2. Вещи весом около 65 килограмм,

  3. Чего-либо зелёного,

  4. Чего-нибудь из золота,

  5. Чего-нибудь, что тяжелее тысячи килограмм,

  6. Чего-нибудь, что легче воздуха,

  7. Чего-либо из серебра;

Коснитесь:

  1. Части одежды, показавшейся вам шикарной,

  2. Руки, которую вы находите интересной,

  3. Чего-нибудь, на ваш взгляд, безобразного,

  4. Того, что двигается ритмично;

Найдите и коснитесь:

  1. Числа 22,

  2. Слова «Незабудка».

? всем:     Трудно было находить? Почему?

Слово ведущего: Кажется, совсем недавно вы привели домой трогательных детишек, оставшихся одних, без родителей. Вы были нужны им каждую минуту. Увы, это время прошло, и сейчас они на пороге взросления, на пороге бесконечного мира, который называется любовь. Как отнестись родителям к этой первой любви? Запретить? Устраивать слежку и возникать перед уединившейся в укромном месте парочкой в тот самый момент, когда готовы прозвучать слова признания в любви? Запугивать дочь возможностью встречи с нехорошим человеком,  который только и думает, как бы сорвать цветок наслаждения? Принимать репрессивные меры, сделать невозможным свидания? Каждую минуту опасаться, что ваши приёмные дети повторят драматичную судьбу своих биологических родителей? Да, маленькие дети — маленькие заботы, большие дети — заботы большие. Р. Бернс так написал об этой юношеской поре:

Влажная печать признаний,
Обещанье тайных нег —
Поцелуй, подснежник ранний,
Свежий, чистый, словно снег.
Молчаливая уступка,
Страсти детская игра.
Дружба голубя с голубкой,
Счастья первая пора.

Итак, оградить своего ребенка от чего-то неведомого или закрыть глаза и довериться сознательности своих детей, их разуму? Давайте проиграем проблемные ситуации:

  1. Ситуация 1.  К вам квартиру ворвалась мама одноклассницы вашего сына и с возмущением поведала о том, что ваш сын, коварный искуситель, сбивает ее девочку с пути и это безобразие следует немедленно пресечь. Смоделируйте вариант вашего диалога с рассерженной женщиной.
  2. Ситуация 2. Ваш ребенок с трагизмом в голосе поведал вам о том, что его (ее) не любит человек, который  ему(ей) нравится, абсолютно его (ее) не замечает. Каким будет ваше общение с ребенком в этой «безысходной» для его ситуации?
  3. Ситуация 3. Ваш ребенок вдруг ни с того ни с сего заявляет, что родить в юном возрасте — это замечательно: молодая, красивая мама и взрослый ребенок, это так прекрасно. Приведите ваши аргументы в беседе с ребенком.

После проигрывания ситуаций – обсуждение.

Упражнение «Объявление»

Сегодняшний тренинг, мне кажется, помог вам лучше друг с другом познакомиться, узнать что-то новое о себе и о других.

Помогите друг другу прикрепить на спине листок бумаги. Сейчас каждый напишет каждому, какие личностные качества он ценит в нём, то, что отличает этого человека  от других. (под музыку).

После того как все листы заполнены, их снимают и перемешивают. Ведущий зачитывает характеристики, задача участников – угадать свою.

Вопросы для обсуждения: каковы ваши ощущения после этого упражнения? Приятно ли было мнение участников тренинга о вас? Что стало для вас откровением, открытием о себе?

Слово ведущего: Ваши дети-подростки вступили в такой период, когда ведущей деятельностью становится межличностное общение. Зачастую мнение сверстников оказывается более весомым, нежели родительское слово. Что ж не стоит на это обижаться. С 13-14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувств от этого не снижается. Мальчики начинают хуже учиться, делаются непослушными и раздражительными.

Физиологическое созревание девочек наступает раньше, чем у мальчиков. Девочки в процессе первой влюбленности особенно остро нуждаются в сочувствии, сопереживании. В силу повышенной эмоциональности они более ранимы, обидчивы, чувствительны к замечаниям в отношении внешности. Но в то же время,  девочка,  которая в юности пережила настоящее чувство, будет всю жизнь избегать случайных связей, лёгких отношений и искать любовь, поднимающую человека над обычной жизнью.

Упражнение "Найди пару"

Сейчас вы будете искать себе пару, так называемого «спутника жизни».

Методика проведения. Участникам при помощи булавки прикрепляются  на спину листы бумаги. На листе написано имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например, крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и так далее. Каждый участник должен отыскать свою вторую половину, опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня написано на спине?». Отвечать можно только ответами «да» и «нет».

Сейчас вы расходитесь по комнате и беседуете друг с другом, отыскивая свою пару. На эту работу отводится 5-7 минут.

Найдите пару

  1. Остап Бендер и мадам Грицацуева
  2. Белоснежка и гном
  3. Тристан и Изольда
  4. Мастер и Маргарита
  5. Ромео и Джульетта
  6. Шрек и Фиона
  7. Иван Царевич и Елена Премудрая
  8. Руслан и Людмила

После того, как пары найдутся, поделить на две группы: персонажи мужского пола – 1 группа, персонажи женского пола – 2 группа. 

Слово ведущего: Сейчас каждая команда будет выполнять задание  на  креативность.  Для чего она нужна в общении с подростком? Мне кажется, для того, чтобы в критической ситуации повести себя достойным образом, не «терять лицо», найти выход в самой сложной жизненной проблеме и помочь отыскать выход своему приёмному ребёнку.

Упражнение «Рассказ из газетных заголовков».

Задание выполняется в двух командах. Каждой даётся конверт с вырезками из 15 газетных заголовков. В течение 5 минут нужно составить связный рассказ, расположив в определённой последовательности заголовки. Можно дополнительно использовать не более 10 слов для того, чтобы рассказ получился наиболее связным.

Примечание: заголовки можно взять из газеты «Спид-инфо», т.к. там очень много тем на любовную тематику.

После выполнения задания, каждая группа зачитывает свой рассказ. Происходит обсуждение. Шеринг.

Слово ведущего: Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших (не запретах и порицании, а в помощи!), прежде всего родителей. Но одновременно молодые люди хотят — и имеют на это право — оградить свой интимный мир от бесцеремонного вторжения и подглядывания. Наберитесь мудрости, не делайте этого, тогда степень доверия к вам со стороны ваших приёмных детей будет выше. Отнеситесь с пониманием к тому, что ваш ребенок стремится общаться с противоположным полом: так он обретает бесценный социальный опыт, без которого вряд ли будет впоследствии счастливым.

Упражнение «Подарок»

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать ("вручить") молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Всё делаем молча».

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Слово ведущего:  Я тоже хочу сделать вам подарок в завершение нашего тренинга - мудрые советы психологов по теме, о которой мы сегодня говорили. (Раздать памятки родителям). Думаю, что эти советы пригодятся вам во взаимоотношениях с вашими детьми.

Завершить наш сегодняшний тренинг хочется стихами Афанасия Фета:

Тебе в молчании я простираю руку

И детских укоризн в грядущем не страшусь.

Ты втайне поняла души смешную муку,

Усталых прихотей ты разгадала скуку;

Мы вместе - и судьбе я молча предаюсь.

Без клятв и клеветы ребячески-невинной

Сказала жизнь за нас последний приговор.

Мы оба молоды, но с радостью старинной

Люблю на локон твой засматриваться длинный;

Люблю безмолвных уст и взоров разговор.

Как в дни безумные, как в пламенные годы,

Мне жизни мировой святыня дорога;

Люблю безмолвие полунощной природы,

Люблю ее лесов лепечущие своды,

Люблю ее степей алмазные снега.

И снова мне легко, когда, святому звуку

Внимая не один, я заживо делюсь;

Когда, за честный бой с тенями взяв поруку,

Тебе в молчании я простираю руку

И детских укоризн в грядущем не страшусь.

Памятка для родителей «Возраст первой любви»

  1. Помните! Время первой любви у каждого человека своё. Полюбить по указанию, как и по требованию, невозможно!
  2. Не унижайте подростка допросами, создайте такую атмосферу, при которой ему самому хотелось бы с вами поделиться возникшим чувством!
  3. Не назидайте, а советуйте, помогайте справиться с чувством, если подростку тяжело!
  4. Не обсуждайте его чувство с другими людьми!
  5. Не говорите плохо о человеке, к которому у подростка сильное чувство. Анализируйте вместе с ним не человека, а его действия и поступки!
  6. Рассказывайте о своих чувствах в этом возрасте, о своих ошибках в поведении, учите быть честным в отношениях с другим человеком!
  7. Не пытайтесь обвинять другого человека в том, что он плохо влияет на вашего ребёнка. Критичнее присмотритесь к своему!
  8. Будьте едины с мужем или с женой в предъявлении своих требований!
  9. Не позволяйте другим людям унижать достоинства вашего ребёнка!
  10. Будьте честны с самим собой, предъявляя требования к подростку!
  11. Поддержите стремление ребенка в период влюбленности хорошо выглядеть. Купите новое платье, уверьте ребенка, что он замечательно выглядит и просто не может не понравиться.
  12. Если ребенок разочарован, не понят объектом обожания, попробуйте вместе с ним поразмыслить над словами известного режиссера В. Мейерхольда: «У одних вид пропасти вызывает мысль о бездне, у других — о мосте». Объясните ребенку, что счастлив тот, кто, в жизни  умеет не пасовать перед трудностями и преодолевать их, в стремлении понять других, даже в их худших проявлениях.
  13. Исключить из практики семейного воспитания язвительные замечания, назидания, насмешки, бестактные намеки, слежку. Все это унижает детей, вызывает отчуждение, замкнутость, толкает на неблаговидные поступки.
  1. Пригласите к себе домой друга (подругу), который является предметом его (ее) романтических грез. Пообщайтесь (но не уподобляйтесь следователю или прокурору). Найдите интересные темы, сходите куда-нибудь вместе.

Удачи вам в ваших отношениях с подростком!

Список литературы

  1. С.Н.Гринберг, Е.В.Савельева, Н.В.Вараева, М.Ю.Лобанова «Приёмная семья». Изд-во «Речь», С.-Петербург, 2007г.
  2. Г.Б.Монина, Е.К. Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг». Изд-во «Речь», С.-Петербург, 2007г.
  3. Е.М.Семёнова «Тренинг эмоциональной устойчивости». Изд-во института психотерапии, М.,2005г.
  4. И.Ципоркина, Е.Кабанова «Взрослые и дети, или инструкция для родителей». Изд-во «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2006г.
  5. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/problemy-podrostkovogo-vozrasta
  6. http://osipenko.edu54.ru/DswMedia/rodcobvashreb-nokvlyubilsya
  7. http://ivnya2-school.narod.ru/vospit/sobranie.doc

     8.  http://www.ayalyalakansko.kz/ru/infobaza/teacher/27-3.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл тренингов для старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ и сдачи экзаменов

Цикл тренинговых занятий для формирования навыков управления факторами, вызывающих стресс в период подготовки и сдачи экзаменов....

Романтическая история первой любви (по повести А. Грина "Алые паруса")

Урок-исследование по повести А. Грина "Алые паруса"...

Разработка урока внеклассного чтения в 7 клссе «КТО ЗНАЕТ, КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО…» (Р. И. ФРАЕРМАН «ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО, или Повесть о первой любви»)

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ«КТО ЗНАЕТ, КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО…»(Р. И. ФРАЕРМАН «ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО, или Повесть о первой любви»)Цели: показать поэтичность  первого чувства, ранимость детской...

"Голос первой любви на войне"

презентация к уроку о Великой Отечественной  войне....

Презентация "Дикая собака динго" по рассказу Р.И. Фраермана "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви"

Презентация "Дикая собака динго" по рассказу Р.И. Фраермана "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви"...

Тренинг с приёмными родителями «Повышение самоуважения у детей»

Тренинг с приёмными родителями«Повышение самоуважения у детей». Данный тренинг познакомит приемных родителей  с концепцией эффективного и неэффективного  одобрения, понятием нефо...

Занятие - тренинг с приёмными родителями "Развитие связей: привязанность. Создание доверия".

Занятие - тренинг с приёмными родителями "Развитие связей: привязанность. Создание доверия"....