Этический кодекс психолога
материал по психологии на тему

Денисова Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Клятва психолога России

(Проект)

Получая высокое звание российского психолога и приступая к профессиональ ной деятельности, я торжественно клянусь:

  1. честно исполнять свой профессиональный долг, соблюдая этические принци пы работы Российского психолога;
  2. посвятить свои знания и умения сохранению и укреплению психологического здоровья и благополучия человека;
  3. быть всегда готовым оказать психологическую помощь;
  4. проявлять высочайшее уважение к жизни, правам, благополучию и достоинству человека;
  5. хранить благодарность и уважение к своим учителям;
  6. быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их про фессиональному росту;
  7. доброжелательно относиться к коллегам;
  8. обращаться к коллегам за помощью и советом, если этого требуют интересы обратившихся ко мне за помощью;
  9. и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
  10. постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство;
  11. беречь и развивать славные и благородные традиции российской психологичес кой науки.

Да буду я чист в своих делах и помыслах, да не нарушу эту клятву вовек.

Клятва торжественно приносится при вручении диплома о высшем психологичес ком образовании.

материал с сайта http://www.asu.ru/structure/faculties/psychology_dep/kodex_psy/



Предварительный просмотр:

Об изменениях в Этическом кодексе  Психолога

В рамках XII Конгресса Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA), который состоялся в июле 2011 года в Стамбуле (Турция), большое внимание уделялось вопросам профессиональной этики психологов. В частности, был организован сквозной трехдневный семинар по проблемам обучения профессиональной этике студентов в уни верситетах, в котором приняли участие представители ассоциаций профессиональ ных психологов стран Европы, США и Австралии. Среди серьезных этических проблем, с которыми сталкивается современная психологическая наука и практика, обсужда лись проблемы плагиата и самоплагиата, манипуляций с данными исследований и их фальсификации, нарушения прав участников исследований, злоупотребления в процес се консультативной и терапевтической работы, нечувствительности к этическим конфликтам и др.

Участники симпозиума были единодушны в своем мнении о том, что в большинстве вузов Европы и других стран уделяется недостаточное внимание и время этической подготовке студентов-психологов, а также обсуждению этических вопросов и про блем среди коллег. Безусловно, подобная ситуация не может оставаться без внимания и изменения. Практика давно показала, что нечувствительность к этическим вопро сам и невнимание к этике во время обучения в школе и вузе с большой вероятностью может приводить к этическим нарушениям в профессии.

Профессиональная этика — это свод правил о приемлемых и неприемлемых формах поведения в профессиональном контексте. Этичные действия — это правильные дей ствия или действия, которые необходимо предпринимать в сомнительных ситуациях конфликта. Принимая решение о допустимости тех или иных действий в профессио нальном контексте, мы обычно опираемся на свои личные представления о морали и нравственности, что не всегда соответствует профессиональным задачам и требова ниям. Особое внимание к этике и важность соблюдения этических принципов в научной и практической работе профессиональных психологов обусловлены несколькими обсто ятельствами. Во-первых, психология относится к категории профессий, в которых велика роль персональной ответственности специалистов и отсутствует внешний контроль процесса деятельности. Во-вторых, как в научной, так и в практической работе центральное значение имеет тесное взаимодействие с другими людьми, други ми личностями. В-третьих, именно в области этики ярко проявляются исторические, культурные, религиозные, социальные, семейные и др. традиции и стереотипы, кото рые, с одной стороны, необходимо учитывать и уважать, а с другой стороны, отде лять от этических требований практической и научной деятельности.

В-четвертых, исторически в СССР и России у населения в целом и у различных спе циалистов, включая психологов, сформировался низкий уровень правовой и этической чувствительности. Это обстоятельство приводит к тому, что традиционное обуче ние этике носит формальный и декларативный характер, а этическое сопровождение исследований с привлечением людей и открытое обсуждение этических вопросов в про фессиональной психологической среде попросту отсутствуют. Безусловно, российское психологическое сообщество не уникально с точки зрения необходимости активно и осознанно формировать и повышать профессиональную этическую культуру своих чле нов. Традиционно обучение профессиональной этике базируется на «трех китах»: ин формации, размышлениях и обсуждениях этических вопросов с преподавателями и кол легами. В информационный компонент входит знакомство с нормативными этически- ми документами, имеющими различный статус: международный, национальный или локальный. На протяжении двух последних десятилетий профессиональными психоло гическими обществами многих стран были разработаны и приняты этические кодек сы, целью которых является формулирование и обоснование четких этических принци пов и правил, которыми должны руководствоваться профессиональные психологи в своей исследовательской, образовательной и практической деятельности.

Некоторые из принципов и правил вытекают из общечеловеческих прав, которые обозначены в таких международных документах, как Хельсинская Декларация прав человека, а некоторые носят специализированный профессиональный характер. Исто рически этические кодексы психологов разных стран сильно различались по форме, глу бине, содержанию и перечню основных принципов. Например, в некоторых кодексах обозначились моральные принципы, которые помогают психологам решать этические проблемы, а в некоторых — нет. Это привело к тому, что в разных частях мира про фессиональная этика психологов регулировалась по-разному, а клиенты получали раз ный уровень защиты своих прав в процессе психологической работы. Необходимость разработки единого этического кодекса для профессиональных психологов разных стран обсуждается на мировом и европейском уровне достаточно давно.

Европейской федерацией психологических ассоциаций (EFPA) единый кодекс (Meta Code of Ethics) был впервые принят в 1995 году в рамках заседания Генеральной ассамб леи в Афинах (Греция). В 2005 году в Гранаде Генеральная ассамблея EFPA приняла но вую версию европейского кодекса, которая действует и по сей день. В 2002 году в ходе XXV Международного Конгресса по прикладной психологии в Сингапуре состоялся Все мирный мировой психологический форум, на котором был поставлен вопрос о разра ботке мирового этического кодекса психолога. На симпозиуме «Этические профессио нальные кодексы без границ: ищем общие основы», который также состоялся в рамках стамбульского конгресса, профессором Жанель Готье (Janel Gauthier) было предложено создать международную рабочую группу по разработке универсальной декларации эти ческих принципов для психологов. Следует отметить, что задачей этой рабочей груп пы, которую впоследствии возглавил профессор Готье, было не создание единого кодек са психологов всех стран, а разработка универсальной декларации этических принци пов. Необходимость разработки подобной декларации была обусловлена двумя основными задачами: формулирование базового набора этических принципов, который можно ис пользовать для разработки или коррекции национальных этических кодексов, и форму лирование универсальных стандартов для оценки достижений и развития психологи ческой этики в мире. Универсальная декларация этических принципов для психологов (Universal Declaration of Ethical Principles for Psychologists) была принята на ассамблее международного совета по психологической науке, который состоялся в 2008 году в Берлине. В том же году эта декларация была одобрена советом директоров Междуна родной ассоциации прикладной психологии.

Общество психологов СССР было основано в 1957 году, а Российское психологичес кое общество (РПО) действует с 1994 года, насчитывая 5000 членов и 62 региональных отделения. Несмотря на долгую историю и высокий общий профессиональный уровень в области профессиональной этики, Российское психологическое сообщество в большей степени опирается на бытовые представления о том, что такое «хорошо», а что та кое «плохо». Отсутствие нормативных документов, регламентирующих профессио нальную этику психологов на национальном уровне, является недопустимым с точки зрения современных требований к качеству психологической науки и практики, а так же препятствует полноценной интеграции российских психологов в европейское и ми ровое пространство. Российское психологическое общество уже предпринимало по пытку принятия Этического кодекса на III Съезде РПО, который состоялся в Санкт- Петербурге в 2003 году.

Проект, подготовленный профессором СПбГУА.И. Юрьевым, вызвал много обсуждений у участников съезда, но не был принят официально. Резо люция III Съезда гласила: «Поручить Председателю Экспертного совета РПО пред ставить на Координационный совет РПО отредактированный с учетом замечаний уча стников Съезда и доработанный текст “Этического кодекса”». Не вижу смысла вда ваться в подробные размышления по поводу того, почему данное решение III Съезда не имело никакого продолжения, а Этический кодекс РПО так и не был принят. В февра ле 2012 года запланирован VСъезд РПО в Москве. Важно то, что в преддверии съезда сотрудниками факультетов психологии МГУ и СПбГУ была предприняты серьезные усилия по разработке проекта Этического кодекса РПО. Задача рабочей группы была в значительной степени упрощена тем, что мы могли опираться на последние междуна родные нормативные документы в области профессиональной психологической этики, о которых упоминалось выше. В основе предлагаемого к обсуждению и принятию V Съез дом РПО проекта лежат два базовых документа: Универсальная декларация этичес ких принципов для психологов (Universal Declaration of Ethical Principles for Psychologists) и Этический Мета-кодекс Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA Meta-Code of Ethics).

А.В. Шаболтас — кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии Санкт-Петербургского государственно го университета, заведующая кафедрой психологии поведения и превенции поведенческих аномалий.



Предварительный просмотр:

Этические принципы деятельности российского психолога

(Проект)

Исходя из глубокого убеждения, что знания должны служить гуманным целям, а интеллектуальное развитие личности сочетаться с ее нравственным ростом, сле дуя традициям человеческого благородства и самоотверженного служения науке, осознавая свою культурную миссию, ответственность за поддержание здоровой пси хологической и моральной атмосферы в обществе, понимая, что принадлежность к ведущему психологическому сообществу страны требует соответствия высоким стан дартам профессионализма и нравственно достойного поведения, V Съезд Российс кого психологического общества принимает следующие этические принципы:

Общие обязанности

Деятельность российского психолога направлена на решение следующих основ ных задач:

  1. удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нрав ственном развитии;
  2. удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием, сочетающих глубокие профессио нальные знания с высокой культурой и гражданской активностью;
  3. проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области психологических наук в тесной связи с образовательным процессом, участие в инновационной деятельности, распространение и пропаганда научных знаний;
  4. формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду, со хранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей, рас пространение знаний среди населения, повышение его образовательного и куль турного уровня.

Обязанности психолога

  1. Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собствен ной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте. Психо лог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.
  2. Психолог должен личным примером демонстрировать учащимся и студентам соблюдение этических принципов деятельности российского психолога.

В практической и экспертной деятельности

  1. Психолог должен исходить из уважения личного достоинства, прав и свобод че ловека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Фе дерации.
  2. Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со сво ими Клиентами.
  3. Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию, и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.
  4. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, при нятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением пер вичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предва рительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.
  5. Психолог должен обладать знаниями в области этики и должен руководство ваться этическими принципами в своей работе.
  6. Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение.

В преподавательской деятельности

  1. Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию, и избегать ее искажения в педагогической работе.
  2. Психологи должны постоянно повышать уровень своей профессиональной ком петентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).

В исследовательской деятельности

  1. Психолог может применять только сертифицированные методики, которые адек ватны целям проводимого исследования, условиям эксперимента.
  2. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являют ся опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют его в результа тах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его пси хологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конк ретным, согласованным задачам психологического исследования.
  3. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, полу чившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, обще ственных увлечений и др.
  4. Информация, полученная Психологом в процессе работы, не подлежит созна тельному или случайному разглашению вне согласованных с Клиентом условий. В отношениях с коллегами
  5. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия. Психолог не должен своими действиями способство вать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.
  6. Психолог должен осознавать ограниченность своих возможностей и возмож ностей профессии Психолога, что является условием установления диалога между профессионалами различных специальностей.

По отношению к Российскому психологическому обществу

  1. В своей профессиональной деятельности психолог должен руководствоваться Уставом Российского психологического общества и положениями Этического кодекса психолога Российского психологического общества.

Обязанности студентов и учащихся, получающих психологическое образование

  1. Студенты и учащиеся, получающие психологическое образование, должны вни мательно изучить Этический кодекс психолога Российского психологического общества и этические принципы, и придерживаться в своей деятельности эти ческих принципов деятельности российского психолога.
  2. В учебной деятельности студенты должны постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).

В личном поведении

  1. Психологи должны избегать деятельности, которая может привести к дискри минации по любым основаниям.
  2. В своих профессиональных контактах с представителями других профессий пси хологи и обучающиеся психологии должны проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.

Сфера действия этических принципов

  1. Действия этических принципов распространяются как на профессиональную деятельность психолога, так и на его личную жизнь.

Механизмы внедрения этических принципов в жизнь

  1. Основными механизмами внедрения этических принципов в жизнь являются: учебные курсы, учебные пособия для студентов и учащихся; конференции и се минары.



Предварительный просмотр:

КОДЕКС ПСИХОЛОГА

I. НЕНАНЕСЕНИЕ УЩЕРБА

ИСПЫТУЕМОМУ

- Взаимоуважение психолога и испытуемого – информация о целях, методах и способах использования полученной информации.

- Безопасность для испытуемого применяемых методик. Методики не должны давать минимальной информации об испытуемом.

- Предупреждение неправильных действий заказчика относительно испытуемого (необходимо согласовать с заказчиком правило хранения результатов исследования, а с испытуемым – всё, то, что отдаётся заказчику).

 II. КОМПЕТЕНТНОСТЬ

 ПСИХОЛОГА

- Решаются психологом только те вопросы, по которым он профессионально осведомлён.

- Сотрудничество психолога и заказчика. Заказчик уведомляется о возможностях психологической науки.

- Профессиональное общение психолога и испытуемого должно быть максимально эффективно, вызывать симпатию и доверие.

-  Обоснованность результатов исследования психолога. Теоретические аспекты обосновываются анализом литературы; конкретные результаты – математической статистикой.

III. БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ

ПСИХОЛОГА

- Адекватность методик целям эксперимента, особенностям испытуемого (адаптивность).

- Научность результатов исследования. Применение как общепринятых, так и современных методов обработки результатов.

- Данные психологических исследований не должны быть поняты двояко, т.е. следует давать отчёт в категориях заказчика.

IV. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

ПСИХОЛОГА

-Кодирование сведений психологического характера. Не указываются Ф.И.О. испытуемого, если это не прямая цель исследования.

- Правило контролируемого хранения результатов исследования. Оговорив место хранения и сроки уничтожения материалов.

- Корректное использование сведений психологического характера (согласование с заказчиком использовать результаты исследования).

V. ПРИНЦИП ОСВЕДОМЛЁННОГО

СОГЛАСИЯ В ДЕЙСТВИЯХ ПСИХОЛОГА, ЗАКАЗЧИКА И ИСПЫТУЕМОГО

- Испытуемый участвует в исследовании только на добровольных началах.

- Заказчик должен быть осведомлён с принципами и правилами работы психолога.

- Психолог формулирует права и обязанности свои и заказчика (составляет договор).

- Психолог выбирает теоретическую концепцию, методы работы и конкретные методики исследования; планирует, проводит и интерпретирует результаты.

- Заказчик применяет к испытуемому к испытуемому все меры, которые рекомендует психолог  (обратная связь с заказчиком).  

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

  1. Заказчик должен быть ознакомлен с принципами и правилами работы психолога:

- принцип конфиденциальности психолога;

- принцип беспристрастности психолога;

- принцип не нанесения ущерба испытуемому;

- принцип компетентности психолога;

- принцип осведомлённого согласия.

  1. Испытуемый принимает участие в исследовании только на добровольных началах.
  2. Результаты исследования представляют собой документ, включающий теоретический, методический и экспериментальный материал, который должен быть согласован с задачами заказчика.

Необходимо учесть:

  1. Результаты исследования могут быть самостоятельным фактором, влияющим на эксперимент.
  2. Психолог формулирует права и обязанности свои и заказчика. Составляется договор (контракт).
  3. Большое значение имеет планирование деятельности психологов.
  4. Психолог выбирает теоретическую концепцию,  методы работы и конкретные методики исследования (планирует эксперимент).
  5. Психолог проводит эксперимент и интерпретирует его результаты.
  6. Психолог передаёт заказчику своё заключение.

Формы передачи:

  1. письменный отчёт, в котором необходимо дать теоретическое описание эксперимента, проблемы, описание методик, анализ результатов, интерпретацию, выводы, рекомендации;
  2. устный отчёт – консилиум и другие формы;
  3. публикация в печати.

10. Обязательно должна быть обратная связь, желательно в форме отчёта заказчика.

11. Заказчик применяет к испытуемому все меры, которые рекомендует психолог.                    



Предварительный просмотр:

ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ ПСИХОЛОГА

 

Общие принципы

  Пункт 5. 

Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из  них.

  Пункт 6. 

Психология как профессия управляется принципами, общими для всех   профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство   ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту,  осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной  основы.

  Пункт 7. 

Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Непосредственная разработка или содействие  в осуществлении пыток или издевательств, помимо того, что является преступлением, представляет собой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психологов. Они не должны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект,  какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы   информация ни могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного   конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдание таких  действий.

  Пункт 8.

 Все психологи должны, как минимум, информировать свои  профессиональные объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известным в их профессиональной практике.

  Пункт 9.

Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.

  Пункт 10.

 При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.

  Пункт II.

Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

  Пункт 12. 

В особенности в письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие, например, нормальный – абнормальный, адаптированный – неадаптированный, интеллигентный – умственно отсталый.

  Пункт 13.

Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью  добиться обращения к ним определенных клиентов, а также действовать таким образом, чтобы оказаться монополистами в своей области, Психологи, работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для  увеличения собственной частной практики.

  Пункт 14.

Психолог не должен допускать использования своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов. Психологи должны сообщать о всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.

  Пункт 15.

В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречие с интересами учреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступать как его защитник по отношению к администрации учреждения.

О профессиональной компетенции и отношениях

 с другими профессионалами

  Пункт 16.

Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

  Пункт 17.

Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовленным и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих  профессиональных знаний и умений,

  Пункт 18.

Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие  достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты должны быть полностью уведомлены об этом заранее.

  Пункт 19.

Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего  хранения документации.

  Пункт 20.

 Когда интересы психологического обследования или вмешательства требуют тесного сотрудничества с профессионалами из других областей, психологи должны обеспечивать соответствующее взаимодействие так, чтобы оно было направлено на благо психолога и его клиента.

  Пункт 21.

Психологические методы не должны смешиваться – как в применении, так и в их представлении общественности – с методами, чуждыми научным основам  психологии.

  Пункт 22.

Не отказываясь от научной критики там, где она необходима, психологи не должны дискредитировать коллег или представителей других профессий, использующих те же или иные научные методы, и должны проявлять уважение к тем школам и направлениям, которые научно и профессионально компетентны.

  Пункт 23.

Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим профессионалам, особенно в областях, близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.

О вмешательстве

  Пункт 24.

 Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что  их помощь будет использована во вред или против законных интересов индивидов, групп, организаций или общин.

  Пункт 25.

 Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам, организациям или общинам, психолог должен предоставить им необходимую информацию об основных решаемых проблемах, поставленных целях и используемых методах. В случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опекуны должны быть проинформированы. В любом случае следует избегать манипулирования индивидами и стремиться к развитию и автономности конкретного случая.

  Пункт 26.

 Психолог должен стремиться к завершению вмешательства и не продлевать его методами сокрытия информации или обмана как в случае достижения поставленной цели, так и в случае невозможности ее достижения после применения доступных методов и средств на протяжении достаточного времени. В последнем случае индивид, группа, организация или община должны быть информированы о том, какие другие психологи или представители иных областей знания могут продолжить вмешательство.

  Пункт 27.

Ни в коем случае свобода клиента – как в отношении прекращения вмешательства, так и в отношении консультации у другого психолога или иного специалиста – не должна быть ограничена. Следует поощрять способность клиента принимать решения на основе достаточной информации. Психолог может отказаться продолжать вмешательство, если оно осуществляется одновременно с вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом,

  Пункт 28.

Психологи не должны пользоваться властью, которую их статус может им дать, для требования особых рабочих условий или платы, превосходящей принятую в обычных обстоятельствах.

  Пункт 29.

Психолог не должен позволять вовлечь себя профессионально в неясную ситуацию, где его роль или функции окажутся неуместны или двусмысленны.

  Пункт 30.

Психологи не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими  специалистами.

  Пункт 31.

В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспечения правдивости информации и охраны интересов индивидов.

  Пункт 32. 

Психологи должны соблюдать особую осторожность в том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий, осуществить которые они впоследствии окажутся  профессионально не способны.

О исследовательских работах и образовании

  Пункт 33.

Все психологи, в какой бы области психологии они ни работали, должны стремиться способствовать прогрессу науки вообще и психологии в частности,  осуществляя исследования и придерживаясь научных подходов в своей деятельности, а также передавая свои знания студентам и другим профессионалам.

  Пункт 34. 

При выполнении исследований психологи должны категорически  отказываться от действий, могущих привести к постоянному, невосполнимому или не необходимому ущербу для испытуемых. Участники любой исследовательской программы должны выразить свое недвусмысленное согласие на проведение экспериментов; в случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц такое согласие должно быть получено от родителей или опекунов.

  Пункт 35. 

Если психологическое исследование сопровождается каким-либо временным ущербом или дискомфортом, как, например, электрический шок или сенсорная депривация, исследователь должен в первую очередь удостовериться в том, что все участники опытов действуют совершенно свободно, без постороннего давления в каком-либо виде; к участию в эксперименте не должен быть допущен никто до тех пор, пока исследователь не убедится, что об этом ущербе испытуемые были уведомлены заранее и дали свое согласие. Даже в случае согласия перед экспериментом, испытуемый может принять решение о своем дальнейшем неучастии в программе в любой момент.

  Пункт 36. 

Если условия эксперимента требуют дезинформации или обмана  испытуемого, психолог должен убедиться в том, что это не приведет к сколько-нибудь длительному ущербу для участников опыта, и в любом случае  экспериментальный характер и необходимость обмана должны быть раскрыты при  окончании экспериментальной программы.

  Пункт 37. 

Психологические исследования в нормальной ситуации, как экспериментальные, так и обсервационные, должны всегда выполняться с уважением по отношению к достоинству индивида, его верованиям, интимным ситуациям, скромности и целомудрию при исследовании сексуального поведения, а также при обследовании престарелых, больных, заключенных, т. е. лиц, имеющих не только определенные социальные ограничения, но и переживающих серьезную человеческую  драму.

  Пункт 38.

При экспериментах над животными страдания, вред или дискомфорт, не являющиеся абсолютно необходимыми для достижения поставленной исследовательской цели и оправданными с точки зрения науки и интересов человека, должны быть исключены или сведены до минимума. При хирургических операциях на животных должно применяться обезболивание и приниматься необходимые меры по предотвращению осложнений. Персонал, непосредственно занимающийся исследовательской работой с животными, должен в содержании животных, обращении с ними и при эвтаназии руководствоваться международными  стандартами.

 

МАДРИД, ИСПАНИЯ, 1987 [1]

             


[1]  Вопросы психологии. М., 1990, № 5, С. 158-161. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТАЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ...

Этический кодекс медицинской сестры

Принимая во внимание важнейшую роль в современном обществе самой массовой из медицинских профессий - профессии медицинской сестры, учитывая традиционно большое значение этического начала в медицине и ...

Этический кодекс педагога и его значение в профессиональной деятельности. Взаимоотношения учителя и ученика.

Выступление психолога на педагогическом совете по теме "Этический кодекс педагога и его значение в профессиональной деятельности. Взаимоотношения учителя и ученика"....

Этический кодекс психолога

Этический кодекс психолога...

Этический кодекс психолога

Описаны основные этические принципы профессиональной деятельности психолога...

Инфографика "ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС Педагога - психолога службы практической психологии образования России"

В данной инфографике проиллюстрированы основные принципы ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА Педагога-психолога службы практической психологии образования России  (вариант,  принятый на Всероссийск...