День профилактики «Если в школу ты пришел, помни – в школе есть закон!»
план-конспект по психологии по теме

Кузьмина Ирина Анатольевна

Материалы по проведению Дня профилактики «Если в школу ты пришел, помни – в школе есть закон!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_meropriyatiy.doc27 КБ
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc72 КБ
Microsoft Office document icon spravka.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор МОУ СОШ № 6

____________ В.Б.Волков

«___» ___________ 2010 г.

План

мероприятий по проведению Дня профилактики

«Если в школу ты пришел, помни – в школе есть закон!»

        Цель и задачи:

  1. развитие навыков аргументированного ведения дискуссии;
  2. анализ основ правовых взаимоотношений педагогического коллектива, обучающихся и их родителей;
  3. воспитание правовой культуры школьников.

Организационная группа:

  1. заместитель директора по ВР Иванова С.Е.;
  2. социальный педагог Буранова Н.Н.;
  3. учащиеся 10,11 классов;
  4. педагог-психолог ЦПМСС «Лабиринт» Митюхина Н.П.

Место проведения: МОУ СОШ № 6.

Срок проведения: 23 ноября 2010 года.

Участники: учащиеся 1-11 классов.

Ход мероприятия:

  1. Общешкольные классные часы по теме «Законодательное право на образование», «Законодательное регулирование отношений в общеобразовательном учреждении», которые проводят учащиеся 10 и 11 классов.
  2. Консультации педагога-психолога ЦПМСС «Лабиринт» Митюхиной Н.П.
  3. Заседание Совета по профилактике правонарушений и преступлений МОУ СОШ № 6 «Основы правовых взаимоотношений взрослых и детей в общеобразовательной средней школе».

Ожидаемые результаты:

  1. повышение уровня правовой культуры школьников;
  2. повышение уровня аргументированного ведения дискуссии, уважение мнения другого человека, толерантности.        


Предварительный просмотр:

Раздел IV. Если в школу ты пришел, помни – в школе есть закон!

Классный час 7. Законодательное право на образование.

Цели и задачи:

  1. развитие навыков аргументированного ведения дискуссии;
  2. анализ основ правовых взаимоотношений педагогического коллектива, обучающихся и их родителей;
  3. воспитание правовой культуры школьников.

Предварительная подготовка. Учитель может пригласить в данный класс старшеклассника, который сыграет роль иностранного гостя, интересующегося образованием в нашей стране.

В ходе игрового практикума старшеклассник может вступать в дискуссию со школьниками, поэтому учителю желательно объяснить особенности поведения старшего подростка с младшими. Приглашенного старшеклассника необходимо ознакомить с вопросами, по которым будет проходить «интернет-конференция» с «зарубежным гостем».

Описание классного часа

Классный руководитель: Ребята, сегодня мне хотелось бы поговорить о ваших правах, обязанностях и ответственности в рамках нашей школы, т.е. об основах правовых взаимоотношений взрослых и детей в общеобразовательной средней школе.

Согласно статье 5 Закона РФ «Об образовании» «гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые».

Как вы понимаете свои права на образование в соответствии  с этой статьей федерального закона?

Проходит краткая дискуссия-диалог между классным руководителем и учащимися.

Раздел IV. Если в школу ты пришел, помни – в школе есть закон!

Классный час 8. «Интернет-конференция» с «зарубежным гостем» о законодательном регулировании отношений в общеобразовательном учреждении.

Цели и задачи:

  1. развитие навыков аргументированного ведения дискуссии;
  2. анализ основ правовых взаимоотношений педагогического коллектива, обучающихся и их родителей;
  3. воспитание правовой культуры школьников.

Предварительная подготовка. Учитель может пригласить в данный класс старшеклассника, который сыграет роль иностранного гостя, интересующегося образованием в нашей стране.

В ходе игрового практикума старшеклассник может вступать в дискуссию со школьниками, поэтому учителю желательно объяснить особенности поведения старшего подростка с младшими. Приглашенного старшеклассника необходимо ознакомить с вопросами, по которым будет проходить «интернет-конференция» с «зарубежным гостем».

Описание классного часа

Классный руководитель: А теперь представьте себе, что мы присутствуем на интернет-конференции с иностранным гостем, интересующимся положением образования в нашей стране. Свои вопросы он будет задавать нам через интернет, а мы станем отвечать на его вопросы.

Только при этом я буду играть роль «юриста», т.е. отвечать с юридической точки зрения. А вы с позиции «практиков», т.е. учащихся третьих классов. Естественно, перед «иностранным гостем» не хотелось бы выглядеть безграмотным, поэтому постарайтесь высказывать свою точку зрения грамотно.

Итак, начинаем нашу правовую интернет-конференцию Слово предоставляется нашему гостю.

Приглашенный старшеклассник, играя роль зарубежного гостя, приветствует ребят и начинает задавать вопросы.

  1. Что такое правовой статус обучающегося в средней школе?

Ответ классного руководителя («Юриста»): Общая теория права под правовым статусом личности подразумевает комплекс его прав, обязанностей, ответственности, а также условий и гарантий, сопутствующих реализации данного права (например, наличие российского гражданства как предпосылка осуществления права на образование или институт судебной защиты прав человека как гарантия реализации данного права). Применительно к правовому статусу школьника, обучающегося в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении (средней школе), можно выделить следующие элементы.

Ответы учащихся (возможные рассуждения учеников).

  1. Каковы права обучающихся в ваших школах?

Ответ классного руководителя («Юриста»): Права и обязанности школьника определяются законом РФ «Об образовании» (ст.50, 51), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, иными нормативно-правовыми актами, а также Уставом общеобразовательного учреждения и иными локальными актами данного учреждения. Так, обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право:

- на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

- на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам;

- на ускоренный курс обучения;

- на бесплатное пользование информационными ресурсами библиотек;

- на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

- на участие в управлении образовательным учреждением;

- на уважение своего человеческого достоинства;

- на свободу совести, информации;

- на свободное выражение собственных мнений и убеждений и другие.

Ответы учащихся (возможные рассуждения учеников).

  1. Кроме прав, имеются ли обязанности у школьников?

Ответ классного руководителя («Юриста»): В соответствии с п.57 Типового положения «Об общеобразовательном учреждении», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 г. № 49), обучающиеся обязаны:

- соблюдать устав общеобразовательного учреждения;

- добросовестно учиться;

- бережно относиться к имуществу учреждения;

- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения;

- выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Ответы учащихся (возможные рассуждения учеников).

  1. Имеете ли вы государственные гарантии на образование?

Ответ классного руководителя («Юриста»): Гарантии права граждан на образование определены с ст. 5 Закона РФ «Об образовании». Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, а также гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Государство гарантирует защиту от дискриминации в области образования, социальную поддержку граждан, нуждающихся в таковой, создание специальных условий для граждан с ограниченными способностями и поддержка наиболее одаренных.

Ответы учащихся (возможные рассуждения учеников).

  1. Но ведь школьники еще дети, как они могут защитить свои права в области образования?

Ответ классного руководителя («Юриста»): В силу возраста школьники, не достигшие совершеннолетия, не могут самостоятельно воспользоваться доступными средствами защиты своих прав. Их права и законные интересы представляют и защищают их родители (законные представители). Так, родители школьника при поступлении ребенка на обучение в общеобразовательное учреждение знакомятся с документами, регламентирующими образовательный процесс в данном учреждении, дают согласие на привлечение детей к труду, не предусмотренному учебным процессом, на перевод ребенка в группу компенсирующего обучения в случае неуспеваемости, оставление на второй год, решают иные вопросы, связанные с обучением ребенка в школе. Родители обладают правом защищать законные права и интересы своих детей (п. 59 Типового положения «Об общеобразовательном учреждении», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49)). В случае нарушения прав и законных интересов ребенка родители (законные представители) вправе воспользоваться всеми имеющимися средствами защиты: обращение в органы управления образованием и надзорные органы, в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, с иском в суд.

Ответы учащихся (возможные рассуждения учеников).

  1. Существует ли предельный возраст получения основного общего образования?

Ответ классного руководителя («Юриста»): В соответствии с Конституцией России (ч.4 ст.43) и Законом РФ «Об образовании» (п.3 ст.19)  основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.

Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения – восемнадцать лет. Для категорий обучающихся, указанных в пунктах 10-12 статьи 50 Закона РФ «Об образовании», предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен. По согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования.

Ответы учащихся (возможные рассуждения учеников).

  1. За какие проступки могут исключить из школы и в каком возрасте?

Ответ классного руководителя («Юриста»): По решению органа управления        образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения  устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства. Об исключении обучающегося из образовательного учреждения администрация школы (лицея, гимназии) обязана в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления  совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении (пункты 4-7 ст. Закона РФ «Об образовании»).  

Ответы учащихся (возможные рассуждения учеников).

  1. А какие виды общеобразовательных учреждений существуют в России?

Ответ классного руководителя («Юриста»): Согласно соответствующим типовым положениям в Российской Федерации существуют следующие виды общеобразовательных учреждений: начальная школа - детский сад, прогимназия, начальная общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия, вечерняя (сменная) общеобразовательная школа.

        Ответы учащихся (возможные рассуждения учеников).

  1. В каких формах учащиеся могут осваивать общеобразовательные программы?

Ответ классного руководителя («Юриста»): С учетом потребностей и возможностей, обучающихся общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах: в очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования в общеобразовательном учреждении. Выбор формы получения образования осуществляется  обучающимся и его родителями (законными представителями).

Ответы учащихся (возможные рассуждения учеников).

  1. Какими документами регулируется деятельность общеобразовательного учреждения?

Ответ классного руководителя («Юриста»): Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации, разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

Обязательными для исполнения являются законодательные акты Российской Федерации и нормативные правовые акты, утверждаемые Министерством Образования и науки РФ в установленном порядке.

Ответы учащихся (возможные рассуждения учеников).

  1. Куда могут обращаться родители (законные представители) обучающихся в конфликтных ситуациях?

Ответ классного руководителя («Юриста»): Различные виды общеобразовательных учреждений существуют в целях более полного удовлетворения образовательных потребностей населения: кому-то нужна углубленная подготовка по определенным предметам, кто-то уже ориентирован относительно будущей профессии и желает обучаться в профильных классах лицея и гимназии. Наличие учреждений, подобных лицеям и гимназиям, вовсе не означает, что общеобразовательная школа хуже так называемых «элитарных» учреждений. В этих видах учреждений несколько различаются программы, но в целом образовательный процесс, условия обучения, микроклимат в школе могут быть ничуть не хуже. В «обычную» школу нередко идут дети потому, что она расположена близко к дому, что является большим плюсом. Надо помнить, что не всем детям нужна углубленная подготовка, учитывая их состояние здоровья и возможности. Кроме того, обучение в общеобразовательной школе не закрывает пути к поступлению в вуз. Требования к уровню подготовки выпускников на всех трех ступенях (начальное, основное, среднее (полное) общего образования одинаково регулируется государством во всех видах общеобразовательных учреждений. В соответствии с новым типовым положением об общеобразовательном учреждении в лицеях должно осуществляться профильное обучение в старших классах по физико-математическому, естественнонаучному направлениям, а в гимназиях – по гуманитарному и социально-экономическому направлениям.

Ответы учащихся (возможные рассуждения учеников).

  1. Существует ли конкурсный прием в школу?

Ответ классного руководителя («Юриста»): Нет, не существует. Начальное общее и основное общее образование является в нашей стране обязательным, среднее (полное) общее – общедоступным, то есть выбор осуществляется гражданами, а не общеобразовательными учреждениями. Отказ от приема в любой класс может быть мотивирован только отсутствием мест.

Ответы учащихся (возможные рассуждения учеников).

  1. С какого класса можно поступать в гимназии, и как проводится прием в них?

Ответ классного руководителя («Юриста»): В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении гимназия и лицей открываются на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования (с 5, 10 классов), но возможно их открытие и с начальной ступени обучения. Это определяет учредитель.

Ответы учащихся (возможные рассуждения учеников).

  1. Как проводится прием в обычную школу?

Ответ классного руководителя («Юриста»): Прием в общеобразовательные учреждения проводится обычно по заявлению родителей. Документы о состоянии здоровья требуются для контроля за здоровьем ребенка в общеобразовательном учреждении, но не могут регламентировать поступление в общеобразовательное учреждение того или иного вида. Порядок приема устанавливается уставом общеобразовательного учреждения.

Ответы учащихся (возможные рассуждения учеников).

  1. Что отличает «элитную школу» от обычной?

 

Ответ классного руководителя («Юриста»): Нормативного и законодательного понятия «элитная школа» не существует. Можно предположить, что это школа с хорошим качеством обучения, сильными учителями, использующими современные гуманистически ориентированные педагогические технологии. Как правило, «элитные школы» бытуют среди населения по уровню преподавания, технического оборудования школы и т.д.

        Ответы учащихся (возможные рассуждения учеников).

  1. В чем отличие частной школы от государственной?

Ответ классного руководителя («Юриста»): Учредителем частного общеобразовательного учреждения может стать любой гражданин России или других стран, оформивший необходимые документы для открытия школы (лицензия, аккредитационные документы и т.д.). Если негосударственное общеобразовательное учреждение не имеет аккредитации, то оно не может выдавать документ государственного образца. Своими плюсами негосударственные учреждения считают хорошее материальное обеспечение учебного процесса и малую наполняемость классов. Уровень оснащенности образовательного процесса, учебные планы, состав педагогического коллектива весьма различны в негосударственных школах, но в большинстве случаев качество подготовки обучающихся ниже, чем в государственных школах.

        

Ответы учащихся (возможные рассуждения учеников).

Классный руководитель: На этом наша интернет-конференция заканчивается. Поблагодарим нашего зарубежного гостя за столь грамотные вопросы и рассуждения об образовании в нашей стране.

Давайте вернемся в обыденную жизнь и подведем  итоги сегодняшнего разговора. Мы с вами очень кратко поговорили об особенностях государственного регулирования общеобразовательных учреждений.

Что больше всего вам понравилось на сегодняшнем классном часе?

Возможные рассуждения ребят.

Хотели бы вы еще раз пригласить «зарубежного гостя» на классный час и на какую тему хотелось бы вам с ним поговорить?

Возможные рассуждения ребят.

   



Предварительный просмотр:

Справка

о результатах проведения Дня профилактики

«Если в школу ты пришел, помни – в школе есть закон!»

Дата: 23 ноября 2010 года.

Цель: воспитание правовой культуры школьников.

По плану Дня профилактики были проведены классные часы учащимися 10 и 11 классов по темам «Законодательное право на образование» и «Законодательное регулирование отношений в общеобразовательном учреждении»:

1 «а» - Рыжкова Елена

1 «б» - Лушкина Полина

2 «а» - Егорова Ольга

3 «а» - Архипова Дарья

4 «а» - Дорофеева Марина

5 «а» - Токмакова Кристина

5 «б» - Киселева Мария

6 «а» - Балобанова Элина

7 «а» - Белова Ксения

8 «а» - Колесникова Дарья

8 «б» - Лифанских Татьяна

9 «а» - Замышкин Александр

9 «б» - Батыгин Сергей

11 «а» - Десятников Александр

Классные часы были проведены в форме конференции с «зарубежными гостями» о законодательном регулировании отношений в образовательном учреждении. В роли «зарубежных гостей» выступали учащиеся классов, которые задавали старшеклассникам интересующие их вопросы.

В конце дня прошло заседание Совета по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних «Основы правовых взаимоотношений взрослых и детей в общеобразовательной среде средней школы» на котором был обсужден вопрос о соблюдении законодательства РФ в области образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОЕКТ ИНТЕРАКТИВНОГО ТЕАТРА «ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН»

Тема  данного нравственно- правового проекта «Интерактивный театр» выбрана  не случайно. Она сочетает в себе как традиции, так и новаторство. Тради...

О пользе занятием плавания в школе. Не все школы могут похвалиться, что у них есть бассейн. Наличие плавательной подготовленности учащихся, это прежде всего сохранение жизни и оздоровление организма.

Особенности построения учебно-тренировочных занятий по плаванию на базе плавательного бассейна общеобразовательной школы.Сейчас стали строить современные общеобразовательные школы, детские сады с плав...

О пользе занятием плавания в школе. Не все школы могут похвалиться, что у них есть бассейн. Наличие плавательной подготовленности учащихся, это прежде всего сохранение жизни и оздоровление организма.

Особенности построения учебно-тренировочных занятий по плаванию на базе плавательного бассейна общеобразовательной школы.Сейчас стали строить современные общеобразовательные школы, детские сады с плав...

ПРИШЕЛ РАБОТАТЬ В ШКОЛУ...

15 сентября записал: "Ведь дал себе зарок больше не работать в бюджетной сфере, тем более возвращаться в школу. И вот, надо же, с 1 сентября по совместительству - учитель обществознания в 10...

Если вы узнали, что ваш ребенок прогуливает школу?

Что делать, если ваш ребенок прогуливает школу?...