Методическая разработка психологического занятия "Стратегия жизненного пространства"
методическая разработка по психологии (11 класс) по теме

Психологическое занятие с элементами тренинга личностного роста по формированию позитивной "Я-концепции" старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_moy_sayt.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое занятие с одаренными учащимися по формированию

 «Я-концепции» с использованием методов тренинга личностного роста,

 арт-терапии и позитивной психологии.

Тема «Стратегия жизненного пространства»

«Будьте интересны себе, тогда вы станете интересными для других людей»

                                                      Ш. Амонашвили.

Цель: работа с образом «Я» в структуре «Я-концепции»,

Медоты: арттерапия,  работа с метафорой,

Основные задачи:

подготовить учащихся к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых;

научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям,

развить желание работать над собой, видеть свои сильные и слабые стороны,

воспитать интерес к самому себе, сформировать желание самопознания, саморазвития и самовоспитания.

Оборудование: доска, цветные мелки,  листы бумаги, пастель, карандаши, фломастеры.

Вступительное слово психолога.

Ребята, наше  занятие посвящено теме самопознания, саморазвития, оно направлено на формирование  «Я-концепции», и называется «Стратегия жизненного пространства»  

Эпиграфом к нашему занятию я выбрала слова Амонашвили «Будьте интересны себе, тогда вы станете интересными для других людей».

Для того, чтобы стать личностью, развиваться и совершенствоваться, ставить перед собой цели и успешно их реализовывать человеку необходимо узнать самого себя, ведь неслучайно китайские мудрецы говорили: «человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни». Социальная и психологическая зрелость человека определяется в умение соединять свои индивидуальные особенности, притязания с требованиями общества. Способность осуществлять эти соединения -  называется в психологии «стратегией жизни», т.о. занимаясь самопознанием, мы формируем свою стратегию жизни.)

1. Разминка

1.Упражнение «Мы похожи?..»

Ребята,  каждому сидящему рядом (далее по кругу) 2 фразы, начинающиеся со слов:

Ты похож на меня тем, что…

Я отличаюсь от тебя тем, что…

После выполнения упражнения, ребята делятся впечатлением, отвечают на вопросы психолога: «Трудно было выполнять это упражнение?». «Что было сложнее - увидеть сходство или говорить о своих особенностях?». Понравились ли вам образы, которые вы увидели?». Что нового вы узнали друг о друге?». «Что вас удивило?»

Итак, мы начали анализ своих особенностей, который необходим в жизни. И сейчас речь пойдет о более глубоком самопознании, которое наглядно демонстрирует таблица

2. Основная часть

«Окно Джохари».

Чем  так любопытна эта таблица?

Она является ответом на старинный извечный вопрос: в чём смысл жизни? Или «Для чего человек рождается на свет?» На мой взгляд — это одна из самых удачных попыток суммирования всего объёма философских размышлений, накопленных человечеством.
Кроме прочего, это ещё и одна из лучших «карт», самым точным образом описывающая  наше жизненное пространство.

Ну а самое главное, это не просто таблица — это прямое и доступное для понимания любого человека РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ. (Если Вы, конечно, двигаетесь в направлении понимания вопроса «как стать счастливым и обрести смысл собственного бытия»)
Слово «Джохари»  сочетание имён двух психологов, разработавших эту методику личностного роста  в 1969 году  Джо Люфта и Харри Ингрема... Джо и Гарри = «Джохари».

 

 Всё то, что Вы напишете в «окнах» под номерами: 2, 3 и 4 должно как можно скорее «обнаружиться» Вами как «игроком» и по возможности скорее «перестроиться» в окно под номером «1»! В итоге, квадрат, разделённый на четыре сектора перегородками, должен потерять эти перегородки и стать красивым, цельным — не перегороженным квадратом с одним единственным заголовком — «Открытая зона». 
Д
авайте разберёмся по пунктам. Почему иметь все четыре окна это — плохо, почему от трёх перечисленных выше нужно избавляться?

Попробуйте свою таблицу-окно заполните  личными фактами. 
И начинайте работать над собой, формируя свою жизненную стратегию.

Методика «Моя линия жизни»

Сейчас мы попробуем , как на картине, представить свою жизнь. Нарисуйте на листе бумаги вектор произвольной длины. Начало вектора в точке рождения. Далее, обозначьте крестиком место, где вы чувствуете себя в данный момент, в данное время. Укажите возраст. Кружочек поставьте там, где вам хотелось бы быть. Это предпочитаемый возраст.  В промежутке от рождения до настоящего момента укажите все наиболее значимые для вас события, поступки, этапы жизни. А далее спланируйте свою будущую жизнь. Что вы хотели бы, чтобы сбылось, случилось в вашей судьбе. Обозначьте эти события на «линии жизни».

Обсуждение данного упражнения. «Какова насыщенность событиями прошлого и настоящего? Каких событий больше – внутреннего или внешнего плана? Насколько сложно было выполнять это упражнение? Что сложнее - вспоминать прошлое или планировать будущее?»

Работа с метафорой. Притча «Ложка масла»

 А сейчас я хочу рассказать вам одну притчу. В «Алхимике» есть история о юноше, который отправился во дворец мудрого короля, чтобы узнать, что такое счастье. Когда он туда прибыл, мудрец дал ему ложку, наполненную маслом, и велел пройтись и осмотреть его дворец, не пролив при этом ни капли масла. Юноша, следя за ложкой, медленно обошел все комнаты и коридоры. Когда вернулся,  мудрец спросил его: «Понравился ли тебе мой прекрасный дворец?» Юноша ответил, что ничего не заметил, т.к. его внимание было поглощено тем, чтобы не пролить масло. Тогда царь предложил ему еще раз пройтись по дворцу, но на этот раз насладиться его красотою. Когда молодой человек снова появился перед мудрецом, в ложке не было ни капли масла. «Твоя ложка пуста» -произнес старик.  Смущенный юноша ответил, что забыл про масло – так его очаровали картины и фрески, чудесные сады и прекрасный вид горных вершин, открывающиеся из дворцовых окон. И тогда король сказал ему, что тайна счастливой жизни в том, чтобы замечать красоту мира, не забывая о ложке с маслом.

Ложка масла, которую мы несем по жизни, заставляет нас быть внимательными, помогает забыть про эгоизм. Когда мы бережно несем в сердце память о своей судьбе, мечту, мантру, когда не забываем о самом главном, тогда все приобретает смысл, вкус, цвет и значение.

Перед вами лежат листы бумаги в виде круга. Я предлагаю вам попробовать нарисовать свою «ложку масла», свою мечту, используя цветные карандаши, пастель. У вас получится некая мандала – рисунок в круге. Вы можете просто раскрасить этот круг, изобразить любые символические линии, знаки, все, что угодно. Важно сосредоточиться и передать с помощью цвета ваше внутреннее состояние, звучание, настроение…

3. Заключительная часть (рефлексия). 

Ребята по кругу передают свои «мандалы» и на оборотной стороне пишут пожелания друг другу.

Окончание занятия:

• Сегодня на занятии я понял(а)...

• Меня удивило...

• Я чувствую...

• Я думаю...

• Я хочу...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка агитбригада Принятие жизненного решения

Цель:Формирование у учащихся разумного отношения к себе, своему здоровью, будущему ; умения противостоять и бороться с вредными привычками....

Методическая разработка "Вечерняя школа как пространство заботы о здоровье обучающихся в пенитенциарной системе"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии и биологии....

Методическая разработка психологического занятия «Психологические основы самозащиты» для 5 класса (ОБЖ + психология)

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ЗАНЯТИЯ «Психологические основы самозащиты»   Автор занятия Фамилия, имя, отчество Гвоздева Оксана Владимировна Город, область Санкт – Петербург, Колп...

Методическая разработка урока: «Векторы в пространстве. Действия с векторами. Скалярное произведение векторов»

Методическая разработка урока обобщения и систематизации знаний  с использованием эвристического метода обучения и компьютерных технологий...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДУХИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА: ДОМОВОЙ»

В ходе изучения представленного материала учащиеся знакомятся с одним из образов  мифологической прозы. На основе данного материала формируется любовь к родному языку и родному краю, умение разгр...

Методическая разработка темы "Фигуры в пространстве"

Презентация к уроку "Фигуры в пространстве" использутся при изучении тем в 5-6, а также в 10 классе....


 

Комментарии

Психологическое занятие с элементами тренинга личностного роста.