МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДУХИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА: ДОМОВОЙ»
план-конспект урока по русскому языку

Шевандо Ирина Владимировна

В ходе изучения представленного материала учащиеся знакомятся с одним из образов  мифологической прозы. На основе данного материала формируется любовь к родному языку и родному краю, умение разграничивать добро и зло. Учащиеся получают навыки сбора информации, ее классификации, анализа и обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_duhi_kulturnogo_prostranstva_domovoy.doc834 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДУХИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА: ДОМОВОЙ»

Тема урока: «Духи культурного пространства: Домовой».

Вид урока: интегрированный.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: лекция с элементами беседы.

Цель урока: сформировать представление о духах культурного пространства: Домовом.

Задачи урока:

Обучающая: познакомится с духами культурного пространства: Домовым;

Развивающая: формирование навыков работы с фольклорными текстами, умения анализировать, систематизировать и обобщать;

Воспитывающая: воспитывать любовь к родному народу, его быту, традициям и укладу.

Оборудование: презентация.

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

III. Изучение темы урока.

IV. Закрепление изученного.

V. Подведение итога урока.

VI. Домашнее задание.

Предварительная подготовка: учитель готовит презентацию по теме «Духи культурного пространства: Домовой»

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: ”Доброе утро!”

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

II. Вступительное слово.

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение В. Донской. О ком в нем идет речь?

Один из учеников читает заранее выученное стихотворение.

Ученик: Домовой живёт за печкой,

Днём он спит, с потухшей свечкой

В тихом уголке своём,

Тёмном, тёплом и печном.

Только ночь на мягких лапках

В бархатных и звёздных складках

В дверь тихонько поскребёт,

Черной кошечкой войдет,

Домовой тотчас проснется,

Звездной кошке улыбнется,

Встав, зажжёт он свечку,

Выйдет из-за печки.

И пойдут они вдвоём

Посмотреть на спящий дом.

Кому снится страшный сон –

Прогоняют его вон!

Если кто-то заболеет

Домовой тотчас согреет

Кошка - звездочку в ладошку

И отступят понемножку!

За ночными, за делами

Устают они. И сами

Задувают свечку,

Прячутся за печку.

Учитель: Кто главный герой данного стихотворения?

Ученик: Домовой.

Учитель: Какими качествами обладает Домовой в данном стихотворении?

Ученик: В стихотворении Домовой предстает перед нами добрым, заботливым, охраняющим покой жителей дома.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами узнаем, каким видели Домового наши с вами предки.

III. Изучение темы урока.

Учитель: Домовой является домашним духом, мифологическим хозяином и покровителем дома, обеспечивающим нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие. Он считается покровителем домашнего хозяйства. На представленной картинке, вы можете посмотреть, каким люди представляли себе Домового (Приложения 1, 2).

Учитель: Я вам расскажу, каким перед нами предстает Домовой в общероссийской фольклорной традиции и в мифологической традиции г. Злынки и Злынковского района Брянской области. Мы с вами сравним эти образы, используя следующую таблицу:

Критерии

В общероссийской фольклорной традиции

В мифологической прозе г. Злынки и Злынковского района

Облик

Место обитания

Характер

Когда можно наблюдать?

Учитель: Домового считают душой дома, покровителем строений и живущих в них людей. Он, чаще всего, предстает в зооморфном облике. Может уподобляться лошадям цветом своей шерсти, быть гнедым, вороным, белым или пегим.

В общероссийской традиции принято считать, что данный мифологический персонаж может принимать облик змеи, петуха, сороки, или совмещать в себе признаки птицы, змеи и огня. Также следует отметить, что этот демонологический персонаж может появляться и в образе домашних животных: черной кошки, собаки с длинной черной шерстью и огромными когтями, козла, коровы, теленка, барана или свиньи. Его образ зависит от того, какое животное было принесено в жертву или зарыто при строительстве фундамента. В более поздней общероссийской традиции Домовой предстает в виде человека либо женского, либо мужского пола. Он изображается обросшим шерстью, пухом, напоминающим шерсть какого-либо животного. Его одежда напоминает «мужицкую». В одежде этого персонажа преобладают красные, синие, желтые и черные цвета.

Местом обитания Домового является печь – семейный очаг и прилегающее к нему пространство. Он может жить в печи, на печи, за печкой, под печкой, в печурке – небольшом углублении в печной стенке под шестком (Приложение 3). Знаками локуса Домового служат углы дома, особенно передний или красный угол. Его излюбленным местом считается чердак. Но его владения не ограничиваются только избой, а распространяются и на земельный надел. Увидеть этого мифологического персонажа можно в полночь, в полдень, на Страстной неделе, в Чистый четверг, на Пасху, на Рождество Христово, на Новый год или под Крещение. Его можно наблюдать, если остаться в это время в избе одному и смотреть в зеркало.

Существует мнение, что домовых в доме столько, сколько членов семьи. Представленный демонологический персонаж беспокоится о целостности и сохранности семейно-родового коллектива, хранит нравственные устои семьи, не любит ссоры. Он является идеальным хозяином, блюстителем порядка в доме. Считается, что по ночам домовой метет двор, прибирает и чистит дом. Домовой обеспечивает плодородие полей, обилие жатвы, заботится о здоровье и плодовитости скота, сторожит хозяйский двор. Таким образом, Домовой – это некое концентрированное средоточие магической силы, способной осуществить желания хозяев, обеспечить богатство и благополучие в доме. Именно поэтому, с этим мифологическим существом необходимо дружить и ладить.

Теперь обратимся к образу Домового в мифологической прозе г. Злынки и Злынковского района Брянской области. В данном регионе на произнесение имени Домового наложено табу. Его принять называть дедушка, батюшка, хозяин, господин, кормилец. К данному персонажу относятся с уважением и почитанием. В избе нельзя сквернословить, ссорится, сорить, свистеть, так как данный демонологический персонаж может покинуть дом. Домовой не выносит пьянства и табачного дыма. Факт общения с ним надо хранить в строгой тайне, в случае ссоры нужно постараться восстановить с ним добрые отношения.

Жители Злынковского района считают, что Домовой живет в каждом доме, поэтому на столе на ночь нужно оставлять для него угощения в виде всевозможных сладостей.

Он предстает в образе маленькой девочки в белом платье или как бесполое существо, покрытое шерстью, скользкой на ощупь. Считается, что Домовой появляется, когда хочет предупредить о возможных неприятностях или радостях. Своим появлением он предупреждает о гибели скота, о близкой смерти одного из хозяев дома. Упоминания о том, что представленный мифологический персонаж приходит к человеку с хорошими предсказаниями, нет. Очень часто он «шутит» над хозяевами дома - приходит ночью и пытается душить кого-то из хозяев. Может попытаться утащить человека в потусторонний мир. Главным объектом его «охоты» становятся дети и подростки. От его проказ спасают молитвы и вера в Бога.

Таким образом, приходим к выводу о том, что отношение к данному персонажу почтительное, уважительное, что благополучие семьи зависит от доброго расположения Домового.

IV. Закрепление изученного.

Учитель: Итак, мы познакомились с вами с еще одним мифологическим персонажем – Домовым. Давайте сравним представления о Домовом в общероссийской фольклорной традиции и в мифологической прозе г. Злынки и Злынковского района Брянской области. В этом нам поможет таблица, которую мы с вами рассматривали в начале урока:

Критерии

В общероссийской фольклорной традиции

В мифологической прозе г. Злынки и Злынковского района

Облик

1. Змея, петух, сорока;

2. Черная кошка;

3. Собака с длинной черной шерстью и огромными когтями;

4. Козел, корова, теленок, баран или свинья

5. Человек либо женского, либо мужского пола

1. Маленькая девочка в белом платье;

2. Бесполое существо, покрытое шерстью, скользкой на ощупь.

Место обитания

1. В печи, на печи, за печкой, под печкой, в печурке;

2. Передний или красный углы дома;

3. Чердак.

1. В печи, на печи, за печкой, под печкой, в печурке.

Характер

1. Беспокоится о целостности и сохранности семейно-родового коллектива;

2. Хранит нравственные устои семьи, не любит ссоры.

3. Он является идеальным хозяином, блюстителем порядка в доме.

1. Предупреждает о гибели скота, о близкой смерти одного из хозяев дома.

2. С хорошими предсказаниями не появляется.

3. Любит «шутит» над хозяевами дома - приходит ночью и пытается душить кого-то из хозяев.

4. Может попытаться утащить человека в потусторонний мир. Главным объектом его «охоты» становятся дети и подростки.

Когда можно наблюдать?

1. В полночь;

2. в полдень;

3. На Страстной неделе;

4. В Чистый четверг;

5. На Пасху;

6. На Рождество Христово;

7. На Новый год

1. Появляется, когда хочет предупредить о возможных неприятностях или радостях

V. Подведение итога урока.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какие черты сходства и различия в образе Домового в общерусской фольклорной традиции и в мифологической прозе г. Злынки и Злынковского района Брянской области?

Ученик: Сравнивая образ представленного мифологического персонажа в общерусской фольклорной традиции и в мифологической прозе г. Злынки и Злынковского района Брянской области, мы можем сказать, что эти образы значительно различаются. В общероссийской фольклорной традиции Домовой предстает перед нами добрым, заботливым хозяином дома. В мифологической прозе г. Злынки и Злынковского района Брянской области данный персонаж очень строгий, приносящий дурные известия и любящий зло «подшутить» над обитателями дома.

VI. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, запишем задание на дом. Вам нужно нарисовать два образа Домового. В первом нужно передать черты Домового, представленные в общероссийской фольклорной традиции, а во втором - в мифологической прозе г. Злынки и Злынковского района Брянской области


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литература в 7 классе "Культурный контекст "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина"

Меня давно привлекает идея создания культурологических комментариев к литературным произведениям. Я считаю этот методический прием актуальным, познавательно развивающим.Предложенный Вашему вниманию ма...

Методическая разработка урока по теме «Gesundes Essen» «Здоровая еда» в 5 «В» классе с использованием здоровьесберегающих принципов образовательного пространства урока. УМК «Mosaik»(«Мозаика»), автор Н.Д. Гальскова

На своих уроках для организации благоприятного климата, для более эффективного достижения практических, образовательных и развивающих целей, поддерживая мотивацию обучающихся использую элементы здоров...

Методическая разработка урока обществознания в 6 классе "Духовные богатства общества и культурное наследие"

Технологическая карта и презентация урока  обществознания в 6 классе по теме "Духовные богатства общества и культурное наследие" по учебнику "Обществознания" под редакцией А.И...

Методическая разработка урока: «Векторы в пространстве. Действия с векторами. Скалярное произведение векторов»

Методическая разработка урока обобщения и систематизации знаний  с использованием эвристического метода обучения и компьютерных технологий...

Методическая разработка урока литературы: "Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека"

Методическая разработка урока литературы: "Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека" с использованием здоровье...