МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДУХИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА: ДОМОВОЙ»
план-конспект урока по русскому языку
В ходе изучения представленного материала учащиеся знакомятся с одним из образов мифологической прозы. На основе данного материала формируется любовь к родному языку и родному краю, умение разграничивать добро и зло. Учащиеся получают навыки сбора информации, ее классификации, анализа и обобщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_duhi_kulturnogo_prostranstva_domovoy.doc | 834 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДУХИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА: ДОМОВОЙ»
Тема урока: «Духи культурного пространства: Домовой».
Вид урока: интегрированный.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: лекция с элементами беседы.
Цель урока: сформировать представление о духах культурного пространства: Домовом.
Задачи урока:
Обучающая: познакомится с духами культурного пространства: Домовым;
Развивающая: формирование навыков работы с фольклорными текстами, умения анализировать, систематизировать и обобщать;
Воспитывающая: воспитывать любовь к родному народу, его быту, традициям и укладу.
Оборудование: презентация.
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово.
III. Изучение темы урока.
IV. Закрепление изученного.
V. Подведение итога урока.
VI. Домашнее задание.
Предварительная подготовка: учитель готовит презентацию по теме «Духи культурного пространства: Домовой»
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
II. Вступительное слово.
Учитель: Ребята, послушайте стихотворение В. Донской. О ком в нем идет речь?
Один из учеников читает заранее выученное стихотворение.
Ученик: Домовой живёт за печкой,
Днём он спит, с потухшей свечкой
В тихом уголке своём,
Тёмном, тёплом и печном.
Только ночь на мягких лапках
В бархатных и звёздных складках
В дверь тихонько поскребёт,
Черной кошечкой войдет,
Домовой тотчас проснется,
Звездной кошке улыбнется,
Встав, зажжёт он свечку,
Выйдет из-за печки.
И пойдут они вдвоём
Посмотреть на спящий дом.
Кому снится страшный сон –
Прогоняют его вон!
Если кто-то заболеет
Домовой тотчас согреет
Кошка - звездочку в ладошку
И отступят понемножку!
За ночными, за делами
Устают они. И сами
Задувают свечку,
Прячутся за печку.
Учитель: Кто главный герой данного стихотворения?
Ученик: Домовой.
Учитель: Какими качествами обладает Домовой в данном стихотворении?
Ученик: В стихотворении Домовой предстает перед нами добрым, заботливым, охраняющим покой жителей дома.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами узнаем, каким видели Домового наши с вами предки.
III. Изучение темы урока.
Учитель: Домовой является домашним духом, мифологическим хозяином и покровителем дома, обеспечивающим нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие. Он считается покровителем домашнего хозяйства. На представленной картинке, вы можете посмотреть, каким люди представляли себе Домового (Приложения 1, 2).
Учитель: Я вам расскажу, каким перед нами предстает Домовой в общероссийской фольклорной традиции и в мифологической традиции г. Злынки и Злынковского района Брянской области. Мы с вами сравним эти образы, используя следующую таблицу:
Критерии | В общероссийской фольклорной традиции | В мифологической прозе г. Злынки и Злынковского района |
Облик | ||
Место обитания | ||
Характер | ||
Когда можно наблюдать? |
Учитель: Домового считают душой дома, покровителем строений и живущих в них людей. Он, чаще всего, предстает в зооморфном облике. Может уподобляться лошадям цветом своей шерсти, быть гнедым, вороным, белым или пегим.
В общероссийской традиции принято считать, что данный мифологический персонаж может принимать облик змеи, петуха, сороки, или совмещать в себе признаки птицы, змеи и огня. Также следует отметить, что этот демонологический персонаж может появляться и в образе домашних животных: черной кошки, собаки с длинной черной шерстью и огромными когтями, козла, коровы, теленка, барана или свиньи. Его образ зависит от того, какое животное было принесено в жертву или зарыто при строительстве фундамента. В более поздней общероссийской традиции Домовой предстает в виде человека либо женского, либо мужского пола. Он изображается обросшим шерстью, пухом, напоминающим шерсть какого-либо животного. Его одежда напоминает «мужицкую». В одежде этого персонажа преобладают красные, синие, желтые и черные цвета.
Местом обитания Домового является печь – семейный очаг и прилегающее к нему пространство. Он может жить в печи, на печи, за печкой, под печкой, в печурке – небольшом углублении в печной стенке под шестком (Приложение 3). Знаками локуса Домового служат углы дома, особенно передний или красный угол. Его излюбленным местом считается чердак. Но его владения не ограничиваются только избой, а распространяются и на земельный надел. Увидеть этого мифологического персонажа можно в полночь, в полдень, на Страстной неделе, в Чистый четверг, на Пасху, на Рождество Христово, на Новый год или под Крещение. Его можно наблюдать, если остаться в это время в избе одному и смотреть в зеркало.
Существует мнение, что домовых в доме столько, сколько членов семьи. Представленный демонологический персонаж беспокоится о целостности и сохранности семейно-родового коллектива, хранит нравственные устои семьи, не любит ссоры. Он является идеальным хозяином, блюстителем порядка в доме. Считается, что по ночам домовой метет двор, прибирает и чистит дом. Домовой обеспечивает плодородие полей, обилие жатвы, заботится о здоровье и плодовитости скота, сторожит хозяйский двор. Таким образом, Домовой – это некое концентрированное средоточие магической силы, способной осуществить желания хозяев, обеспечить богатство и благополучие в доме. Именно поэтому, с этим мифологическим существом необходимо дружить и ладить.
Теперь обратимся к образу Домового в мифологической прозе г. Злынки и Злынковского района Брянской области. В данном регионе на произнесение имени Домового наложено табу. Его принять называть дедушка, батюшка, хозяин, господин, кормилец. К данному персонажу относятся с уважением и почитанием. В избе нельзя сквернословить, ссорится, сорить, свистеть, так как данный демонологический персонаж может покинуть дом. Домовой не выносит пьянства и табачного дыма. Факт общения с ним надо хранить в строгой тайне, в случае ссоры нужно постараться восстановить с ним добрые отношения.
Жители Злынковского района считают, что Домовой живет в каждом доме, поэтому на столе на ночь нужно оставлять для него угощения в виде всевозможных сладостей.
Он предстает в образе маленькой девочки в белом платье или как бесполое существо, покрытое шерстью, скользкой на ощупь. Считается, что Домовой появляется, когда хочет предупредить о возможных неприятностях или радостях. Своим появлением он предупреждает о гибели скота, о близкой смерти одного из хозяев дома. Упоминания о том, что представленный мифологический персонаж приходит к человеку с хорошими предсказаниями, нет. Очень часто он «шутит» над хозяевами дома - приходит ночью и пытается душить кого-то из хозяев. Может попытаться утащить человека в потусторонний мир. Главным объектом его «охоты» становятся дети и подростки. От его проказ спасают молитвы и вера в Бога.
Таким образом, приходим к выводу о том, что отношение к данному персонажу почтительное, уважительное, что благополучие семьи зависит от доброго расположения Домового.
IV. Закрепление изученного.
Учитель: Итак, мы познакомились с вами с еще одним мифологическим персонажем – Домовым. Давайте сравним представления о Домовом в общероссийской фольклорной традиции и в мифологической прозе г. Злынки и Злынковского района Брянской области. В этом нам поможет таблица, которую мы с вами рассматривали в начале урока:
Критерии | В общероссийской фольклорной традиции | В мифологической прозе г. Злынки и Злынковского района |
Облик | 1. Змея, петух, сорока; 2. Черная кошка; 3. Собака с длинной черной шерстью и огромными когтями; 4. Козел, корова, теленок, баран или свинья 5. Человек либо женского, либо мужского пола | 1. Маленькая девочка в белом платье; 2. Бесполое существо, покрытое шерстью, скользкой на ощупь. |
Место обитания | 1. В печи, на печи, за печкой, под печкой, в печурке; 2. Передний или красный углы дома; 3. Чердак. | 1. В печи, на печи, за печкой, под печкой, в печурке. |
Характер | 1. Беспокоится о целостности и сохранности семейно-родового коллектива; 2. Хранит нравственные устои семьи, не любит ссоры. 3. Он является идеальным хозяином, блюстителем порядка в доме. | 1. Предупреждает о гибели скота, о близкой смерти одного из хозяев дома. 2. С хорошими предсказаниями не появляется. 3. Любит «шутит» над хозяевами дома - приходит ночью и пытается душить кого-то из хозяев. 4. Может попытаться утащить человека в потусторонний мир. Главным объектом его «охоты» становятся дети и подростки. |
Когда можно наблюдать? | 1. В полночь; 2. в полдень; 3. На Страстной неделе; 4. В Чистый четверг; 5. На Пасху; 6. На Рождество Христово; 7. На Новый год | 1. Появляется, когда хочет предупредить о возможных неприятностях или радостях |
V. Подведение итога урока.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какие черты сходства и различия в образе Домового в общерусской фольклорной традиции и в мифологической прозе г. Злынки и Злынковского района Брянской области?
Ученик: Сравнивая образ представленного мифологического персонажа в общерусской фольклорной традиции и в мифологической прозе г. Злынки и Злынковского района Брянской области, мы можем сказать, что эти образы значительно различаются. В общероссийской фольклорной традиции Домовой предстает перед нами добрым, заботливым хозяином дома. В мифологической прозе г. Злынки и Злынковского района Брянской области данный персонаж очень строгий, приносящий дурные известия и любящий зло «подшутить» над обитателями дома.
VI. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, запишем задание на дом. Вам нужно нарисовать два образа Домового. В первом нужно передать черты Домового, представленные в общероссийской фольклорной традиции, а во втором - в мифологической прозе г. Злынки и Злынковского района Брянской области
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Санкт-Петербурга.Тема:"Санкт-Петербург-город мировой культуры".Культурное наследие Древнего Египта в Петербурге.
Культурное наследие Древнего Египта.Нетрадиционный урок-путешествие, видео-урок....
Методическая разработка урока литература в 7 классе "Культурный контекст "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина"
Меня давно привлекает идея создания культурологических комментариев к литературным произведениям. Я считаю этот методический прием актуальным, познавательно развивающим.Предложенный Вашему вниманию ма...
Методическая разработка урока по теме «Gesundes Essen» «Здоровая еда» в 5 «В» классе с использованием здоровьесберегающих принципов образовательного пространства урока. УМК «Mosaik»(«Мозаика»), автор Н.Д. Гальскова
На своих уроках для организации благоприятного климата, для более эффективного достижения практических, образовательных и развивающих целей, поддерживая мотивацию обучающихся использую элементы здоров...
Методическая разработка урока обществознания в 6 классе "Духовные богатства общества и культурное наследие"
Технологическая карта и презентация урока обществознания в 6 классе по теме "Духовные богатства общества и культурное наследие" по учебнику "Обществознания" под редакцией А.И...
Методическая разработка урока «...главное, не падайте никогда духом» (по рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)
В разработке представлена групповая работа шестиклассников на уроке....
Методическая разработка урока: «Векторы в пространстве. Действия с векторами. Скалярное произведение векторов»
Методическая разработка урока обобщения и систематизации знаний с использованием эвристического метода обучения и компьютерных технологий...
Методическая разработка урока литературы: "Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека"
Методическая разработка урока литературы: "Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека" с использованием здоровье...