Методическая разработка урока «...главное, не падайте никогда духом» (по рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)
учебно-методический материал (6 класс)

Нанарова Оксана Александровна

В разработке представлена групповая работа шестиклассников на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема урока: «...главное, не падайте никогда духом»

(по рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)

Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока:  урок смешанного типа

Цели урока: научить анализу прозаического произведения, формировать духовные ценности через проявление милосердия.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний
Предметные результаты: применять навык анализа эпического произведения; расширить теоретико-литературные представления.
Метапредметные результаты: развивать способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), умение работать индивидуально и в команде;
Личностные результаты: воспитывать интерес к предмету; ориентациюв системе моральных норм и ценностей; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание.

Формирование УУД:

личностные:  развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
регулятивные: учить целеполаганию и планированию своей деятельности; принятию решений в проблемных ситуациях.
познавательные: проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определять основную и второстепенную информацию; строить  логические рассуждения,  обсуждать проблемные вопросы
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество; умение выражать свои мысли

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: самостоятельная познавательная деятельность учащихся; словесный; наглядно-демонстрационный; практические  методы (исследовательский, проблемно-поисковый, презентативный, рефлексивный).

Основные понятия: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, любовь , ответственность. индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение урока:  

Интерактивное оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация,  фонограмма; ручки, тетради, раздаточный материал.

Внутрипредметные связи:  Темы: «Теория литературы».

 Структура и содержание урока

Наименование структурного элемента урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Время

мин

1

Организация урока

Проверка готовности учащихся к уроку

Готовятся к уроку. Доклад дежурного

1

2

Актуализация опорных знаний  и мотивация учебной деятельности обучающихся

Предлагает ответить на вопросы и определить  цели урока, актуальность и значимость  изучения темы.

Слушают, отвечают на вопросы.

5

3

Формулирование целей занятия, объяснение хода занятия.

Помогает  сформулировать цели  и задачи урока,  сообщает о форме проведения  урока

Формулируют цели урока, записывают тему урока в тетрадь.

3

4

Подготовка к восприятию  и нового материала

Предлагает ответить на вопросы:

1.Сколько рассказчиков в этом произведении?

2.Почему автор использует такое построение?  Предлагает сделать в тетради необходимые записи.

Принимают участие в беседе, делают записи , слушают сообщение об истории создания рассказа «Чудесный доктор»

5

5

Изучение нового материала

Организует диалог через реализацию домашнего задания. Ставит задачу: определить особенности рождественноского рассказа, организует анализ-исследование текста произведения

Делают доклад о  о Рождественских традициях, отвечают на вопросы, работают с текстами, отвечают на вопросы, слушают,  делают выводы

15

5

Закрепление материала.

Предлагает аргументированно ответить на вопрос: о чем заставляет задуматься рассказ?Современен ли он? Предлагает поработать с афоризмами о добре, прокомментировать  

Отвечают на вопрос, приводят аргументы.

Работают с высказываниями известных людей о добре, комментируют

5

6

Рефлексия

Знакомит с понятием рефлексии, предлагает ответить на вопрос: насколько полезной  и увлекательной была беседа на уроке? Просит подчеркнуть  слова и фразы, характеризующие урок и  работу  на уроке      

Отвечают на вопросы

5

7

Подведение итогов урока.

Подводит итоги,  обращает внимание на достижение целей урока, оценивает  творческий подход к выполнению домашнего задания, благодарит за урок.

Дают оценку урока: оценивают полезность урока

4

8

Домашнее задание.

 Сочинение-рассуждение на одну из тем:1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова : " ... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо"?  2. Как вы понимаете слова автора о том, что в чудесном докторе было "Великое, мощное и святое"?

 Записывают домашнее задание

2

Тема: «...главное, не падайте никогда духом»

(по рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)

Оформление доски

Эпиграф: Не опускайте руки никогда!
Тьма разгоняется лучами света…
Заметна будет всюду доброта –
Тому, чьё сердце добротой согрето. 

Елена Воротникова

Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас видеть!Наш урок мы назовем «...главное, не падайте никогда духом».  Эти замечательные слова принадлежат главному герою рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор». Откройте тетради, запишите число и название нашего урока.

 А эпиграфом к  уроку станут  слова из стихотворения нашей современницы, Елены Воротниковой. Прочитайте их. Выделите ключевые слова.

 

Не опускайте руки никогда!
Тьма разгоняется лучами света…
Заметна будет всюду доброта –
Тому, чьё сердце добротой согрето. 

Елена Воротникова

 I. Мотивация

- Как тема четверостишия связана с темой нашего урока?

- О чем сегодня  на уроке мы будем говорить?

-Добро. Это слово станет ключевым на уроке. А как вы понимаете, что такое добро, доброта? Постарайтесь дать определение  (высказывания учащихся, запись в тетрадь). Добро - качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро)

  • Какие еще положительные качества человека вам известны, которые можно было бы поставить на одну ступень с  понятием «доброта»? (благо, добродушие, милосердие, отзывчивость, сострадание, человечность, душевность)
  • У.:Сегодня на уроке мы поговорим  поговорим о нравственных ценностях, которые необходимы каждому из нас- это милосердие и сострадание, сочувствие и доброта.

- Но что же обозначают все эти слова и в чем их различие? Давайте обратимся к словарю. (Слова «милосердие», «сочувствие», «сострадание», записанные  на доске,  постепенно открываются)  

Милосердие  - заботливое отношение к другому человеку.

Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – это внешнее выражение деятельной внутренней любви к ближнему.

У.: Обратите внимание  на словосочетание «деятельной любви».  Поясните значение (ответы детей)

У.: Я  нашла еще одно определение понятию «состарадание». «Сострадание — это искусство  уменьшения боли».

II. Формулирование темы и целей урока. 

- Что мы должны узнать, чему научиться и что понять на нашем уроке? (рассмотреть, как показаны в рассказе понятия доброты и милосердия; найти проблему в тексте, проанализировать рассказ, охарактеризовать главных героев, учиться доброму отношению к людям и т.п.)

- Вот мы и поставили цели и задачи нашего урока.

- Работать будем по группам.

 - Какой эпитет внесен в название рассказа? Как вы понимаете значение слова чудесный?(удивительный, волшебный, необыкновенный, замечательный, великолепный)

- Познакомимся со словарным определением этого слова:

Чудесный – 1) Являющийся чудом, совершенно небывалый, необычный. Чудесное спасение. 2) Чудный, очень хороший. 

- Сегодня мы с вами  должны найти ответ на  важные вопросы:

Почему рассказ называется «Чудесный доктор»?

О каком чуде идёт речь в рассказе? (Проблемный вопрос)

III. Подготовка к восприятию нового материала.

- Композиция  рассказа необычна.

- Сколько рассказчиков в этом произведении? (Два: тот, с кем произошла эта история – Григорий Емельянович Мерцалов и автор, передающий услышанное от другого.)

Такая форма построения текста (композиция) называется “рассказ в рассказе”. 

  • Почему автор автор использует такое построение? (Чтобы убедить читателя в правдивости, реальности происходящего)

2. Сообщение ученика об истории создания рассказа «Чудесный доктор».

        В 1897 году Александр Иванович Куприн создал рассказ “Чудесный доктор”, в котором затронул общечеловеческие проблемы гуманного отношения к человеку. Произведение  было написано на основании реальной истории, которую Куприн услышал от одного преуспевающего банкира. Главным героем рассказа оказывается замечательный русский врач Николай Пирогов, который по сюжету помогает  семье Мерцаловых. По воспоминаниям современников ученого Пирогова,  его повседневная  жизнь состояла из таких  добрых дел. Ученый, врач Пирогов был  очень добрым и отзывчивым человеком. В течение жизни Николай Пирогов сделал множество важных изобретений. В частности, именно он придумал гипсовую повязку. В качестве полевого хирурга он побывал на четырёх войнах, где спас не одну тысячу жизней. Малоизвестный факт: Николай Пирогов писал замечательные стихи, и вообще был талантливым поэтом. Если посчитать время действия рассказа - примерно 1870 год, то знаменитому хирургу в то время было около 60 лет.

IV. Изучение нового материала

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

- Кому из героев в рассказе Александра Ивановича Куприна свойственны  замечательные  качества, о которых мы говорили выше? Ответ поясните (ответы детей).

- Вы определили, что чудесный - значит удивительный, волшебный,   необыкновенный, замечательный, великолепный. А какое значение имеет слово «чудо»? ( исполнение желаний)

- С каким православным праздником он связан?(ответы учащихся)

- В какие чудеса хочется верить? Чего ожидаете?( я надеюсь на подарки , которые мне подарят и с нетерпением жду их).

3.  Сообщение ученика о Рождественских традициях.

-События рассказа происходят в рождественский сочельник, накануне Рождества.

«Чудесный доктор» относится к святочным рассказам. Рождественский или Святочный рассказ- один из самых сложных, но в то же время один из самых «русских жанров в нашей литературе. Главная идея святочного рассказа- возрождение доброты и милосердия в людях.

Работа в тетрадях. Особенности рождественского рассказа:

1) приуроченность к Рождеству;

2) главный герой - ребенок;

3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;

4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;

5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.

- Какие особенности вы отметили в рассказе «Чудесный доктор»?

  • Как в рассказе Куприн показывает приближение праздника?

Анализ-исследование  

-  Обратимся к тексту и вспомним, с какими героями автор знакомит нас в самом начале произведения.

Работа по  группам.

1 группа. Тема «Противоречивый мир» в рассказе А.И. Куприна Чудесный доктор»

Задание:   Докажите, что в начале рассказа существует противоречие между жизнью семьи Мерцаловых и окружающим» миром.

Для этого проанализируйте следующие эпизоды: «У витрины магазина»,  «Подземелье  Мерцаловых», «История с письмом» и постарайтесь ответить на вопросы:

  1. Могут ли Гриша и Володя надеяться на  подарки в эти праздничные дни?
  2. Что мы узнали о семье мальчиков из описания  их жилища?  
  3. Как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?
  4.  Какую роль играет эпизод с письмом в раскрытии главной мысли произведения?
  5.  С помощью каких имен прилагательных автору удается передать проиворечие окружающего мира? Какой прием использует автор?

Вывод: Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных, а на фоне благополучия одних виднее бедность других. Это называется приемом контраста, т.е. противопоставления (антитеза). Используя прием антитезы, Куприн показывает нам мир богатых, сытых и равнодушных людей, и на их фоне виднее бедность таких людей, как Мерцаловы.

- Что случилось с семьей Мерцаловых? Зачитайте. (В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем  настойчиво и безжалостносыпались на Мерцалова и его семью. Сначала он сам заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбережения. Потом, когда он поправился, он узнал, что его место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим.... Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой, за перепиской, за ничтожным местом, залог и перезалог вещей, продажа всякого хозяйственного тряпья. А тут еще пошли болеть дети. Три месяца тому назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания).

- Может ли такое произойти в наши дни? (Да, и сегодня немало семей, которые находятся в таком же положении, как и семья Мерцаловых).


2 Группа. Тема «Не падайте никогда духом»
Задание:   докажите, что в словах доктора Пирогова «...главное не падайте духом никогда»    заключена  великая мудрость жизни.

Для этого проанализируйте следующие эпизоды: «Возвращение Мерцалова домой», «Описание городского сада», «Встреча в саду» и постарайтесь ответить на вопросы:

  1. Как Куприн передает психологическое  состояние главы семейства по возвращении  домой и когда он вышел на улицу? 
  2.  Сравните портретную характеристику незнакомца с описаниями внешности   Мерцалова?
  3. Зачем писатель  подробно описывает городской сад?
  4. Как отнесся Мерцалов к незнакомцу?
  5. Что заставило героя открыть свою душу незнакомому человеку?
  6. Прокомментируйте общую мысль, выраженную в словах доктора Пирогова «...главное не падайте духом никогда» и  высказывании  бельгийской писательницы Амели Нотомб «Не опускай руки, ибо рискуешь сделать это за минуту до того, как произойдет чудо».

Вывод: слова доктора Пирогова «...главное не падайте духом никогда» звучат как девиз  в этом произведении.

- Скажите, ребята, какое чудо произошло в семье Мерцаловых после встречи с доктором?  (в критическую минуту врач спасёт больного ребёнка и всё семейство. Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова не позволяют доктору проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной "другой" жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи. В жилище Мерцаловых вернулась жизнь: топилась печь, раздували самовар, появилась еда. чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей. И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло).

3 группа.
Тема: «Цветовая   гамма   рассказа А, И. Куприна «Чудесный доктор»
Задачи: 1. Рассмотрите пейзажи, портреты героев в тексте.  Создайте иллюстрацию, которая позволит выразить  основную мысль  рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор». 2. Подберите цветовую гамму и объясните, какие черты характера  героев вы подчеркнули.

        V. Закрепление материала.

-О чем заставляет задуматься рассказ? Современен ли он? 
(Вывод:
1. Рассказ Куприна учит вере в добро,  учит состраданию и милосердию. Помогай ближнему, делись с ним, чем можешь и не жди благодарности. 2. В рассказе писатель открывает удивительную душу и золотое сердце великолепного человека).

- Рассказ достоверен - это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.

- Перед Вами листочки,  на которых записаны высказывания  известных людей о добре. Прочитайте  и скажите, какое из них вы бы взяли эпиграфом к сегодняшнему уроку. Свой выбор поясните.

                                Афоризмы о добре

  1. Великие люди способны на великую доброту. (Сервантес, испанский писатель)
  2. Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни (Л. Н. Толстой, русский писатель) .
  3. Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли (Вальтер  Скотт,английский писатель).
  4. Лучшая порция жизни доброго человека -  это его маленькие, безымянные, не запоминаемые акты доброты и любви (Уильям Вордсворт, английский поэт ).
  5. Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя (Конфуций (Кун-цзы),древний мыслитель и философ Китая).
  6. Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен. (Ветхий Завет. Притчи Соломона. )

        *Соломон - третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского         царства.

  1. Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. (Федор Михайлович Достоевский, русский писатель).

- Автор рассказа «Чудесный доктор»  однажды сказал важные слова: «Каждый человек может быть добрым, сострадательным и красивым душой». К этому надо стремиться, и тогда жизнь станет светлее.

VI. Этап рефлексии:

«Для меня сегодняшний урок…»

Подчеркните  слова и фразы, характеризующие урок и Вашу работу  на уроке.

Интересно

Скучно

Безразлично

Работал(а)

Отдыхал(а)

Помогал(а) другим

Понял(а) материал

Узнал(а) больше, чем знал(а)

Не понял(а)

Мое настроение (напишите) _____________________________________________________

VII. Подведение итогов, выставление оценок за урок.

VIII.Творческое домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем:1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова : " ... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо"?  2. Как вы понимаете слова автора о том, что в чудесном докторе было "Великое, мощное и святое"?

- И закончить урок я хочу словами: «Если станет больно, тяжело, помните — не вечны эти муки! Что бы в жизни ни произошло, главное — не опускайте руки!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«...главное, не падайте никогда духом» (по рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)

Слайд 2

Не опускайте руки никогда! Тьма разгоняется лучами света… Заметна будет всюду доброта – Тому, чьё сердце добротой согрето . Елена Воротникова

Слайд 3

Пирогов Николай Иванович 1810—1881 врач, профессор, основоположник военно-полевой хирургии

Слайд 4

Живые Рождественские традиции В России православная церковь использует юлианский календарь, и поэтому Рождество Христово празднуют в ночь с 6 на 7 января . Вечер перед Рождество называется рождественским Сочельником, начинается одновременно с восходом первой звезды и знаменует окончание Рождественского поста.

Слайд 5

В этот день до первой звезды есть запрещено. Звезда, которая восходит первой, символизирует Вифлеемскую. Именно она возвестила миру о рождении Спасителя, и она же вела волхвов на поклонение Христу.

Слайд 6

Наши предки были уверены: стрелки прошли по кругу и начинают новый отсчет, а значит, можно оставить в прошлом все старое, тяжелое и ненужное, чтобы войти в новый период жизни, «перезагрузиться» и родиться заново. Потому-то многие рождественские обряды и традиции демонстрируют идеи умирания, рождения и обновления.

Слайд 7

Рождественские приметы Снегопад - хороший признак в Сочельник, который обещал каждому дому процветание, урожай и достаток. Если в ночь перед Рождеством ударит мороз – семья проживет год дружно, в любви и согласии

Слайд 8

Особенности рождественского рассказа приуроченность к Рождеству; главный герой - ребенок; движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу; обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза; назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.

Слайд 9

Работа по группам 1 группа Тема «Противоречивый мир» в рассказе А.И. Куприна Чудесный доктор» 2 Группа Тема «Великая мудрость жизни» 3 группа Тема «Цветовая гамма рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор»

Слайд 11

Чудо Доктор Пирогов Пища Помощь словом Сюрприз Лекарство Поддержка

Слайд 13

Cочинение-рассуждение 1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова : " ... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо "? 2. Как вы понимаете слова автора о том, что в чудесном докторе было "Великое, мощное и святое" ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.И Куприна "Чудесный доктор"

Презентация содержит понятие "рождественский рассказ", словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание....

Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"

предлагается два урока в 6 классе по данному рассказу...

"... главное - не падайте никогда духом" (урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор")

Тема урока:«… главное – не падайте никогда духом» (урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»).Цели урока:образовательная– познакомиться с жанром святочного рассказа, проследить его основные...

Методическая разработка "Конспект урока по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"

Урок по рассказу Александра Ивановича Куприна«… главное – не падайте никогда духом» посвящён Году Благополучного детства и укрепления семейных ценностей....

Презентация к методической разработке урока по литературе в 6 классе по теме "А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ"

Данная презентация содержит сопроводительный материал, а также интерактивные упражнения....

Урок литературы в 6 классе на тему "Рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор". Понятие о рождественском рассказе".

Форма проведения: урок-размышление.Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).Задачи:* о...