Урок литературы в 6 классе на тему "Рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор". Понятие о рождественском рассказе".
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Тишкина Мария Андреевна

Форма проведения: урок-размышление.

Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).

Задачи:

* образовательные: развить навык смыслового чтения (извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация); обучение анализу содержания и некоторых художественных особенностей текста;

* развивающие: развивать навык самостоятельно оценивать поступки героев; определять авторское отношение к героям и событиям рассказа; понимать авторский замысел;

* воспитательные: организовать духовное общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества; формировать системы их духовно-нравственных ценностей; расширить социальный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura._6_klass._konspekt.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

Тема «Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Понятие о рождественском рассказе»

Форма проведения: урок-размышление.

Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).

Задачи:

* образовательные: развить навык смыслового чтения (извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация); обучение анализу содержания и некоторых художественных особенностей текста;

* развивающие: развивать навык самостоятельно оценивать поступки героев; определять авторское отношение к героям и событиям рассказа; понимать авторский замысел;

* воспитательные: организовать духовное общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества; формировать системы их духовно-нравственных ценностей; расширить социальный опыт.

Планируемые результаты:

* предметные: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст, выявлять конфликт в произведении; определять отношение автора к изображаемым событиям, поступкам героев; рассказывать о своём восприятии произведения.

* метапредметные:

регулятивные УУД:

- целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.

познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.

коммуникативные УДД:

умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.

* личностные: ценностно-смысловая ориентация; соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.

Методы: беседа, комментированное чтение, работа с текстом, работа в группах.

Ресурсы урока: портрет А.И. Куприна, карточки с вопросами для каждой группы, учебник под ред. В. Я. Коровиной, напечатанные темы сочинений (для выполнения домашнего задания), рабочая тетрадь по литературе.

                                                 Ход урока

           Организационный момент (приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку)

  1. Мотивационно-установочный этап

Добро должно быть деятельным. (Эпиграф к уроку)

            Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас с вами урок размышления, раздумья над такими вопросами, которые решает для себя каждый человек.

Что такое добро? Почему про одного человека мы говорим, что он добрый, а про другого этого сказать не можем?

Ответить на эти вопросы помогают книги. Есть такие книги, мимо которых нельзя пройти. Они должны стать нашими друзьями. Прежде, чем я назову произведение писателя, давайте поразмышляем: что такое добро?

(Ответы учащихся: это добрые дела, внимание к окружающим.)

 Добро- все положительное, хорошее, полезное.

- Что же такое деятельное добро?

(Добро, которое приносит пользу, касается своими лучами других людей.)

-Этот же вопрос волновал и А. Куприна, известного русского писателя. Анализируя произведение Куприна «Чудесный доктор», мы и попытаемся ответить на эти вопросы. 

  1. Организационно-деятельностный этап

Беседа по содержанию прочитанного.

Работа в группах (класс делится на 4 группы, каждой группе приготовлена карточка с вопросами, ответы подтверждаются цитатами из текста).

1 группа: Гриша и Володя.  

  1. В какое время года происходят события рассказа?

(Рождество, в окнах видна елка, праздничное оживление толпы. * Дать ребятам объяснение понятия «рождественский рассказ». Записать определение в рабочую тетрадь. (Рождественский рассказ – это малый эпический жанр, в котором повествуется о чуде, совершаемом накануне Рождества; оно случается с простыми людьми в их земной, обыкновенной жизни.)

  1. Чем главных героев привлекла витрина гастрономического магазина?

(На ней изобилие    разнообразных продуктов, такая витрина для них - диковина, окно в другую жизнь.)

  1. Что вы можете сказать о возрасте, портретах мальчиков?

(Старшему, Грише, было 10 лет, младшему ещё меньше, они были голодны, на них пальто, переделанное из старого ватного халатика)

  1. Могут ли мальчики надеяться на подарки на новый год?

(Нет, не могут, понять это помогает описание печального места, где они живут).

  1. группа: Семья    Мерцаловых.  
  1. Где и с кем живут дети? Найдите детали интерьера.
  2. С какой целью дети оказались у дома богатого человека?
  3. Прочитайте по ролям эпизод «разговор со швейцаром».
  4. Мог ли швейцар отдать письмо по назначению? Почему он этого не сделал?

(ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ)

Упражнение для разминки всего тела

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Гимнастика для глаз

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.  (Повторить 3 - 4 раза.)

  1. группа: Чудесная встреча.  
  1. Зачем автор ведет Мерцалова в сад?
  2. Какое желание посетило Мерцалова? Почему?
  3. Что останавливает его?
  4. Почему этому человеку доверился Мерцалов?
  1. группа: Чудесный доктор.
  1. Что произошло после разговора в парке?
  2. Запомнили ли вы фамилию незнакомца? Что вы знаете об этом человеке?
  3. Кто же такой этот незнакомец? Как он помог семейству Мерцаловых?

(Это был хирург Н.И. Пирогов. Он способствовал организации   движения сестер милосердия в России в период военных действий в Крыму в 1853-56 годах. Позднее это движение стало называться Общество Красного Креста.)

                            3.Контрольно-регулировочный этап

       - Прочитайте, как Куприн заканчивает рассказ. Какие слова передают благодарность доктору? («ангел снизошёл», «чудо совершил этот святой человек»)    

       - Угасло ли то великое, мощное, «святое», что жило в этом человеке, угасло ли невозвратимо? (Нет. Гриша тоже стал милосердным.)
      - А почему он таким стал? Обратимся к эпиграфу урока.

Добро должно быть деятельным. (Эпиграф к уроку – как вывод).

                   4.Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов урока. Вывод.

 Чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать «обыкновенным чудом», естественным для каждого совестливого человека- главная мысль автора.

Главное - никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам.  

(Учащиеся оценивают свою работу на уроке.)

             Домашнее задание: устное сочинение. (Темы: 1. «Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету доктора Пирогова: «…главное – не падайте духом»? 2. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”? 3. В какие чудеса следует верить людям?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского

В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...

Презентация к уроку литературы 6 класс "А. И. Куприн "Чудесный доктор" "

Презентация к уроку литературы 6 класс "А. И. Куприн "Чудесный доктор" "...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...