Деловая игра для учителей: "Личностно-ориентированный подход в обучении".
рабочая программа по психологии по теме

Козлова Ирина Сергеевна

На педсовете темой, которого был "Личностно- ориентированный подход в обучении и воспитании: теория и практика", было решено провести деловую игру. Преодолев смущение вначале, учителя с удовольствием делились "горьким" опытом и находками из своей практики. Вашему вниманию представлен сценарий деловой игры и полученные результаты, сведенные в таблицу в виде "шпаргалки для учителя", которую вы можете использовать в своей работе. Также опубликован тест И.М.Юсупова "диагностика поликоммуникативной эмпатии" с инструкцией и ключами для тестирования учителей и самодиагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет.

Тема «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании: теория и практика».

Деловая игра.

 Педагог-психолог МОУ СОШ№1 г.Фрязино  Козлова Ирина Сергеевна.

«Учителю следует начинать с элементарного,

но вместе с тем и с наитруднейшего –

с формирования способности ощущать

душевное состояние другого человека…

Глухой к другим людям останется глухим

и к самому себе: ему будет недоступно

самое главное в самовоспитании –

эмоциональная оценка собственных поступков».

В.А. Сухомлинский.

Деловая игра используется в отечественной психолого-педагогической практике на протяжении последних ста лет. Ее суть заключается в том, что активизируется мышление участников, их самостоятельность и творчество.

Цель: создание условий для формирования у педагогов ответственной позиции, связанной с необходимостью индивидуального психологического подхода к учащимся.

Задачи:

создание атмосферы поиска и непринужденности;

максимальная приближенность к реальному профессиональному опыту;

выявление возможных вариантов решения указанных проблем;

формирование навыков экспресс- диагностики тревожности и агрессивности учащихся.

Этапы:

Вступительное слово психолога, постановка задачи, знакомство с условиями и правилами игры;

Составление малых групп от 5 до 10 человек, перед каждой из которых ставится своя задача:

А) Выбор поведенческих признаков данного явления (тревожность, агрессивность) –

2 группы;

Б) Составление списка возможных причин возникновения у учащихся данного явления – 2 группы;

В) Составление списка возможных путей психолого-педагогической коррекции данных явлений и поддержки учащихся на основе личного опыта.

Обмен опытом, обсуждение, дискуссия.

Разыгрывание сценок, в которых «ученики» демонстрируют соответствующие признаки в поведении, а «учителя» - методические приемы работы в конкретных ситуациях.

Тест Юсупова по исследованию эмпатии педагогов.

Подведение итогов игры, сведение результатов работы педагогов в таблицу (приведена ниже).

Деловая игра может протекать в режиме дискуссии в двух формах:

Круглый стол;

Техника аквариума.

Итог работы:

актуализация и обмен личного опыта педагогов,

 переоценка имеющегося опыта,

 сохранение энтузиазма работы и преимущество личностно-ориентированного подхода в обучении.

Процесс деловой игры и  результат обсуждения выводятся на интерактивной доске.

Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М.Юсупов)

Назначение теста.

Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к : родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям.

 В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов:

 • «не знаю»- (0)

 • «никогда или нет»- (1)

 • «иногда»- (2)

 • «часто»- (3)

 • «почти всегда»- (4)

 • «всегда или да»- (5).

 Каждому варианту ответа соответствует числовое значение, указанное в скобках.

Варианты ответов размещаются на интерактивной доске.

Инструкция к тесту:

 Предлагаем оценить несколько утверждений. Долго раздумывать не следует - достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прослушав утверждение, в соответствии с его номером отметьте в ответном листе ваше мнение под одной из шести градаций: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя.

 Если в процессе работы педагога  возникнут вопросы, то психолог  должен дать разъяснения так, чтобы испытуемый не оказался сориентированным на тот или иной ответ.

Также необходимо учесть, что диагностика групповая, среди коллег-учителей, поэтому психолог должен быть максимально доброжелателен и корректен. Диагностика проводится добровольно, результат выводит каждый учитель относительно себя сам, опираясь на разъяснения психолога.

Обработка и интерпретация результатов теста.

Следует начинать с определения достоверности данных. Для этого необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника:

 •    «не знаю»: 2, 4, 16, 18, 33;

 •    «всегда или да»: 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23.

 Кроме того, следует выявить:

 •    сколько раз ответ типа «всегда» или «да» получен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36;

 •    сколько раз ответ типа «всегда» или «да» получен для одного из утверждений, а ответ типа «никогда» или «нет» для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28.

 После этого суммируются результаты отдельных подсчетов. Если общая сумма 5 или более, то результат исследования недостоверен; при сумме, равной 4, результат сомнителен; если же сумма не более 3, результат исследования может быть признан достоверным.

 При недостоверных и сомнительных результатах целесообразно, если это возможно, выяснить причины отношения испытуемого к исследованию. Следует иметь в виду, что помимо нежелания обследоваться или стремления преднамеренно давать противоречивые, неискренние ответы, недостоверные результаты могут быть обусловлены, например, нарушением некоторых психических функций, их развития, а также социальным инфантилизмом.

 При достоверных результатах исследования дальнейшая обработка данных направлена на получение количественных показателей эмпатии и ее уровня. Единая метрическая униполярная шкала интервалов позволяет, пользуясь ключом-дешифратором, получить характеристику эмпатии на основании данных, которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристику отдельных составляющих эмпатии.

Тест.

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

 2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

 3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

 4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».

 5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

 6. Больному человеку можно помочь даже словом.

 7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.

 8. Старые люди, как правило, обижаются без причин.

 9. Когда в детстве я слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

 10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

 11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

 12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

 13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.

 14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

 15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

 16. Родители относятся к своим детям справедливо.

 17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

 18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

 19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

 20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

 21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

 22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

 23. Все люди необоснованно озлоблены.

 24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

 25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

 26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

 27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

 28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

 29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

 30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

 31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

 32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

 33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

 34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

 35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

 36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Ключ к тесту:  

Номер                             Шкала                                           Номер утверждения

                проявление эмпатии к:    

 I              Родителям                                                    10, 13, 16

 II            Животным                                                     19, 22, 26

 III           Пожилым людям                                          2, 5, 8

 IV          Детям                                                              25, 29, 32

 V            Героям художественных произведений     9, 12, 15

 VI          Незнакомым или малознакомым людям     21, 24, 27

 С помощью таблицы на основании полученных балльных оценок диагностируется уровень эмпатии по каждой из составляющих и в целом.

Уровень                  Количество баллов

                                 по шкалам    в целом

 Очень высокий     15                    82-90

 Высокий                13-14              63-81

 Средний                 5-12               37-62

 Низкий                   2-4                 12-36

 Очень низкий        0-1                 5-11

Ниже дана итоговая сводная таблица результатов игры, которую можно использовать как раздаточный материал для личного пользования– шпаргалка учителя -, а также для информационного стенда в учительской.

 

Учитель и дети «группы риска»

Признаки явления

Причины возникновения явления

Возможные пути педагогического воздействия

ТРЕВОЖНОСТЬ

1.физиологические:

испарина,ступор,покраснение

непроизвольное мочеиспускание

«медвежья» болезнь


2. двигательные:

грызет ногти, теребит одежду или волосы, трет глаза, ерзает, повышается общая двигательная активность


3. речевые:

заикание, сбивчивая, особо громкая или тихая речь, слова – «паразиты», переспрашивания


4. другие:

немотивированные прогулы, боязнь выйти к доске

«закрытая»поза

1.тип нервной системы - эмоциональная неустойчивость

2. негативный опыт общения с педагогом

3. оценочная зависимость

4.индивидуальные особенности памяти, речи, мышления – «неуспевающие» дети

5.плохая подготовка к уроку

6.проблемные семейные отношения- перенос, стереотип реагирования на одного из родителей (агрессивного, доминирующего, имеющего высокий уровень притязаний)

7.частые пропуски из – за болезни

8. проблемные отношения с одноклассниками (изгой)

9. страх самовыражения (особо повышается в 12 – 14 лет)

10. неврозы детей и др. заболевания

1.поддержание благоприятного эмоционального фона:

не повышать голос, напомнить  о прошлых успехах,

поддержать и одобрить спокойным голосом,

попросить повторить сказанное еще раз медленно, создавая таким образом у ребенка впечатление успешного ответа (повторить сказанное не страшно, тревожность при этом будет спадать)

2.письменный опрос

3.обсуждение проблемы с родителями ребенка и психологом

АГРЕССИВНОСТЬ

1.Крик, Грубость

2.Нарушение дисциплины

3.Привлечение внимания разговорами

4.Игнорирование учителя

5.Оскорбление, унижение других детей

6.Неадекватно эмоциональное реагирование на замечания учителя

7.Разбрасывание предметов

9.Хлопание дверьми

10.Частые драки

11.Истерический смех

1.копирование поведения членов семьи

2.дефицит внимания и любви в семье

3. защитная реакция из-за реальных или мнимых «интервенций» педагога

4. интеллектуальные или психоэмоциональные перегрузки

5. проблемы психического здоровья

6. нарушенное взаимодействие с педагогом

7. пубертатный период

1.переключение внимания

( смена вида деятельности, места)

2.демонстрация модели неагрессивного реагирования

3.игнорирование

демонстративного поведения

4. акцент на поступок, а не на личность учащегося

5. отсроченное обсуждение проступков

6. привлечение к совместной деятельности

7.помощь родителей и психолога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар «Деловая игра как метод активного обучения школьников»

В различного рода профессиональных конкурсах учителей и других работников системы образования одним из испытаний является проведение методического семинара за ограниченный промежуток времени (15-20 ми...

Методическая разработка деловый игры по теме "Клетка - элементарная единица живого" с использованием активных методов обучения

В методической разработке по теме "Клетка - элементарная единица живого" приведены 2 варианта деловых игр с использованием активных методов обучения - дискуссий, упражнений-энергизаторов, коопера...

Методическая разработка учителя: "Личностно-ориентированный подход в деятельности учителя иностранного языка"

Материал представлен в виде презентации.Может быть использован при подготовке выступлений по проблемам обучения в школе и на уроках. Содержит вопросы педагогики и психологии....

«Деловые игры на уроках обществознания – обучение через перевоплощение»

Какая практическая польза для ребенка от участия в деловых играх?Во-первых, это конечно же профориентация. Участие в разных играх помогает сориентироваться в мире современных професий и сделать более ...

Деловая игра "Структура и содержание урока в контексте системно – деятельностного подхода к организации обучения в рамках ФГОС"

Деловая игра "Структура и содержание урока  в контексте системно – деятельностного   подхода к организации  обучения в рамках ФГОС"...

Деловая игра в рамках системно-деятельностного подхода "Богатыри земли русской"

Деловая игра в рамках системно - деятельностного подхода.Урок художественно-эстетической направленности. Ушакова Валентина Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ «Турунтаевская СКРОШИ&r...