Главные вкладки

    ОБУЧАЮЩИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: "КОНФЛИКТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ"
    методическая разработка по психологии по теме

    Козлова Ирина Сергеевна

    Тренинг направлен на знакомство с основными стратегиями поведения в конфликтах и наиболее эффективными способами их разрешения. Учителя в игровой безопасной обстановке смогут исследовать и проанализировать собственное поведение в конфликтных ситуациях, возникающих в процессе взаимодействия с коллегами, родителями, учащимися, администрацией, да и просто в личной жизни, а затем отработать навыки эффективного разрешения конфликтов. Сценарий тренинга можно использовать  в работе с учащимися, а также включить в родительский обучающий семинар.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obuchayushchiy_trening_dlya_uchiteley.doc100 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучающий тренинг для педагогов: «Конфликты в нашей жизни»

    Цели:

    знакомство со стратегиями поведения в конфликте

    исследование специфики собственного поведения в конфликте

    знакомство с эффективными способами разрешения конфликтов

    отработка навыков эффективного  разрешения конфликтов

    Необходимые материалы:

    Тест К.Томаса

    Бланки заполнения теста

    Листы, ручки

    Листовка алгоритма решения конфликта для раздачи

    Правила. Знакомство с правилами поведения на тренинге.

    Разминка. Упражнения на динамику, снятие эмоциональных зажимов, создание сплоченности «Самый, самый..»

    Инструкция: «Постройтесь по росту, по длине стопы, по красоте, по уму…»

    Введение в тему тренинга. Упражнение «Датский бокс»

    В древности Данию населяли племена варваров. Мужчины были очень агрессивны и часто устраивали кровавые бои. Однажды мудрец, обеспокоенный тем, что мужское население может истребить друг друга, предложил им бескровный способ разрешения конфликтов. Этот способ получил название «Датский бокс».

    Все делятся на пары, протягивают руки как для рукопожатия, смыкают пальцы в замок, ладони участники прижимают друг к другу. Большие пальцы направлены вверх. Необходимо поймать большой палей противника и прижать его к замку ладоней.

     Задача – как можно больше раз  в течение 2

    Минут поймать и прижать большой палец противника. Следить за стратегией поведения противника. Отметить результат на бланке теста.

    Смысловое поле конфликта.

    На доске в центре  слово «конфликт». Участники, разбившись на группы 2-3 человека, обсуждают и выбирают 3 близких и 3 далеких по смыслу понятия из списка терминов. Зачитывают, а ведущий фиксирует это на доске.

    Ссора                                     дискуссия                   противоречие

    Упрямство                            конфронтация            агрессия

    Противостояние                  подавление                 насилие

    Война                                   выяснение                   спор

    Непонимание                      давление                     возможность

    Оскорбление                        перемены                   потеря

    Развитие                               драка                           отношений

    Унижение                             выгода                        энергия

    Победа                                  общение                     власть

    Обсуждение. Какие понятия ближе к «Конфликту»?

    Чем обусловлено, что К. чаще воспринимается как отрицательное, плохое?

    КОНФЛИКТ – столкновение 2 или более сторон по поводу реального или воображаемого ущемления интересов.

    Упражнение: «2 конфликта из жизни учителя»

    Участники делятся на 3 группы по 5 человек и на отдельном листе пишут ситуации между учителями, учителем и руководством, учителем и родителем или учеником. На другом листе свой способ конструктивного разрешения этой ситуации. Группы обмениваются листами.

    Через 10-15 минут обсуждение.

    Итак, мы подошли с вами к понятиям стратегии поведения в конфликте. Их пять. Тест Томаса поможет определить нам какие именно стратегии мы применяем чаще всего.

    Ведущий проводит диагностику, используя бланки, результаты участники получают самостоятельно, заслушивая объяснения ведущего и просматривая схему.

    Стиль уклонение, уход – «черепашка»

    Свои интересы- «-»

    Чужие интересы- «-»

    Отношения не изменяются, временно

    Цель- уйти от столкновения

    «+» - безопасность

    «- »  - конфликт может возникнуть вновь, т.к. он не решается

    Стиль уступка, приспособление –«медвежонок»

    Свои интересы- «-»

    Чужие интересы- «+»

    Отношения приоритетны

    Цель- улучшить и/или сохранить отношения

    «+» - сохранение отношений

    «-» - нет справедливого разрешения, падает самооценка, накапливается внутренняя агрессия, обида, уныние

    Стиль компромисс – «лиса»

    Свои интересы- частично

    Чужие интересы- частично

    Отношения сохраняются

    Цель- положительное развитие отношений

    «+» - уйти от столкновения быстро

    « -» - неполная удовлетворенность людей

    Стиль конкуренция, давление – «акула»

    Свои интересы- «+»

    Чужие интересы- «-»

    Отношения разрушаются

    Цель- отстоять только свои интересы

    «+» - не копятся отрицательные эмоции, берет ответственность на себя

    «-»- конфликтная личность, несправедивость, использование власти, связей, угроз, авторитета, закона в личных целях

    Стиль сотрудничества – «сова»

    Свои интересы- «+»

    Чужие интересы- «+»

    Отношения не изменяются, временно

    Цель-  положительное развитие отношений

    Требует временных и эмоциональных затрат

    «Датский бокс» Обсуждение.

    Задача - как можно больше раз  в течение 2 минут поймать и прижать большой палец противника, т.е. соревнование?

    Резюме. Используя стиль «совы», мы могли бы за 2 минуты, по очереди прижимая пальцы друг друга, получить максимальный результат 120*120.

    Кодекс или алгоритм решения конфликта. Раздать заготовки, обсудить.

    Используя алгоритм, проанализировать ситуацию из упражнения «2 конфликта» и разработать план педагогического воздействия.

    ПАУЗА. Оценка ситуации и собственных эмоций.

    ПОЧЕМУ. Анализ мотивов и поступков соперника.

    ЧТО. Что я хочу получить в результате своего воздействия. Воздействия  не против  личности, а против поступка.

    КАК. Как достичь результата. Продумать варианты, способы и средства воздействия. Выбор за соперником.

    ДЕЙСТВИЯ.

    АНАЛИЗ воздействия, оценка эффективности воздействия.

    Обсуждение. Группа, зачитывая  предложенную ситуацию, рассказывает о своем решении-способе разрешения конфликта. Группа, предложившая данную ситуацию, поясняет свое решение.

    «Театр» - разбившись по ролям проиграть ситуацию.

    Под занавес - ? Всегда ли конфликт в педагогической ситуации – это нечто негативное? Почему?

    Ритуал прощания. «Спасибо за опыт и встречу »

    Подобный сценарий можно взять за основу и проводить тренинг, обучающий семинар и др. с родителями или учащимися, меняя ситуации конфликта .  

    Ниже даны раздаточные материалы.

    Кодекс или алгоритм решения конфликта.

    ПАУЗА. Оценка ситуации и собственных эмоций.

    ПОЧЕМУ. Анализ мотивов и поступков соперника.

    ЧТО. Что я хочу получить в результате своего воздействия. Воздействия  не против  личности, а против поступка.

    КАК. Как достичь результата. Продумать варианты, способы и средства воздействия. Выбор за соперником.

    ДЕЙСТВИЯ.

    АНАЛИЗ воздействия, оценка эффективности воздействия.

    Кодекс или алгоритм решения конфликта.

    ПАУЗА. Оценка ситуации и собственных эмоций.

    ПОЧЕМУ. Анализ мотивов и поступков соперника.

    ЧТО. Что я хочу получить в результате своего воздействия. Воздействия  не против  личности, а против поступка.

    КАК. Как достичь результата. Продумать варианты, способы и средства воздействия. Выбор за соперником.

    ДЕЙСТВИЯ.

    АНАЛИЗ воздействия, оценка эффективности воздействия.

    Кодекс или алгоритм решения конфликта.

    ПАУЗА. Оценка ситуации и собственных эмоций.

    ПОЧЕМУ. Анализ мотивов и поступков соперника.

    ЧТО. Что я хочу получить в результате своего воздействия. Воздействия  не против  личности, а против поступка.

    КАК. Как достичь результата. Продумать варианты, способы и средства воздействия. Выбор за соперником.

    ДЕЙСТВИЯ.

    АНАЛИЗ воздействия, оценка эффективности воздействия.

    Ссора                                     дискуссия                  

    Упрямство                           конфронтация            Агрессия                                насилие

    Противостояние                  подавление                

    Война                                   выяснение                   Спор                                      власть

    Непонимание                      давление                     Возможность                        потеря

    Оскорбление                        перемены                                                     Победа                                  энергия  

    Развитие                               драка                           отношений                           общение  

    Унижение                             выгода                                                        

    Противоречие                                                    


    СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ.


    Направленность на интересы

    Соперника

    Высокая




    * Уступка

    (медвежонок)

    Сотрудничество

    (сова)














    Направленность на личные

    интересы

    Средняя




    * Компромисс

    (лиса)









    Средняя

    Низкая




    Уход

    (Черепашка)




    Низкая                                                  

    Конкуренция

    (акула) 





    Высокая

    Бланк теста.                                                              ФИО:

    1

    2

    3

    4

    5

    1

    А

    Б

    2

    Б

    А

    3

    А

    Б

    4

    Б

    5

    А

    Б

    6

    Б

    А

    7

    Б

    А

    8

    А

    Б

    9

    Б

    А

    10

    А

    Б

    11

    А

    Б

    12

    Б

    А

    13

    Б

    А

    14

    Б

    А

    15

    Б

    А

    16

    Б

    А

    17

    А

    Б

    18

    Б

    А

    19

    А

    Б

    20

    А

    Б

    21

    Б

    А

    22

    Б

    А

    23

    А

    Б

    24

    Б

    А

    25

    А

    Б

    26

    Б

    А

    27

    А

    Б

    28

    А

    Б

    29

    А

    Б

    30

    Б

    А


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час-тренинг «Конфликты в нашей жизни».

    Цели классного часа: Познавательная:1.      Учащиеся должны усвоить сущность понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», развить навыки предупреждения конфликта.Ра...

    Природа – наши корни, начало нашей жизни

    Экологическая игра для 6 класса...

    Хлеб – наша жизнь и наше богатство

    Цели:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям,...

    Круглый стол с элементами игрового тренинга по теме: «Толерантность в нашей школе»

    Цель: формирование у детей толерантного отношения в ученическом коллективе.Задачи:Выявить взаимоотношения между обучающимися 5 класса.Развивать навыки толерантных отношений.Актуализация чувств вз...

    Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

    В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...

    Классный час для обучающихся 5 классов по теме "Правила и закон, как они влияют на нашу жизнь"

    Классный час на тему "Правила и закон, как они влияют на нашу жизнь" разработала и провела социальный педагог МАОУ "СОШ №1" г. Горнозаводска Пермского края. Цель мероприятия: воспитание зако...