элективный курс "Твоя профессиональная карьера"
элективный курс по психологии (9 класс) на тему

Василенко В.А.

Цели курса:

- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения с требованиями  профессии; 
          - развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
          Задачи курса:
      -  повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
      -  сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
      -  ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
      -  обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему практических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon профориентирование215.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

на  заседании  методического совета

МБОУ «Томаровская СОШ №1»


от «_____» _________2012 г.      

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Томаровская СОШ №1»


____________ Данилова А.В.

«____»   __________  2012 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Томаровская СОШ №1»

_____________  Истомина С.Я.

Приказ №_______

от «_____»  __________2012 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1 Имени Героя Советского Союза Шевченко А.И.

Яковлевского района Белгородской области»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА


Василенко Виктории Александровны,

по элективному курсу  «Твоя профессиональная карьера»

9 класс

(предпрофильный уровень)








2012 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса разработана на основе  программы С.А. Гайковой «Твоя профессиональная карьера», рекомендованной управлением образования Яковлевского района (элективный курс одобрен Министерством образования Российской Федерации,  2009 г.- автор  программы С.Н. Чистяковой,  В.П. Бондаревой, М.С. Гуткина, Т.М. Занковской, Г.Ф. Михальченко «Технология. Твоя профессиональная карьера», для учащихся 8-9 классов).

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.

Цели курса:

- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения с требованиями  профессии;  
          - развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
          
Задачи курса:
      -  повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
      -  сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
      -  ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
      -  обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему практических занятий.

Изменения, внесенные в программу

Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван экспериментальный курс «Твоя профессиональная карьера». На данном курсе предусмотрено проведение практических занятий, на которых учащиеся определяют свои интересы и склонности с помощью различных методик и тестов.  Для закрепления знаний учащихся вводятся  самостоятельные работы в виде тестирования. Проведение практических работ предусмотрено после изучения каждой темы.

В связи с тем, что невозможно организовать экскурсии на предприятия поселка, данные 2 часа, отводятся на практическую работу,  также как и «Оценка способности школьников к выбору профессии»,  «Профконсультационные услуги».

Авторская программа

Кол-во часов

Рабочая программа

Кол-во часов

Обоснование

1

Способность к запоминанию (2 ч).

34 часа

Способность к запоминанию (1 ч).

34 часа

Дополнительный час отводится на практическую деятельность «Способы запоминания»

Входящее тестирование

Позволяет  обеспечить контроль знаний учащихся

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. – 1ч.

Данная тема дает возможность учащимся получить более углубленные знания по психическим процессам

Практическая работа «Внимание, ощущения, восприятие, представление, воображение» - 1час

Практическая работа направлена на  закрепление материала и отработку практических навыков.

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. -2 час

Данная тема позволяет дать более широкие представления о мышлении, видах мышления и типах интеллекта. Пройти диагностические процедуры.

Способность устанавливать связи и закономерности между
понятиями (2 ч).

Способность устанавливать связи и закономерности между
понятиями (1 ч).

Данный час дан на изучение темы «Мышление» (см. выше)

Индивидуальные стили кодирования информации (1ч).

Индивидуальные стили кодирования и переработки информации – 1час

Данные 2 темы были объединены в один урок, так как они взаимодополняют друг друга и по ним проводятся общие диагностические процедуры.

Индивидуальные стили переработки информации (1 ч).


Самостоятельная работа (урок-суд) «Особенности психических процессов человека в профессии» - 1час

Контроль полученных знаний по темам: «Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта», «Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями», «Индивидуальные стили кодирования и переработки информации».

Способности. Условия развития способностей. – 1час

Дает возможность учащимся познакомиться с понятием способности и условиями их развития

Круглый стол «Способности человека» - 1 час

На уроке учащиеся дискутируют о способностях человека и как их развивали разные люди

Неисчерпаемость человеческих ресурсов - 2 ч.

Неисчерпаемость человеческих ресурсов - 1 ч.

Данный час отводится на практическую работу (см. ниже)

Практическая работа.  Составление индивидуальной программы самовоспитания. Промежуточный контроль.

Учащиеся учатся составлять индивидуальные программы самовоспитания.




Промежуточный контроль позволяют оценить знания учащихся за полугодие

Человек в новых социально-экономических условиях – 3 ч.

Человек в новых социально-экономических условиях – 2 ч.

1 час отдается на самостоятельную работу (см. ниже)

Самостоятельная работа «Человек и социально-экономические условия«- 1 час

Контроль материала по теме «Человек в новых социально-экономических условиях»

Человек среди людей - 4 ч.

Человек среди людей. Отношения к окружающим людям. Деловое общение. – 3 часа

Отношения к окружающим людям. Деловое общение. Данные разделы дают возможность учащимся познакомиться с средствами делового общения и особенностями общения с людьми.

Дополнительный час отдается на самостоятельную работу (см. ниже)

Самостоятельная работа «Взаимоотношения людей»- 1 час

Контроль материала по теме: «Человек среди людей. Отношения к окружающим людям. Деловое общение»

Современный рынок труда и его требования к профессионалу - 3 ч.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу – 2 ч.

Данный дополнительный час отдается на практическую часть

Практическая работа «Современный рынок труда»  - 1час

Практическая отработка полученных знаний в виде проведения развивающих процедур.

Источники получения информации о вакансиях. Резюме. Самопрезентация. – 1час

Данное занятие раскрывает важность учета  способностей в профессиональной деятельности и их развитие, умение правильно подать себя перед работодателем

Практическая работа  «Резюме. Самопрезентация. Собеседование» - 1 час

Отработка полученных знаний на практике: составление резюме, прохождение собеседования и т.д.

Практическая работа  «Путь в профессию» - 1час

Отработка полученных знаний и написание письменной работы «Мой путь в профессию»

Моя профессиональная карьера - 4 ч.

Моя профессиональная карьера - 2 ч.

Сокращение часов отводится на практическую работу  (см. ниже) и итоговое контрольное тестирование.(см. ниже)

Практическая работа «Оценка способности школьников к выбору профессии» - 1 час

Отработка полученных знаний на практике.

Обобщение.

Итоговая контрольное тестирование. – 1час

Контроль знаний учащихся за весь курс.

Учебно-методический комплекс

Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.- М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа рассчитана на 34 часов - 1 час в неделю.

Плановых практических работ - 5  часов, самостоятельных работ  - 4  часа. Входящее, и итоговое тестирование – по 1 часу.

Формы организации учебного процесса

Формы организации занятий и методы обучения: конференция, «круглый стол», тренинг,  индивидуальные и групповые беседы; демонстрация презентаций, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик,  тестов  направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся самостоятельные работы.

              Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, создание презентаций, отчетов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Календарно-тематическое  планирование  по  элективному  курсу: «Твоя профессиональная карьера»

для  9-х  классов

Рассчитано  на  учебный год (34 часа),  один  час  в  неделю

Название  темы

Кол-во часов (теор.)

Кол-во  часов (практич.)

Д/З

Планируемая дата

Дата проведения

Примечание

9 А

9 Б

9 А



1

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

Способность к запоминанию



1 ч.

§13

стр.37-40

+

+

2

Практическая работа «Способы запоминания» Входящее тестирование

1 ч.

заполнить таблицу (способы запоминания)

+

-

3

Способность быть внимательным

1 ч.

§14 стр.40

-

-

4

Ощущения. Восприятие. Представление. Воображение.

1 ч.

Выполнить задания на развитие творческого воображения

+

+

5

Практическая работа «Внимание, ощущения, восприятие представление, воображение»

1 ч.

Выполнить задания по теме: «Круги» и записать вывод об особенностях ощущения, восприятия, воображения.

-

+

6

Мышление.  Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта.

2 ч.

§16 стр.45-49

+

+

7

Способность оперировать пространственными представлениями

1 ч.

Выполнить практическое задание

8

Способность устанавливать связи  и закономерности между понятиями

1 ч.

Выполнить практическое задание упр-е «Путешествие в прошлое и будущее состояние предметов»

9

Способность изменять способы  интеллектуальной деятельности.

1 ч.

Выполнить практическое задание упр-е «9 точек»

10

Индивидуальные стили кодирования и переработки информации

1 ч.

Выполнить методику «Включенные фигуры»

11

Самостоятельная работа (урок-суд) «Особенности психических процессов человека в профессии»

1 ч.

Повторить тему

12

Способности.  Условия развития способностей.

1 ч.

Подготовить сообщения о способностях человека

13

Круглый стол  «Способности человека»

1 ч.

Написать эссе на тему «Способности разных людей»

14

Неисчерпаемые человеческие ресурсы

1 ч.

§17 стр.49-54

15

Практическая работа.  Составление индивидуальной программы самовоспитания.

1 ч.

Написать план самовоспитания  учащихся

16

Человек в новых социально-экономических условиях

 2 ч.

Сделать сообщение по теме

17

Самостоятельная работа «Человек и социально-экономические условия«

1 ч.

Повторить тему

18

Человек среди людей. Отношения к окружающим людям. Деловое общение.

3 ч.

§15 стр.43 Выполнить практические задания

19

Самостоятельная работа «Человек среди людей. Отношения к окружающим людям. Деловое общение»

1 ч.

Выполнить методику «Определение способности к общению

20

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

2 ч.

§41-42, ответить на вопросы

21

Самостоятельная работа «Современный рынок труда»  

1 ч.

Написать эссе на тему «Требования к профессионалу»

22

Источники получения информации о вакансиях. Резюме. Самопрезентация.

1 ч.

Составить резюме и подготовить самопрезентацию

23

Практическая работа  «Резюме. Самопрезентация. Собеседование»

1 ч.

Составить вопросы к собеседованию

24

Пути получения профессии

1 ч.

§44 стр.122-124

25

Практическая работа  «Путь в профессию»

1 ч.

Выполнить упражнение «Профессии и образование»

26

Моя профессиональная карьера.

2 ч.

Выполнить методику «Карта интересов»

27

Практическая работа «Оценка способности школьников к выбору профессии»

 

1 ч.

Подготовка к итоговому тестированию

28

Обобщение.

Итоговое контрольное тестирование.

1 ч.

Итого

Всего  

22 ч.

34 ч.

12 ч.

Формы и средства контроля

  1. Оценка знаний. Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами их проведения.

Сформированность знаний по содержанию конкретных понятий оценивается по пятибалльной системе.

Диагностика и самооценка. В ходе занятий  учащимися ведется дневник профессиональной карьеры, который является органической частью курса, системообразующей и интегрирующей другие его составляющие — когнитивную, эмоционально-оценочную (самооценка своих возможностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда), регуляторную (выявление и формирование профессионально важных качеств).

Изучая курс, школьник выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в дневнике выбора профессии, что, в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств для успешной профессиональной карьеры.

С целью формирования адекватной самооценки исследование каждой психологической характеристики проводится дважды — до овладения определенной методикой, направленной на изучение характеристики, и после получения знаний и умений работы с ней — с фиксацией данных в дневнике и сравнением их.

В дневнике содержится перечень заданий, а также комплект диагностических методик. При оценке своих личностных качеств (исходя из опыта) в помощь учащемуся предлагаются рисунки и диаграммы. Результаты выполнения специальных методик заносятся школьником в соответствующие таблицы дневника.

Все предлагаемые тестовые методики соответствуют темам курса, и учащиеся, заполнив дневник, получают свой психологический портрет с основными характеристиками интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

Дневник хранится у школьника. Работая с ним на уроке, он может обращаться к нему и в свободное время, с тем чтобы убедиться в правильности оценки своих индивидуальных особенностей, посоветоваться с родителями, внести дополнения, подвести итоги в продвижении к своей цели — выбору профессии.

В целом работа с ДПК помогает определить характерные признаки профессиональной деятельности, соотнести их со своими индивидуальными особенностями с целью выявления профессиональной пригодности к различным типам профессий, что чрезвычайно важно в новых условиях рынка труда для обеспечения собственной социальной защиты. до овладения определенной методикой, направленной на изучение характеристики, и после получения знаний и умений работы с ней — с фиксацией данных в дневнике и сравнением их.

        В течение года предусмотрено проведение 4 самостоятельных работ и по одному - входящее и итоговое тестирование:

- Самостоятельная работа №1   (приложение 6.) «Особенности психических процессов человека в профессии»

- Самостоятельная работа №2 (приложение 9.) «Человек и социально-экономические условия»

- Самостоятельная работа №3 (приложение №10) «Человек среди людей. Отношения к окружающим людям. Деловое общение»

- Самостоятельная работа №4 (приложение №11) «Современный рынок труда»

- Входящее тестирование (приложение 1)

- Итоговое тестирование (приложение 10)

Учебно-методические средства

1.  Программа курса Технология. Твоя профессиональная карьера,  авт.  С.Н.Чистякова, Т.И. Шалавиной,  М.А. Холодная,  В.П. Бондарева и др.- М., Просвещение, 2009.

2. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. Для учителя/  С.Н.Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавиной,  А.И. Цуканов; под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2010.

Литература  к  курсу  «Твоя профессиональная карьера»

  1. Савченко, М.Ю. Профориентация.  Личностное  развитие.  Тренинг  готовности  к  экзаменам. – М.: Вако,  2005. Профориентация старшеклассников: сб. учеб.-метод. Материалов / сост., редактирование и комментарии Т.В. Чистяковой. – Волгоград: Учитель, 2005.

  1. Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. / авт. –сост.: Л.Н.Бобровская, О.Ю. Просихина и др.; под ред. Рождественской. – М.: Глобус, 2008.
  2. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А.Сапрыкина, О.Ю. Просихина. –М.: Глобус, 2007

Дополнительная литература

  1. Прихожан, А. М Психология неудачника: тренинг уверенности   в  себе.—М., 1997.
  2. Профориентация старшеклассников: Сб. учеб. – метод. Материалы/ сост. Т.В. Черникова – Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры , упражнения, Опросники. – М.: ВАКО, 2005.
  4. Психологические программы развития личности в подростковом и юношеском возрасте / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1995.— 123 с.
  5. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2004.
  6. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации / под ред. Е. Г. Трошихиной. — СП6., 2001.
  7. Черникова, Т. В., Шашкова, 3. В. Профориентационная поддержка молодежи: в 2 ч. — Волгоград, 2001.
  8. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.6 Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.
  9. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. – СПб.; Речь,  2007.
  10. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.; Речь,  2007.

Содержание программы

IX класс

      1. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда — 9 ч.

Способность к запоминанию - 2 ч.

Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.

Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).

2.  Практическая работа «Способы запоминания» - 1 ч. 

Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехническве игры «Бег ассоциаций», «Домино».

3.   Способность быть внимательным - 1 ч.

Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.

Диагностические процедуры. Методики Перепуганные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».

Развивающие процедуры. Психотехнические игры Муха», «Хромая обезьяна».

4.   Ощущения. Восприятие. Представление. Воображение. -1 ч.

Формы чувственного познания окружающего мира:  ощущение восприятие, представление,  воображение.  Анализ ситуаций, связанных  с чувственным познанием  мира, при помощи определенных упражнений  и заданий.

5.  Практическая  работа «Внимание. Ощущения. Восприятие. Представление. Воображение» - 1 ч.  Выполнение тестовых заданий.

6.   Мышление.  Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. - 2 ч.)

Понятие «мышления».  Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления.

Диагностические процедуры. Тест Г. Айзенка – определение  уровеня интеллекта.

7.  Способность оперировать пространственными представлениями (1 ч).

Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.

Диагностические процедуры. Методика «Сложение фигур».

Развивающие процедуры. Выполнение задания Магическая фигура», методика «Кубики».

8.  Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями - 1  ч.

Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.

Диагностические процедуры. Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации».

Развивающие процедуры. Методики «Способы использования предмета», «Невозможные ситуации», «Путешествие в прошлые и будущие состояния предмета».

9. Способность изменять способы интеллектуальной деятельности  - 1ч.

     Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности.
      Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления. Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятельности.
      Диагностические процедуры. Методика «Решение серии арифметических задач», работа с текстом, имеющим противоречие.
      Развивающие процедуры. Решение задачи «9 точек», методика «Разрыв привычных связей».

10.  Индивидуальные стили кодирования информации и  переработки информации -1 ч.

Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности. Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего.

Диагностические процедуры. Методика «Пиктограмма». Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Метафоры», «Живые скульптуры» («На что похоже?», «Немой художник», «Перевоплощение».. Методики <Свободная сортировка», «Включение фигуры».

11.  Способности. Условия развития способностей - 1 ч.

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития специальных способностей.

12. Самостоятельная работа  «Особенности мыслительной деятельности в профессиональной сфере»  - 1 ч.

13. Неисчерпаемости человеческих ресурсов — 1 ч. 

Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.

Развивающие процедуры. Деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной цивилизации».

14.  Практическая работа. Составление индивидуальной программы самовоспитания. – 1 ч.

15.   Человек в новых социально-экономических условиях —2 ч.

Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация.

Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия.

Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство.

Экологические проблемы и их решение.

Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.

Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Пресс конференция».

16. Самостоятельная работа «Человек и социально-экономические условия» - 1 ч.

17. Человек среди людей. Деловое общение. Отношения к окружающим людям.  — 2 ч.

Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.  Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных  ситуаций.        -

Диагностические процедуры. Опросники «Потребность в общении», «диагностика межличностных отношений», «Эмпатия».

Развивающие процедуры. Элементы социально-психологического тренинга (умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях). Психотехническая игра «Угадай человека».

18. Самостоятельная работа «Взаимоотношения людей» - 1 ч.

19. Современный рынок труда и его требования к профессионалу — 2 ч.

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации,  объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность. Новый тип-организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.

Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства.

Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.

Занятость населения. Безработица. -

Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.

Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие».

20.  Практическая работа. «Современный рынок труда» - 1 ч. 

Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.

21. Источники получения информации о вакансиях. Самопрезентация. Резюме. – 1 ч.

Понятие о «вакансиях» и источниках получения информации о вакансиях. Понятие «самопрезентация», «резюме».

Развивающие процедуры. Упражнение «Требуется…».

22. Практическая работа.  «Резюме», «Самопрезентация». – 1 ч.

Развивающие процедуры:  упражнения «Сапорезентация», «Прогулки по набережной»,  «Составление резюме».

23. .  Практическая работа.  Собеседование. – 1 ч.

Развивающие процедуры:  упражнения «Хорошо быть… плохо быть»,  «Что может мешать, что может помогать…».

24. Пути получения профессии — 1 ч.

Система профессионально-технвческого образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.

Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.

Возможности квалификационного роста.

25.  Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию» – 1 ч.

26. Моя профессиональная карьера — 2 ч.

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной  компетентности.

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда»

- (защита профессии), «Профконсультация»

27. Обобщение. Итоговое тестирование – 1 ч.

Планирование составлено на основе:

1.  Программа курса Твоя профессиональная карьера,  авт.  С.Н.Чистякова, Т.И. Шалавиной,  М.А. Холодная,  В.П. Бондарева и др.- М., Просвещение, 2008.

2. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. Для учителя/  С.Н.Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавиной,  А.И. Цуканов; под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2010.

Учебник

Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.- М.: Просвещение, 2010.

Литература  к  курсу  «Твоя профессиональная карьера»

  1. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А.Сапрыкина, О.Ю. Просихина. –М.: Глобус, 2007.
  2. Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. / авт. –сост.: Л.Н.Бобровская, О.Ю. Просихина и др.; под ред. Рождественской. – М.: Глобус, 2008.
  3. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников».- СПб.: Речь, 2007.

Дополнительная литература

  1. Прихожан, А. М Психология неудачника: тренинг уверенности   в  себе.—М., 1997.
  2. Профориентация старшеклассников: Сб. учеб. – метод. Материалы/ сост. Т.В. Черникова – Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Прутченков, А. С. Трудное восхождение к себе: метод, разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. — М., 1995.
  4. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры , упражнения, Опросники. – М.: ВАКО, 2005.
  5. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2004.
  6. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации / под ред. Е. Г. Трошихиной. — СП6., 2001.
  7. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб. Питер, 2009.
  8. Черникова, Т. В., Шашкова, 3. В. Профориентационная поддержка молодежи: в 2 ч. — Волгоград, 2001.
  9. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.6 Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

Контрольные вопросы для проверки знаний учащихся по курсу

Вариант 1

1.    Должность - это:

а) профессия;

б) специальность;

в) призвание;

г) служебная обязанность.

2.    Учитель начальных классов — это:

а) профессия; б)специальность;

в) должность;

г) призвание.

3.    Учащийся, который любит заниматься конкретными вещами, требующими ручных умений, ловкости, настойчивости, относится к:

а) интеллектуальному типу;

б) практическому типу;

в) социальному типу;

г) предприимчивому типу.

4.    Учащемуся с интеллектуальным типом личности более подходит профессия:

а) программиста;

б) бухгалтера;

в) коммерсанта;

г) брокера.

5.    Для усидчивого, исполнительного, дисциплинированного человека, отдающего предпочтение четко сформулированным действиям, наиболее подходящей будет профессия:

а) художника;

б) журналиста;

в) парикмахера;                                                                                г) корректора (специалиста, исправляющего ошибки в текстах).

6.    Учащемуся, относящемуся к социальному типу личности, лучше заниматься:

а) научной деятельностью;

б) конкретным практическим трудом;

в) воспитательной работой;

г) работой, связанной с обработкой знаковой информации.

7.    Для успешной работы у юриста более всего должны быть выражены:

а) словесные способности;

б) организаторские способности;

в) счетные способности;

г) способности к пространственному мышлению.

8.     Пространственное мышление более необходимо в профессии:

а) экскурсовода;

б) музыканта;

в) врача;

г) конструктора.

9.     Руководить людьми легче человеку, имеющему темперамент:

а) сангвиника;                  б) холерика;

в) флегматика;                 г) меланхолика.

10.   Работу, требующую высокой чувствительности, легче выполнять:

а) холерику;                  б) флегматику;

в) сангвинику;               г) меланхолику.

11.   Работа, требующая подвижности, частой смены обстановки, меньше всего подходит:

а) холерику;

б) флегматику;

в) сангвинику;

г) меланхолику.

12.  Для меланхоликов в профессии врача неудачной будет специализация:

а)терапевта;

б) хирурга;

в) окулиста (лечащего болезни глаз);

г) фтизиатра (специалиста по туберкулезу).

13.  Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек — техника», наиболее пригодна работа

а)кассира;

б) оператора ПК;

в) механика;

г) секретаря-машинистки.

14.   Профессия «бухгалтер» относится к типу:

а) «человек-человек»;

б) «человек-художественный образ»;

в) «человек-техника»;

г) «человек-знаковая система».

15.   К типу «человек- художественный образ» относится профессия:

а) экскурсовода;

б) цветовода;

в) медсестры;

г) дизайнера.

16.   Специального профессионального отбора требует профессия:

а) геолога;

б) летчика;

в) следователя;

г) журналиста.

17.  Для успешного выбора профессии необходимо:

а) принять решение по совету родственников;

б) получить ту же профессию, что и лучший друг;

в) принять решение, зная требования профессии и учитывая свои особенности и возможности;

г) ориентироваться на популярность профессии в обществе.

18.  Для успеха в деятельности наиболее существенной причиной выбора профессии является:

а) романтичность;

б) высокая зарплата;

в) хорошие условия труда;

г)заинтересованность в деле.

Вариант 2

1.    Профессия - это:

а) род трудовой деятельности;

б) вид занятия в рамках трудовой деятельности;

в) служебная обязанность;

г) наивысшая ступень соответствия конкретного человека и его деятельности.

2.     Старший лаборант — это:

а) профессия; б)специальность;

в) должность;

г) общественная деятельность.

3.    Учащийся, любящий риск, находчивый, инициативный, стремящийся к лидерству, относится к:

а) артистическому типу;

б) практическому типу;

в) социальному типу;

г) предприимчивому типу.

4.    Учащемуся со стандартным профессиональным типом личности более подходит профессия:

а) военного; б)учителя;

в) геолога;

г) фотографа.

5.    Для учащегося с развитым творческим воображением, словесными способностями, чувствительного наиболее подходящей будет:

а) артистическая деятельность;

б) административная;

в) организаторская;

г) коммерческая деятельность.

6.     Предпочитаемым занятием для учащегося с социальным типом будет:

а) создание конкретных изделий;

б) обслуживание людей;

в) научные разработки;

г) обработка буквенной и цифровой информации.

7.    Для успешной деятельности у инженера более всего должны быть выражены:

а) словесные способности;

б) способности к общению; в)счетные способности;

г) административные способности.

8.     Счетные способности меньше необходимы в профессии:

а) экономиста;

б) модельера;

в) столяра;

г) критика.

9.    Для холерика наиболее подходящей будет работа:

а) монотонного характера;

б) малоподвижная;

в) в изоляции от людей;

г) циклическая (чередующая нагрузки и спокойную деятельность).

10.   С работой, требующей тонких ручных умений, высокой точности, легче справиться:

а) холерику;

б) флегматику;

в) сангвинику;

г) меланхолику.

11.  Для сангвиника наименее подходящей будет профессия:

а) коммерсанта;

б) профессионального футболиста;

в) оператора ПК;

г) официанта.

12.    Руководить людьми труднее человеку, имеющему темпераменте

а) сангвиника; б)холерика;

в) флегматика;

г) меланхолика.

13.  Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек-природа», наиболее пригодна работа:

а) машиниста;

б) биолога;

в) кондитера;

г) адвоката.

14.   Профессия «парикмахер» относится к типу:

а) «человек-человек»;

б) «человек-художественный образ»;

в) «человек-техника»;

г) «человек-знаковая система».

15.   К типу «человек-художественный образ» относится профессия:

а)садовода;

б) связиста;

в) цветовода;

г) настройщика пианино.

16.   Без профессионального отбора можно получить профессию:

а) гонщика;

б) летчика;

в) коммерсанта;

г) дегустатора.

17.  Для успешного выбора профессии более всего необходимо:

а) учесть потребность общества в данной профессии;

б) принять решение по совету родственников;

в) ориентироваться на содержание будущей деятельности, соотнося ее со своими возможностями;

г) связать будущую деятельность с самым любимым школьным предметом.

18.  Для успешной карьеры, кроме знания своего дела, наиболее существенным является:

а) умение устанавливать и поддерживать отношения с людьми;

б) наличие соответствующего темперамента;

в) хорошие бытовые условия;

г) внешние данные.

        

Анкета личного профессионального плана

1.  Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?

2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?

3.  Ради чего ты собираешься прожить свою жизнь (в чём ты видишь её смысл)?

4. Выбрал ли ты профессию, если да, то какую?

5.  Выдели основные этапы на пути к твоей профессиональной мечте (что собираешься делать после школы)?

6. Что ты знаешь о своей будущей профессии?

•  предмет, содержание и условия труда___

•  профессионально важные качества_____

• где можно получить эту профессию_____

•  востребованность профессии на рынке труда

7. Что повлияло на твой выбор (обведи нужное):

• самостоятельно принял(а) решение;

• посоветовали родители;

• посоветовали друзья;

•  влияние оказали занятия;

• что-то другое_________________________

8. Какие твои собственные недостатки могут помешать тебе на пути к профессиональной цели? Если можно, напиши что-то кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д.

9.  Как ты собираешься работать над собой и готовиться к профессии?

10. Кто и что могут помешать тебе в реализации твоих профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?

11. Как ты собираешься преодолевать эти внешние препятствия?

12. Есть ли у тебя резервные варианты на случай неудачи по основному варианту?

13. Что ты уже сейчас делаешь для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напиши, что ты делаешь кроме хорошей учёбы в школе?

14. Если ты ещё не выбрал будущую профессию или сомневаешься в своём выборе, то почему (обведи нужное):

•   плохо знаю мир профессий;

•  плохо знаю свои возможности;

•  не могу выбрать из нескольких вариантов;

•  не знаю, как выбрать профессию;

• другой вариант_____________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Моя профессиональная карьера"

Занятия насыщены разными тестами. Они позволяют учащимся глубже узнать себя, свои возможности, а это главное условие, без которого невозможно развитие личности. Главная цель всех занятий состоит в том...

Элективный курс "Профессиональное самоопределение и карьера"

Вашему вниманию предлагаю программу  элективного курса "Профессиональное самоопределение и карьера"Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосозн...

Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.

Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...

Программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера"

Программа разработана с учетом требований к вечерней школе и профессионального самоопределения учащихся....

Рабочая программа элективного курса «Моя профессиональная карьера»

Рабочая программа элективного курса «Моя профессиональная карьера» для 9 класса...

Рабочая программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера" (предпрофильная подготовка).

Элективный курс  рассчитан на 34 часа. Предназначен для проведения предпрофильной подготовки учащихся, и может быть использован в 8 и (или) 9 классах....


 

Комментарии

Василенко В.А.

Профессиональное ориентирование особенно необходимо в 9 классах, так как именно в этом возрасте перед учащимися встает серьезный выбор "куда пойти учиться и на кого".

Василенко В.А.

Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван экспериментальный курс «Твоя профессиональная карьера». На данном курсе предусмотрено проведение практиче-ских занятий, на которых учащиеся определяют свои интересы и склонности с помощью различ-ных методик и тестов. Для закрепления знаний учащихся вводятся самостоятельные работы в виде тестирования. Проведение практических работ предусмотрено после изучения каждой те-мы.

Василенко В.А.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, тестов направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся самостоятельные работы.

Василенко В.А.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, тестов направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся самостоятельные работы.

Василенко В.А.

спасибо