Самооценка младшего школьника
методическая разработка по психологии по теме

Банникова Галина Анатольевна

Исследование самооценки младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoocenka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

         В период младшего школьного возраста активно формируется самооценка.

Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она включает в себя оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам. От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива.

          Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.

          Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием самооценки.

Принято различать адекватную (или реальную) и неадекватную - завышенную или заниженную самооценку. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей и других факторов она имеет тенденцию изменяться. Основными факторами, от которых зависит самооценка младших школьников, являются: школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания.

Результаты диагностического исследования

«САМООЦЕНКА»

Исследование проводилось в МБОУ «Гимназия №4», в 2 «А»; 2 «Б»; 2 «В» классах. 

Дата проведения исследования: май 2012 года.
Вид работы:  групповой.
Количество человек: 70.


                         
Выбор методик диагностического исследования:

  1. «Лесенка». Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам.

Результаты диагностического исследования представлены в таблице.

САМООЦЕНКА

Завышенная

Адекватная

Заниженная

Низкая

Резко заниженная

2 «А»

22%

61%

17%

-----

-----

2 «Б»

58%

29%

4%

-----

-----

2 «В»

35%

30%

35%

-----

------

Анализ результатов, представленных в таблице, показал, что во 2 «А» классе произошла положительная динамика самооценки: количество детей с завышенной самооценкой уменьшилось вдвое, с заниженной уменьшилось на треть, нет детей с низкой (в прошлом году был один ученик). Большинство учеников (61%) имеют адекватную самооценку.

Во 2 «Б» классе также произошла динамика в показателях самооценки: резко уменьшилось количество детей с заниженной – на26%. Это самый низкий показатель среди 2-х классов (всего 4 ученика), но детей с завышенной самооценкой увеличилось на 14%.

Во 2 «В» классе невозможно просмотреть динамику изменения уровня самооценки, т.к. в прошлом году самооценка учеников не исследовалась. На сегодняшний день можно сказать, что в этом классе самое большое количество детей с заниженной самооценкой – 35%, столько же детей с завышенной самооценкой и 30%  - с адекватной.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование самооценки младшего школьника"

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс подготовленный мною на конкурс "Учитель года - 2013"...

Особенности самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи и её формирование на логопедических занятиях.

Материал разработан для совместной работы учителя-логопеда и психолога, в целях уравновешивания самооценки школьника и повышения качества знаний....

РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Являясь масштабным личностным образованием, самооценка имеет кардинальное значение как фактор воспитания, в связи с чем, особую значимость приобретают вопросы ее целенаправленного формирования....

Рекомендации по формированию адекватной самооценки младшего школьника.

Некоторые рекомендации учителю и родителям по формированию адекватной самооценки младших школьников....

Сообщение "Самооценка младшего школьника"

Самооценка младшего школьника с умственной отсталостью. Методические приемы формирования адекватной самооценки у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью....

«Развитие самооценки младших школьников в контексте организации их групповой работы»

В данной презентации можно познакомиться с результатами работы с младшими школьниками для развития самооценки...