Что влияет на самооценку младших школьников?
классный час

Ишмакова Эльвира Ренадовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Что влияет на самооценку младших школьников?

      В период младшего школьного возраста активно формируется самооценка.Она включает оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим членам. От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива.

      Принято различать адекватную (или реальную) и неадекватную -завышенную или заниженную самооценку. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей и других факторов она имеет тенденцию изменяться. Основными факторами, от которых зависит самооценка младших школьников, являются: школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания.

      Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку, дети считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т. п., наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах, по существу, является оценкой личности в целом и определяет статус ребенка. Взрослым необходимо помнить о том, что младшие школьники еще слабо различают оценку результатов деятельности и оценку личности. Поэтому негативный отзыв о своей работе они воспринимают как оценку: ты- плохой. Важно, чтобы взрослые ставили в пример детям не других детей, а результаты их собственной работы прежде и теперь. Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, он укрепляет и поднимает доверие ученика к себе, к своим возможностям. Не стоит захваливать тех, кому высокие результаты достаются без особого труда, но нужно поощрять малейшие продвижения в учении слабого, но старательного ребенка.

       На основание самооценки младшего школьника огромное значение оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Как правило, дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира в семье, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. В семьях, где дети имеют высокую (не завышенную) самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок этого заслуживает. Дети с заниженной самооценкой пользуются большой свободой в семье, но эта свобода, по сути, результат бесконтрольности, следствие равнодушия родителей к детям.

        Отношение ребенка к себе как ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Замечено, что ценности учения у детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и расходятся к четвертому. Родители задают исходный уровень притязаний ребенка- то, на что они претендуют в учебной деятельности и в отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой рассчитывают только на успех и переживают четверку как трагедию.

         Дети, имеющие адекватную самооценку, бодры, общительны, обладают чувством юмора. Обычно они с интересом ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями. Дети с высокой адекватной оценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Неадекватная заниженная самооценка младших школьников проявляется в их поведении и чертах личности. Эти дети выбирают только легкие задачи и в жизни, и в экстремальных ситуациях. Они словно берегут свой успех и, боясь его потерять, боятся самой деятельности. Деятельность других они переоценивают. Такие дети неуверенны в себе, имеют повышенную самокритичность. Они робки, ранимы, сосредоточены на себе, их общение с детьми и взрослыми затруднено. И все же эти дети чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

        Ученые выявили причины формирования неадекватной самооценки у младших школьников, они таковы:

        1.Ограниченный круг общения и деятельности. Некоторые родители ограничивают сферу деятельности детей только учением: дети не имеют других увлечений и занятий, не посещают кружки, не заняты работой по дому. Тем самым ограничиваются сферы, где дети могут проявить себя, а затем оценить. Следствием этого становится отсутствие представлений и знаний о тех ситуациях, в которых требуется проявить определенное качество, выполнить определенные действия, совершить нужный поступок. Это, в свою очередь, также служит причиной неадекватной самооценки.

       2.Заниженные или завышенные оценки, даваемые ребенку другими людьми. Такие оценки особенно влияют на детей, обладающих повышенной внушаемостью, несамостоятельностью в выводах, ориентацией на оценки других. Эти дети верят, что мнение другого человека более объективно, чем собственное, они склонны учитывать избирательно либо только плохие, либо только хорошие отзывы о себе.

   3.Слабое развитие оценочных отношений в коллективе. Отсутствие традиции оценивать и контролировать действия и поступки одноклассников приводит к нетребовательности, не формирует правильность критериев оценки и самостоятельности.

   4.Случайные успехи и неуспехи- то, что называется везением и невезением, хотя, безусловно, этот фактор менее значим.

Подводя итог, следует заметить, что в оценке деятельности детей со стороны родителей важна система. В ней самое главное - ценить индивидуальность ребенка, радоваться вместе с ним даже небольшому успеху, отмечать улучшения и помогать, чтобы они состоялись. Помните, что самооценка, сформированная в детстве, как правило, переносится во взрослую жизнь и может существенно на нее влиять. Поддерживайте самоценность ребенка, помогайте ему полюбить себя.

   Примечание: Классному руководителю мы предлагаем использовать в практике воспитательной деятельности игру, развивающую самоуважение ребенка, разработанную педагогом Е. Труфановой.

Игра «Кто я?»

      Эта игра вызывает большой интерес, так как для любого человека нет ничего интереснее самого себя. К тому же она позволяет детям проявить свое творчество и фантазию.

       Для игры каждому ребенку необходимы два листа бумаги, цветные карандаши, ручка. Дети располагаются в любом удобном для них месте ( на полу, за столом, на диване и т. д.) Важно, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно. После того как ребята сядут, ведущий говорит: «Представьте себе, что у каждого из вас есть друг, который живет в другой стране и с которым вы переписываетесь. Он очень хочет побольше узнать о вас. Ему интересно, какие вы, как выглядите, что любите. Для этого надо отправить другу свой автопортрет. Нарисуй себя, а затем на листе вверху большими буквами напиши свое имя. Например: «Меня зовут Ваня». На это вам отводится 10-15 минут.

      После того как дети выполнят задание, ведущий рассказывает правила второй части игры: «А теперь напишите своему другу очень простое стихотворение. Пусть каждая его строчка будет начинаться словами «Я», «Мой», «У меня». Стихотворение может не рифмоваться, и вы сами решите, насколько длинным оно будет. Возможно, что будет выглядеть примерно так:

      «Я – Ваня,

      Мой любимый вид спорта – футбол,

      Я не люблю ябед и драчунов,

      Мое увлечение – шахматы,

      У меня есть собака».

      На эту часть работы отводится 10 минут. По окончании работы дети показывают свои портреты и зачитывают «стихи». Подводя итог, ведущий задает вопросы. Например:

  1. Хотели бы вы переписываться с кем-нибудь из далекой страны?
  2.  Как вы думаете, обрадовался бы ваш друг такому письму?
  3.  Насколько вам понравилась эта игра?
  4.  Чей автопортрет вам понравился больше всего? Почему?
  5.  Чье стихотворение вам особенно понравилось? Почему?