"Когда здоров душой и телом"
классный час по психологии по теме

Хабарова Вера Львовна

Классный час подготовлен и проведен на семинаре психологов образовательных учреждений Буденновского района. Тема занятия - три составляющих здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 с. Орловки    Буденновского района»

семинар психологов образовательных учреждений

Буденновского муниципального района

    Когда здоров душой и телом…

                                                                  Классный руководитель:                                

                                                В.Л. Хабарова

                              Когда здоров душой и телом…

                            (В здоровом теле - здоровый дух)

                                     

                                                                                « В себе самом источник сил …»

                                                                                                                 Эпикур

  Задачи занятия:

:

    А. Обобщить знания о возможности использования собственных ресурсов в
повышении самооценки и уверенности в своих силах; обучение умениям самоанализа и прогнозирования.

   В.   Содействовать повышению самооценки.
 
Р.    Способствовать развитию навыков самопомощи, саморегуляции в трудную минуту.

Форма проведения - общеклассная, индивидуальная.
Оборудование - бумага, иллюстративный материал с изображением гербов (готовил сам учитель или дает задание учащимся).

Методы:  практический, индуктивный, репродуктивный, продуктивный.
       творческий, самостоятельный.

         приучение - убеждение - упражнения – предъявление требований.

         письменный.

                                         Ход занятия

 0. Орг. момент.

1.  Объявление темы занятия.

Сегодня мы поговорим с вами о здоровье, о трех его составляющих: физическое, психологическое и духовное (здоровье).

2.   Подготовка к эффективному восприятию.

Учитель рассказывает историю о спасении десятков людей, упавших в троллейбусе с моста в Ереванское озеро, многократным рекордсменом мира по подводному плаванию Шаваршем Карапетяном.

Волей случая как раз на месте происшествия оказался, может быть, единственный человек, который был готов помочь попавшим в беду людям. Он сбросил на ходу тренировочный костюм, прыгнул в воду и рванулся к еще бурлящей воронке. Ему пришлось нырнуть на десяти метровую глубину, выдавить стекло и вытащить одного за другим перепуганных людей. Один раз он вынырнул с троллейбусным сидением, ведь действовать приходилось в темноте, на ощупь... А на поверхности воды расплывались пятна крови, его крови (он порезал себе ноги, плечи, живот). Двадцать человек он спас. Силы его были на исходе, чтобы нырнуть, приходилось брать тяжелый камень. В конце концов, он еще раз нырнул, чтобы привязать к троллейбусу трос подъемного крана.

После этого Шаварш тяжело заболел - воспаление легких, заражение крови. Но все же он выжил. И не только потому, что у него было хорошее физическое здоровье. По-настоящему сильные люди сильны и психически, и духовно.

Скажите:    - почему он так поступил?

                     - почему он был уверен в своих силах?

                     - почему он выжил сам?

Посмотрите на доску. Назовите «три составляющих здоровья»

Карапетян обладал здоровьем: (помочь ответить)

физическим - годы тренировок, закалка, здоровый образ жизни;

духовным - любовь к людям, сострадание, осознание ценности жизни;

психическим - уверенность в своих силах, собранность в критических
ситуациях, умение владеть своими чувствами,
мобилизовать волю, способность преодолеть страх, усталость и даже серьезную болезнь.

4.Изложение нового материала (инструктаж к индивидуальной практической работе).

           - От чего может зависеть наше здоровье?

(Возможные ответы учеников: от настроения, от аппетита, от неудач, от
физической закалки и т.д.)

Наше здоровье зависит еще и от нашего умения управлять своим телом,
владеть своими эмоциями, от того,
насколько мы осознаем ценность своего
здоровья.

(Работа по рисункам)

           - Что вы умеете делать? (Сергеев, Лузгин,Тимофеев, Гущин)

Дети рассказывают о своих физических достижениях (по возможности
показывают), например, умение делать
шпагат, ласточку, вертушку, и объясняют, почему у них это получается (тренировка, преодоление лени, желание
научиться этому, удовольствие от упражнении,
воля).

          - А умеем ли мы владеть своими эмоциями?

Дети рассказывают о своих умениях изменять свое настроение, душевное
состояние, чувства.

        - Что помогает нам овладевать многими умениями, многому учиться? (иметь хобби и владеть чувствами)

Дети отвечают и приводят примеры.

      Комментарий  Врачи считают, что здоровье укрепляет дружба. Так, например, в США проводились исследования студентов, которые были в контакте с людьми, больными гриппом. Оказалось, что не заболели те, кто имел много хороших друзей. Их иммунитет был лучше и победил микробов.

5.        Изложение нового материала. Закрепление знаний.

Лучше всех ценят свое здоровье те люди, которые по-настоящему ценят и любят себя. Этому можно научиться и даже натренироваться.

Слайды

Учитель демонстрирует иллюстративный материал с изображением различных гербов и рассказывает о роли и значении герба в нашей жизни, о его смысле и силе.

Например.  В XI веке начались первые крестовые походы на Восток.

С криками «Бог того хочет!» рыцари, собирая отряды верующих во Христа, шли освобождать святой город Иерусалим. Закованным в железо с ног до головы рыцарям порой трудно было отличить в бою, кто есть кто. И тогда каждый стал себе придумывать какой-либо знак, который мог нести в себе самую главную информацию об его владельце. Именно крестовые походы положили начало созданию гербовой символики.

Вначале гербы были простыми, но с течением времени они становились сложнее, затейливее. Нужен был особый талант, чтобы составить толковый, красивый и умный герб. Появились специальные люди - герольды, которые этим занимались. Короли, герцоги поручали им изготовление родовых гербов, чтобы даровать их своим подданным. Эти гербы переходили от отца к сыну из рода в род.

Гербами стали обзаводиться города и целые государства. Хороший герб мог о многом рассказать.

На сегодняшнем уроке у каждого из присутствующих появится возможность нарисовать свой собственный герб и составить свой собственный девиз.

То, каким получится герб, зависит только от вас самих, от вашего отношения к себе и своему внутреннему миру.

6.  Инструктаж к индивидуальной практической работе.

Учитель раздает каждому ученику макет герба и объясняет правила заполнения полей герба.  0 шаг. Раскрашиваем поле герба. (смотрим на доску)

                    1. шаг.

                      Записать и продолжить предложение.   Я горжусь собой ...                                  

                     2. шаг. В первом поле нарисовать то, что я умею делать лучше всего.                

       3. шаг. Во втором - нарисовать место, где я всегда чувствую себя хорошо, уютно и безопасно.

4.шаг. В третьем - нарисовать моё самое большое достижение.

    5.шаг. В четвертом - нарисовать трех людей, которым я могу доверять.

          6.шаг. В пятом - написать три слова, которые я хочу о себе услышать.
(
Каждый следующий шаг объясняется только после того, как большая

часть детей выполнит предыдущий шаг.)

7.        Проверка степени понимания.

1.  Каждому ученику предлагается рассказать о своем гербе соседу по парте и показать то, что нарисовано. (Очень важно, чтобы учитель на доске нарисовал пример своего герба и рассказал о том, что на нем изображено.)

(Рындина, Лысенко, Авчинников)

 

2. Учитель спрашивает детей о том, где и как теперь они могли бы использовать свой герб. Для примера можно вспомнить, что во время рыцарских турниров рыцари изображали свой герб на щите, и для придания себе сил и решимости выкрикивали свой девиз. Обратите внимание учеников на то, что их личные девизы раскрываются теми тремя предложениями, которые начинались словами: «Я горжусь собой ... », а также в тех трех словах, которые они хотели бы услышать о себе.

Эти слова и предложения можно вспоминать и говорить себе в ситуациях,
когда вам становится страшно, обидно, горько, у вас испортилось настроение. Эти слова можно даже прокричать, только не надо пугать родителей.

Если в вашей жизни возникли какие-то трудные ситуации, то можно также вспомнить, что вы не одиноки. У вас есть  люди, которые нарисованы в четвертом поле герба и вы можете обратиться к ним за помощью и поддержкой, а может быть, просто поделиться с ними теми переживаниями, которые вас беспокоят.

Если вы чувствуете себя неуверенно, сомневаетесь в своих силах или в том деле, которое вам предстоит скоро сделать, то обратитесь к третьему полю герба, где нарисовано ваше самое большое достижение. Вы вспомните, что в вашей жизни существует такое достижение, которого вы добились сами, своими силами.

Если вы сильно устали, вам все надоело, тело болит, ничего не хочется делать, тогда стоит вспомнить о втором поле, где вы нарисовали свое место «мира и покоя». Если вы сможете отдохнуть в нем «душой», тогда станет легче и вашему телу. Нужно как можно чаще находиться в этом месте, а если прямо сейчас это невозможно, то постарайтесь просто представить себя в этом месте, сидя в удобной позе с закрытыми глазами.

Если вдруг вам стало скучно, неинтересно дома, в школе, а может быть и на улице, то сразу же вспоминайте первое поле герба, где вы нарисовали то, что вы умеете делать лучше всего, и с удовольствием займитесь именно этим делом, и ваша скука пройдет.

Мы рассмотрели ситуации, в которых ваш собственный герб сможет вам помочь.

Теперь нужно придумать, где лучше всего поместить его.

Рыцари в Средние века изображали герб на щитах, так как они постоянно носили щиты с собой и могли в любой момент посмотреть на герб.

Представьте свою квартиру. Где бы вы повесили в ней свой герб и свой девиз?

Вы можете нарисовать свой герб на бумаге и приклеить его на обложку своего дневника или тетради, чтобы даже в школе у вас была с собой такая защита и поддержка.

Скажите, пожалуйста, кто уже придумал, куда вы поместите свой герб?
Не забывайте, что в любом случае это ваша визитная карточка.

8.Рефлексия. Сегодня вы узнали о своих внутренних ресурсах здоровья, душевного и физического благополучия.

Мне бы хотелось получить от вас «обратную связь» - как, полученный опыт пригодится вам в жизни.

Я раздам вам листочки. Закончите фразы написанные на них.

1.  Я понимаю, что здоровье – это …

  1. Составляя герб, я понял …
  2. Я могу использовать полученный опыт …

Я проверю ваши ответы, и мы разберем их на следующем занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ СОШ № 14 с. Орловка Изготовление герба. Классный руководитель:Хабарова В.Л.

Слайд 2

добрая трудолюбивая справедливая

Слайд 3

Геральдические металлы, финифти и меха: Золото (желтый) — символ богатства, справедливости, великодушия. Серебро (белый) — символ чистоты и невинности. Червлень (красный) — символ храбрости и мужества. Лазурь (голубой, синий) — символ красоты, мягкости, величия. Зелень (зеленый) — символ надежды, радости и изобилия. Пурпур (бордовый) — символ достоинства, силы и могущества. Чернь (черный, сабль) — символ печали, благоразумия, смирения.

Слайд 4

Герб отряда «Дружный»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Хорошо быть здоровым и душой, и телом!»

Здоровье – это “состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.  В силу разных причин мы не успев...

«Хорошо быть здоровым и душой, и телом", презентация

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека....

урок биологии по теме "ОДС" "В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и тело!"

Презентация сможет помочь учителю биологии подготовить как открытый урок по указанной теме, так и подготовить рядовой комбинированный урок.  Особенность урока- он является интегрированным, с ИЗО....

Музыка лечит душу и тело

Лечение музыкой29 Мар 2013, Автор: Natali  "Музыка лечит душу и тело"Источник: http://artpsiholog.ru/lechenie-muzykoj/ © Психология отношений...

Целитель души и тела - Вечер-портрет об архиепископе Луке

Цель  проведённого  мероприятия - содействовать  культурному  и  духовно-нравственному  воспитанию  учащихся.Вечер - портрет посвящается «целителю души и тела» архие...

Статья "Экология души - экология тела"

Статья содержит рекомендации по здоровому образу жизни, правильного питанию. Рациональное питание- основа активной здоровой жизни....

Чтоб ребенок был здоров и душой и телом

Методическая разработка...