Чтоб ребенок был здоров и душой и телом
методическая разработка по музыке

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtob_rebyonok_byl_zdorov_i_dushoy_i_telom.docx21.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования  

Дворец пионеров и школьников им.Н.К. Крупской

Сухоруков Д.В.

Чтоб ребёнок был здоров и душой и телом

Челябинск 2015  

  Понятие "Здоровый образ жизни" (ЗОЖ) появилось совсем недавно, в 70—е годы прошлого века.

           Цель здорового образа жизни — достижение гармонии тела, духа и души, то есть — стремление не только к здоровью тела, но и к здоровью духа и здоровью души.

         Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека на фундаменте нравственного воспитания, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (то есть, здоровье) в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной). Здоровый образ жизни как система складывается из основных взаимосвязанных элементов: культуры тела, культуры движений, культуры питания, бытовой культуры, культуры эмоций, санитарной культуры... "Три кита" здорового образа жизни: духовно—нравственное воспитание, гигиена (в т.ч. гигиена труда, гигиена питания, отказ от вредных привычек) и физическая культура (двигательная активность, физические упражнения и закаливание). Здоровье это не самоцель, это средство для достойной жизни. Как точно сформулировал древнегреческий мыслитель: «здоровье — это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко, и не теряя самообладания, переносить любые жизненные невзгоды». Здоровье тела, безусловно, важно, но вторично по отношению к здоровью души и духа. Без достижения душевного благополучия, здоровье человека невозможно в принципе. Нельзя назвать здоровым человека, утратившего чувство Добра и Зла, даже если он не курит, не пьет, много двигается и правильно питается. Если человек с больной душой телесно здоров, то ни о какой гармонии души, духа и тела речи идти не может. Можно и заботу о собственном здоровье превратить в культ, стать рабом своего тела. Нет более несчастного и нездорового человека, чем тот, который маниакально прислушивается к своему пульсу и начинает день с измерения артериального давления и анализа съеденных накануне белков, жиров и углеводов.

Такая бодимания широко распространена и порождается неумной агитацией за здоровый образ жизни и нездоровым интересом к органам и системам своего организма. Если человек посвящает свою жизнь лечению болезни (не важно мнимой или реальной), достижению определенного веса своего тела или размеров, какой, либо части тела, он тяжело болен бодиманией, унынием, гордыней и прочими грехами. Таким образом, здоровым может быть только человек свободный от греха, от пагубных пристрастий и привычек, человек со спокойной совестью, человек, достигший морального, психического и физического благополучия.

        

Музыка и здоровье

        Положительное влияние музыки на здоровье человека известно давно. В.М.Бехтерев - выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, академик, сказал: «Музыка – не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья». Музыка успокаивает взрослых и детей, является ключиком к пробуждению приятных воспоминаний, притупляет боль, нормализует работу сердца. Фактов и научных экспериментов, доказывающих влияние музыки на организм человека, собрано немало. Одним из самых показательных является случай из жизни известного французского актера Жерара Депардье. Известно, что в молодости начинающий актер довольно сильно заикался и никакие специалисты и прогрессивные методы лечения не помогали ему справиться с этим недугом. Пока по совету известного врача Альфреда Томатиса Депардье не начал ежедневно по два часа подряд слушать музыку Моцарта. Уже через несколько месяцев он избавился от этой проблемы.
           А канадскими учёными из университета Торонто было доказано, что у детей, которые занимаются музыкой, уровень интеллекта в среднем на 20% превышает аналогичный показатель сверстников, которые далеки от музыкального искусства. У таких детей лучше развиты математические способности и пространственное мышление. Стоит также отметить, что после проведения серии экспериментов были сделаны выводы, что лучше всего на работу мозга влияет игра на клавишных инструментах и вокал.             Приобщая ребёнка к музыке, как источнику положительных эмоций, мы защищаем его и от пагубных пристрастий. Учёными приведены убедительные доказательства того, что среди учащихся ДШИ, ДМШ практически не бывает ни правонарушителей, ни бытовых хулиганов, то есть музыка обладает большими духовно-нравственными и оздоровительными возможностями.
       

   Есть и еще один важный пример. Известно, что сегодня совершенно здоровыми рождается не более 20% детей, хотя еще четверть века назад этот показатель был на порядок выше. И среди причин, влияющий на здоровье поколения, ученые называют не только менее здоровый образ жизни современных родителей, плохую экологию и прочие факторы, но и то, что сегодня серьезно изменились музыкальные предпочтения, появилось много «вредных» для здоровья музыкальных направлений, а популярность «полезной» классики или, к примеру, народной музыки упала.  Подобных примеров можно приводить бесконечное множество. Но все они доказывают одно – музыка ВЛИЯЕТ! Помимо положительного влияния, музыка может оказывать и прямо противоположный эффект – провоцировать развитие всевозможных заболеваний и нервных расстройств, и даже быть причиной суицидальных намерений. Именно поэтому важно знать, какая музыка считается полезной, а какая нет. Но самое главное – ПОЧЕМУ?   В целом, понятие «правильной» и «здоровой» музыки формируется из довольно реальных понятий. Прежде всего, это ритм (или частоты) и громкость мелодии. Специалисты уверяют, что музыка тем полезнее, чем она менее ритмична и тише. Так, музыка с ритмом 60 ударов в минуту – как медитация – замедляет бета-волны в головном мозге, и мозг в таком расслабленном состоянии прекращает испытывать стресс и стабилизируется. Именно поэтому прослушивание музыки с таким ритмом позволяет избавиться от нервозности и тревоги, улучшить трудоспособность и внимательность, нормализовать общее состояние и вернуть чувство умиротворения. Зато когда мы начинаем слушать максимально ритмичную музыку, происходит обратное воздействие. Частота волн головного мозга начинает превышать допустимые нормы, и мозг начинает испытывать стресс.   И если таким нагрузкам мозг подвергать постоянно, появляется не только повышенная утомляемость, раздражительность и бессонница, но и более серьезные проблемы.    Влияние музыки разной частоты на поведение и людей изучали многие ученые. В частности специалист из Израиля Уоррен Бродски наблюдал за студентами, которые ездили по улицам виртуального города под музыку разной частоты. В итоге он выяснил, что с увеличением темпа музыки, водители чаще выезжали на красный свет и попадали в ДТП. И в целом у них было в два раза больше шансов попасть в автокатастрофу, чем у любителей медленных записей

Еще один фактор, от которого зависит степень влияния музыки – это громкость. В частности, канадскими учеными удалось доказать, что под громкую музыку на выполнение физических и умственных упражнений уходит примерно на 20% больше времени. В своем исследовании специалисты просили добровольцев выполнять различные задания под музыку, изменяя громкость от 53 дБ (типичный уровень шума в офисе) до 95 дБ (уровень). В итоге было отмечено, что с ростом громкости реакция людей сильно падала. 

           Недавно были опубликованы и исследования специалистов из Гарвардской Медицинской школы (США), которые изучали, насколько опасно прослушивание громкой музыки через наушники. В итоге были сделаны выводы, что громким считается звук, когда он превышает 80% возможной громкости. И слушать музыку такой громкости безопасно для здоровья только в том случае, если это делать не дольше 90 минут в день. Что же касается наушников, было доказано, что прослушивание музыки, таким образом, при 10-50% громкости в течение продолжительного времени не опасно для слуха. Но если включить музыку на 100% громкость и надеть наушники, то даже 5-минутное прослушивание может привести к глухоте. Причем относится это и к детям и к взрослым.  Также, по словам авторов исследования, у людей, которые постоянно громко слушают музыку, ухудшение слуха может проявиться уже в течение 10 лет. И у подростков, привыкших к громкой музыке, слух нарушится уже к 25 годам и уже не вернется. 

           Впрочем, помимо громкости и частоты звучания на показатель «качественности» и «полезности» влияет и абсолютно субъективный фактор – индивидуальное восприятие музыки конкретным человеком. Дело в том, что одну и ту же музыку разные люди воспринимают по-разному. Поэтому и воздействие одной и той же композиции на разных людей будет совершенно разным. И для кого-то разрушительным воздействием будут обладать и детские песни, а кто-то сможет лечить бессонницу, прослушивая шансон. Одним словом, главное, чтобы музыка нравилась. Тогда мозг перестанет тратить энергию на негативные эмоции, что положительным образом скажется на общем состоянии и поможет достичь полного умиротворения.

Заключение.

          В последнее десятилетие в современном обществе центральной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения, как основополагающего фактора будущего благополучия государства.

          Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

     

Литература:

1. http://v-ugnivenko.narod.ru/home.htm

2. http://www.domsovetof.ru/publ/51-1-0-914

3. http://www.russlav.ru/stat/vliyanie_game.html

4.  http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-8443/

5. http://ourboys.ru/computer


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Хорошо быть здоровым и душой, и телом!»

Здоровье – это “состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.  В силу разных причин мы не успев...

«Хорошо быть здоровым и душой, и телом", презентация

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека....

урок биологии по теме "ОДС" "В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и тело!"

Презентация сможет помочь учителю биологии подготовить как открытый урок по указанной теме, так и подготовить рядовой комбинированный урок.  Особенность урока- он является интегрированным, с ИЗО....

"Когда здоров душой и телом"

Классный час подготовлен и проведен на семинаре психологов образовательных учреждений Буденновского района. Тема занятия - три составляющих здоровья....

Музыка лечит душу и тело

Лечение музыкой29 Мар 2013, Автор: Natali  "Музыка лечит душу и тело"Источник: http://artpsiholog.ru/lechenie-muzykoj/ © Психология отношений...

Целитель души и тела - Вечер-портрет об архиепископе Луке

Цель  проведённого  мероприятия - содействовать  культурному  и  духовно-нравственному  воспитанию  учащихся.Вечер - портрет посвящается «целителю души и тела» архие...

Статья "Экология души - экология тела"

Статья содержит рекомендации по здоровому образу жизни, правильного питанию. Рациональное питание- основа активной здоровой жизни....