Тренинг Эмоции под контролем
методическая разработка (психология) по теме

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тренинг Эмоции под контролем67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мегетская средняя общеобразовательная школа».

 

                                                                                                                                           

 

                                         “УТВЕРЖДАЮ”

      Директор МБОУ  МСОШ _____________Игумнова О.Е.

“      ”______________ 2013 г.

Тренинг  с педагогами «Эмоции  под контролем. Гармония  души и тела»

                                                                                                  Разработала и провела:

                                                                               Педагог-психолог: Леонтьева Е.Н.

                                                         2013

Цель:  профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

  1. Помочь формированию положительного эмоционального состояния, с помощью  позитивного проговаривания.
  2. Научить способам релаксации  и саморегуляции.
  3. Профилактика неврозов с помощью позитивного опыта общения.
  4. Научить способам здоровьесберегающих технологий.(цветотерапия, лечебная мандала)
  5. Помочь увидеть свои слабые стороны и жизненный, профессиональный, эмоциональный потенциал.

Группа: учителя

Количество: 15-20чел

Тип: Групповое занятие
Вид: Тренинг 

Используется презентация.

                                                     Ход тренинга.

Презентация.

Слайд1.Зачитывается стихотворение.

Должны мы бороться за детские души,

Должны, должны...

Но что если под поучительской чушью

В нас нету души?

Учитель - он доктор, а не поучитель,

И школа - роддом.

Сначала вы право учить получите -

Учите потом.

Должны мы бороться за детские души

Прививкой стыда,

Чтоб не уродились ни фюрер, ни дуче

Из них никогда.

И прежде чем лезть с поучительством грозным

И рваться в бои

За детские души, пора бы нам, взрослым,

Очистить свои...

Е. Евтушенко

Получать удовольствие от собственной профессии - значит быть мастером своего дела. Быть мастером - жить в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству - как подъем в гору с полными ведрами воды. Как сохранить ведра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Учителя, Учителя-мастера?

Я - рада  Вас видеть на нашем тренинге. Где мы постараемся  сегодня наполнить наши так называемые ведра чем-то новым, полезным.

Для начала предлагаю вам настроиться на работу.

Упражнение  «Клубок»

Слайд 2. Обсуждение: что общего, что нас связывает.

Упражнение «Никто не знает что я»

«Все знают,  что я»

Слайд 3.

«Человечек»  

Перед вами обычная модель учителя.

Как можно расположить  все составляющие человека по частям тела?

Здоровье

Знания

Эмоции

Деятельность

Душа

Цели

Теперь уберите хотя - бы одну составляющую  и человек станет неполноценным.

Слайд 4.Упражнение «Корзинка» Что нужно учителю, чтобы не сгореть?

Написать на листочках и кинуть в корзинку.

Обсуждение.

Слайд 5. Упражнение. «Порой я балую себя»

Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.

Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег, сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написали .

Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.   

Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.

Далее группа разбивается на группы  (при помощи стикеров) затем:

1.группы составляют слоган, отражающий  идею о том, почему необходимо иногда баловать себя;

2. по очереди записывают его на плакате «Порой я балую себя! ».

После этого раздаются карточки с рекомендациями Мадэлин Беркли-Ален, предлагает ознакомиться с ними и далее:  

- отметить в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые вы выполняете крайне редко или не выполняли раньше.

- дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями. Эти оригинальные способы побаловать себя запишите на стикерах.

- прикрепите стикеры в любом порядке к плакату «Порой я балую себя! ».

Обсуждение: участники высказываются  в свободной форме о том:

- какие способы побаловать себя им больше всего понравились;

- какие они бы могли бы больше  попробовать использовать в будущем;

- ваше мнение о проделанной в ходе упражнения работы.

«ДЕВЯТЬ СОВЕТОВ  М. БЕРКЛИ-АЛЕН»                                                                     

   К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»

1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника)

2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .

3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

7. В выходной позвольте себе подольше поспать.

8. Похвастайтесь перед  другом или родственниками своими достижениями.

9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

(М. Беркли-Ален «Забытое искусство слушать», СПб., 1997. с 193-194)

10.   

11.

(Пункты 10 и 11 – это ваши замечательные уникальные рекомендации)

Слайд 6.

-как показывает практика знаний у учителя предостаточно, деятельность почти всегда в норме, душа, духовность, душевность – это личное дело каждого. Что остается подвластным для изменений в лучшую сторону?

Цели.

Упражнение «Шаги к цели»

  • Теперь напишите свою цель на отдельном листочке, сложите его и положите в мой большой подарочный конверт (сумку). Сумка будет стоять в центре комнаты. Отойдите так далеко от нее, как далеко от вас находится достижение вашей цели.
  • Пока звучит музыка, вы идете к сумке. Каждый шаг – это ступень к достижению цели. Продумывайте каждый шаг и начинайте движение.  Подойдите к сумке, найдите свою цель и достаньте её.

Релаксация. «Полет орла»

Слайд 7.

Остались только эмоции. А вы скажите и здоровье. Так вот здоровье напрямую зависит от того какие эмоции вы больше проявляете негативные или позитивные.

Сегодня наше здоровье в наших руках. Мы постараемся запрограммировать себя на психологическое здоровье.

Знакомство с мандалой, свойствами и  разновидностями.

Ма́ндала ( «круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях , ритуальный предмет, олицетворяющий собственное психологическое пространство, свой внутренний мир.

Упражнение «Лечебная мандала» Раскрашивание мандал.

Интерпретация. Значение цветов.

Домашнее задание. Создать мандалу на основе знаний о цветах.

Значение фигур

(с чего начинали закрашивать)

Круг-стараются не иметь конфликтов, мягкие люди.

Квадрат-(прямоугольник)- люди, любящие порядок.

Треугольник- лидеры, часто вступающие в споры.

Лабиринт-  очень творческие люди

Трапеция- сами по себе.

Цвета (преобладающий)

Койма- какого цвета (Он является ключом взаимодействия с окружающим миром. Этот круг - граница нашего Эго. Красный цвет показывает миру гнев или энергию. Зеленый - способность воспитывать других, что важно в отношениях с ними)

Красный- лидерство, сексуальность

Оранжевый- творчество, движение.

Желтый- разум, мудрость, интеллект.

Фиолетовый-духовность, вдохновение, идентификация себя со значимой фигурой.

Серый- страхи

Голубой- романтика, интуиция, эмоции.

Синий- спокойствие, разум

Зеленый- потребность в самоуважении, мягкость

Коричневый- истощение, усталость, не хватка отдыха.

Черный- депрессивные эмоции

Белый- свобода, духовность

Розовый- иллюзия

ЧАКРЫ

Чего не хватает

Красный-сексуальная энергия

Оранж.-мочеполовая система, творчество

Желтый- энергия

Зеленый- эмоции

Голубой, синий – ум, разум

Фиолетовый- духовность

КАМИН

Жил-был на свете Камин. Надежный, ладный, ответственный, а еще очень щедрый. Огромная потребность отдавать была у этого Камина. Про такого, как он, говорят: «Последнюю рубаху, не задумываясь, отдаст». Здорово, что потребность Камина совпадала с его предназначением отдавать свое тепло, согревать других. Люди в суровую морозную зиму или сырую, слякотную осень были очень рады погреться у Камина. Они были очень ему благодарны и на все лады расхваливали его.

Ах, какой хороший, какой замечательный наш Камин!

Какой он щедрый! Какой бескорыстный! Все отдает и никогда ничего не просит.

Что бы мы без него делали!

Очень такие речи Камину нравились, приятно было, когда хвалят, он даже глаза закрывал от удовольствия. И возомнил наш Камин о себе, что он такой важный, такой нужный, ну просто применимый. И решил он не ходить в этом году в отпуск, не отдыхать. Решил: буду топиться и день и ночь. Пусть меня еще больше хвалят. И вот пыхтит наш Камин круглосуточно, старается, себя не щадит, все греет и греет, даже не заметил, что на дворе уже лето. Жаркое лето, знойное, за окном больше тридцати градусов. А Камин все трудится, все греет. Люди взмолились:

-        Уймись, отдохни, — просили по-хорошему. Но Камин не унимался. И люди стали ругать его.

-        Ну что за глупый! Слов не понимает. Никого не слушает. У нас уже мозги от жары плавятся, а он все не уймется.

Обиделся Камин и в отпуск ушел.

-        Странные существа эти люди, то хвалят, души не чают, то ненавидят - и в сущности, за одно и то же дело, - думал он.

Ах, Камин, Камин... Как втолковать ему, что мало иметь желание кого-то одаривать, надо, чтобы этот кто-то имел ответное желание дары принимать.

А это для размышения и темы нашей следующей встречи…

Рефлексия.

На тренинг я пришла с ___________________________________настроением

С тренинга я ухожу с _____________________________________настроением

Я чувствую______________________________________________________

Мне понравилось_____________________________________________________

Мне не понравилось___________________________________________________

По 5бальной шкале оцениваю тренинг на ____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями»

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями», который включает занятия «Мир эмоций», «Многообразие чувств и эмоций», «Тайны мозга и эмоции», «Учимся упр...

Групповые занятия и тренинги «В мире эмоций»

Классный час проводился в 8 б классе. Тема "В мире эмоций". Цели: Развивать образное мышление; Умение переживать созданный образ;Познакомить с разнообразными чувствами;Научить отличать хорошие эмоции ...

Тренинг на развитие позитивных эмоций для уч-ся 11-х классов

Набор упражнений направленных на развитие позитивных эмоций....

Тренинг на развитие устойчивости эмоций для уч-ся 11-х классов

Тренинг направленный на развитие устойчивости эмоций....

Конспект психологического тренинга "В мире положительных эмоций"

Психологический тренинг, направленный на снижение психоэмоционального напряжения школьников.  На безоговорочное авторство не претендую,т.к. упражнения "Океан чувств","Радуга эмоций...

Методическая разработка: Психологический тренинг: «Эмоции и чувства»

Цель занятия - проверить, насколько мы понимаем друг друга, насколько мы эмпатичны. В этом занятии много игровых моментов. Так в легкой непринужденной обстановке мы можем рассмотреть серьез...

Тренинг "Эмоции и чувства".

Тренинг предназначен для формирования умения анализировать собственное эмоциональное состояние, как средство достижения личных жизненных целей учащихся. Профилактика конфликтного поведения у старших п...