«Эмоции в жизни учителя» - занятие
методическая разработка по психологии по теме

Маркина Галина Викторовна

В течение последних трех десятилетий, проблемы сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Ученые обратили внимание, что многие люди после нескольких лет работы в школе испытывают состояние, близкое к стрессовому: постоянное утомление, головные боли, бессонница, тревожность, общее ухудшение здоровья.

Работа перестает приносить удовлетворение, вызывает раздражение, появляется ощущение собственной некомпетентности, снижается профессиональные достижения. Нарастает безразличие, «профессиональный цинизм», возникает отвращение ко всему на свете, немотивированные обиды на окружающих, на свою судьбу. Жизнь кажется пустой и бессмысленной, а работа надоевшей и ненавистной рутиной. Особую неприязнь вызывают люди, с которыми приходится работать. Это явление назвали «выгоранием», оно сопровождается возбуждением, раздражительностью.

В связи с этими симптомами, мы разработали программу  «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов», предлагаем Вашему вниманию одно из занятий с педагогическим коллективом

«Эмоции в жизни учителя»

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эмоции в жизни учителя»

Цель: знакомство с разными способами регуляции эмоционального состояния.

снятие напряжения, создание общего приподнятого настроения, тренировка сосредоточения.
                                                               Ход занятия:

  1. Разминка:

1. Упражнение «Колпак»
Ведущий, просит всех по кругу рассчитаться на 1–2–3.
Ведущий. Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак.
Некоторые учащиеся должны повторить текст вслух. После этого предлагается в этом тексте некоторые слова заменить жестами, но не все сразу, а последовательно — сначала слово «колпак», затем «мой», затем часть «тре» в слове «треугольный», затем вторую часть этого слова.
Видоизмененный текст будет произносить каждый 1-й, если он допускает ошибку, то тогда еще одну попытку все выполнить верно предпринимает 2-й из этой тройки и, возможно, 3-й и т.д.
Условные обозначения:
· колпак — два раза похлопать себя по голове (два слога);
· мой — показать на себя;
· тре — выбросить три пальца вперед;
· угольный — выпятить локоть.

2. Упражнение «Закончи предложение» (5 мин)

- Если я в ярости, то…

- Если я печален, то…

- Если я боюсь, то…

- Если у меня не желания что-либо делать, то…

Обсуждение:

II.     Основная часть:

1. Упражнение «Комплимент»
Цели упражнения:
— снятие зажатости, скованности;
— тренировка умения увидеть сильные стороны, положительные качества в любом человеке;
— тренировка умения находить нужные слова для приятного, продуктивного общения.
Упражнение выполняется по ломаной линии. Каждый говорит другому какой-либо комплимент.
2. Вид «поглаживания» — поддакивание. Как оно может звучать? Примеры:
да, да
да, ты прав
угу
а как же иначе
конечно

3. Вид «поглаживания» — дружеские жесты и мимика. Участники  приводят примеры таких жестов:
объятия
похлопывание по плечу
рукопожатие
подмигивание.

4. Упражнение «Передай движение»
— показать учащимся, что один и тот же жест воспринимается субъектом по-разному в зависимости от его чувствительности, настроения и т.п.;
— снять зажатость, скованность.
Упражнение выполняется по кругу.

5.Релаксация.
Проходит под музыкальное сопровождение.
Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих ощущениях. Прочувствуйте свое тело и расслабьтесь... Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем.
Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос... Сосредоточьтесь на нем! Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце.
Представьте, прочувствуйте, что такое нежность. Вспомните эпизод в вашей жизни, когда к вам относились с нежностью и любовью. Прочувствуйте это. А теперь представьте, что вы относитесь к кому-то с нежностью. Вспомните такую ситуацию, когда вы проявляли это чувство, или смоделируйте ситуацию, в которой вы хотели бы так себя проявить. Проживите и переживите эту ситуацию. Запомните это чувство. Хорошо...
А теперь представьте и прочувствуйте, что такое сочувствие.
Вспомните эпизод вашей жизни, когда к вам относились с сочувствием.
Представьте, что к вам с сочувствием относится кто-то из близких — папа или мама, бабушка или дедушка, брат или сестра... Почувствуйте это.
А теперь представьте, что вы относитесь к кому-то с сочувствием.
Сочувствуя человеку, вы чувствуете вместе с ним, переживаете его чувства как свои. Прочувствуйте, как эти переживания с каждой секундой все глубже проникают в вас... Сочувствие — это отзывчивость, сердечность, душевность, чуткость, участливость. Представьте: вы относитесь с сочувствием к другу.
Чувствуя согласно, сообща, вы переживаете беду друга почти как свою. Вы сострадаете ему, соболезнуете, жалеете... Почувствуйте сострадание, жалость к кому-то из родных, близких... А теперь представьте, что вы отнеслись с сочувствием, жалостью к кому-то из не очень близких друзей, просто знакомых... к совершенно незнакомому человеку... Запомните это чувство...
Жалеть — значит болеть сердцем, щадить, беречь, не давать в обиду.
И пусть эти чувства, эти переживания навсегда поселятся у вас в душе...
Хорошо.
А теперь представьте, что такое справедливость. Вспомните лица всех тех, кто сидит рядом с вами. Почувствуйте доброжелательное к ним отношение. А теперь подумайте о каждом в отдельности. Подумайте, чего бы вы хотели ему пожелать, чего, на ваш взгляд, ему не хватает. Может быть, кому-то не хватает уверенности в себе, кому-то — чувства юмора, кому-то — терпения. Итак, вспомните лица всех тех, кто сидит рядом с вами, подумайте о них и пожелайте им добра, счастья и любви. И когда вы почувствуете, что выполнили эту работу до конца, что вспомнили всех, что вы отдохнули и вам не хочется больше сидеть с закрытыми глазами, вы откроете глаза. Каждый — тогда, когда ему этого захочется.
Это упражнение заставило вас еще раз пережить и прочувствовать приятные моменты вашей жизни. Прислушайтесь к себе. Какая эмоция сейчас в вас доминирует, является главной? Назовите ее...

6. Пантомима: передать по кругу:
· пушинку;
· «снежок»;
· печеную картошку (горячую);
· живую мышку.

 7. «Тренировка эмоциональной устойчивости»

Участники разбиваются по парам и садятся лицом друг к другу как можно ближе. Упражнение выполняется в три этапа:

—  участники закрывают глаза. Им дается ограничение — запрещаются любые движения телом и даже лицом. Ведущий: «Настройтесь на тишину и покой в вашей душе и в вашем теле»;

—  после того, как эмоциональная устойчивость на предыдущем этапе сформировалась, задание усложняется: «Теперь вы будете неподвижно сидеть, но с открытыми глазами. При этом вы  смотрите  на  глаза  своего  партнера  и стараетесь сохранять свое спокойствие»;

—  после этих подготовительных упражнений в каждой паре один из участников выбирает себе роль тренера. «Задача тренера — рассмешить или как-то еще поколебать эмоциональное равновесие. Если ему это удается, он замолкает и ждет, пока партнер не восстановит утраченное равновесие. Затем упражнение продолжается, при этом важно, чтобы тренер снова повторил то, что вывело его партнера из равновесия». Многократное повторение формирует устойчивость к этому раздражителю. Затем участники меняются ролями, и так — несколько раз.

III.   Заключительный этап:

1. Упражнение «Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:
· Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?
· Что тебе понравилось?
· Что не понравилось?
· Какое сейчас у вас настроение? Никто не загрустил? Все в порядке?

2.Рефлексия «Волшебная чашка» (20 мин)

Сядьте удобно, положите руки на колени, закройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь не нем. Вообразите, что видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно посмотрите на чашку, рассмотрите ее. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и еще.. Отливайте из своей чашки в пустые не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло?

Ваша чашка особенная – волшебная. Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Это чашка – твоя! Она наполнена твоей добротой и уверенностью! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка!»

Задание: нарисуйте свою чашку.

Обсуждение:

  1. Что вы чувствуете после выполнения упражнения?
  2. Почему ваша чашка всегда оставалась полной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Один день из жизни учителя

Небольшой рассказ о последнем дне, который я провела со своим любимым классом накануне последнего звонка....

Метод проектов в жизни учителя

Предлагаемый методический материал-  дает представление  об отличии проекта от реферата и исследовательской работы,-  предлагает типологию проектов и этапы работы над ним,- рассматривае...

«Эмоции в жизни учителя» - занятие

В течение последних трех десятилетий, проблемы сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педаго...

Конкурсная работа «Самый необычный день из жизни учителя английского языка»

Конкурсная работа «Самый необычный день из жизни учителя английского языка» ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК элективного курса «Стиль жизни – здоровье». Занятие по теме: «Мораль и нравственность в жизни человека»

В текущем учебном году после прохождения курсов повышения квалификации на кафедре НИПКПиПРО г. Новосибирска, я взялась за апробацию программы «Стиль жизни – здоровье», авторы: И.В. Габер, М.П. Радченк...

Конфликт в жизни учителя «учитель –родитель», «учитель –ученик» и пути преодоления.

Конфликт подразумевает такие отношения, при которых сталкиваются противоположные точки зрения, возникают серьезные разногласия, при неумелом разрешении которых разрушаются деловые и дружеские контакты...

Сценарий мероприятия на тему: «Положительные эмоции в жизни школьника».

Положительные эмоции в жизни школьника играют важную роль, так как они влияют на его психологическое состояние, успеваем...