Игры с песком
материал по психологии на тему
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_peskom.docx | 13.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Примеры некоторых упражнений.
- «Чувствительные ладошки» (Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
- Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
- Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
- Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
- Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
- Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
- Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
- Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
- Выложить фишками геометрическую фигуру.
- Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т. д.
- Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
- Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
- «Чей это след? » На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?
- Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.
- «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.
- «Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
- Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра с песком, как способ гармоничного развития детей дошкольного возраста».
Цель: расширение знаний педагогов о нетрадиционных способах гармоничного развития детей с использованием игр с песком....
Семинар-практикум для родителей на тему: «Чем занять ребенка летом?» (игры с песком и водой в домашних условиях)
Скоро придёт долгожданное лето и чтобы оно не прошло даром, а подготовило вашего ребенка к занятиям в следующем учебном году, я хочу вам рассказать, как можно интересно и ярко организовать досуг вашем...
Адаптационные игры с песком
Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Психологи и воспитатели младших групп могут исполь...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Игры с песком и водой"
Семинар-практикум...
Мастер- класс для педагогов тема" Нетрадиционные формы работы учителя - логопеда. Игры с песком"
Пескотерапия - как одна из нетрадиционных педагогических технологий в работе с детьми - логопатами....
Игры с песком в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с дошкольниками.
Использование в практике учителя-логопда игр с песком, направленных на коррекцию речевых нарушений у дошкольников....
Буклет: "Играем с песком"
Практические игры с песком для воспитателей...