Агрессия и способы совладения с ней.
методическая разработка по психологии по теме

Головий Ольга Ивановна

Информация для использования на родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_agressii.docx15.02 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессия и способы совладения с ней

Причины агрессии

Считается, что агрессия - это следствие действия разного рода причин. Агрессию могут спровоцировать:

    1) наследственно-характерологические факторы (наследственно-конституцио-нальная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое конституционально обусловленное поведение родителей или родственников);

   2) биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие); 

   3) некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т. п.); 

  4) влияние социального окружения

Социальные источники агрессии, пожалуй, самые действенные факторы в современном мире. Это особенно отчетливо проявляется в детском возрасте, когда роль социального окружения велика. В детском возрасте поведение родителей, более старших детей, сверстников является примером для ребенка.

Среди семейных факторов агрессии Р.Бэрон, Д.Ричардсон называют реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами. Р. Бэрон, помимо этого, дополняет данный перечень указанием на состав семьи и говорит о том, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей.

При каких же условиях у детей возникает агрессия?

 1)  Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку => вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей => ребенок часто конфликтует, дерется, на занятиях и уроках выкрикивает и т. п.; применяет агрессивную модель поведения в жизни.

2)  Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания  => уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям => вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте; проявления защитной агрессивности.

3) Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение => вседозволенность => проявление агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты.

4)  Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева => ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции => деструктивная агрессивность => насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство, внезапные вспышки гнева.

5) Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка (например, отрицательно высказываются по поводу соседей по коммунальной квартире или по поводу педагогического стиля в детском саду и т. д.) => у ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед => вероятно, что дошкольник возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения => проявления агрессии.

6) Конфликты между родителями, развод => демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».

Помимо этого, обстоятельствами, провоцирующими агрессию, (в детском возрасте) являются:

• желание привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

• ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик начинает  кричать:  «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);

• стремление защититься и отомстить;

• стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строю мальчик отталкивает опередившего, хватает его за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

• стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки).

Кроме социальных, мощными детерминантами агрессии могут являться личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации. В качестве усиливающих проявления агрессии личностных особенностей выступают боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция усматривать враждебность в чужих действиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 4-5-х классов по теме:"Агрессия, способы её проявления, причины, последствия"

Одно из занятий по развитию  и коррекции социальных навыков по программе "Я и МЫ". Цикл занятий включает 15 занятий....

Родительское собрание «Агрессия у детей – причины и способы предупреждения»

Цель: формирование у родителей выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях....

Способы преодоления детской агрессии

Детская и особенно подростковая агрессия — явление, к сожалению, в наши дни достаточно распространенное. Нередко оно провоцируется взрослыми, их неумением или нежеланием постигнуть внутренний мир...

Родительское собрание "Детская агрессия. Профилактика и способы борьбы с ней"

Цель: обсудить причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка, и пути её преодоления. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления.  ...

Родительское собрание на тему"Способы преодоления детской агрессии"

Детская и особенно подростковая агрессия — явление, к сожалению, в наши дни достаточно распространенное. Нередко оно провоцируется взрослыми, их неумением или нежеланием постигнуть внутренн...