СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
статья по психологии на тему
Предварительный просмотр:
По согласованию с Г. А.Вайзер.
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
КОЛЛЕДЖА
Н.В.Божьева г. Москва ГОУ СПО №28
Изменения в политической и социально-экономической жизни нашей страны привели к изменениям в системе профессионального образования молодежи. Проблемы научно-технического, природно-ресурсного и экологического характера требуют воспитания нового поколения, способного быстро и творчески решать актуальные вопросы. Современное время более динамично, и учащиеся при выборе специальности имеют большие возможности. В нашем колледже в сотрудничестве педагогов и мастеров производственного обучения осуществляется подготовка молодежи по разным специальностям. Я обучаю кулинарному мастерству. Общественный запрос и общественное ожидание, направленное в настоящее время на повышение качественного профессионального образования, обязывает не только повысить профессиональное мастерство наших обучающихся в полном соответствии с требованиями профессиональной этики, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, гражданской ответственностью за изготовляемую продукцию, но и разнообразя сферы деятельности в учебном труде, влиять на формирование самосознания и мировоззрения. Беседы с учащимися показывают, что они задумываются о своих внутренних качествах, но их внимание больше сосредоточено на внешнем мире. Обучая профессиональному мастерству, важно понять самосознание, жизненные цели и смысложизненные ориентации подростков. Труд - основа человеческой жизни. В процессе изучения других
учебных предметов учащиеся получают достаточно полное представление о роли труда в жизни человека и общества. Мастер производственного обучения раскрывают основные технологические приемы работы по специальности. Овладение любым простейшим трудовым навыком начинается, как правило, с простого подражания мастеру производственного обучения и воспроизведения его действий и указаний. В процессе живого общения у наших учащихся складываются общественные отношения, которые формируют мировоззрение.
Чем значительнее жизненная перспектива личности обучающегося, чем богаче внутренний мир, тем меньше зависимость от непосредственного трудного и проблемного окружения, а контингент наших обучающихся сложный . Перспектива в будущее показывает активную жизненную позицию. Только наличие смысла жизни и целей позволяет подняться над уровнем обыденности и повседневности и строить собственную судьбу. С целью определения жизненной перспективы у наших учащихся мы использовали анкету В.Э.Чудновского из книги «Смысл жизни и судьба» (1998). Работа с этой анкетой вызвала живой интерес у обучающихся, а результаты анкетирования, к сожалению, показали ограниченность понимания и осознания жизненных смыслов в условиях современного социально-экономического кризиса. Все учащиеся определяют смысл жизни, как цель обучения собственной жизни. Только около 87% учащихся, раскрывают содержание смысла жизни для себя. В процессе конкретизации понятий, видны широкие социальные смыслы: «иметь хорошую профессию, жить для людей, работать». Часто в ответах формулируются «малые» локальные цели, которые связаны с периодом жизни ученика: «Хочу окончить обучение в колледже», «Хочу скорее получить специальность». Учащиеся стремятся получить конечный результат и плохо осознают себя в процессе его достижения. Анализ ответов показал необходимость совершенствовать производственные формы работы с учащимися по коррекции самооценки и иерархии жизненных ценностей с целью преодоления низкой общей культуры обучающихся и стимулирования мотивации по совершенствованию профессионального мастерства.
Способность интегрировать в себе наибольшее количество социально значимых ценностей определяет меру богатства личности ученика, Для определения ценностных ориентации мы включили в анкету В.Э.Чудновского еще три вопроса относительно празднования 65-летия ВОВ.
Эти вопросы позволили нам понять отношение нашей молодежи к современным событиям жизни. Вопросы проясняли отношение к ветеранам ВОВ, празднованию 65-летия победы и значения победы для современности. Приятно отметить уважительное отношение нашей молодежи к подвигам ветеранов, осознания ими значимости победы для современной жизни: «Победа в ВОВ позволяет нам учиться и свободно жить», «Победа в войне позволяет нам свободно жить, учиться и работать».
Выше изложенное обращает наше внимание на совершенствование учебно-воспитательной работы в профессиональном обучении и расширении кругозора и смысложизненных ориентиров в жизни современной молодежи.
Заявка на участие в ХУ симпозиуме «Психологические проблемы
смысла жизни и акме»
Божьева Надежда Винидиктовна.
Мастер производственного
обучения ГОУ СПО ТК-28
Москва, ул. Полбина, 72.
Тел.8 962-935-99-69
«Смысложизненные ориентации учащихся колледжа». Направление - «Смысложизненные и акмеологические проблемы профессиональной деятельности». Очная форма участия.
Учреждение Российской академии образования
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
(ПИ РАО)
30" 03 2010 г. № 86
125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4
С_ !
тел./факс (495) 695-88-76
Организационный комитет XV-ro симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме»
приглашает Вас и учащихся старших классов Вашей школы принять участие в работе впервые организованной в рамках данного симпозиума секции старшеклассников.(22 апреля 2010 года).
Программа работы секции старшеклассников:
14.00 Экскурсия по Психологическому институту Российской академии образования 15.00 Доклады и выступления участников симпозиума 17.00 Встреча с д.психол. н. Суворовым А.В. Руководители секции - к.психол. н. Попова Т.А., к.психол. н. Логинова А.А.
Заявки на участие в конференции и тезисы (1-2 стр.) принимаются до 06 апреля
2010 г. на e-mail: smyslsimp@mail.ru
Кроме того, распечатку заявки и тезисов просим отправить по адресу:
125009, Москва,ул. Моховая, д. 9, стр. 4, Психологический институт РАО, к. 33, Вайзер Галине Александровне.
Малых СБ.
Заместитель директора по науке УРАО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/07/picture-75902.jpg)
Воспитательный аспект урока информатики как средство формирования смысложизненных ориентаций школьников
Программа проводимой исследовательской деятельности, целью которой является выявление форм и методов воспитательного воздействия, способствующих формированию смысложизненных ориентаций школьнико...
Формирование смысложизненных ориентации суворовцев при обучении грамматики английского языка.
Данная методическая разработка подчеркивает значимость нравственных ценностей подростков в современном мире и предлагает приемы формирования положительных смысложизненных ориентаций посредством обучен...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/05/picture-180493-1675593885.jpg)
Формирование смысложизненных ориентаций суворовцев на уроках немецкого языка посредством проектной методики
Целью данной работы является описание опыта работы по формированию смысложизненных ориентаций суворовцев на уроках немецкого языка посредством проектной методики....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-220495-1364464275.jpg)
Социокультурный компонент содержания обучения немецкому языку в формировании смысложизненных ориентаций суворовцев
Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, рациональных вариантов содержания обучения и его структур...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-497178-1413134844.jpg)
Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида
Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/12/picture-453995-1428826513.jpg)
Правила речевого этикета как социокультурный компонент иноязычного обучения при формировании смысложизненных ориентаций обучающихся
Программа курса предусматривает рассмотрение правил речевого общения в следующих коммуникативных ситуациях:· Как рассказать о себе, начать разговор с собеседн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/18/picture-1290572-1605691462.jpg)
Презентация "Формирование смысложизненных ориентаций личности - фактор профилактики социальных отклонений подростков"
Одно из основных мировоззренческих понятий, имеющий огромное значение для становления духовно- нравственного облика личности, самосовершенствования индивида и общества в целом, синтеза индивидуального...