Путешествие к звездочке
план-конспект занятия по психологии (5 класс) по теме

Сухорукова Елена Владимировна

Формирование навыков эффективного взаимодействия и элементов поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_k_zvezdochke.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие к звездочке»

Развивающее занятие для 5 класса.

                                                                                       Составитель:

        Сухорукова Е.В.

        Педагог-психолог

        МОУ СОШ №103

ВОЛГОГРАД 2008

Развивающее занятие в 5 в классе.

Тема: «Путешествие к звездочке».

Цель занятия: формирование навыков эффективного взаимодействия и элементов поведения.

Задачи:

-развитие способности к самоконтролю в социальной ситуации;

-развитие способности находить нестандартные решения в сложных ситуациях;

-развитие творческого мышления и воображения.

Материалы:

-тематические картинки (небо, звездочки);

-карточки со скороговорками;

-музыкальное сопровождение.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Подготовительный этап.

1.Упражнение «Пустой стул» или  «Моргалки».

Участники делятся на первый-второй. Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» — встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом, — взглядом пригласить (подмигнуть) кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним — задержать, не дать впереди сидящему убежать. Если тот все же убежал, оставшийся один моргает кому-то из другой пары. Главное условие: нельзя подмигивать соседней паре.

2.Упражнение «Владеем ли мы своим языком?»

Работа над скороговорками: в медленном темпе проговариваем все звуки в словах, запоминаем.

Будьте добры, бодры и храбры!      (в среднем темпе 3 раза можно смотреть в карточку,

Королю подари пару кроликов.           в быстром темпе повторить 2 раза).

- Молодцы! Мы обрели уверенность в себе, почувствовали свою силу. Мы готовы к занятию.

Основной этап.

Психолог. Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие, в котором нас ждут приключения. Мы сможем не только познакомиться со сказочными героями, но и помочь им. Послушайте, пожалуйста, сказку.

3.Сказка. Жила на свете одна Звездочка, которая всегда грустила. А грустила она потому, что у нее не было друзей и жила она на небе одна-одинешенька. Звездочка всегда ночью пыталась согреть  всех людей своими лучиками, но, увы, они не долетали до Земли, так как  Звездочка  находилась очень далеко. На Земле жила  волшебница Виола, которая следила за Звездочкой с тех самых пор, как у Звездочки появилось волшебное зеркальце. Виола всегда помогала добрым и отзывчивым людям. Решила она помочь Звездочке найти друзей и отправилась в далекое путешествие к Звездочке.

Психолог. Ребята, волшебница Виола приглашает и нас с вами в гости к Звездочке. Но для того, чтобы лететь вместе с Виолой, нам нужно отгадать ее волшебные загадки.

4.Загадки.

1.В одном сказочном царстве правил злой и коварный Король. Он запрещал жителям  своего царства дружить друг с другом и ходить  друг к другу в гости. Как вы думаете, почему? Чего хотел Король?  Какими качествами обладал этот Король? Что чувствовали люди этого царства?  (Обсуждение).

2.В одном городе жил купец. У него много денег, поместий, много дорогих камней и драгоценных металлов. И рос у купца прекрасный сын. Он  был добр, умен и красноречив. Когда купец заболел и почувствовал, что скоро умрет, он призвал к себе своего сына, чтобы оставить ему завещание. И сказал купец сыну: «Если станешь поступать по завещанию, то будешь по-прежнему счастлив. А если не захочешь следовать моей воле, то претерпишь великие тяготы  и раскаешься в том, что пренебрег моим заветом…»

Как вы думаете, что за завещание оставил купец своему сыну? Что сказал купец сыну, о чем просил его?  Что самое важное сказал он в этом завещании? (Обсуждение).

3.Жили когда-то отец и два сына. Старший сын был зрячий, а младший-слепой. Умирая, отец позвал старшего сына и говорит: «Сынок, кроме долгов ничего вам не оставлю в наследство. Поэтому и прошу тебя, мой сын, как ни трудно тебе будет, не бросай на произвол судьбы своего слепого брата». Поклялся старший сын, что выполнит волю отца. Прошло много времени, и старший брат совсем забыл про священную клятву отцу. Накопив немного денег, он решил отделаться от младшего брата. Завел он его в глухой лес, и сказав, что скоро вернется, ушел. Долго ждал младший  своего старшего брата и, наконец, понял, что бросил его брат и больше уж никогда не вернется. Понял и горько заплакал…

Почему зрячий брат так поступил по отношению к слепому? Что будет с младшим братом? Что будет со старшим братом? Какими качествами должны обладать братья?  Смогут ли они найти себе друзей? (Обсуждение).

 У Звездочки, живущей  на сказочной планете, есть волшебное зеркальце. Как вы думаете, зачем оно ей нужно? И почему волшебным является именно зеркальце?

Психолог. Итак, загадки мы отгадали, и волшебница Виола приглашает нас на  ковер-самолет. На нем мы и полетим к Звездочке. Но к этому волшебному ковру мы еще должны добраться.

5.Игра «Переправа».

Необходимо перебраться с одной половины класса  на другую различными способами. Дается 2 минуты на обсуждение возможных способов переправы. У всех они должны быть разными. Если хотя бы двое будут повторять действия друг друга, то все участники игры должны вернуться на исходное место и игра начнется заново. Сигналом к началу игры послужит веселая музыка. (Дети обсуждают способы переправы).

Психолог. Как вы думаете, какое качество помогло вам в этой игре? (Ответы детей).

-Совершенно верно, справиться с этим заданием вам помогли дружба и воображение. Отправляемся…

 6.Путешествие.  Волшебница Виола добралась до Звездочки на ковре-самолете. Увидев грустную Звездочку, она сказала, что может помочь ей. Виола  дала Звездочке  мешочек с волшебной золотистой пылью и сказала, чтобы та вытаскивала по пылинке и дула на нее - так будут появляться новые звезды. Звездочка поблагодарила Виолу. На следующую ночь люди с Земли увидели много-много звезд, они даже стали находить новые созвездия и придумывали про них разные истории. А маленькая Звездочка была счастлива и поэтому очень ярко сияла и до сих пор сияет. Эту Звездочку назвали  Полярной.

Улетая от Звездочки, волшебница отправила ей волшебное послание. Но воздух, по которому передавалось послание, был заражен вирусом. И все слова в нем зашифровались особым образом. Они как будто были написаны на тарабарском языке. Вот зашифрованное послание: «не нужна внутренняя тусклость, не нужна душа и закрытый «Железный Дровосек». («Важен не внешний блеск, важна душа и открытое сердце»).

Вам нужно  помочь Звездочке расшифровать то, что написала Виола, и придумать послания, которые бы смогли дать Звездочке силы надеяться, верить  в настоящую дружбу и найти настоящего друга.

(Работа проходит в группах по 3-4 человека).

Заключительный этап.

Итак, на нашем сказочном небе появилось много звезд, а Звездочка обрела друзей.

Какие они, ее друзья? Почему у Звездочки не было друзей? Что для вас означает «быть другом», «иметь друзей»?

Вот и подошло наше путешествие к концу. Давайте украсим наш небосклон звездочками, которые наделены качествами друга. (На звездочках ребята пишут качества и фиксируют на картинке неба).

Спасибо за приятное занятие!

Список используемой литературы:

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку.-М., 2001.

2.Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред.М.Р. Битяновой.-СПб.: Питер, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование "звездочки обдумывания" в проектной деятельности"

презентация для мастер-класса педагогов дополнительного образования "Использование "звездочки обдумывания" в проектной деятельности"...

Мастер-класс "Звездочка на окно"

Возможно, вы видели такие украшения в продаже. Сегодня предлагаем вам мастер-класс в фотографиях, как сделать вот такую звёздочку своими руками. Её можно повесить как на окно, так и на новогодню...

конспект урока по ИЗО "Звездочки-пушинки" 5кл

Красота зимней природы не оставит равнодушным никого! Окунитесь в царство зимней красоты!Возвращение к своей подлинной природе важнее всего на свете.Природа и искусство, материал и твор...

Выступление театрального кружка "Звездочка"

Сценарий театрализованного представления "Мурзилка  спешит  на  помощь!"...

Как увидеть пароль вместо звездочек?!

Очень часто бывает такое, что Вы ввели пароль, ну и конечно же забыли, а Вам надо ввести свой пароль, чтобы зайти на свою страницу, например, с другого компьютера. Или хотите поменять свой пароль на н...

Как увидеть пароль вместо звездочек?!

Очень часто бывает такое, что Вы ввели пароль, ну и конечно же забыли, а Вам надо ввести свой пароль, чтобы зайти на свою страницу, например, с другого компьютера. Или хотите поменять свой пароль на н...

Экскурсия по выставке ДПИ и ИЗО "Рождественские звездочки"

Предлагаю материал экскурсии по рождественской выставке, направленный на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Информация будет полезна педагогам дополнительного образования, учител...