РЕАЛИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
статья (психология) на тему

Шаповалова Елена Александровна

Состояние современного российского общества характеризуется кризисом духовной культуры. В этой связи проблемы нравственного и духовного становления личности приобретают особую актуальность. Обращение к идеям гуманно-личностной педагогики, способной оказать позитивное влияние на личность ребенка, становится все более востребованным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shapovalova_e_statya.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Шаповалова Е.А.,

учитель русского языка и литературы

СОШ №26 г. Владимира

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ                                                   ПЕДАГОГИКИ В ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Состояние современного российского общества характеризуется кризисом духовной культуры. В этой связи проблемы нравственного и духовного становления личности приобретают особую актуальность. Обращение к идеям гуманно-личностной педагогики, способной оказать позитивное влияние на личность ребенка, становится все более востребованным.

Гуманно-личностный подход к воспитанию в современной российской школе опирается на глубинную мудрость духовной культуры прошлого. Большое влияние на становление и развитие гуманной педагогики оказали В.И. Вернадский, Сергий Радонежский, Павел Флоренский и другие представители отечественного духовного наследия. Она пропитана жизненным источником мировой философско-этической и педагогической мысли (Конфуций, Сократ, Дж. Дьюи, и М. де Монтень и другие), несет в себе чистоту идей современных мыслителей (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, Я. Корчак, Д.С. Лихачев, В.А. Сухомлинский, Д.Н. Узнадзе и другие).

Основными постулатами гуманно-личностной педагогики являются:

• воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, раскрытие и созидание в ребенке черт и качеств благородства (воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса);

• принятие идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.

Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, появляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на понимание себя как личности. Понимая причину, суть своих поступков, ребёнок – подросток – юноша учится не только оценивать, но и понимать, почему другой человек поступил так, а не иначе. [1]

Идеи гуманно-личностной педагогики резко отличаются от идей традиционно сложившегося авторитарного процесса обучения, при котором учитель объясняет, рассказывает, показывает, доказывает, спрашивает, требует, проверяет и оценивает. В этом случае учащийся не настроен доброжелательно к учению, поэтому его надо принуждать, что радости не приносит ни ребёнку, ни родителям, ни учителю. При этом ребёнок, имея огромные потенциальные интеллектуальные возможности, не может их реализовать.

Одним из основных инструментов оценивания результатов обучения и воспитания является отметка, являющаяся зеркалом, отражающим уровень достижений учащегося. Постепенно ребёнок привыкает учиться не для личной радости, а для отметки. Учитель из года в год единолично продолжает контролировать, находить ошибки, указывать на недостатки, оценивать, высказывать своё мнение о результате деятельности школьника. Постепенно у школьника складывается учебно-познавательная деятельность, лишённая собственных контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней направляющей и мотивирующей основы. Однако, ребёнок – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы процесс учения захватывал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. Учителю необходимо создать атмосферу, где ценятся личностные качества ученика: его самостоятельная мысль, склонность к творческому поиску, упорство, стремление к решению более сложных задач. Для этого в процессе обучения нужно использовать такие приёмы как сотрудничество с учащимися в процессе обучения, вера в способности каждого школьника, умение радоваться вместе с детьми, видя их успехи. Этой радостью он обязательно поделится со своими родителями, взрослыми, т.к. именно в младшем школьном возрасте ребёнок приобретает навыки социального взаимодействия. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь – учителя, поэтому оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств.

Потребность ребенка во внимании, уважении, сопереживании является основной в этом возрасте. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. Задача и учителя, и родителей – помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого. Поэтому очень важно донести до родителей достижения его ребёнка. С этой целью учитель, основывающий свою деятельность на принципах гуманной педагогики (в СОШ №26 г. Владимира данные принципы являются основополагающими в организации учебно-воспитательного процесса) каждое полугодие составляет отчёт для родителей. В отчете описывается динамика развития личности ребёнка, даётся содержательная характеристика усвоенных им знаний, умений и навыков. Анализ отчета дает возможность учителю совместно с родителями наметить перспективы дальнейшего развития личности учащегося. Примером такого отчета могут служить характеристики на Валентик Марину, ученицу 4 «А» класса, составленные классным руководителем, психологом, учителями предметниками (декабрь 2007 года).

Марина, тебе свойственно стремление постоянно узнавать что-то новое в разных областях науки и культуры. Твои глаза горят «огнём познаний». Это прекрасно! Ведь человек живёт, пока познаёт.

 Ты всегда и во всём стремишься быть первой и настойчиво этого добиваешься. Это неплохое качество. Радует то, что ты добиваешься выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступаешь перед трудностями. Активно участвуешь во всех общественных делах класса. Любую работу выполняешь хорошо. В этом полугодии ты участвовала в двух школьных тематических олимпиадах. В олимпиаде по математике ты заняла первое место. Молодец!!!

Аккуратность – ещё одно качество, которое тебе присуще. Ты всегда опрятна, подтянута – и за партой, и у доски. Бережёшь школьное имущество, всегда стараешься привести его в порядок. Умеешь со вниманием и пониманием выслушиваешь справедливую критику в свой адрес.  Трезво оцениваешь свои возможности, выбирая для себя дела в соответствии с возможностями.

У тебя много друзей! Ребята в классе относятся к тебе с симпатией. Они доверили тебе важное дело – представлять интересы класса в школьном пресс-центре. Не подводи их доверия! Это очень важно! Ведь заслужить доверие тяжело, а потерять – легко! Помни об этом! Продвижение в области получения знаний идёт своим чередом.

Необходимо обратить внимание на то, что в СОШ №26 только начальная школа использует безотметочную систему. Трудности начинаются тогда, когда учащиеся приходят в среднее звено, где существует отметочная система оценивания труда школьника. Именно по отметке мы судим, как ребёнок учится. А как же личность?

В этот период особенно необходимо учитывать возрастные изменения, которые происходят у учащихся в этом возрасте. Они вступают в подростковый период. Неизбежным, естественным и нормальным является появление у подростков полового влечения и соответствующих мыслей, чувств, переживаний, специального интереса к противоположному полу. Это одно из важных психических новообразований, и взрослые должны относиться к этому бережно.[2] Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Сейчас эта потребность приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях и мыслях. Главное для подростка – утвердить себя в глаза сверстников, столкновение норм, принятых в группе сверстников, и требований взрослых.

В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Однако подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Такими друзьями должны для подростка стать учителя и родители. В этом возрасте для ребёнка значимо мнение сверстника, поэтому, на мой взгляд, пакет достижений должен содержать не только характеристику, которую даёт учитель, но и характеристику со стороны товарища. Да и стиль такой характеристики должен измениться. Представляется, что она должна быть написана в форме следующих писем.

Дорогая Наташа! Вот и подошёл к концу учебный год. Мальчики стали взрослее, а девочки красивее, особенно ты, Наташа. Ты очень хороший, умный человек. В учёбе ты идёшь наравне с Мариной. Спасибо тебе за то, что ты помогаешь мне на уроках, особенно на русском во время диктанта. Эта помощь многое говорит о твоём характере и твоей душе. Мне нравится в тебе позитив. В любую минуту ты можешь утешить человека, дать ему правильный совет, найти в безвыходной, казалось бы, ситуации что-то хорошее. Спасибо тебе за всё.

Твой одноклассник Михаил.

Наташа! Свойство мудрого состоит в трёх вещах: первое – самому делать то, что он советует делать другим, второе – никогда не поступать против справедливости, третье – терпеливо переносить слабости людей, окружающих его. Мы считаем, что ты полностью соответствуешь этим словам Л. Н. Толстого. А ещё он сказал, что глаза – это зеркало души. Именно твоя мудрость, тактичность, красота и внимательность глаз поразили нас, когда ты пришла в пятый класс. Поставив перед собой цель, ты идёшь к ней. Ты ответственна. Если пообещала что-то сделать, обязательно выполнишь. Мы всегда можем на тебя положиться. У тебя много друзей! Ребята в классе относятся к тебе с симпатией, стремятся к общению с тобой. Цени это! А ещё нам нравится в тебе твоя преданность любимому делу. Миша, безусловно, прав: ты хороша как внутренне, так и внешне, особенно великолепна на своей любимой лошади. Думаем, что твой любимец отвечает тебе взаимностью. Мы хотим подарить тебе стихотворение, в котором содержатся наши тебе пожелания.

Не оставляйте на потом дела, не прячьте в стол написанные письма,

Не хороните в ящике стола кому-то адресованные мысли.

 Не бойтесь правды, презирайте лесть и не терпите наглости и хамства.

Короткое, как выстрел, слово «честь» не путайте с пузатым словом «чванство».

На брудершафт не пейте с дураком. Не лебезите перед тем, кто выше.

И не жалейте тех, кто далеко, под боком крика помощи не слыша.

Не обижайте женщин никогда, и слабых никогда не обижайте.

 А если к другу, вдруг, пришла беда - спасайте друга и пропасть не дайте.

Не смейтесь над убогим и больным - у них своя нелегкая дорога.

Не хвастайте характером стальным. Быть слабым можно. Иногда. Немного.

Любимых берегите и детей. Цените труд других и свой цените.

И радуйтесь обычной доброте.

Любите жизнь и жизнью дорожите!

                                          С уважением, Елена Александровна.

Дорогой Даниил! Мы с тобой знакомы очень давно. И всё то время, что я тебя знаю, ты был и остаёшься моим хорошим другом, товарищем. Ты очень весёлый, добрый, общительный, всегда придёшь на помощь. Ты сильный, смелый, у тебя огромная сила воли. Все считают тебя примером для подражания,  потому что ты ответственный, умеешь распределить своё время. Я хочу, чтобы ты и дальше оставался таким же хорошим другом, как сейчас.

Твоя одноклассница Марина.

Даниил! Если представить тебя в виде какого-то образа, то это, скорее всего, скала, за которой можно скрыться от неприятного леденящего ветра и опереться в трудную минуту. Ты надёжный человек. Когда ты рядом, вокруг полный штиль. Ты не по годам мудр. Нас, взрослых людей, часто интересует твоё мнение, потому что в нём всегда есть рациональное зерно. Радует то, что при этом с тобой совсем не скучно (как иногда бывает с резонёрами – посмотри значение этого слова в словаре), а, напротив, очень интересно. У тебя хорошее чувство юмора, твои шутки бьют не в бровь, а в глаз. Не хочется быть тривиальными (это слово тоже есть в словаре), но именно ты являешься надеждой не только своих замечательных родителей, но и школы. Спасибо тебе за всё!

                                                      С уважением, Елена Александровна.

 Дорогой Лери! Я знаю тебя на протяжении восьми лет, и ты практически ни разу, как человек, не разочаровал меня. Хотя, конечно, ты иногда бываешь груб с девочками. Надеюсь, ты  избавишься от этой черты. Ты добрый, смелый, всё понимающий хороший друг. В жизни класса ты принимаешь активное участие: участвуешь в олимпиадах и конкурсах, различных играх и соревнованиях, много хорошего делаешь для школы. Правда, не всё у тебя хорошо складывается относительно учёбы. Всё-таки ты бываешь очень ленивым. Я желаю тебе избавиться от этой черты. Удачи тебе во всём! Твоя одноклассница Арина.

Лери! В наше время такая редкость – любоваться человеком, который трудится. Да и не каждому дано вызвать такое чувство. А ты умеешь подарить людям радость в тот момент, когда они видят, как ты работаешь. В этот момент у тебя горят глаза, на лице печать вдохновения, ты не работаешь, ты творишь, творишь, как художник. Про тебя можно сказать: «У Лери золотые руки!» А какие у тебя достижения в спорте! И неважно, что иногда появляются раны от борьбы с соперником. Они заживут. Главное – ты победил! Ты молодец! Мы гордимся тобой! Но куда же пропадает это вдохновение, этот блеск в глазах, когда ты находишься на уроках?! Может быть, ты не знаешь или забыл вкус победы, когда приобрёл новые знания, не ощущаешь радость от того, что тобой взята ещё одна высота?! Не бойся, возьми эти высоты, потому что, мы верим в это, ты Сокол, а не Уж.

                                                       С уважением, Елена Александровна.

В этих небольших письмах-характеристиках ребята делают ещё только первые шаги в попытке понять и принять друг друга, увидеть хорошее и плохое.  Такие письма-характеристики читаются подростками и их родителями с большим интересом. Ребята не только рассказывают друг другу о том, что ему написали, но и принимают к сведению пожелания со стороны друзей и учителя.

Ранний юношеский возраст – чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека. Главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению. Это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения. И теперь уже сами учащиеся пытаются создать свой пакет достижений, дать себе характеристику, отмечая свои плюсы и минусы. Конечно, здесь также необходима помощь учителя, который в беседе со старшеклассником может помочь ему определиться, в чём он прав по отношению к себе, а в чём нет. Примером таких самохарактеристик могут стать следующие.

       Самохарактеристика ученика 9 «А» класса Лылина Даниила.

У меня  достаточно твердый характер. Я обладаю  реалистичными взглядами на жизнь, но не все мои поступки равноценны. Бывают у меня и срывы, и заблуждения. Я добросовестный  и вполне терпим  в коллективе. И всё же мне есть над чем задуматься, чтобы избавиться от некоторых недостатков, ведь мне это под силу.

Я честный и добропорядочный, у меня  устойчивая психика, ответственность и инициатива,  я имею обилие новых идей (которые, к сожалению, нередко так и остаются неосуществленными). Смекалка, ярко выраженное чувство юмора. Склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликтов. Некоторое непостоянство. Мне свойственна эмоциональная медлительность, томность. Простота и редкая смелость в общении, способность переключиться на новый тип поведения.  Я немного ленив.

Самохарактеристика ученицы 9 «А» класса Влентик Марины.

У каждого человека есть свои положительные и отрицательные качества. От них во многом зависят положение  в обществе, отношение окружающих и многое другое, что важно для нас. Я бы хотела рассказать вам о своих.  Довольно таки сложно судить о самой себе, но я постараюсь дать себе  адекватную оценку.

Хотелось бы начать с положительных качеств. Самым главным в любом человеке я считаю ответственность и могу сказать, что я ответственная и стараюсь по мере своих возможностей выполнять работу надлежащим образом. Мне очень часто помогает моя хорошо развитая слуховая и зрительная память и неординарно развитый ум. Я всегда держу свои обещания, стараюсь выполнить их в срок. Также моими ведущими качествами являются доброта, креативность, активность, надежность.  Не стоит забывать об отрицательных чертах. Больше всего в себе мне не нравится моя невнимательность. Также моими хорошими качествами нельзя назвать  грубость, стеснительность, непунктальность, леность, рассеянность, излишнюю сентиментальность,  ранимость. Мешает налаживать контакты с  другими людьми моя некоммуникабельность. В нашем мире никто не идеален, нет предела совершенству. Мне предстоит долго и упорно работать над собой, чтобы стать по-настоящему хорошим человеком.

Самохарактеристика ученицы 9 «А» класса Влентик Марины.

  Такие письма-характеристики, демонстрирующие  поддержку со стороны педагогов, а также побуждающие учащихся на самоанализ, позволяют реализовать личностный подход к ребенку, определить «индивидуальное положительное основание» в каждом школьнике и намечать возможные перспективы его развития.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – Москва, Издательский дом Шалвы Амонашвили. 2000. – С. 118-131.
  2. Немов Р. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. Глава 12. Личность подростка. Глава 13. Становление личности в ранней юности.— 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет. Гуманно- личностный подход в обучении как путь развития школы социоориентированной модели

Педсовет теоретический,августовский. Старт  работы  педколлектива над  методической проблемой школы....

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Работа выполнена в соавторстве с учителем химии МОУ "СОШ № 73" г. Саратова Дувановой Татьяной Викторовной...

Применение гуманно-личностных технологий на уроках в начальной школе

Представленные ниже материалы  нацелены на воспитание духовного, образованного, интеллектуально развитого человека....

Инновационный проект «Арт - педагогика в образовательном пространстве школы в условиях реализации ФГОС средствами детского творческого объединения «Территория творчества»»

Инновационный проект «Арт - педагогика в образовательном пространстве школы в условиях реализации ФГОС средствами детского творческого объединения «Территория творчества»» опр...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...