Инновационный проект «Арт - педагогика в образовательном пространстве школы в условиях реализации ФГОС средствами детского творческого объединения «Территория творчества»»
проект (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Инновационный проект «Арт - педагогика в образовательном пространстве школы в условиях реализации ФГОС средствами детского творческого объединения «Территория творчества»» определяет цель, задачи, параметры и результаты образования, воспитания и социализации учащихся посредством модели детского творческого объединения; расширяет  образовательное пространство школы, позволяет внедрить  современные образовательные технологии. Особое внимание в инновационном проекте уделяется развитию креативного мышления и коммуникативным навыкам. 

 Арт - педагогика – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность. Сущность арт - педагогики состоит в воспитании, развитии детей средствами искусства. В процессе воспитания и обучения возможно развить у ребенка художественную культуру и помочь ему найти подход к успешному овладению практическими умениями в различных видах художественной деятельности. В использовании элемента «арт» педагогами ощущается некоторая образность, поскольку в арт - педагогике искусство не является единственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Искусство с исключительной силой дает толчок к реализации внутренних ресурсов человека, способствует гармоничному развитию его личности и психики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

имени  Героя Советского Союза Г.Г.Шумейко

муниципальное образование Гулькевичский район

Инновационный проект

«Арт - педагогика в образовательном пространстве школы

в условиях реализации ФГОС

средствами детского творческого объединения

«Территория творчества»»

Автор:

Прядкина Светлана Александровна,

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 22 имени  Героя Советского Союза Г.Г.Шумейко

  1. пос. Кубань

2017

Содержание

  1. Тема.
  2. Обоснование проекта.

2.1. Актуальность.

2.2. Нормативно – правовое обеспечение.

2.3.Обоснование  его значимости для развития образовательной организации (противоречие, проблема, доказанная диагностическими исследованиями WOT – анализ; тема).

2.4. Обоснование  значимости проекта для развития систем образования Гулькевичского района, Краснодарского края.

  1. Цель. Объект исследования (воздействия). Предмет исследования (воздействия). Гипотеза. Задачи.
  2. Методологическая основа проекта (научно – педагогические принципы, подходы, научные школы, концепции, положенные в основу проекта).
  3. Основная идея предлагаемого проекта.
  4. Механизм реализации проекта.
  5. Партнеры (сетевое взаимодействие, социальные партнеры).
  6. Объем выполненных работ (%).
  7. Целевые критерии и показатели (индикаторы) проекта.
  8. Используемые диагностические методы и методики, позволяющие оценить  эффективность проекта.
  9. Полученные результаты, доказанные диагностическими исследованиями.
  10. Перспективы развития инновации (проекта).
  11. Новизна (инновационность).
  12. Практическая значимость.
  13. Вероятные риски.

Инновационный проект

«Артпедагогика в образовательном пространстве школы

в условиях реализации ФГОС

средствами детского творческого объединения

«Территория творчества»».

  1. Тема.

Инновационный проект «Арт - педагогика в образовательном пространстве школы в условиях реализации ФГОС средствами детского творческого объединения «Территория творчества»» определяет цель, задачи, параметры и результаты образования, воспитания и социализации учащихся посредством модели детского творческого объединения; расширяет  образовательное пространство школы, позволяет внедрить  современные образовательные технологии. Особое внимание в инновационном проекте уделяется развитию креативного мышления и коммуникативным навыкам. Реализация проекта предполагает взаимодействие  с администрацией школы, родителями, библиотекой, МКУ «ЦКД Кубань» и другими образовательными учреждениями Гулькевичского района.

 Арт - педагогика – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность. Сущность арт - педагогики состоит в воспитании, развитии детей средствами искусства. В процессе воспитания и обучения возможно развить у ребенка художественную культуру и помочь ему найти подход к успешному овладению практическими умениями в различных видах художественной деятельности. В использовании элемента «арт» педагогами ощущается некоторая образность, поскольку в арт - педагогике искусство не является единственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Искусство с исключительной силой дает толчок к реализации внутренних ресурсов человека, способствует гармоничному развитию его личности и психики.

Характерной особенностью арт - педагогики является то, что она основана на средствах искусства и художественно-творческой деятельности с развивающим и воспитывающим потенциалом, где тесно переплетаются художественное развитие и эстетическое воспитание. При грамотном сочетании они придают образовательному процессу новую специфическую направленность. Появляется возможность использовать в образовательном процессе практически все виды искусства, совместное художественное творчество педагога и ученика - как в учебной деятельности, так и вне ее. Арт - педагогика и общая педагогика имеют общие конечные цели - помочь человеку научиться понимать себя и гармонично сосуществовать с окружающим его обществом, научиться познавать действие законов красоты и нравственности в окружающем мире.

Арт - педагогика имеет общие признаки, позволяющие заявлять о ней как о вполне сформировавшейся на сегодня области педагогической деятельности:

1. Использование искусства и его средств (в совокупности с содержанием какого-либо учебного предмета) в целях освоения интеллектуального и духовного опыта человечества учащимися.

 2. Интериоризация (внутреннее присвоение) знаний, умений и навыков, создание для этого специальных условий.

 3. Отдание приоритета воспитанию в классической последовательности «обучение-воспитание-развитие личности».

Современное образование находится на переломном этапе развития. Оно является зеркалом общества и поэтому находится в постоянном поиске путей и технологий способных активизировать помощь педагогу в достижении образовательной цели – научить и воспитать гармонически развитого гражданина, способного творить и созидать. Задачи и функции арт - педагогики значительно отличаются от существующих программ художественного воспитания тем, что целью является не обучение ребенка рисованию, а развитие способности к самовыражению, самопознанию, к приобретению коммуникативных навыков.

Арт - педагогика помогает развивать у детей воображение, внимание, творческое мышление, умение свободно выражать свои чувства и настроение, работать в коллективе. Содержание арт - педагогического занятия формируется по принципу «двухслойного пирога»: содержание темы, то есть занятие обогащается содержанием того или иного вида искусства, которые в итоге интегрируются друг в друга и дают эффект оптимизации мыслительной деятельности, воспитательного влияния содержания занятия на духовную сферу воспитанника. В арт - педагогике цели воспитания и развития преобладают над дидактическими целями.

Уточняя предметное поле, обозначаемого понятием арт - педагогика, необходимо концептуально отступить  от следующих областей.

1. Специальное профессионально ориентированное художественное образование. Обучение умениям и навыкам рисования, получение определенного прикладного результата (выставочные работы) не входят в сферу непосредственных задач арт-педагогической деятельности.

2. Эстетическое воспитание. Средствами эстетического воспитания выступают не только искусство в его узком смысле слова, но и труд, спорт, природа, многообразие игр и многое другое. В целевом отношении эстетическое воспитание не совпадает с задачами арт - педагогической деятельности.

3. Арт-терапия. Педагогика не может выполнять не свойственные ей функции, присущие медицине, психотерапии, психологии. Практика показывает, что многообразие решаемых профессиональных задач в арт - педагогике не имеет прямого отношения к «лечению», хотя бесспорен тот факт, что художественное творчество зачастую дает и терапевтический результат. Однако это скорее можно отнести к области побочных эффектов арт - педагогической деятельности.

Взаимодействия педагога и обучающегося в процессе творческой деятельности значительно усиливает эффективность эмоционально-личностного развития ребенка, способствует процессу самопознания, самосовершенствования, самораскрытия, саморазвития и самореализации.

В этих условиях профессиональной деятельности от педагога требуется иная,  психологическая готовность к работе с детьми. Кроме того, к очевидным достоинствам арт - педагогики следует отнести то, что ее грамотное и систематическое использование повышает возможности поиска новых творческих путей в педагогике в целом и в коррекционной педагогике в частности. Все это способствует лучшему освоению детьми и взрослыми наук и искусств, а также - духовному и нравственному развитию, которое так актуально на сегодняшний день.

  1. Обоснование проекта.
  1.  Актуальность.

ФГОС общего образования фиксирует, что интегральным результатом реализации требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды, прежде всего «обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций, включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ»

В условиях современного общества, искусство со своей способностью всесторонне влиять на сложноорганизованную телесно-душевно-духовную природу людей приобретает особую значимость. Спектр задач, которые возможно решать с помощью средств искусства чрезвычайно широк. Арт - педагогика может стать эффективным ресурсом в пространстве образования, мощным стимулом саморазвития, самовоспитания, самообразования. Комплексно затрагивая ум, чувства, переживания, поведение человека, его сознательные и бессознательные, рациональные и интуитивные стороны психики, искусство позволяет решать значительное количество педагогических задач, обеспечивая целостное включение участников в образовательный процесс. Арт - педагогика – новое научно-практическое направление, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы и универсальные способы привлечения средств искусства к решению многообразных педагогических задач.

Современные педагогические технологии, социальная среда, воспитательный эффект и конкретный результат - позволяют сформировать способность делать самостоятельный выбор, умение организовывать себя и других, своё дело. Именно в результате преобразующей, созидательной деятельности, по словам А.В. Мудрика, ребенок «реализует себя как личность, влияя на окружающих людей и их отношения». 

Мотивация социального творчества – стержневое направление в деятельности. Через современные механизмы, основу которых составляет предоставление возможности ребенку выступить в самых разнообразных амплуа, дети максимально активно усваивают элементы различных видов деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении,  откладывают отпечаток на дальнейшую жизнь. Большое значение имеет включение учащихся объединения в проектную деятельность, результатом которой является определенный продукт социального творчества, разворачивающийся в логике: замысел – реализация – продукт - рефлексия.

В этом учебном году с учетом имеющихся наработок, проект реализуется под девизом «ТРИ «Д» – «Дети Дарят Добро».

2.2. Нормативно – правовое обеспечение.

Проект разработан в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования:

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № 271.
  2. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г.№996-р).
  4. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
  5. Указ Президента Российской Федерации от 06.04.2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи».
  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
  7. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28.12.2001 № 1403 «О концепции художественного образования в Российской Федерации» (вместе с «Концепцией художественного образования в Российской Федерации», утв. Министерством образования и науки Российской Федерации 26.11.2001, Министерством культуры Российской Федерации 26.11.2001).
  8. Постановление главы администрации Краснодарского края от 14.10.2013г. № 1180 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие образования» с изменениями.
  9. Устав МБОУ СОШ № 22.

2.3. Обоснование его значимости проекта для развития образовательной организации (противоречие, проблема, доказанная диагностическими исследованиями SWOT – анализ; тема).

Сегодняшние учащиеся живут в очень динамичное, наполненное событиями и переменами время, что определяет  ряд противоречий и трудностей.

Во – первых, возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей.  Однако , увеличение информации, воспринимаемой детьми, порой оборачивается негативной стороной. Информация часто  агрессивна, чрезмерна, представляет прямую угрозу психологической опасности ребенка, его личному развитию. Очень часто современные средства массовой информации навязывают «ценности», которые не способствуют нравственному росту детей. Исчезают такие понятия, как доброта, отзывчивость, сострадание, понимание, патриотизм.

Телевидение: результаты исследования показали, что просмотр телевизионных передач занимает весьма значимое место в досуге учащихся, уступая лишь общению с друзьями. Анализ основных мотивов просмотра фильмов и передач показал, что учащиеся смотрят ТВ для того, чтобы развлечься. Отношения к агрессии, насилию, представленных на телеэкране, показывает следующее: в среднем учащиеся ежедневно видят не менее 10 сцен насилия; большинство респондентов (80% опрошенных) относится к подобным сценам равнодушно либо их отвергает. Телевидение сильно воздействует на поведение учащихся, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки.

Пресса: согласно опросам, среди подростков читающих хоть какие-то печатные издания – 82 %. 2% респондентов читают периодические издания. Современные подростки с каждым годом негативнее относиться к печатным изданиям из-за недостатка времени и желания.

Стоит заметить, что пресса в настоящее время, для привлечения числа читателей, стала прибегать к методу клеветы, придумывая различные факты, которые так привлекают подростков.

Интернет: наряду с видеоиграми популярным времяпровождением является Интернет. Одним из негативных факторов сети является широкое распространение информации сомнительного содержания.

Существуют информационные воздействия, угрожающие психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Самыми уязвимыми и незащищенными оказываются подростки.

Существуют сайты, посвященные пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать увлечение всеми этими угрожающими их здоровью вещами.

Встреча с опасными людьми в чатах или других областях. По статистике, это самый большой риск. Подростки могут войти в такие не желательные для них компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы.

Вовлечение в азартные игры. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.

Подростки сами могут представлять опасность, начав через Интернет угрожать людям и нарушать закон.

Статистика пугает: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы. Отследить информацию, что ежесекундно попадает в Интернет, невозможно. (Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков.//MirZnanii.com.)

Во – вторых, существует проблема, связанная с ограниченностью общения со сверстниками. Социальное одиночество значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует  формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности и т.д.

В – третьих, процент одаренных детей (согласно исследованиям психологов): в 10 – летнем возрасте - 6070 %, то к четырнадцати годам — 3040 %, а к семнадцати — только 1520 %. (Одарённость – уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.// https://multiurok.ru/files/doklad-i-priezientatsiia-na-tiemu-probliemy-odarionnykh-dietiei.html).

Наряду с этим, растет  количество «проблемных» ребят, которых относят к «группе риска» (интеллектуально пассивных, испытывающих трудности в обучении и др.). Повышенная уязвимость детей и подростков из «группы риска»  требует большого внимания.

Обозначенные противоречия и трудности позволили сформулировать проблему, состоящую в выявлении системы, технологий и формы дополнительных занятий, которые способствуют  решить и реализовать  актуальные задачи, связанные  развитием  духовно - нравственной личности школьника, воспитанием  мира и чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно – действенной отзывчивости на добро и зло.

Возможные формы внедрения  результатов проекта по решению основной проблемы:

  • Создание банка педагогических идей по тематике Проекта.
  • Создание творческой лаборатории по трансляции  опыта участников Проекта.
  • Вовлечение различных представителей социума в Проект.
  • Мастер-класс, презентация проекта.
  • Презентация проекта в сетевых профессиональных сообществах в качестве рекомендаций по организации работы с подростками, предусмотренными новым федеральным образовательным стандартом среднего общего образования.

Показатели эффективности реализации проекта:

  • позитивная динамика процесса формирования личностной зрелости школьников;
  • достижение общественно значимых целей.

SWOT анализ потенциала  развития проекта «Артпедагогика в образовательном пространстве школы в условиях реализации ФГОС средствами детского творческого объединения «Территория творчества»»

Оценка внутреннего потенциала проекта

Оценка перспектив развития проекта исходя из внешнего окружения

Сильная сторона

Слабая сторона

Сильная сторона

Слабая сторона

Преимущества

Недостатки

Благоприятные возможности

Риски

  • Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми.
  • Проводятся, занятия, индивидуальные консультации, олимпиады, конференции.
  • Участие в олимпиадах и конференциях на муниципальном и зональном уровнях
  • Учебные мотивы, определяемые непосредственным интересом к деятельности.
  • Существует сопровождение и подготовка  учащихся к конкурсам.
  • Недостаточная подготовка учащихся со стороны привлеченных профессионалов, консультантов, научных деятелей ввиду отсутствия финансовых средств на оплату привлечения данных специалистов.
  • Дефицит временных ресурсов, как у учителя, так и у ученика.

  • Повышение эффективности работы с одаренными и талантливыми детьми с привлечением социальных партнеров.
  • Систематизация творческой деятельности  учащихся.
  • Создание систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение учащихся в участие в олимпиадах, конференциях и конкурсах.

  • Снижение мотивации и интереса учащихся.  
  • Финансирование проекта, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития талантливых детей.

В рамках ФГОС  проект имеет  особое значение. Это одна из форм организации свободного времени учащихся, которая расширяет образовательное пространство школы.

Проект «Арт - педагогика в образовательном пространстве школы в условиях реализации ФГОС средствами детского творческого объединения «Территория творчества»» направлен на создание комфортной развивающей образовательной среды, развитие творческих способностей, креативного мышления, коммуникативных навыков и мотивацию социального сотворчества и сотрудничества.

Важно, что каждый участник образовательного процесса получает пользу от сотрудничества:

Образовательное учреждение получает:

  • Программу для организации внеурочной деятельности.
  • Увеличивается занятость детей во внеурочное время и во время  летних каникул.
  • Партнерские отношения (совместная деятельность с другими организациями поселка.

Учитель:

  • Приобретает опыт организации ДТО.
  • Повышает свою квалификацию.
  • Расширяет возможности заниматься проектной деятельностью.

Родители:

  • Получают возможность ранней профориентации своего ребенка.
  • Эффективно организуют свободное время ребенка.
  • Формируют соответствующий круг друзей.

Учащиеся:

  • Обретают коммуникативные навыки работы в коллективе.
  • Развивают навыки проектной деятельности.
  • Формируют личное портфолио.

2.4. Обоснование  значимости проекта для развития систем образования Гулькевичского района, Краснодарского края.

Конкретные наработки по данному проекту возможно будет реализовать в любом ОУ полностью или частично без специальной доработки в ОУ подобного типа и вида.

По результатам реализации проекта предполагается издание методических пособий, описывающих составные части проекта и описание опыта по их разработке и внедрению. Данные материалы будут широко востребованы в связи с работой всех образовательных учреждений России по переходу на новые школьные образовательные стандарты второго поколения.

3. Цель. Объект исследования (воздействия). Предмет исследования (воздействия). Гипотеза. Задачи.

Цель: создать организованное и управляемое пространство общеобразовательной организации для формирования социально – активной, высоконравственной, творческой, инициативной личности;  оказание педагогической поддержки в раскрытии внутренних резервов, развитии творческих способностей подростков.

Объект исследования (воздействия)

Образовательный и воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования (воздействия)

Организационно-управленческие условия реализации социально значимых проектов в общеобразовательной школе.

Гипотеза

Активно используя методы  арт - педагогики посредством детского творческого объединения в образовательном пространстве школы возможно создать благоприятные условия для развития творческого, познавательного интереса обучающихся, раскрытия их внутренних резервов, формировать социально – активную, высоконравственную, инициативную  личность.

Задачи проекта:

  • Разработать программу внеурочной деятельности,  удовлетворяющую  интересы детей и отвечающую  социальному заказу родителей.
  • Обеспечить индивидуальную траекторию развития, воспитания  и образования каждому учащемуся.
  • Расширить доступ детей к современным образовательным средствам обучения.
  • Включить практико – ориентированный подход с использованием современных образовательных технологий.

4. Методологическая основа проекта (научно – педагогические принципы, подходы, научные школы, концепции, положенные в основу проекта).

Арт - педагогика — отрасль педагогической науки, базирующая на слиянии педагогики и искусства, и изучающая закономерности воспитания и развития человека посредством искусства.

Важная роль искусства осознавалась уже в античном мире. Платон (428−327 гг. до н.э.) полагал, что искусство призвано исправлять недостатки воспитания у людей. Об эстетическом и духовно-нравственном воздействии различных видов искусств на ум, волю и чувства с древних времён говорили педагоги, видевшие в искусстве огромные познавательные и воспитательные возможности. Легенда об Орфее приписывала ему изобретение музыки и стихосложения, и он мог своим пением склонять ветви деревьев, сдвигать камни и укрощать диких зверей… Мир художественных образов, по убеждению античных мыслителей и художников, «подражавших» жизни, становился обязательной частью жизни каждого человека. 

Аристотель (384−322 гг. до н.э.), считал, что человек может развиваться только в общежитии. А поскольку искусство, способно к глубокому познанию действительности, он полагал, что искусство обладает способностью оказывать на человека моральное и эстетическое воздействие, формируя характер его чувств. Аристотель относит искусство не просто к деятельности, а к творчеству: оно воссоздаёт мир «путём переоформления». «Оно формирует, подчас безотчётно, неосознанно, саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить человека к тому или иному конкретному поступку".

 Л. Н. Толстой, определяя социальное и эстетическое значение искусства, настаивал, «надо прежде всего перестать смотреть на него как на средство наслаждения, а рассматривать искусство, как одно из условий человеческой жизни".

Современные проблемы образования в РФ активизируют исследовательские поиски учёных разных отраслей науки с целью интеграции школьных образовательных дисциплин с произведениями отечественной культуры и искусства, чтобы преодолеть традиционный рационалистический подход к обучению и развитию учащихся в ущерб всестороннего их развития. К решению этой проблемы представители школьной педагогики и методики (А.Н.Горчак, М.В.Будкевич, Г.М.Кулаева, Т.А.Ладыженская, В.Г.Маранцман, Л.И.Новикова, Е.Н.Петрова, Е.С.Роговер, И.А.Сотова, Л.А.Ходякова и др.) и отечественные мастера культуры (Д.Б.Кабалевский, Н.Кончаловская, Д.С.Лихачёв, Б.М.Неменский, Н.К.Рерих, Г.В.Свиридов, В.А.Фаворский и др.) неоднократно в течение второй половины ХХ в. обращались к решению этой проблемы. Всех их объединяет глубокая убеждённость в том, что воспитательное влияние искусства выражается в благотворном воздействии на внутренний мир личности и особенно - на нравственную и эстетическую сферы, ибо «само по себе наслаждение изящным есть источник духовного совершенствования человека» (К.Д.Ушинский).  Так зародилось особое направление в педагогике второй половины ХХ в. - педагогика искусства.

В авторских программах для работы с дошкольниками Т. В. Калининой «Альбом с красками» и О. Л. Ивановой, И. И. Васильевой «Желтый, синий, красный» делается акцент на коммуникативной функции искусства. Рисунок становится средством общения с самим собой («Я – Я другой»), с автором произведения («Я – Автор»), с культурой («Я – Культура»). Диагностический потенциал художественного творчества здесь выступает источником лучшего понимания ребенка взрослым (педагогом, родителем), прочувствования его отношений с миром, с самим собой, с окружающими людьми.

Безусловный интерес представляет программа «Образ и мысль», разработанная и реализованная в Санкт-Петербурге в 1990-е годы отечественными и американскими специалистами.. В ней органично синтезированы наработки из различных областей: психологии, педагогики, искусствоведения, музейной педагогики, культурологии. Произведение изобразительного искусства в этой программе выступает средством гуманитаризации образовательного процесса, развития самостоятельного критического мышления учащихся, актуализации способности ребенка доверять собственным ощущениям. Педагогический потенциал современного искусства активно реализуется в Екатеринбурге членами творческой группы «Арт-игра» (Т. Калинина, О. Иванова, С. Щавелева, А. Сивков и др.). Участниками организуемых ими художественных акций становятся не только ученики художественных школ, но и учащиеся общеобразовательных школ, студенты педагогического университета и все, кто оказался в зоне их действия. Целевое назначение таких акций выходит далеко за пределы художественного образования, приобретая социально-педагогическое значение. Например, акции «Дети и мир», «Я и цивилизация», «Дом, который мы построим, дом, в котором будем жить».

Похожий опыт существует в Москве, где масштабные акции для детей и взрослых организует педагог-художник М. Г. Дрезнина. Она также является автором инновационных форм художественно-творческого взаимодействия образовательных учреждений и семьи учащихся. Художественные проекты, реализуемые совместно с родителями, способствуют укреплению семьи, помогают лучше понять друг друга, научиться конструктивному поиску совместного решения и в творчестве, и в жизни.

В Санкт-Петербурге специалисты широко используют художественное творчество для работы с наркозависимыми людьми (к примеру, проект «Путешествие к самому себе» – рук. О. В. Платонова), с детьми-сиротами (проект «Летящий ангел» – фонд «Родительский мост», фестиваль «Время жить» – театр «3.16» и др.).

Весьма интересный опыт представлен Американской ассоциацией развития науки (American Association for Advancement of Science – AAAS), которая ежегодно проводит соревнования «Научный танец» (Science Dance Contest). Конкурсантам предлагается станцевать результаты своих исследований, выразить научные работы только при помощи пластики, музыки, цветосветовых эффектов. Зарубежные специалисты рассматривают искусство и творчество как ключевой компонент каждого предмета, преподаваемого в начальной школе. Так, новый образовательный проект «ARTinED», финансируемый Европейским союзом, призван разработать методику образования посредством искусства. Авторы проекта убеждены в том, что искусство учит работать в команде, развивает когнитивные способности, критическое мышление, коммуникативные навыки, играет фундаментальную роль в развитии человека XXI века. Речь в данном случае идет не об отдельных «предметах искусства», а об интеграции разных видов искусства в каждый аспект школьной программы. Например, танцевать при изучении математики, рисунок в истории, музыка в языках и др. На сегодняшний день проект был поддержан и апробирован в ряде школ шести стран: Италия, Великобритания, Турция, Испания, Швеция, Румыния.

Выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев утверждает, что искусство «борется против утраты смысла. Его задача – не дать человеку потеряться в мире вещей. Искусство – за человека, оно за человеческое в жизни людей (и познании мира)» . Та же мысль звучит в работах философа, искусствоведа Ю. Б. Борева: «…искусство готовит из человека человека». Основатель и лидер гуманистической психологии А. Маслоу был убежден в том, что образование посредством искусства необходимо «для появления лучших людей». Именно такое образование, по мнению А. Маслоу, должно стать парадигмой для всего остального образования и именно оно является примером «правильного образования».

В основание разработанного инновационного проекта заложены следующие принципы как система требований к образовательной программе с позиций актуальных направлений развития современного образовательного учреждения:

1. Принцип интеграции педагогического и художественного потенциала. Данный принцип утверждает возможность и педагогическую целесообразность выхода в образовательном процессе на глубинные формы взаимосвязи и взаимопроникновения педагогического и художественного содержания.

2. Принцип художественно-образного предъявления педагогического содержания. В культуре существует множество языков, по-своему способных описывать действительность. Педагогическое содержание объективно можно представить не только вербально (словесно), но и невербально (жест, звук, цвет, форма и т. п.); не только в сугубо рационально-логической форме, но и через эмоционально-образные каналы. Это доказано целым рядом исследований (Э. Т. Ардаширова, О. С. Булатова, О. Ю. Овченкова, А. С. Роботова, Н. Г. Тухтаманов). При этом важно отметить, что введение художественного образа в образовательный контекст не должно становиться простой иллюстрацией или дублированием содержания учебной информации. Образное восприятие материала помогает вывести учащегося на более высокий уровень обобщения содержания учебно-воспитательной информации, создавая своеобразные интерпретационные «мосты» к пониманию через язык эмоций и чувств.

3. Принцип спонтанности самовыражения средствами искусства. Спонтанность рассматривается как возможность и способность участников арт - педагогического взаимодействия активно и свободно выражать мысли, чувства, отношения, реакции, доверяя своим ощущениям и поддаваясь внутренним импульсам. Спонтанность означает для субъекта свободно продуцируемый опыт, поиск и нахождение отправной точки не вне себя, а в себе, в спонтанном «состоянии» (Я. Морено). Профессор Ф. Е. Василюк считает, что спонтанность есть «вольная воля», биение самой жизни из ее глубочайших истоков, а потеря такого непосредственного отношения к жизни мешает человеку свободно дышать, приводит к расстройствам его личностной сферы, развивает угрюмые мысли и т. п. Спонтанность обеспечивает высвобождение первичной креативности, проявляясь во внутреннем, возможно большем раскрепощении человека, снятии критичности, появлении экспрессивности в деятельности.

4. Принцип творческого «со-бытия» участников образовательного процесса. Понятие «со-бытие» (событие) в контексте данного принципа рассматривается с двух позиций. Во-первых, как «встреча» внутренних миров учителя и ученика, преподавателя и студента, как некое столкновение на фоне их разделенного (раздельного) до этого существования, различных жизненных начал, в котором рождаются новые отношения, иной уровень понимания, особые переживания (М. Бубер, М. Хайдеггер). Во-вторых, как «значимая, спонтанно возникшая или специально “сконструированная” ситуация, которая обеспечивает ее участникам своеобразный “психологический прорыв”, выход за пределы существующего опыта». Здесь важно отметить, что речь идет о «встрече» не «статусной» (учитель – ученик), а личностной. Педагог, используя средства искусства, создает для учащихся жизненное пространство, насыщенное теми ценностями, смыслами, которые ему представляются значимыми. Но при этом образовательный процесс приобретает «арт-педагогический оттенок» в том случае, когда открытие и постижение смыслов осуществляются в форме обмена бытийными возможностями (М. Хайдеггер).

5. Принцип единства сознательного и бессознательного, рационального и иррационального в арт-педагогическом взаимодействии. 

Данный принцип констатирует, что сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное образуют взаимно дополнительные начала в арт - педагогическом взаимодействии, проявляясь в гармоничной нераздельности, слитности, со-присутствии. Надо отметить, что если рациональное выделилось и лидирует в современном мире, то иррациональное фактически изъято из сферы науки и тем более из образования. Данное несоответствие способно восполнить использование в образовательном контексте средств искусства. Произведения искусства всегда сопряжены со смысловой многозначностью, тайной, недовысказанностью, намеком, неожиданным ракурсом, а создание творческих работ глубоко связано с художественной интуицией, вдохновением, воображением. По словам Г. Рида, лишь искусство может безболезненно примирить бессознательные и сознательные элементы человеческого опыта, а также нормализовать связи между разумом и инстинктами.

Необходимо принять как данность факт неразрывной связи искусства с иррациональными явлениями. Отсюда едва ли возможно абсолютно точно определить причину того или иного влияния произведения искусства на конкретного человека, описать словами возникающие переживания. Педагог, выбирая произведение искусства для просмотра во время занятия, лишь частично может спрогнозировать реакцию зрителей. При этом сам выбор также не лишен влияния бессознательного педагога.

6. Принцип свободы интерпретаций художественной продукции в рамках арт-педагогического взаимодействия. Природа искусства всегда полисубъектна (автор произведения – исполнитель – зрители, слушатели). Отсюда очевидно, что в понимании и открытии смыслов не может существовать однозначная нормативная истина, она всегда множественна. В силу этого в пространстве арт-педагогического взаимодействия принципиально отсутствуют ограничения в толковании, разъяснении для себя произведений искусства или результатов художественной деятельности участников. Интерпретация напрямую связана с пониманием, которое адекватно жизненному опыту, индивидуальным особенностям мышления, сложившимся стереотипам, нормативно-ценностным установкам каждого конкретного человека в каждый отдельный период времени. В этом контексте интерпретация художественной продукции, включенной в рамки арт-педагогического процесса, будет нацелена не на выявление лучших или худших пониманий, не на соперничество и критику, а на создание каждым человеком своего. Понимание автора текста и другого человека равноправны (И. И. Сулима). Право на творчество восприятия и индивидуального толкования признается за всеми в равной степени (в том числе и за ребенком).

Данный принцип, утверждая свободу от чужого мнения, от педагогического давления, от стереотипов авторитета, от оценки суждений, фиксирует необходимость создания в рамках арт-педагогического взаимодействия оптимальных условий для проявления личностного мнения. Это возможно, если выражение отношения к тому или иному сюжету, произведению носит безоценочный характер как со стороны педагога, так и со стороны других участников взаимодействия (причем отсутствует не только негативный характер оценки, но и позитивный). Отсутствие предвзятости педагога свидетельствует о признании того, что у учащихся есть, что сказать, и их надо понять. На этой основе постепенно складывается опыт открытого обмена своими мыслями, идеями, реакциями. В этом случае систематично и последовательно формируется стремление в-слушаться, в-смотреться в ценностно-смысловое пространство художественной продукции и поделиться с другими опытом восприятия (не оценкой!) и в том, «как увидел» и «как услышал», выразить себя.

Как правило, реальный педагогический процесс принуждает участников озвучивать факты, истории, во многих случаях далекие от конкретного человека и его индивидуальности. В арт - педагогическом процессе участники говорят, прежде всего, о себе, своих чувствах, отношениях, мыслях. Это позволяет отчужденное, безличное содержание «повернуть» на конкретных людей, персонализировать. (Когда я понимаю, что в этом содержании, как в зеркале, отражаюсь Я, оно мне становится интересным.)

7. Принцип созвучия профессиональных действий арт - педагогическому дискурсу занятия. Многозначный термин «дискурс» характеризует развитие речи, процесс языковой деятельности, способ говорения. По существу, это разновидность текста, взятого в бытийном и событийном аспектах. В современной литературе встречается понятие «педагогический дискурс». В этой связи правомерно говорить об арт-педагогическом дискурсе, формирующемся в ходе развития арт-педагогической ситуации по мере накопления у ее участников суждений, мнений, касающихся произведений искусства или результатов совместной творческой деятельности. Арт-педагогический дискурс рассматривается как специфическое профессиональное наполнение той или иной коммуникативной ситуации в рамках образовательного процесса, одновременно педагогическим смыслом и смыслом искусства, предметным контекстом и художественным. Образно его можно представить в форме палитры, цветовая гамма которой создается в потоке творческой жизни художников.

Созвучие профессиональных действий арт-педагогическому дискурсу предполагает:

- умение отыскивать произведения искусства, типы заданий, упражнений, способные наполнить педагогическим звучанием художественно-образную форму;

- умение удержать взаимодействие участников образовательного процесса в арт-педагогическом дискурсе (не «уйти» в другой дискурс; например, при анализе средств искусства не вывести рассуждение в сферу художественно-эстетической оценки произведения);

- умение выдержать стиль арт - педагогического взаимодействия, проявляя чувствительность к ситуации «здесь и сейчас», наблюдательность к особенностям влияния средств искусства на участников конкретной группы в данных условиях; демонстрируя бережное отношение к любому художественному продукту, к возможностям понимания культурных и личностных смыслов.

Все сказанное выше позволяет рассматривать арт-педагогику как значимый ресурс гуманитаризации непрерывного образования.

Концепцией данной программы является искусство с его ведущей функцией «очеловечивать» и способностью всесторонне влиять на сложноорганизованную телесно-душевно-духовную природу людей. Комплексно затрагивая ум, чувства, переживания, поведение человека, его сознательные и бессознательные, рациональные и интуитивные стороны психики, искусство позволяет решать значительное количество педагогических задач параллельно, обеспечивая целостное включение участников в образовательный процесс. Именно этим можно объяснить интенсивное развитие артпедагогики – нового научно-практического направления, изучающего природу, закономерности, принципы, механизмы и универсальные способы привлечения средств искусства к решению многообразных педагогических задач.

  1. Основная идея  предлагаемого проекта

Основная идея данного инновационного проекта – обеспечение развития, образования и воспитания, ориентированного на повышение качества жизни будущих выпускников, за счет создания в школе мотивационной образовательной среды.

Арт-педагогическим потенциалом обладает все многообразие явлений и процессов, связанных со сферой искусства как особым способом постижения человеком мира и себя. Сюда можно отнести произведения искусства, спонтанное и планируемое художественное творчество учащихся и продукты этой деятельности.

  • Арт-педагогическая деятельность – самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности, представляющий упорядоченную совокупность педагогических действий по реализации профессиональных замыслов и целей средствами искусства;
  • Арт-педагогическое взаимодействие – совокупность специфических отношений и связей, возникающих в целенаправленно развивающейся системе «педагог (преподаватель) – содержание образования – средства искусства – учащийся (студент)»;
  • Арт-педагогический процесс – педагогический процесс, неотъемлемой частью которого является использование средств искусства для решения педагогических задач и реализации педагогических замыслов;
  • Арт-педагогическое сопровождение – гибкая система действий по интеграции арт-педагогической деятельности в образовательный процесс в целях его успешной реализации и создания благоприятных условий для становления личности;
  • Принципы арт-педагогической деятельности – общие руководящие положения, регулятивы, обеспечивающие арт-педагогическую природу взаимодействия участников образовательного процесса;
  • Арт-педагогическое занятие – форма организации образовательной деятельности, в основе которой лежит система педагогического взаимодействия, построенная на интеграции художественного и учебно-воспитательного содержания. При этом весь ход занятия подчиняется принципам арт-педагогической деятельности;
  • Арт-педагогическая ситуация – целостный по смыслу и содержанию отрезок учебного времени, направленный на решение локальных педагогических задач средствами искусства. Они могут быть включены в материалы лекции, семинара, урока, но при этом не определять общей структуры учебного взаимодействия, сохранять традиционный регламент образовательного процесса.

  1. Механизм реализации проекта

Задачи

Действия (наименование мероприятия)

Срок реализации

Полученный (ожидаемый) результат

Этап I. Подготовительный (сентябрь – ноябрь)

1

Оценка возможности реализации проекта

Мониторинг  готовности  к реализации проекта

Сентябрь - октябрь

Материально – техническон обеспечение проекта

2

Создание рабочей группы

Создание рабочей группы

Ноябрь

Создана рабочая группа

3

Создание материально – технических условий для реализации проекта

Подготовка материалов и инструментов для творчества

Ноябрь

Оснащение инструментами и материалами.

4

Подготовка программы и плана деятельности

Работа творческой группы

Ноябрь - декабрь

Программа и план деятельности  творческого объединения

Этап II. Внедренческий (декабрь - июнь)

1

Организация и сопровождение деятельности творческого объединения

Работа творческой группы

Весь период

Творческие и проектные работы, методические материалы, модели разработанные в ходе апробации творческого объединения

2

Реализация проектов

Работа творческой группы

Весь период

Подготовка и участие  в творческих конкурсах, конференциях, школьных и муниципальных мероприятиях.

3

Реализация мероприятий благотворительной направленности

Работа творческой группы

Весь период

Участие  в школьных и муниципальных мероприятиях, поздравление ветеранов, организация акций.

4

Создание банка учебных пособий

Работа творческой группы

Весь период

Банк учебных пособий

5

Организация занятости учащихся в летнее время

Работа творческой группы

Июнь

Конкурсы, викторины, праздники, творческая деятельность

Этап III. Экспертно - аналитический (июнь - август)

1

Анализ и обобщение опыта деятельности творческого объединения

Анализ, диагностика в соответствии с показателями отчет

июнь - август

Отчет, подведение итогов

2

Издание методических материалов

Подготовка и издание методических материалов

август

Обобщение и распространение опыта

3

Анализ качества организации занятий

Работа творческой группы

июнь

Анкетирование учащихся

4

Составление  перспективного плана на следующий учебный год

Работа творческой группы

август

План работы на следующий учебный год

7. Партнеры (сетевое взаимодействие, социальные партнеры

  • Всероссийские сетевые проекты творческой направленности.
  • Муниципальное казенное учреждение «Центр культуры и досуга сельского поселения Кубань».
  • Администрация МБОУ СОШ № 22 им. Героя Советского Союза Г.Г.Шумейко.
  • Школьная библиотека МБОУ СОШ № 22 им. Героя Советского Союза Г.Г.Шумейко.
  • Родители обучающихся.

  1. Объем выполненных работ (%)

  1. Изучение современных подходов в организации внеурочной деятельности – 70%.
  2. Создание материально – технических условий для реализации проекта – 80%.
  3. Подготовка программы и плана деятельности – 100%.
  4. Организация и сопровождение деятельности творческого объединения:
  • Творческая лаборатория – 20%.
  • Научно – исследовательское проектирование – 50%.
  • Реализация мероприятий благотворительной направленности – 10%
  1. Создание банка учебных пособий – 10%.
  2. Анализ деятельности творческого объединения – 0%.
  3. Обобщение и распространение опыта - 0%.

9. Целевые критерии и показатели (индикаторы) проекта.

  1. Процент выпускников поступивших в ВУЗы на специальности творческой направленности.
  2. Процент учащихся занимающихся изобразительным и декоративно- прикладным искусством.
  3. Процент учащихся занимающихся научно – исследовательской деятельностью.
  4. Процент учащихся принимающих участие во всероссийские сетевых конкурсах, конференциях. Процент учащихся победителей и призеров олимпиад.
  5. Процент учащихся победителей и призеров творческих конкурсов.

  1. Используемые диагностические методы и методики позволяющие оценить  эффективность проекта.

Аспекты исследования

Диагностические методы

Развитие творческого мышления учащихся

Тест креативного мышления П. Торренса

Методика оценки стереотипности

Круги (методика направлена на изучение креативности мышления)

Интересы учащихся

Методика «Три желания»

Методика «Карта интересов»

Уровень развития коммуникативных навыков

Тест Ряховского Тест оценки уровня общительности, коммуникативности, определяет уровень коммуникабельности человека

Педагогическое наблюдение.

Уровень творческой активности

Портфолио достижений учащихся.

Портфолио деятельности творческого объединения

Отношение  родителей к организации внеурочной деятельности творческой направленности

Тест «Изучение удовлетворённости родителей учащихся организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в школе».

Социологический опрос

11. Полученные результаты, доказанные диагностическими исследованиями.

12. Перспективы развития инновации (проекта).

Перспективы проекта связаны   с решением задач и достижением ожидаемых результатов:

  1. Разработка  нормативных и методических документов.
  2. Формирование базы, обеспечивающей полноту  реализации программы.
  3. Формирование банка учебных пособий.
  4. Распространение опыта работы и обмен опытом посредством дистанционных мероприятий.
  5. Продолжение взаимодействия с партнерами и привлечение новых социальных партнеров.

 13. Новизна (инновационность).

Новизна проекта заключается в создании творческого объединения как эффективной модели, способствующей повышению качества развития, образования и воспитания (формирования социально – активной, высоконравственной, творческой, инициативной личности)  средствами арт – педагогики в условиях сельской школы.

14. Практическая значимость.

  1. Развитие и апробация новых технологий в образовательном пространстве школы.
  2. Создание интегрированной мотивирующей среды.
  3. Создание внутришкольной коммуникационной среды, в которой учитель и учащиеся станут более успешными и компетентными.

  1. Вероятные риски.

Возможные сложности

Способы устранения

1

Отсутствие или недостаточное оснащение современным оборудованием.

Привлечение спонсорской помощи.

2

Низкая мотивация учащихся, снижение творческой активности.

Поиск новых форм и методов организации по реализации проекта.

3

Самоустранение родителей от воспитания своих детей, отсутствие выраженной направленности на развитие ребенка.

Работа с родителями.

Библиографический список:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
  2. Борев Ю. Б. Эстетика. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 704 с.
  3. Дрезнина М. Г. Духовное здоровье ребенка и совместная творческая деятельность семьи // Начальная школа плюс до и после. 2005. № 7. С. 15–18.
  4. Леонтьев А. Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. С. 232–239.
  5. Сергеева Н. Ю. Основы арт-педагогической деятельности. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009.
  6. Сергеева, Н.Ю. Арт-педагогика как ресурс гуманитаризации школы нового века/ Н.Ю. Сергеева /Проблемы искусства в ХХ1 веке: задачи школы. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 22-23 ноября 2010 г.)/Под научн. ред. О.Б.Островского. – СПб: Полторак, 2010: 132-133. – 450с.
  7. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере.- СПб: ООО «Книжный Дом», 2008. – 296с.
  8. Артпедагогика// Материал из Википедии — свободной энциклопедии// https://ru.wikipedia.org/wiki
  9. Филь Т.А. Организация внеурочной деятельности младших школьников средствами очно-дистанционных технологий// http://nvr-11.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель сетевого взаимодействия «Детский сад + школа». Система работы по обеспечению преемственности «Детский сад + школа» в условиях реализации ФГОС.

Королева Н.С., Шестопалова Л.А., Фомина А.С.Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач определяют преемственность в обучении. Обеспечение преемственности позволяет решить проблему адаптир...

Всероссийский обучающий телекоммуникационный проект – конкурс «Разрабатываем систему менеджмента качества школы в условиях реализации ФГОС»

Аннотация проекта:Выбор тематики проекта определен актуальной проблемой, связанной с необходимостью разработки и внедрения системы менеджмента качества образования в соответствии с основной образовате...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ» В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Цель курса «Ступени здоровья» - формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания....

Управленческий проект «Творческие союзы педагогов (ТСП) как элемент усовершенствования модели управления методической работой в школе в условиях реализации ФГОС»

Данный проект подготовлен для муниципального конкурса "Новая волна" (конкурс для молодых заместителей директора школы)...

Особенности образовательной программы школы в условиях реализации ФГОС

Особенности образовательной программы школы в условиях реализации ФГОС...

Особенности образовательной среды школы в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Особенности образовательной среды школы, содействуют формированию в ней социально-значимых умений детей. Под образовательной средой мы представляем сумму социально-значимых отношений, воздействий, вза...