Дети "группы риска"
методическая разработка (психология) по теме

"Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Дети "группы риска"

"Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.

Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.

Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.

Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.

Различают три вида антиобщественного поведения: аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение; преступное – нарушение уголовно-правовых норм.

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.

Учащихся "группы риска" можно распределить по четырем категориям, представленным в таблице.

Категории

Критерии, по которым определяются учащиеся "группы риска"

1. Медицинская

Имеют хронические заболевания внутренних органов.

Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи.

Часто и длительно болеют (пропуски по болезни более 40 учебных дней в году).

Стоят на учете у психоневролога.

Перенесли сложную медицинскую операцию

2. Социальная

Живут в асоциальной семье.

Живут в малообеспеченной семье; окружающие относятся пренебрежительно или агрессивно.

Живут в семье беженцев или переселенцев (проблемы языковые или адаптивные).

Перешли в новую школу, класс, сменили место жительства (проблемы адаптивные)

3. Учебно-педагогическая

Имеют стойкую неуспеваемость.

Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины

4. Поведенческая

Имеют стойкие нарушения поведения.

Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями.

Имеют повышенную тревожность

 

наверх 

Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы риска"

Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на детей "группы риска" необходимо определить причины поведения и поступков ученика. 

Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта. К ним относится:

  1. проявление доброты, внимания, заботы;
  2. просьба;
  3. поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
  4. "авансирование" личности – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;
  5. обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива;
  6. прощение;
  7. проявление огорчения;
  8. проявление умений учителя, его мастерство.

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения:

  1. убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога;
  2. доверие;
  3. моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
  4. вовлечение в интересную деятельность;
  5. нравственное упражнение.

Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика:

  1. опосредование. Воспитатель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено;
  2. фланговый подход. Воспитатель, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению;
  3. активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные, тормозящие приемы:

  1. констатация поступка. Прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен;
  2. необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе);
  3. осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм;
  4. наказание. Действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;
  5. предупреждение;
  6. проявление возмущения.

Выявление учащихся "группы риска"

Неблагополучие школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

  1. учебная деятельность;
  2. взаимоотношения со сверстниками;
  3. взаимоотношения со взрослыми;
  4. проведение свободного времени;
  5. отношение к труду и профессиональная ориентация;
  6. поведение и поступки.

Способы получения необходимой информации:

  1. анализ классных журналов;
  2. опрос мнения учителей о школьнике;
  3. анализ учета посещаемости занятий;
  4. анализ зафиксированных нарушений дисциплины;
  5. беседы с родителями школьника;
  6. социометрические исследования;
  7. наблюдения;
  8. беседы со школьником;
  9. запрос информации в центры, занимающиеся профориентацией,
    и учебно-производственные комбинаты (УПК);
  10. запрос информации в психолого-педагогические центры, если школьнику там оказывали помощь;
  11. запрос информации в подразделения по делам несовершеннолетних;
  12. запрос информации на предыдущие места учебы школьника.

Схема проведения опроса "трудного" подростка

1. Учеба:

  1. любимые и нелюбимые предметы;
  2. причины школьных успехов и неудач;
  3. отношения с учителями;
  4. участие в общественной работе;
  5. случаи нарушения дисциплины.

2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.

3. Отношения со сверстниками:

  1. предпочтение одного близкого друга или компании приятелей;
  2. положение среди товарищей ("душа компании", "преследуемый", "изгой", "независимый одиночка" и т. п.);
  3. критерии выбора приятелей (по определенным личным качествам, по общности увлечений, для проведения досуга и т. п.).

4. Увлечения в настоящем и прошлом:

  1. под чьим влиянием был сделан выбор хобби;
  2. каковы достигнутые результаты;
  3. почему те или иные увлечения заброшены и т. д.

5. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения, состав семьи:

  1. кто из родственников назван первым;
  2. о ком забыл упомянуть;
  3. кто занимался его воспитанием;
  4. наиболее близкий член семьи;
  5. с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членами семьи, отношение к ним подростка.

В случае, если семья распалась, необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда это случилось; его отношение к разводу матери и отца; поддерживает ли он контакт с тем родителем, который ушел из семьи.

Полезно бывает услышать мнение учащегося о характере его родителей (если об этом заходит речь).

6. Отклонения в поведении (отмеченные в прошлом):

  1. прогулы занятий;
  2. мелкое хулиганство;
  3. курение и выпивки;
  4. употребление различных психоактивных веществ;
  5. побеги из дома;
  6. был ли когда-либо задержан милицией или поставлен на учет (когда
    и за что).

7. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.

8. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.

9. Личные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога, социального педагога эти вопросы интересуют не из любопытства, а для выяснения возможных переживаний школьника и получения более полного представления о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы):

  1. первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;
  2. оценка своей привлекательности;
  3. начало половой жизни и скрытые опасения по поводу своей сексуальной неполноценности.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

  1. Общие сведения о ребенке.
  2. Состояние здоровья, особенности физического развития, соответствие физического развития возрасту (рост, вес, недостатки зрения, слуха, нарушение осанки и т.п.).
  3. Направленность личности (эгоистическая, деловая, общественная; характеристика осознанных мотивов; взгляды и убеждения, интересы, наличие единства сознания и поведения; потребности, намерения, стремления, мечты, идеалы, ценности).
  1. Самооценка (заниженная, завышенная, адекватная), уровень притязания, соотношение; требовательность к себе; отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей; отношение к самовоспитанию и его проявление.
  2. Темперамент. Черты какого типа темперамента преобладают: сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического.

6. Особенности эмоционально-волевой сферы. Характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия. Развитие чувств: моральных, интеллектуальных, их глубина и устойчивость, степень эмоциональной возбудимости, внешняя выраженность эмоциональных переживаний; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность и др.

  1. Способности (общие и специальные).
  2. Характер. Какие положительные и отрицательные качества характера в поведении проявляются в отношении к учению, труду: активность, дисциплинированность, добросовестность, ответственность, легкомыслие, беспечность, упрямство, лживость; в отношении к людям (старшим и младшим): уважительность, внимательность, чуткость, доброта, грубость, эгоизм, высокомерие, жестокость; к самому себе: скромность, достоинство и др. Имеются ли вредные привычки: курение, сквернословие, употребление спиртных напитков, наркотических веществ.
  3. Характеристика межличностных взаимоотношений воспитанника:

а)в семье (условия семейного воспитания, характеристика семьи по структуре, материальному обеспечению, воспитательному потенциалу, особенности взаимоотношений между взрослыми членами семьи, ребенка со взрослыми, позиция ребенка в семье);

б)в классном коллективе (характеристика классного коллектива, социальный статус ученика, его положение в коллективе (лидер, популярный, принятый, изолированный), отношение воспитанника к мнению коллектива, симпатии, антипатии, отношение к своей позиции в классе).

в)в сфере свободного общения (с кем общается в свободное время, в состав какой группы входит, какова направленность группы, какое положение занимает в группе свободного общения, какие потребности удовлетворяет; как и с кем предпочитает проводить досуг).

10.        Участие в различных видах деятельности.

а) отношение к учебной деятельности (успеваемость, уровень знаний, степень сформированности учебных навыков; основные мотивы учения, проявление особого интереса к какому-либо предмету; особенности памяти, мышления, уровень развития внимания);

б)отношение к трудовой деятельности (наличие трудовых навыков, умений; предпочитаемые виды труда; способность к длительным рудовым усилиям; участие в общественно полезном труде; трудовые обязанности по дому);

в)проявление устойчивого интереса к какому-либо виду деятельности (член какой-либо секции, кружка, клуба);

г)наличие профессиональной направленности (намерения, ориентация, мотивы выбора будущей профессии).

11. Причины отклонений в поведении:

а)отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуации характера, неврозы, дефекты памяти, мышления);

б)нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярен, непринят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе; примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения; конфликтен, отчужден, бесконтролен, выталкиваемый из семьи);

в)ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания, связанные с унижением личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей школьника, конфликтные отношения между педагогами и родителями ребенка или между педагогами и ребенком и др.);

г)ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство»,«равнодушное детство»); отсутствие элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического труда; конфликты в семье и др.;

д)социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме);

            е)психотравмирующие ситуации.

Цель, методы и формы нравственной переориентации личности определяются с учетом индивидуально-психологических, возрастных и половых особенностей, причин отклонений в поведении и развитии ребенка.

В целях реализации индивидуального подхода педагог определяет для воспитанника вид деятельности, в котором его интересы, способности могут проявиться наиболее ярко; прогнозирует отношения воспитанника в процессе взаимодействия со взрослыми, сверстниками и младшими; определяет характер руководства деятельностью подростка.

В педагогических выводах указываются возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным учеником как со стороны социального педагога, психолога, педагогов, родителей, классного коллектива, так и самого школьника.



Предварительный просмотр:

Словарь терминов

Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц[1].

Асоциальное поведение – это разновидность отклоняющегося поведения, связанного с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющего ущерб окружающим.[2]

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

Дезадаптация ребенка – рассогласование, несоответствие, неприятие ребенком окружающей среды, условий жизнедеятельности. [3]

Девиантное  поведение – это поступки (действия индивида) не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

 Делинквентное  поведение – поведение, проявления которого являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством.[4] Делинквентность – это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дополнительное образование школы – специально организованный непрерывный, интеграционный воспитательно-образовательный процесс, открытый и доступный для каждого ребенка, с учетом его индивидуальных и конкретных запросов.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.[5]

Коррекция предполагает работу по компенсации выявленных отклонений и направлена на ребенка и его микросоциальное окружение.[6]

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия[7];

Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или социальным нормам. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах.

Но до сих пор в отечественной психологии отсутствует общепринятый термин, который единообразно обозначал бы человеческую деятельность, не соответствующую социальным нормам. Детей ,чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по- разному:  «педагогически запущенными», «социально запущенными», «социального незащищенными», с «отклоняющимся поведением», «трудновоспитуемыми», «дезадаптированными», «социально заброшенными», с «девиантным поведением», с «делинквентным поведением», с  «асоциальным поведением», и т.п. Общим являются лишь то, что всех вышеперечисленных детей авторы относят к категории «трудных».

Педагогически  запущенные дети – дети с отклонениями в поведении, обусловленными педагогическими ошибками и просчетами, а также несвоевременным принятием мер.[8] Это здоровые, потенциально полноценные, но не достаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведение, общении. Они отчуждаются от школы, но референтность (значимость семьи)  педагогически запущенными детьми не утрачивается.

Права несовершеннолетних детей.

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)[9].

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

 Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всесторонне развитие. Уважение его человеческого достоинства.[10]

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов[11].

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих)[12].

Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка[13].

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей в статье 63 Семейного кодекса РФ:

 1.Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

 Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей регламентирует статья 64 СК:    1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей[14].

Статья 65. Осуществление родительских прав

1.Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей обозначены в статье 80 Семейного кодекса РФ: «Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей».

Статья 121 Семейного кодекса РФ гарантируют защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Профилактика в технологиях работы с детьми, имеющими проблемы, связана с тем, чтобы установить, сгладить, снять причины, условия и факторы, вызывающие отклонения в развитии и социализации ребенка.[15] 

Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу.[16]

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.[17]

Семейная оздоровительная реабилитация – разработанный в школе комплекс реабилитационных мероприятий с активным участием родителей в этом процессе. Он носит не только информационный, просветительский характер, а подразумевает оздоровление всех членов семьи и состоит из психологических и медицинских мероприятий.

Социально  запущенные  дети – дети с отклонениями в поведении, возникшими вследствие неблагоприятных условий социализации.[18] Такие дети имеют искаженные представления о моральных и этических нормах, зачастую имеют криминальный опыт. В отличие от педагогически запущенных детей они отчуждаются не только от школы, но и от семьи.

Социально  незащищенными детьми называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная  незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических, социальная и педагогическая запущенность, криминогенных и др. 

Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, … направленных на создание им равных возможностей с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.[19]

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

Семья зоны социального риска - семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; испытывающая материальные трудности; семья, в которой члены имеют алкогольную зависимость, ведут аморальный образ жизни и т.п.

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности[20].

Общая одаренность – одаренность, которая касается  всех сторон психической жизни и может проявляться в высоких и ровных достижениях при выполнении различного рода интеллектуальных заданий (например, ребенок, который транслирует высокий уровень обучаемости по всем предметам школьного учебного цикла),

Специальная одаренность  - одаренность, проявляющаяся в успешности выполнения какой-либо специальной деятельности (музыкальной, спортивной, художественной и др.). Ситуация, когда человек одарен в какой-либо одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой в природе встречается крайне редко.

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные (психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей.

Способности[21] –такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.

 Одаренный ребенок[22] – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Талант[23] — высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры, прежде всего — способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, кои должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Креативность[24] — творческие способности индивида — способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Характерна готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор.

Терминология.

Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу.[25]

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.[26]

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия[27];

Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц[28].

Асоциальное поведение – это разновидность отклоняющегося поведения, связанного с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющего ущерб окружающим.[29]

Социально  запущенные  дети – дети с отклонениями в поведении, возникшими вследствие неблагоприятных условий социализации.[30] Такие дети имеют искаженные представления о моральных и этических нормах, зачастую имеют криминальный опыт. В отличие от педагогически запущенных детей они отчуждаются не только от школы, но и от семьи.

Социально  незащищенными детьми называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная  незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических, социальная и педагогическая запущенность, криминогенных и др. 

Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Дезадаптация ребенка – рассогласование, несоответствие, неприятие ребенком окружающей среды, условий жизнедеятельности. [31]

Девиантное  поведение – это поступки (действия индивида) не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

 Делинквентное  поведение – поведение, проявления которого являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством.[32] Делинквентность – это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Профилактика в технологиях работы с детьми, имеющими проблемы, связана с тем, чтобы установить, сгладить, снять причины, условия и факторы, вызывающие отклонения в развитии и социализации ребенка.[33] 

Коррекция предполагает работу по компенсации выявленных отклонений и направлена на ребенка и его микросоциальное окружение.[34]

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.[35]

Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, … направленных на создание им равных возможностей с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.[36]

Литература.


[1] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

[2] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г.

[3] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[4] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[5] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[6] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[7] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

[8] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г.

[9] Семейный кодекс РФ, статья 54.

[10] Семейный кодекс РФ, статья 54.

[11] Семейный кодекс РФ, статья 56.

[12] Семейный кодекс РФ, статья 56.

[13] Семейный кодекс РФ, статья 56.

[14] Семейный кодекс РФ, статья 64.

[15] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[16] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г.

[17] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

[18] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[19] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[20] Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред. С.Ю. Циркина. – М., Питер, 1999. – с. 90.

[21] Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М, 1998.

[22] Рабочая концепция одаренности. М, 1996.

[23] Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М, 1998.

[24] Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М, 1998.

[25] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г.

[26] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

[27] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

[28] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

[29] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г.

[30] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[31] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[32] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[33] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[34] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[35] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г

[36] Г.К.Селевко, А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии».М.:Народное образование, 2002г



Предварительный просмотр:

ТИПОЛОГИЯ ДЕТСТВА «ГРУППЫ РИСКА» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Комплексная «группа риска»

(соединяет несколько типов проблем у одного ребенка)

Дети из семей зоны риска

Одаренные дети

Опекунские семьи

Социально- одаренные

Больные дети

Педагогически запущенные дети

Неуспевающие дети

Семьи с детьми-инвалидами

Творчески и художественно одаренные

Слабообучаемые

Дети с признаками аддиктивного поведения

Дети-инвалиды

Семьи с родителями-инвалидами

Спортивно и физически одаренные

Неполные семьи

Хронически  неуспевающие по всем или отдельным  уч. дисциплинам

Девиантные, агрессивные, асоциальные формы поведения

С  хроническими заболеваниями

Многодетные семьи

Малообеспеч. семьи

Академически одаренные

и

Интеллектуально одаренные

Психосоматически  ослабленные (часто болеющие)

С низким уровнем человеческой культуры (обученности, воспитанности

Семьи - беженцы

Дети с  несформированной мотивацией к учебной деятельноси

Семьи участников военных действий.

Ликвидаторов ЧАЭС

Педагогически несостоятельные, практикующие насилие



Предварительный просмотр:

В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ТЯЖЕЛОЙ ФОРМЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ ИЛИ ПРОБЛЕМЫ С УЧАЩИМСЯ КЛАССА, ТРЕБУЮЩЕЙ ВМЕШАТЕЛЬСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЫ,

КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ НЕОБХОДИМО:

  1. Подать письменную ЗАЯВКУ социальному педагогу или педагогу-психологу на осуществление профилактической и коррекционной работы по данной проблеме.
  2. Представить АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ (комиссия: кл. руководитель, члены род. комитета)
  3. ХАРАКТЕРИСТИКУ  ребенка .
  4. ИНФОРМАЦИЮ О ПЕРВИЧНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ, проведенных классным руководителем.
  5. СВЕДЕНИЯ О ЗАНЯТОСТИ РЕБЕНКА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (меры принятые по привлечению ребенка к кружковой и секционной занятости, о вовлечении в общественную жизнь класса и школы).

ПРИМИТЕ К СВЕДЕНИЮ:  ДЕТИ «ГРУППЫ РИСКА»

Информация об учащихся, относящихся к группе «риска»,

предоставляемая классным руководителем социальному педагогу:

  1. Характеристика
  2. Выписка оценок по результатам четвертей + сведения о немотивированных пропусках
  3. Сведения о кружковой и секционнной занятости на 1 полугодие и 2 полугодие.
  4. Вовлеченность в социально-значимую деятельность (в классе и школе)
  5. Сведения о проводимой индивидуальной профилактической работе (посещения на дому, беседы с ребенком и родителями, профилактические классные часы и пр.) с датой проведения.

«ТРУДНЫЕ» УЧАЩИЕСЯ И УЧАЩИЕСЯ ГРУППЫ РИСКА.

Педагогически запущенные дети, транслирующие асоциальные формы поведения: девиантное и аддиктивное.

Девиантное поведение (отклоняющееся). – противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. которое возрастает в социуме с ослабленным нормативным контролем.

У детей и подростков такое поведение часто служит средством самоутверждения, формой протеста, против кажущейся (или действительной) несправедливости взрослых.

Аддиктивное поведение (порочная склонность, парабощение) – поведение человека, при котором происходит уход от реальности при помощи каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, транквелизаторы, азартные игры и т.п.). Аддиктивность приводит к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущуний, реальных людей с их заботами, надеждами и страданиями. Аддиктивность возникает в состояниях хронической неудовлетворенности, неуверенности в себе, попыткой вернуть уверенность.

К «трудным» детям относятся уч-ся, состоящие на внутришкольном учете, на учете в УВД и т.п. Имеющие систематические грубые нарушения дисциплины, совершающие правонарушения и преступления - деликвентные учащиеся; учащиеся с отрицательным девиантным поведением; учащиеся, совершающие побеги и уходы из дома

К «группе риска» по наличию социального нездоровья учащихся относятся:

  1. учащиеся при неоднократном нарушении отношений со сверстниками;
  2. обладающие физической и вербальной агрессией;
  3. учащиеся при наличии в семье аномального воспитания;
  4. учащиеся при наличии дисгармонии в семье (алкоголик, постоянно конфликтующие, наркоман, больной) - семья риска;
  5. учащиеся, приобретшие негативный социальный опыт (секс, алкоголь, наркотики, групповая зависимость);
  6. учащиеся с аддиктивным поведением;

К «группе риска» при наличии непостоянных или разовых проявлений отклонения от норм поведения и учебного развития относятся учащиеся, находящиеся под контролем и заботой классного руководителя:

  1. при   проявлении   психологических   трудностей,   не   представляющих   опасности психологическому и физическому здоровью учащихся;
  2. учащиеся со сниженной учебной мотивацией;
  3. изолированные от коллектива и неуверенные или не реализовавшие свои возможности;
  4. учащиеся с особым типом темперамента;
  5. учащиеся, переживающие кризис независимости или зависимости;
  6. учащиеся при наличии несформированности интересов, отсутствии «Я-концепции», скрытности, хронической лжи, неврозах;
  7. учащиеся - «аутсайдеры»;
  8. учащиеся с ориентиром на нежелательные и опасные образцы;
  9. учащиеся с девиантным поведением;
  10. при дезадаптации и десоциализации личности.

Группы риска:

1. ПО СОСТОЯНИЮ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (под контролем мед. работников) школы относятся;

1)учащиеся с проявлениями аномального физического и физиологического развития;

2) учащиеся с заболеваниями ЦНС;

3)дети, имеющие диагноз «СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью»;

4)учащиеся с диагнозом «задержка психического развития»;

5)учащиеся с генетическими заболеваниями

2.  ПО СОСТОЯНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (под контролем педагогов-психологов)

  1. леворукие дети, при выявлении осложнений в общении и учебе;
  2. учащиеся, находящиеся в состоянии психологической дезадаптации;
  3. замкнутые, инфантильные дети, обладающие собственной недооценкой, негативным восприятием себя; с предсуицидным состоянием;
  4. учащиеся, имеющие неблагоприятные акцентуации характера;
  5. одаренные дети;
  6. учащиеся, находящиеся в стрессовом состоянии вследствие утраты членов семьи.

 3. ПО НАЛИЧИЮ СОЦИАЛЬНОГО НЕ ЗДОРОВЬЯ (под контролем соц. педагога);

  1. учащиеся, имеющие трудности в области налаживания социальных контактов;
  2. учащиеся, транслирующие физическую и вербальную агрессию;
  3. учащиеся из неблагополучных семей;
  4. учащиеся, транслирующие асоциальное, девиантное и деликвентное поведение;
  5. учащиеся с аддиктивными формами поведения;
  6. учащиеся, склонные к бродяжничеству, попрошайничеству;
  7. дети, оставшиеся без попечения родителей;
  8. беспризорные и безнадзорные дети.

4. ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ (под контролем кл. рук. и зам. дир. по ВР);

  1. учащиеся со сниженной учебной мотивацией;
  2. учащиеся, изолированные от коллектива учащиеся, социальные аутсайдеры;
  3. учащиеся, склонные к воровству и лжи;
  4. учащиеся с ориентиром на нежелательные и опасные образцы.
  5. В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ относятся учащиеся:
  6. учащиеся, испытывающие трудности в учении;
  7. одаренные дети;
  8. дети, отстающие в учебе, вследствие конфликта с учителями-предметниками;
  9. педагогически запущенные дети.

СЕМЬИ

  1. Классификация семей группы риска
  2. Неполная семья.
  3. Многодетные семьи. 
  4. Малообеспеченные семьи. 
  5. Семьи участников военных действий.
  6. Опекунские семьи - семьи с детьми, оставшимися без попечения родителей.
  7. Семьи с детьми-инвалидами (с ограниченными возможностями здоровья).
  8. Семьи с родителями-инвалидами.
  9. Семьи-беженцы.
  10. Семьи коренных народов Севера
  11. Семьи - члены ликвидаторы аварии на  ЧАЭС
  12. Семьи с членами семьи, имеющими хронические психосоматические заболевания
  13. Семьи с детьми, находящимися на индивидуальном обучении

                          Семья группы риска может являться:

а) благополучной;         б) неблагополучной;             в) пограничной.

КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА

БЛАГОПОЛУЧНЫЕ И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ В ЗОНЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РИСКА

Неблагополучной семьей является педагогически несостоятельная, уклоняющаяся от выполнения родительского долга семья, в которой родители злоупотребляют правами, самовольно отказываясь от обязательств, наложенных на них государством и обществом. Основными особенностями неблагополучной семьи являются низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами, также возможно наличие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении), как социально-экономическое неблагополучие; аморальный образ жизни; зависимость от алкоголя и психоактивных веществ; деформированность общечеловеческих ценностных ориентаций; неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей; жестокое отношение к детям; пренебрежение к санитарно-гигиеничским нормам и т.п.

Семьи –беженцы, получившие статус, жилье, постоянный доход, с высоким уровнем общечеловеческой культуры

Малообеспеченные семьи, имеющие постоянный социальный дотационный пакет

Многодетные, самодостаточные семьи

Неполные, но благополучные семьи

Семьи с родителями-инвалидами или детьми-инвалидами не испытывающие социально-психологических проблем

Опекунские семьи с благополучным стилем воспитания

Семьи медико-социального риска, пренебрегают санитарно-гигиеническими требованиями , не прививают детям навыков гигиены и здоровья

Семьи группы социально-психологического риска - с психически неустойчивыми родителями; с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями

Семьи социально-демографического риска, с несовершеннолетними родителями, неблагополучным браком и сводными детьми

Семьи группы морально-нравственного риска- с родителями алкоголиками, наркоманами, агрессивными к детям и пр.

Семьи группы социально-экономического риска - малообеспеченные, страдающие от бедности; с плохими жилищными условиями

Неблагополучные семьи  зоны риска SNR-

Благополучные семьи  зоны риска SNR+

Педагогически малограмотные, но ориентированные в сотрудничество со школой, семьи

Семьи с участниками военных действий, которые не причиняют  психо-эмоциональных травм детям

Комплексная группа риска, объединяющая несколько типов риска.

Пограничная зона  

SNR+               SNR-       и     SNR-         SNR+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"

данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....

«Здоровье детей и школьные факторы риска»

М. Безруких, Институт возрастной физиологии РАО, Центр «Образование и здоровье» МО РФ...

Телеконференция Риски и перспективы ядерной энергетики

Данная телеконференция была организована в рамках недели физики...

Дети " группы риска " на уроке физики.

Методы работы с учениками  "группы риска"...

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...

Кто в группе риска?Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения

Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это т...