Значение социальных способностей школьника в процессе его социализации
статья по психологии по теме

Сергеева Анна Дмитриевна

В условиях современного развития отечественного образования процесс школьного обучения ставит и развивает новые рамки и аспекты формирования личности. Современный школьник – это социально направленная личность, ориентированная не только на получение достойного и качественного образования, но и на полноценную самореализацию и саморазвитие. Безусловно, одной из важнейших сторон процесса обучения ребенка является деятельность, направленная на процесс его социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sergeeva_a.d.-7.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение социальных способностей школьника в процессе его социализации

В условиях современного развития отечественного образования процесс школьного обучения ставит и развивает новые рамки и аспекты формирования личности. Современный школьник – это социально направленная личность, ориентированная не только на получение достойного и качественного образования, но и на полноценную самореализацию и саморазвитие. Безусловно, одной из важнейших сторон процесса обучения ребенка является деятельность, направленная на процесс его социализации.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации [4].

А. В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).

Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.

Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным. Возможен и такой случай, отмечает А. В. Мудрик, когда та или иная задача, не решенная в определенном возрасте, внешне не сказывается на развитии личности, но через определенный период времени "всплывает", что приводит к немотивированным замыслам и действиям [3].

Процесс социализации в школьной среде занимает одну из главных ролей, это сложный и трудоемкий процесс, требующий от участников особых социальных способностей.

Социальные способности – приобретаемые свойства личности, отвечающие требованиям социально-значимой деятельности, изменяющиеся под влиянием социального воспитания, соответствующие социальным нормам.

К социальным способностям относится речь человека как средство общения, межличностное взаимодействие, лидерские качества, умения находить контакт с людьми и оказывать на них влияние и т.д. Умение найти подход друг к другу, наладить эффективное взаимодействие, создать атмосферу доброжелательности – вот в чем проявляются социальные способности.

Именно социальные способности являются для школьников тем фундаментом, который впоследствии помогает им успешно учиться, взаимодействовать с социумом и способствует полноценному развитию личности.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, то есть результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в достижении, признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание - быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др. [3].

Первоочередная задача школы, отмечал В. А. Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда. "Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства" [5].

Школьник должен стремиться к объективной оценке своих способностей и способностей окружающих его людей. Первоначально развитие социальных способностей идет на интуитивном уровне, зарождается в бессознательной сфере индивида. Неспособных детей не бывает, каждый имеет свои индивидуальные способности, каждый имеет свою ведущую направленность. У кого-то может быть ярко выражена лидерская позиция, кто-то может талантливо изъяснять свои мысли (например, писать творческие работы, сочинения), а кто-то просто умеет дружить и искренне ценить каждого окружающего человека.

Это все раскрывается в рамках взаимодействия всех участников образовательного процесса. Здесь ведущая и основополагающая роль отводится педагогу как диагносту способностей своих учеников, координатору и организатору деятельности по проявлению и усовершенствованию различных знаний, умений, навыков. Зачастую педагогу приходится не просто направлять уже имеющиеся способности личности школьника, сколько самому их выявлять, раскрывать и способствовать дальнейшему развитию.

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение [3].

Здесь слишком велик риск и категорически не допускается ошибка. Правильный подход к развитию социальных способностей школьника позволит в дальнейшем состояться ребенку как достойной личности социума, но при неправильной расстановке акцентов, подмене ценностей те же самые изначально перспективные и многообещающие способности могут обернуться не только против самой личности, но и против целого общества.

Так, прирожденный лидер может стать авторитарным деспотом, «душа компании» стать жертвой членов асоциальных группировок.

Личность, по определению Л. С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей [3].

В процессе социализации личность испытывает значительные изменения. Итог невозможно предугадать. Но можно спрогнозировать и оценить конечный результат социализации, исходя из самой сути тех факторов, которые имели непосредственное влияние на личность на протяжении всего процесса.

Насколько школьник будет социально ориентирован, насколько он научится правильно оценивать окружающий его социум и как он лично будет себя проявлять, какое направление выберет – это показатели серьезнейшей работы не только самой личности над собой, но и влияния его ближайшего окружения и общества в целом.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей [3].

 

Литература:

  1. Ильин. Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер,2011. – 701 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  2. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 800с.
  3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ.

высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.:

          Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

  1. Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю.Кондратьева//Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Под общ.ред. А.В.Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
  2. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. - Киев,

           1980. - Т. 5. - С. 102.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные способности школьников в педагогической деятельности

Педагогическая деятельность – высоко структурированная деятельность, включающая в себя процесс образования, воспитания и сопровождения ребенка педагогом в период школьного обучения. К значимым к...

Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...

Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания

Работа посвящена изучению  форм и методов работы, нацеленых на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовательской деятельности, а также на реализацию...

Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания

Работа посвящена описанию форм и методов исследовательской деятельности, применение которых  нацелены на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовате...

Развитие способностей школьников в процессе проектной деятельности.

Проектирование – процесс интересный и увлекательный для детей. Они испытывают удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от сознания, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения с...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ ОБОГАЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.

В статье раскрываются педагогические условия и способы осмысления музыкальных произведений, которые наиболее благоприятствуют обогащению социального опыта учащихся при общении с музыкой в общеобразова...

Доклад "Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания"

Согласно идеям Лесгафта П. Ф. физическое образование ни в коем случае не должно ограничиваться физическими упражнениями, оно должно использовать все средства, стимулирующие общее развитие человека, та...