Социальные способности школьников в педагогической деятельности
статья по теме

Сергеева Анна Дмитриевна

 

Педагогическая деятельность – высоко структурированная деятельность, включающая в себя процесс образования, воспитания и сопровождения ребенка педагогом в период школьного обучения. К значимым компонентам в процессе обучения ребенка можно отнести социальные аспекты становления и развития его как личности.

В условиях развития современной педагогической деятельности можно говорить о возникновении такого феномена как социальные способности школьников. 

Пока ребенок – участник образовательного процесса, его социальные ориентиры и взгляды напрямую связаны с личностью преподавателя. Идет серьезное формирование личности, и если в этом процессе допускается ошибка, то впоследствии она выливается в глобальные жизненные трудности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sergeeva_a.d.-3.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

 Социальные способности школьников в педагогической деятельности

Педагогическая деятельность – высоко структурированная деятельность, включающая в себя процесс образования, воспитания и сопровождения ребенка педагогом в период школьного обучения. К значимым компонентам в процессе обучения ребенка можно отнести социальные аспекты становления и развития его как личности.

В условиях развития современной педагогической деятельности можно говорить о возникновении такого феномена как социальные способности школьников.

Процесс социализации в школьной среде занимает одну из главных ролей, это сложный и трудоемкий процесс, требующий от участников особых социальных способностей.

Социальные способности – приобретаемые свойства личности, отвечающие требованиям социально-значимой деятельности, изменяющиеся под влиянием социального воспитания, соответствующие социальным нормам.

К социальным способностям относится речь человека как средство общения, межличностное взаимодействие, лидерские качества, умения находить контакт с людьми и оказывать на них влияние и т.д.

Именно социальные способности являются для школьников тем фундаментом, который впоследствии помогает им успешно учиться, взаимодействовать с социумом.

Соответственно, развитие способностей целиком и полностью зависит от построения процесса педагогической деятельности. А ведущий исполнитель в этом процессе – учитель.

Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как никакая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества [2].

В деятельности учителя раскрывается вся многогранность и многоаспектность его педагогического мастерства, проявляются его личностные качества и, несомненно, идет процесс взаимодействия между учителем как носителем сакральных знаний, социальных умений и способностей и самими школьниками, которые только на начальном этапе социализации и как никогда остро нуждаются в патронаже старшего поколения.

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе [3].

От того, как учитель строит свою педагогическую деятельность, зависит, что на выходе получается общество – полноценную социализированную личность или нет.

Преподаватель имеет дело примерно с однородным "исходным материалом". Результаты учения практически однозначно определяются его деятельностью, т.е. способностью вызвать и направить познавательную деятельность ученика. Воспитатель вынужден считаться с тем, что его педагогические воздействия могут пересекаться с неорганизованными и организованными отрицательными влияниями на школьника.

Преподавание как деятельность имеет дискретный характер. Оно обычно не предполагает взаимодействия с учащимися в подготовительный период, который может быть более или менее продолжительным. Особенность воспитательной работы состоит в том, что даже при условии отсутствия непосредственного контакта с учителем воспитанник находится под его опосредованным влиянием. Обычно подготовительная часть в воспитательной работе более продолжительна, а нередко и более значима, чем основная часть[3].

Первоочередная задача школы, отмечал В. А. Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда. "Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства" [4].

Цель педагогической деятельности - явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой - потребности и стремления отдельной личности.

Цели педагогической деятельности - явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели - развитию личности в гармонии с самой собой и социумом.

Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность - понятия тождественные.

Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе обучения - уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных и практических задач, интенсивности продвижения в развитии. Результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях [3].

Задача педагога – ориентироваться в своей деятельности не только на передачу знаний и мониторинг их усвоения, но и доносить до ученика социальные аспекты жизнедеятельности, делать акцент на общественных нормах и требованиях, давать стимул к развитию социальных способностей школьников.

Необходимо создавать такие условия образовательной среды, в которых ученик будет развиваться как полноценная личность, обладающая всеми социальными способностями и навыками, умеющая адекватно и целенаправленно применять их и стремящаяся к непрерывному саморазвитию и самостановлению.

Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности - влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике.

Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер [3].

Все это лишь подтверждает всю трудоемкость и многоаспектность педагогической деятельности, возлагает на учителя серьезную ответственность и обязательства, которые он должен четко осознавать, помнить и неуклонно исполнять.

Л. Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:

  1. информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);
  2. друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;
  3. диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
  4. советчика, если использует осторожное уговаривание;
  5. просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь, порой до самоунижения, лести;
  6. вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п. [3].

Нельзя упускать тот факт, что пока ребенок – участник образовательного процесса, его социальные ориентиры и взгляды напрямую связаны с личностью преподавателя. Идет серьезное формирование личности, и если в этом процессе допускается ошибка, то впоследствии она выливается в глобальные жизненные трудности ребенка.

Литература:

  1. Ильин. Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2011. – 701 с.
  2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1995. - С. 248-284.
  3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  4. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. - Киев, 1980. - Т. 5. - С. 102.
  5. Шадриков В.Д.   Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002. 160 с.

Заявка на участие

Фамилия Сергеева

Имя Анна

Отчество Дмитриевна

Ученая степень - нет, специальность - 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в разных образовательных областях и на всех уровнях системы образования)" 

Ученое звание - нет

Место работы - МГПИ (Московский гуманитарный педагогический институт)

Должность - Аспирант

Научные интересы: Социальная психология, педагогика, социализация личности

Домашний адрес: г. Москва, Дубнинская улица,д.22,корп.5,кв.2

Домашний или сотовый телефон: 8-903-007-49-73

Е-mail: annygold007@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль социальных способностей в малых социальных группах школьников

В статье рассматриваются особенности малых социальных групп, каковыми являются, например, ученические классы. Дается определение понятия "группа", "социальная группа", "малая группа".Особенностями вза...

Значение социальных способностей школьника в процессе его социализации

В условиях современного развития отечественного образования процесс школьного обучения ставит и развивает новые рамки и аспекты формирования личности. Современный школьник – это социально направленная...

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Развитие социальной компетентности школьников – одна из важнейших задач современного образования. Особую роль в этом процессе призвана играть психологическая служба. Задача формирования самостоят...

Проект по теме "Формирование навыков здорового образа жизни школьников – ресурс социально-педагогической деятельности школы"

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективност...

Роль социально - педагогической деятельности в процессе воспитания школьников

Конспект выступления на методическом объединении социальных педагогов на тему " Роль  социально-педагогической деятельности в процессе воспитания школьников". В презентации используется...

Педагогический проект: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования».

Педагогический проект:«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования»....