Семинар для педагогов "Психология суицидального поведения подростков"
методическая разработка по психологии по теме

Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно.

Почти все люди в то или иное время думают о суициде. Саморазрушение является одним из многих жизненных выборов, открытых для людей. Джоост Мерло, автор книги “Суицид и массовый суицид”, утверждает “80% людей признают, что они “играли” идеями о суициде”. Ни одна группа, национальность или класс людей не свободны от этого “непростительного греха общества”. Хотя человек может ни разу не произнести слово “самоубийство”, означает ли это, что она или он полностью свободны от желания смерти? Люди имеют тенденцию к саморазрушению, которая различается лишь по степени выраженности или интенсивности проявлений от человека к человеку и от одного общества к другому. Желание умереть является частым среди детей, а суицидальные фантазии вполне естественны для обычных взрослых людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буклет и комментарии438.56 КБ
Файл Презентация2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов на тему:

«Психология суицидального поведения подростков»

(26.12.2011г.)

(слайд 1)

Цель: раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди подростков.

Эпиграф (слайд 2)

«Мир, вероятно, спасти  уже не удастся,

но отдельного человека всегда можно»

                                                     Иосиф Бродский

Ход работы

Почти все люди в то или иное время думают о суициде. Саморазрушение является одним из многих жизненных выборов, открытых для людей. Джоост Мерло, автор книги “Суицид и массовый суицид”, утверждает “80% людей признают, что они “играли” идеями о суициде”. Ни одна группа, национальность или класс людей не свободны от этого “непростительного греха общества”. Хотя человек может ни разу не произнести слово “самоубийство”, означает ли это, что она или он полностью свободны от желания смерти? Люди имеют тенденцию к саморазрушению, которая различается лишь по степени выраженности или интенсивности проявлений от человека к человеку и от одного общества к другому. Желание умереть является частым среди детей, а суицидальные фантазии вполне естественны для обычных взрослых людей. 

Терминология (слайд 3)

  • Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно.

Поведенческие аспекты суицидентов:

 - Суицидент так или иначе даёт понять окружающим о своем намерении;

 - Суицид не возникает внезапно, импульсивно, непредсказуемо;

 - Суицид  является «последней каплей» в чаше постепенно ухудшающейся  ситуации;

 - От 70-75% суицидентов раскрывают свои «страшные» намерения;

 - ¾ суицидентов в течение ближайших недель, месяцев посещают своих врачей и работников социальных служб, они ищут возможность «быть услышанными»;

 - Суицидальными людьми руководят амбивалентные чувства (безнадежность – с одной стороны и надежда на спасение – с другой).

    (слайд 4) По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 мл. людей. Среди них:

  • 280 тысяч китайцев
  • 50 тысяч русских
  • 30 тысяч американцев
  • 25 тысяч японцев

Частота самоубийств (слайд 5):

  • Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства;
  • 60-70 раз в день попытки самоубийств оканчиваются «успешно»;
  • На 1 «успешную» попытку самоубийства приходится 30-40 попыток не приведших к смерти;
  • Число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза;
  • Каждый двенадцатый подросток в возрасте 13-17 лет пытается совершить попытку самоубийства;
  • Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек;
  • Девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши.

 (слайд 6)Мы выбираем жизнь, они- смерть.

Мы пишем письма, они- предсмертные записки.

Мы строим планы на будущее, у них...

У них нет будущего.

Кажется, что мы и они — из разных миров.

Но как велика пропасть между нами,

читающими эти строки,

И теми, кто решился на самоубийство?

Как сильно нужно измениться человеку,

Чтобы сделать этот шаг?

Всего лишь- шаг.

Они не были рождены самоубийцами,

Но умерли с этим клеймом.

Они продолжают умирать.

Информация к размышлению. (слайд 7)

  1. Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков - семейные конфликты с родителями. Однако отмечено снижение этого показателя с 55 до 46%.
  2. На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделимая любовь) этот показатель вырос в 1,5 раза и составил 24,1%.
  3. На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение – 7,5%.

Настораживает тот факт, что 15% суицидов предпринимали повторные попытки самоубийств.

Формы суицидальной активности (слайд 8):

Суицидальная попытка

Совершение человеком ранее попытки к самоубийству является мощным предикатором последующего завершенного суицида. Самым лучшим опознавательным знаком, свидетельствующим о намерениях человека, является попытка.

Некоторые суицидальные попытки не воспринимаются как серьезные.

Самыми уязвимыми являются люди, которые в прошлом совершали попытки к самоубийству или тесно контактировали с теми, кто старался, или был успешен в этом стремлении. По статистике 12 % совершивших суицидальную попытку повторят ее в течение двух лет, и достигнут желаемого.

Суицидальная угроза

Миф о том, что “те, кто говорят о самоубийстве, никогда не совершают его”, как доказано, является опасным и ошибочным. . Существуют прямые утверждения: “Я не могу этого выдержать. Я не хочу больше жить. Я хочу покончить с собой”. Часто высказывания являются завуалированными и замаскированные: “Вы не должны беспокоиться обо мне. Я не хочу создавать для вас проблемы”, “Я хочу уснуть и никогда не проснуться”, “Скоро, очень скоро эта боль будет уже позади”, “Они будут очень жалеть, когда я их покину”, “Мне бы хотелось знать, где отец прячет ружье”. Принимают ли эти весьма опасные высказывания форму открытых заявлений или искусных намеков, в любом случае они не должны игнорироваться. Иногда индикаторы суицида могут быть невербальными. Подготовка к самоубийству зависит от особенностей личности человека и внешних обстоятельств. Она зачастую состоят в том, что обычно называется “приведением своих дел в порядок”. Для одного это может быть оформление завещания и пересмотр страховых бумаг. Для другого - написание длинных запоздалых писем или улаживание споров и конфликтов с родными и соседями. Подросток может раздаривать сентиментально ценные личные вещи. Завершающие приготовления могут быть сделаны очень быстро, и затем мгновенно следует суицид.

Риск суицида высок у людей (слайд 9):

- С недавно выявленной прогрессирующей болезнью. Фактор прогрессирования заболевания является более значимым для суицидального риска, чем его тяжесть или потеря трудоспособности. Испытывающие боль пациенты часто адаптируются к своему состоянию, если оно является стабильным. Однако болезнь, вынуждающая человека постоянно приспосабливаться к новым неблагоприятным переменам, приводит к гораздо большему стрессу; в этих условиях ряд больных решают скорее совершить самоубийство, чем разрешить болезни самой поставить точку.

- Экономические неурядицы, с которыми сталкивается человек. Несомненно, они порождают проблемы, связанные с едой, одеждой или с финансовыми передрягами. Они остро чувствуют себя неудачниками, жизнь которых не удалась. Будущее кажется им крайне неопределенным, а самоубийство рассматривается как приемлемое разрешение ситуационной дилеммы.

- Со смертью любимого человека жизнь уже никогда не станет прежней. Разрушается привычный стереотип семейной жизни. Возможному суициду, как правило, предшествует затяжное семейное горе. В течение многих месяцев после похорон наблюдается отрицание возникшей реальности, соматические дисфункции, панические расстройства, все больше охватывающее чувство вины, идеализация потери, апатия, а также враждебное отношение к готовым помочь друзьям и родственникам. Человек отказывается видеть одиночество и пустоту в жизни. В этих условиях суицид может казаться освобождением от невыносимой психической боли или способом соединения с тем, кто был любимым и навсегда ушел. Его могут рассматривать как наказание за мнимые и реальные поступки, допущенные по отношению к покойному.

- По многим обстоятельствам развод и семейные конфликты могут восприниматься как события более тяжелые, чем смерть. Если человек умирает, то этому существуют рациональные (“У него был рак”) или религиозные (“Бог дал, Бог взял”). При разводе разумные и сверхъестественные трактовки кажутся лишенными оснований. Они особенно не удовлетворяют, если в ситуацию вовлекаются дети и возникают проблемы с их опекой и воспитанием, которые приходится решать на фоне бессознательного чувства вины, поражения или мести. Возникающие проблемы оказывают глубокое психотравмирующее влияние, как на родителей, так и на детей. Исследования показывают, что многие люди в итоге кончающие с собой, воспитывались в неполной семье.

Классификация суицидального поведения (слайд 10).

Антивитальное переживание.

Внутреннее суицидальное поведение.

1. Пассивные суицидальные мысли.

2. Суицидальные замыслы.

3. Суицидальные намерения.

Внешние формы суицидального поведения.

1. Подготовка к суициду.

2. Суицидальная попытка.

3. Завершенный суицид.

Типы личностного смысла:

  1. «Призыв»- цель привлечь внимание окружающих, получить от них помощь и поддержку.
  2. «Протест»- выразить свой гнев, наказать окружающих, чаще совершаются на фоне межличностного конфликта, попытки носят импульсивный характер.
  3. «Избегание»- в ситуации беспомощности, безысходности на фоне крайне травматичной ситуации.
  4. «Самонаказание»- суицид совершат под влиянием стыда, вины, ненависти к себе.
  5. «Отказ»- в основе лежит стремление умереть.

Постсуицидальное состояние.

По отношению к суициду:

1. Критический.

2. Манипулятивный.

3. Аналитический.

4. Суицидально-фиксированный.

По времени:

1. Ближайший постсуицид - 1 нед.

2. Ранний постсуицид - до 1 мес.

3. Поздний постсуицид - до 5 мес.

А теперь, подробнее по каждому пункту.

Антивитальные переживания - размышления об отсутствии ценности жизни, которые выражаются в формулировках типа: “жить не стоит”, “не живешь, а существуешь”, где еще нет четких представлений о собственной смерти, а имеется отрицание жизни.

Пассивные суицидальные мысли - характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания: ”хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться” и т.п.

Суицидальные замыслы - активная форма суицидальности, продумываются способы суицида, время и место действия.

Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслам волевого компонента.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток реализации называется пресуицидом. Он может быть острым и хроническим.

Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившиеся смертью. Она проходит в 2 фазы. Первая - обратимая, когда объект сам может прекратить попытку, вторая - необратимая.

Появление суицидальной цели и дальнейшее ее превращение в самостоятельный мотив, обладающий побудительной силой, обуславливается ситуацией конфликта у дезадаптированных лиц, то есть препятствием к удовлетворению актуальной потребности.

1. “Протестные” формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта, когда объективное его звено враждебно или агрессивно по отношению к субъекту, а смысл в отрицательном воздействии на объективное звено. “Месть” - конкретная форма протеста, нанесения ущерба враждебному окружению. Предполагается наличие высокой самооценки и самоценности, активную или агрессивную позицию личности с механизмом трансформации гетероагрессии в аутоагрессию.

2. При поведении типа “призыва” смысл состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности пассивна.

3. При суицидах ”избегания” суть конфликта в угрозе личностному или биологическому существованию, которой противостоит высокая самоценность. Смысл - избежание непереносимой ситуации путем самоустранения.

4. “Самонаказание” можно определить как “протест во внутреннем плане личности” конфликт при своеобразном расширении “Я” интериоризации и сосуществовании 2х ролей: “Я - судьи” и “Я - подсудимого”, уничтожение в себе врага.

5. При суицидах “отказа” мотивом является отказ от сущесвования, а целью - лишение себя жизни.

Постсуицид представляет собой “результирующую” таких составляющих, как конфликтная ситуация, сам суицидальный акт (с его “психическим” и соматическим компонентами), особенности его прерывания и реанимации, соматические последствия, новая ситуация и личностное отношение к ней.

На этом основании принято выделять 4 типа постсуицидальных состояний:

1. Критический.

1. Конфликт утратил свою значимость, суицид привел к разрядке напряжения.

2. Суицидального мотива нет.

3. Отношение к совершенной попытке - чувство стыда и страха. Понимание того, что это не изменяет положения, не разрешит ситуации. Вероятность повторения - минимальная.

2. Манипулятивный.

1.Актуальность конфликта уменьшилась из-за благоприятного воздействия на окружающих.

2. Суицидальных тенденций нет.

3. Отношение - легкое чувство стыда и страх перед смертью. Отчетливое закрепление данного поведения для достижения своих целей. Вероятность повторения высока.

3. Аналитический.

1. Конфликт по-прежнему актуален.

2. Суицидальных тенденций нет.

3. Отношение - раскаяние. Поиски иных путей решения. Вероятность повторения возрастает, если другой путь разрешения конфликта не будет найден.

4. Суицидально - фиксированный.

1. Конфликт актуален.

2. Суицидальные тенденции сохраняются.

3. Отношение к суициду положительное.

По мере ликвидации соматических осложнений на первый план выдвигаются: ликвидация конфликтной ситуации, выработка адекватных установок, повышение толерантности к психогенным влияниям, ликвидация психопатологической продукции.

Причины суицидов среди подростков (слайд 11):

  • Дисгармония в семье;
  • Несформированное понимание

смерти;

  • Отсутствие идеологии в обществе;
  • Саморазрушающее поведение;
  • Ранняя половая жизнь, приводящая к разочарованиям;
  • Депрессия.

Словесные признаки: (слайд 12)

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

 Поведенческие признаки: (слайд 13)

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде — есть слишком мало или слишком много;

– во сне — спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде — стать неряшливым;

– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

 Ситуационные признаки (слайд 14)

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Практическое задание (слайд 15).

Прослушивание трека  Баста – «Девочка суицид». 

Вопросы для обсуждения:

1. Что вы можете сказать об этой девочке?

2. Какой вы ее увидели (характер, увлечения, круг друзей)?

3. Чем она занималась?

4. В какой семье жила?

5. О чем мечтала, о чем думала?

6. Как вы думаете, что побудило ее совершить этот поступок?

7. Как вы думаете, почему именно этот способ она выбрала?

Интервенция как помощь при суициде (слайд 16).

Слово “интервенция” происходит от латинских inter (между) и venire (проходить). Суицидальная интервенция, являясь “вхождением между”, представляет собой процесс предотвращения акта саморазрушения. Она заключается в контакте с лицом к лицу с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в социальном, психологическом и экзистенциальном кризисе.

Список первых шагов предложенных к суицидальной интервенции:

1.Поиск признаков возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки к самоубийству, депрессию, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным.

2.Допускание, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он неспособен и не сможет решится на самоубийство. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив угрозу, - ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.

3.Установление эмпатических отношений. Вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимо-отношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах есть время не для морализирования, а для поддержки. Последующая работа направляется на переход от страдания, самоосуждения и других переживаний, на осознание и принятие своих чувств.

4.Эмпатическое слушание. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они не настроены принимать советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и поиска подтверждения собственной ненужности. Если человек страдает от депрессии, то ему больше самому нужно говорить, чем беседовать с ним. Специалистам работающим с этой категорией клиентов необходимо развивать способность отслеживания и понимания невербального поведения: жесты, мимика, движения и быть готовым к импульсивным поступкам клиента в кризисной или посткризисной ситуации.

5.Бесконфликтность. Не спорьте, не проявляете агрессию если вы неспособны управлять ситуацией, старайтесь не выражать потресения от полученной информации. Не вступайте в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.

6.Поиск ядра конфликта. Задавайте вопросы, следует спокойно и доходчиво спрашивать о тревожащей ситуации и о путях ее появления. Выделение конкретных затруднений в поведении клиента и отделении затруднения от обобщения всей кризисной ситуации. Простройте вместе с клиентом ситуацию приведшую к суициду. Актуальная психотравмирующая ситуации может возникнуть из-за распада взаимоотношений с супругой или детьми. Человек может страдать от неразрешимого горя или какой-либо соматической болезни. Поэтому следует принимать во внимание все чувства и беды клиента.

7.Поддержка взрослого отношения к случившемуся. Не предлагайте утешений, это только приведет к перекладыванию ответственности за переживание на вас и пассивности в отношении самого суицидента. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация, поддерживайте актуальное переживание не позволяя свести представление клиента о суицидальной попытке к набору рациональных ходов.

8.Поиск витальных ресурсов. У каждого человека есть что-то важное в его жизни что помогало справляться с предыдущими сложностями, ищите вместе с клиентом эти ресурсы. Что ценно для этого человека, есть ли люди и ситуации которые его еще волнуют. Здесь очень важно отслеживать поведение, любой признак эмоционального оживления поможет найти необходимый ресурс для создание альтернативы смерти. Это может быть: он сам, семья, любимый человек, карьера, воспоминания из прошлого и т.д. - все что может способствовать поддержке суицидента.

9.Поддержка эмоционально. Вселяйте надежду, работа со склонными к саморазрушению депрессивными людьми является серьезной и ответственной. Особо ценным в работе является сосредоточение на на том что специалист работающий с суицидентом говорит и чувствует. Саморазрушение происходит, если люди теряют последние капли капли оптимизма, а их близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд. Надежды не могут строится на пустых утешениях, они не возникают из оторванных от реальности фантазий, а из существующей способности желать и достигать. Когда люди полностью теряют надежду на достойное будущее они нуждаются в поддержке и в предложении какой-либо альтернативы. Главный вопрос здесь: “Как изменить существующую ситуацию?”. Поскольку суицидальные лица страдают от внутреннего дискомфорта, все окружающее кажется им мрачным. Им важно открыть, что не имеет смысла застревать на одном полюсе эмоций. Человек может любить, не отрицая, что иногда испытывает откровенную ненависть, смысл жизни не исчезает, даже если она приносит душевную боль. Тьма и свет, радости и печали, счастье и страдание является неразделимо переплетенными нитями в ткани человеческого существования. Таким образом, основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно подчеркнуть силы и возможности человека, то, что кризисные проблемы преходящи, а самоубийство бесповоротно.

10.Оценка степени риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или повешения. Необходимо выявить и другие факторы, алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоционального нарушений и дезорганизации поведения, чувства беспомощности и безнадежности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался.

11.Обращение к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешить непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Самым эффективным является обращение к специалистам психологам и психотерапевтам занимающимися экстренными кризисными ситуациями в специализированных центрах. Необходимо объяснить клиенту необходимость обращения к этим специалистам не теряя время на обход врачей в поликлиниках и медицинских стационарах.

12.Позиция специалиста.

“Почему необходимо умение подчинять непосредственные этические реакции профессионально-психологической установке? Потому, что  утешение и жалость не совсем то (а часто и совсем не то), что требуется пациенту для преодолевания кризиса.

Житейские советы, на которые, падки пациенты большей частью просто бесполезны или даже вредны для них, потакая их бессознательному стремлению снять с себя ответственность за собственную жизнь.

Психолог вообще не специалист по житейским советам , полученное им образование отнюдь не совпадает с обретением мудрости, и, стало быть , факт наличия диплома не дает ему права делать конкретные рекомендации, как поступать в той или иной жизненной ситуации. И еще: прежде чем обратиться к психологу, пациент обычно обдумал все возможные пути выхода из затруднительного положения и нашел их неудовлетворительными.

Очень часто приходится сталкиваться с жалобами родителей и педагогов на «неуправляемость» детей и подростков. Иногда сами педагоги и родители просят проверить, все ли в порядке у ребенка с психикой. А на самом  деле все гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш может разбить чашку или написать в штаны. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть обругают, но зато и увидят, что у них есть ребенок. И как это ни цинично и страшно, иной раз подростковые  суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни с мыслью — наконец-то вы обратите на меня внимание .

   Некоторые специалисты сообщают о том, что  в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить с собой, а в 90% подросток пытается привлечь к себе внимание. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность. По данным Генеральной прокуратуры России 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых и сверстников, бестактным поведением взрослых, конфликты с одноклассниками, друзьями.

     Подростки часто романтизируют образ человека, способного к суицидальному поведению. Они не думают о необратимости факта смерти, психически здоровый, благополучный человек никогда так не поступит.

         Мы попытались вам, дорогие педагоги, показать, причины суицидов , мотивы суицида и последствия. Думаем, вы  сами задумались над тем , как прекрасен мир, как любят вас окружающие и почему не стоит уходить из жизни.

Рефлексия. Напоследок мы предлагаем вам взять листок и написать на нём 5  причин, почему вы бы остались в этой жизни, а потом спросите у своих близких людей (мужа, жены, детей), почему они хотят, чтобы вы жили, и тоже запишите их слова на этот листик.

Когда вам вдруг станет плохо, достаньте этот листик, прочтите вслух, и вам обязательно захочется жить, так как всегда приятно, когда любимые люди хотят видеть вас и заботиться о вас! Любите жизнь! Любите даже в самые мрачные ее моменты, и эта любовь не только скрасит их, но и, может быть, спасет вам жизнь. Если вы сами будете  ценить жизнь, то и сможете помочь ученикам в самых трудных для них ситуациях!

(слайд 17)Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основные вещи:

  • Нам нужно, чтобы нас любили!
  • Нам нужно хорошо к себе относиться!

Потребность любви- это:

  • Потребность быть любимым
  • Потребность любить
  • Потребность быть частью чего-то.

(слайд 18)

Жизнь- счастье, сотвори его,

Жизнь слишком прекрасна, не губи ее,

Жизнь- это жизнь, борись за нее!

Жизнь! Ты прекрасна! Я тебя люблю!

Каждый из нас приходит не напрасно! Воплощай мечту

(слайд 19) Мы голосуем за жизнь вместе!

  • Всем педагогам раздаются  памятки-рекомендации  психолога «Предупреждение подросткового суицида»



Подписи к слайдам:

Семинар: «Психология суицидального поведения подростков»Подготовила: педагог-психолог – Вязьмина О.В. Ангарск, 2011г.
Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно.Иосиф Бродский
Терминология
Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно.Поведенческие аспекты суицидентов: - Суицидент так или иначе даёт понять окружающим о своем намерении; - Суицид не возникает внезапно, импульсивно, непредсказуемо; - Суицид является «последней каплей» в чаше постепенно ухудшающейся ситуации; - От 70-75% суицидентов раскрывают свои «страшные» намерения; - ѕ суицидентов в течение ближайших недель, месяцев посещают своих врачей и работников социальных служб, они ищут возможность «быть услышанными»; - Суицидальными людьми руководят амбивалентные чувства (безнадежность – с одной стороны и надежда на спасение – с другой).

Статистика
Каждый год кончают жизнь самоубийством 1 000 000 человек. Среди них:280 тысяч китайцев, 30 тысяч американцев, 25 тысяч японцев, 20 тысяч французов, 50 тысяч русских
Частота самоубийств
Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства;60-70 раз в день попытки самоубийств оканчиваются «успешно»;На 1 «успешную» попытку самоубийства приходится 30-40 попыток не приведших к смерти;Число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза; Каждый двенадцатый подросток в возрасте 13-17 лет пытается совершить попытку самоубийства; Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек;Девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши.
Мы выбираем жизнь, они – смерть. Мы пишем письма, они – предсмертные записки.Мы строим планы на будущее, у них… У них – нет будущего. Кажется, что мы и они – из разных миров. Но как велика пропасть между нами, Читающими эти строки,И теми, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку, Чтобы сделать этот шаг? Всего лишь – шаг. Они не были рождены самоубийцами, Но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать…..
Информация к размышлению
Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков - семейные конфликты с родителями; На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделенная любовь); На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение;15% суицидников предпринимали повторные попытки самоубийств.
Формы суицидальной активности
СУИЦИД
Суицидальная попытка
Суицидальная угроза
Совершение человеком ранее попытки к самоубийству является мощным предикатором последующего завершения суицида. Самым лучшим опознавательным знаком, свидетельствующим о намерениях человека, является попытка. Самыми уязвимыми являются люди, которые в прошлом совершали попытки к самоубийству или тесно контактировали с теми, кто старался, или был успешен в этом стремлении. По статистике 12% совершивших суицидальную попытку повторят ее в течение двух лет, и достигнут желаемого.
Миф о том, что «те, кто говорят о самоубийстве, никогда не совершают его», как доказано, является опасным и ошибочным. Существуют прямые утверждения: “Я не могу этого выдержать. Я не хочу больше жить”. Часто высказывания являются завуалированными и замаскированные: “Вы не должны беспокоиться обо мне. Я не хочу создавать для вас проблемы”. Такие высказывания не должны игнорироваться. Иногда индикаторы суицида могут быть невербальными. Они зачастую состоят в том, что обычно называется “приведением своих дел в порядок”. Подросток может раздаривать сентиментально ценные личные вещи. Завершающие приготовления могут быть сделаны очень быстро, и затем мгновенно следует суицид.
Риск суицида высок у людей:
С недавно выявленной прогрессирующей болезнью. Болезнь, вынуждающая человека постоянно приспосабливаться к новым неблагоприятным переменам, приводит к гораздо большему стрессу, в этих условиях ряд больных решают скорее совершить самоубийство, чем разрешить болезни самой поставить точку;Экономические неурядицы, с которыми сталкивается человек. Будущее кажется им крайне неопределенным, а самоубийство рассматривается как приемлемое разрешение ситуационной дилеммы;Со смертью любимого человека жизнь уже никогда не станет прежней. В этих условиях суицид может казаться освобождением от невыносимой психической боли или способом соединения с тем, кто был любимым и навсегда ушел;По многим обстоятельствам развод и семейные конфликты могут восприниматься как события более тяжелые, чем смерть. Возникающие проблемы оказывают глубокое психотравмирующее влияние, как на родителей, так и на детей. Исследования показывают, что многие люди в итоге кончающие с собой, воспитывались в неполной семье.
Классификация суицидального поведения
Суицидальное поведение
Антивитальное поведениеВнутреннее суицидальное поведение:Суицидальные мысли;Суицидальные замыслы;Суицидальные намерения.Внешние формы суицидального поведения:Подготовка к суициду;Суицидальная попытка;Завершенный суицид.Типы личностного смысла:Протест, месть;Призыв;Избегание;Самонаказание;Отказ.
Постсуицидальное состояниеПо отношению к суициду:Критический;Манипулятивный;Аналитический;Суицидально-фиксированный.По времени:Ближайший постсуицид – 1 нед.;Ранний постсуицид – 1 мес.;Поздний постсуицид – 5 мес.
Причины суицидов среди детей:
Дисгармония в семье;Несформированное понимание смерти;Отсутствие идеологии в обществе;Саморазрушающее поведение;Ранняя половая жизнь, приводящая к разочарованиям;Депрессия.
Словесные признаки:
Разговоры о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”;Намёки о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”, “Тебе больше не придется обо мне волноваться”;Много шутят на тему самоубийства;Заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
1. Раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами;2. Демонстрируют радикальные перемены в поведении;3. Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки:
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;2. Живет в нестабильном окружении; 3. Ощущает себя жертвой насилия;4. Предпринимал раньше попытки суицида;5. Имеет склонность к самоубийству; 6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Практическое задание
Интервенция, как помощь при суициде
Поиск признаков возможной опасности; Допущение, что человек действительно является суицидальной личностью; Установление эмпатических отношений; Эмпатическое слушание; Бесконфликтность; Поиск ядра конфликта; Поддержка взрослого отношения к случившемуся; Поиск витальных ресурсов; Эмоциональная поддержка; Оценка степени риска самоубийства; Обращение к специалистам; Позиция специалиста.
Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи:
Нам нужно, чтобы нас любили!Нам нужно хорошо к себе относиться!
Потребность любви – это:
Потребность быть любимым;Потребность любить;Потребность быть частью чего-то.
Жизнь – счастье, сотвори его,Жизнь – слишком прекрасна, не губи её,Жизнь – это жизнь, борись за неё,Жизнь! Ты прекрасна! Я тебя люблю!Каждый из нас приходит не напрасно!Воплощай мечту!
Мы голосуем за жизнь вместе!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

суицидальное поведение подростка

В материале кратко раскрыты возростные категории детей совершающих суицид, причины , которые могут привести подростка к суициду. Приведены поведенческие реакции подростков на которые следует...

презентация для педагогического совета "Профилактика суицидального поведения подростков"

Сопровождать ребёнка в учебном процессе- это значит своевременно заметить проблемы, трудности, и показать наиболее позитивный  выход из сложной, невыносимой ситуации....

Памятка для педагогов и родителей. Профилактика суицидального поведения подростков.

Материал включает в себя понятийный апарат по суицидальномцу поведению и методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике отклоняющегося поведения....

презентация для просвещения педагогов по теме "Суицидальное поведение подростков"

Психолог - педагогам о предотвращениии детского суицида....

Психолого-педагогический семинар "Профилактика суицидального поведения подростков"

В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суи...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Семинар для педагогов "Профилактика суицидального поведения подростков"

В современном информационном мире появляется всё больше скрытых угроз наиболее уязвимой части нашей молодежи – детям и подросткам. Все чаще мы замечаем, что подростки находят наиболее опасн...