К вопросу о подростковых психологических трудностях
статья (психология) по теме

Гузачева Лариса Михайловна

Решение психологических вопросов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подростковая депрессия29.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБУСОССЗН Чернянского района « СРЦдН»

Депрессивное состояние у подростка

Педагог-психолог

Гузачева Л.М.

Чернянка 2013г.

Бывают дни, когда душа пуста.
Ни мыслей нет, ни чувств, молчат уста,
Равно печаль и радости постылы,
И в теле лень, и двигаться нет силы.
Напрасно ищешь, чем бы ум занять, –
Противно видеть, слышать, понимать,
И только бесконечно давит скука,
И кажется, что жить – такая мука!
Куда бежать? чем облегчить бы грудь?
Вот ночи ждешь – в постель! скорей заснуть!
И хорошо, что стало все беззвучно...
А сон нейдет, а тьма томит докучно!

Николай Огарев  «Хандра»

Симптомы депрессии у подростков

    Депрессия (от лат. depressio – понижение, углубление; по-старому – «меланхолия»). В сегодняшнем понимании, есть чаще не просто тоска, а целый «букет» родственных по своему происхождению расстройств, в целом – тягостных, мучительных.

      Симптомы подростковой депрессии у каждого ребенка проявляются по-своему, но также зависят и от типа самой депрессии. Вы можете этого не знать, но, тем не менее, существуют различные виды депрессии, например такие, как обычная депрессия и хроническая депрессия. Хотя симптомы для каждого из этих состояний схожи, лечение их может отличаться, иногда весьма существенно.

Основные симптомы подростковой депрессии:

 Печаль. Согласитесь, печаль — понятие относительное. Являясь одним из самых распространенных симптомов депрессии, печаль может быть вызвана чем угодно и проявляться может тоже по-разному. Например, это может быть постоянный или частый плач (все зависит от интенсивности и тяжести депрессии). Также это может быть постоянное чувство одиночества и отсутствия поддержки. Ребенок может ощущать себя нелюбимым или неоцененным, редко улыбаться и почти никогда не смеяться, постоянно находиться в состоянии стресса и безнадежности.

Раздражение в сочетании со злостью. Еще один симптом депрессии у подростков, который встречается достаточно часто. Но это также может быть и одним из основных симптомов биполярного расстройства. Подросток испытывает непрерывное раздражение в сочетании с приступами гнева на фоне общего беспокойства и неопределенности. В период полового созревания такое поведение характерно для всех подростков, но если ребенок находится в депрессивном состоянии, то такие приступы имеют свои специфические отличительные черты:

  • раздражение и гнев имеют тенденцию к нарастанию и учащению;
  • ребенок раздражается по поводу обыденных ситуаций и его гневная реакция абсолютно неадекватна произошедшему событию.

Здесь нужно уметь различать возрастной подростковый гнев  от депрессивного. Например, девочка может нагрубить родителям из-за того, что те советуют надеть одежду, которую она носить не хочет. Причем, такая ситуация случается не часто, и в данном случае понятно, что просто «попали под горячую руку». Это неприятно, но за рамки обычного подросткового поведения не выходит.   Но если ребенок грубит даже в ответ на простое приглашение к столу или элементарные бытовые вопросы, делает это постоянно и все чаще и чаще – значит, это уже признак депрессии.

Социальная пассивность. Социальная самоизоляция или одиночество является еще одним из симптомов подростковой депрессии. Как правило, подростки имеют довольно широкий круг общения. Но если ребенка поразила депрессия, он может постоянно желать одиночества, избегая общения не только с друзьями, но и с членами семьи. Дети будут пытаться не присутствовать на совместных застольях и уклоняться даже от обычного семейного ужина. Встречи с друзьями, ради которых дети часто пытались воевать с родителями, тоже отойдут на второй план. Кроме того, они будут стараться полностью отойти от общественной жизни, оставаясь в одиночестве. Итак, если вы видите, что подросток непрерывного «уходит в себя» и старается уединиться, а если при этом будут наблюдаться и другие симптомы депрессии, то диагноз практически однозначен.

Отсутствие интереса. Это один из начальных симптомов депрессии. Сначала подростки начинают терять интерес к повседневным мероприятиям. Им не нравятся любые рутинные действия, даже те, которые еще совсем недавно доставляли удовольствие, например, прогулка с собакой, ухаживание за цветами, посещение бассейна и т.д. Одни дети отказываются от просмотра своих любимых телепередач или перестают играть в любимые компьютерные игры, другие отказываются от увлечений — прекращают посещать спортивную секцию или занятия музыкой. Некоторые подростки полностью утрачивают интерес к активной нормальной жизни и скорее существуют, чем живут. Обычно такие симптомы более характерны для мальчиков.

Колебания режима сна и питания. Один из клинических симптомов депрессии и, надо сказать, самый заметный. Подросток вдруг начинает есть и спать намного больше или намного меньше, чем обычно. Кстати, это также может быть одним из признаков биполярной депрессии, что часто становится причиной внезапной потери или увеличения веса. Одни подростки могут много спать даже днем, другие – страдать от постоянной бессонницы, но в любом случае факт изменения режима должен быть сильно заметен.

Негативные мысли. Испытывая депрессию, ребенок начинает думать обо всем исключительно в негативном ключе. Это состояние, когда разум не может или не способен «видеть» положительное, поэтому у подростка прогрессирует состояние бесполезности и безнадежности. Некоторые дети начинают задумываться о самоубийстве или свершении побега из дома и пребывают в полном убеждении, что в будущем их не ждет ничего хорошего.

Усталость. Усталость тоже является симптомом депрессии, но речь идет не об усталости от чего-то конкретного. Здесь подразумевается общая усталость, которая не имеет видимых причин и не спровоцирована никакой деятельностью. В этом случае я имею в виду отсутствие энтузиазма и интереса в сочетании с головными болями, ломотой во всем теле, признаками общего недомогания. Такие проявления наиболее характерны для девушек.

Отсутствие концентрации. Обычно выглядит как рассеянность, которая проявляется постоянно. Подростки не могут сосредоточиться на чем-то, во время разговора часто «отключаются» и перестают слышать то, что им говорят. Часто сопровождается симптомами социальной пассивности и отсутствием интереса.

При обнаружении хотя бы одного из таких симптомов, нужно без промедления обращаться за квалифицированной помощью. Не надейтесь, что у вас самих получится вывести ребенка из депрессивного состояния. Не буду утверждать, что это невозможно, но от родителей потребуется большое терпение и выдержка, на что может просто не быть, ни сил, ни времени.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

Симптомы подростковой депрессии?

Зачастую симптомы подростковой депрессии проявляют себя в изменениях настроения и поведения. Больные дети теряют мотивацию в жизни и становятся замкнутыми, придя со школы, они закрываются в своей комнате и могут сидеть в одиночестве часами.

У таких детей замечается повышенная сонливость, перепады аппетита и даже преступное поведение, как например мелкие кражи в магазинах или состояние алкогольного опьянения или наркотической интоксикации. Ниже приведены основные симптомы подростковой депрессии:

  • Апатия
  • Постоянные боли, например головные боли, желудочные, боли в спине или чувство усталости
  • Трудно сосредоточиться
  • Трудно самостоятельно принять решение
  • Безответственное поведение – например, забывают о своих обязанностях, опаздывают в школу или прогуливают ее
  • Потеря аппетита или чрезмерное переедание, что влечет за собой значительную потерю веса или полноту
  • Забывчивость
  • Одержимость мыслями о смерти
  • Бунтарское поведение
  • Чувство грусти, беспокойства или безнадежности
  • Бессонница ночью и повышенная сонливость на протяжении дня
  • Внезапное снижение успеваемости в школе
  • Употребление алкоголя, наркотиков и случайные беспорядочные сексуальные связи
  • Избегание друзей

Как могут родители помочь подросткам выйти из депрессии?

Воспитание подростка – это самое сложное задание в жизни. Но существует множество воспитывающих и коммуникативных приемов, что помогут снять напряжение и уменьшить уровень стресса вашего ребенка:

  • Воспитывая подростка, избегайте наказаний и унижений. Старайтесь закрепить в его памяти положительные стороны хорошего поведения. Постоянные наказания и унижения могут вызвать у ребенка чувство неполноценности и ненужности.
  • Позвольте ребенку совершать ошибки. Чрезмерное опекунство над ним и принятие решений за него, превратит ребенка в неуверенного человека.
  • Дайте ребенку чувство свободы. Он не может всегда поступать так, как вы этого хотите.
  • Не заставляйте ребенка следовать вашему примеру и идти по жизни по вашим стопам. Не старайтесь превратить вашего ребенка в себя молодого.
  • Если вы видите, что ребенок подавлен, найдите время чтобы поговорить с ним и выслушать его. Даже, если эта проблема с вашей точки зрения кажется незначительной, помните, что в возрасте ребенка, она может казаться концом света.
  • Всегда находите время поговорить с ребенком, даже если он старается замкнуться в себе.
  • Старайтесь избегать нравоучений. Вместо этого прислушайтесь к ребенку, возможно, вы сможете лучше понять причины его эмоциональных проблем.

Если же все-таки вы не можете достучаться до ребенка, и вас не покидает чувство беспокойства, обратитесь за помощью к профессионалам.

Тест     УРОВЕНЬ ДЕПРЕССИИ    Жмуров В.А.

1.  
   1. Мое настроение сейчас не более подавленное (печальное), чем обычно.
   2. Пожалуй, оно более подавленное (печальное), чем обычно.
   3. Да, оно более подавленное (печальное), чем обычно.
   4. Мое настроение намного более подавленное (печальное), чем обычно.
2.
   1. Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.
   2. У меня иногда бывает такое настроение.
   3. У меня часто бывает такое настроение.
   4. Такое настроение бывает у меня постоянно.
3.
   1. Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.
   2. У меня иногда бывает такое чувство.
   3. У меня часто бывает такое чувство.
   4. Я постоянно чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.
4.
   1. У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.
   2. У меня иногда бывает такое чувство.
   3. У меня часто бывает такое чувство.
   4. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.
5.
   1. У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась).
   2. У меня иногда бывает такое чувство.
   3. У меня часто бывает такое чувство.
   4. Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась).
6.
   1. У меня не бывает состояний, когда на душе тяжело.
   2. У меня иногда бывает такое состояние.
   3. У меня часто бывает такое состояние.
   4. Я постоянно нахожусь в таком состоянии.
7.
   1. Я спокоен за свое будущее, как обычно.
   2. Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.
   3. Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.
   4. Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.

8.
   1. В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.
   2. В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно.
   3. В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно.
   4. В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно.
9.
   1. Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно.
   2. Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно.
   3. Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно.
   4. Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.
10.
   1. Я боязлив(а) не более обычного.
   2. Я боязлив(а) несколько более обычного.
   3. Я боязлив(а) значительно более обычного.
   4. Я боязлив(а) намного более обычного.
11.
   1. Хорошее меня радует, как и прежде.
   2. Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего.
   3. Оно радует меня значительно меньше прежнего.
   4. Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.
12.
   1. У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна.
   2. У меня иногда бывает такое чувство.
   3. У меня часто бывает такое чувство.
   4. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна.
13.
   1. Я обидчив(а) не больше, чем обычно.
   2. Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно.
   3. Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно.
   4. Я обидчив(а) намного больше, чем обычно.
14.
   1. Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше.
   2. Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше.
   3. Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше.
   4. Я не получаю теперь удовольствие от приятного.
15.
   1. Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины.
   2. Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
   3. Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
   4. Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
16.
   1. Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного.
   2. Я виню себя за это несколько больше обычного.
   3. Я виню себя за это значительно больше обычного.
   4. Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.
17.
   1. Обычно у меня не бывает ненависти к себе.
   2. Иногда бывает, что я ненавижу себя.
   3. Часто бывает так, что я себя ненавижу.
   4. Я постоянно чувствую, что ненавижу себя.
18.
   1. У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах.
   2. У меня иногда теперь бывает это чувство.
   3. У меня часто бывает теперь это чувство.
   4. Это чувство у меня теперь не проходит.
19.
   1. Я виню себя за проступки других не больше обычного.
   2. Я виню себя за них несколько больше обычного.
   3. Я виню себя за них значительно больше обычного.
   4. За проступки других я виню себя намного больше обычного.
20.
   1. Состояние, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает.
   2. Иногда у меня бывает такое состояние.
   3. У меня часто бывает теперь такое состояние.
   4. Это состояние у меня теперь не проходит.
21.
   1. Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает.
   2. Теперь иногда бывает.
   3. Оно часто бывает у меня.
   4. Это чувство у меня теперь практически не проходит.
22.
   1. Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде.
   2. Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.
   3. Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде.
   4. Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.
23.
   1. Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.

   2. Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.
   3. Я часто так думаю.
   4. Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.
24.
   1. Желание умереть у меня не бывает.
   2. Это желание у меня иногда бывает.
   3. Это желание у меня бывает теперь часто.
   4. Это теперь постоянное мое желание.
25.
   1. Я не плачу.
   2. Я иногда плачу.
   3. Я плачу часто.
   4. Я хочу плакать, но слез у меня уже нет.
26.
   1. Я не чувствую, что я раздражителен(на).
   2. Я раздражителен(на) несколько больше обычного.
   3. Я раздражителен(на) значительно больше обычного.
   4. Я раздражителен(на) намного больше обычного.
27.
   1. У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций.
   2. Иногда у меня бывает такое состояние.
   3. У меня часто бывает такое состояние.
   4. Это состояние у меня теперь не проходит.
28.
   1. Моя умственная активность никак не изменилась.
   2. Я чувствую теперь какую-то неясность в своих мыслях.
   3. Я чувствую теперь, что я сильно отупел(а), (в голове мало мыслей).
   4. Я совсем ни о чем теперь не думаю (голова пустая).
29.
   1. Я не потерял(а) интерес к другим людям.
   2. Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился.
   3. Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился.
   4. У меня совсем пропал интерес к людям (я никого не хочу видеть).
30.
   1. Я принимаю решения, как и обычно.
   2. Мне труднее принимать решения, чем обычно.
   3. Мне намного труднее принимать решения, чем обычно.
   4. Я уже не могу сам(а) принять никаких решений.

31.
   1. Я не менее привлекателен(на), чем обычно.
   2. Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно.
   3. Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно.
   4. Я чувствую, что я выгляжу просто безобразно.
32.
   1. Я могу работать, как и обычно.
   2. Мне несколько труднее работать, чем обычно.
   3. Мне значительно труднее работать, чем обычно.
   4. Я совсем не могу теперь работать (все валится из рук).
33.
   1. Я сплю не хуже, чем обычно.
   2. Я сплю несколько хуже, чем обычно.
   3. Я сплю значительно хуже, чем обычно.
   4. Теперь я почти совсем не сплю.
34.
   1. Я устаю не больше, чем обычно.
   2. Я устаю несколько больше, чем обычно.
   3. Я устаю значительно больше, чем обычно.
   4. У меня уже нет никаких сил что-то делать.
35.
   1. Мой аппетит не хуже обычного.
   2. Мой аппетит несколько хуже обычного.
   3. Мой аппетит значительно хуже обычного.
   4. Аппетита у меня теперь совсем нет.
36.
   1. Мой вес остается неизменным.
   2. Я немного похудел(а) в последнее время.
   3. Я заметно похудел(а) в последнее время.
   4. В последнее время я очень похудел(а).
37.
   1. Я дорожу своим здоровьем, как и обычно.
   2. Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.
   3. Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.
   4. Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем.
38.
   1. Я интересуюсь сексом, как и прежде.
   2. Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде.


   3. Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде.
   4. Я полностью потерял(а) интерес к сексу.
39.
   1. Я не чувствую, что мое «Я» как-то изменилось.
   2. Теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изменилось.
   3. Теперь я чувствую, что мое «Я» значительно изменилось.
   4. Мое «Я» так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а).
40.
   1. Я чувствую боль, как и обычно.
   2. Я чувствую боль сильнее, чем обычно.
   3. Я чувствую боль слабее, чем обычно.
   4. Я почти не чувствую теперь боли.
41.
   1. Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.
   2. Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного.
   3. Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.
   4. Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.
42.
   1. Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи.
   2. Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи.
   3. Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.
   4. Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.
43.
   1. У меня не бывает спадов настроения весной (осенью).
   2. Такое однажды со мной было.
   3. Со мной такое было два или три раза.
   4. Со мной было такое много раз.
44.
   1. Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.
   2. Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.
   3. Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.
   4. Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.

Обработка  и  интерпретация  результатов  теста

Ключ к тесту

Ответы переводятся в баллы по следующей схеме:

Ответ  a b c d
Балл    0 1 2 3

Обработка и интерпретация результатов теста

Определяется сумма баллов в соответствии с ключом:
1-9 – депрессия отсутствует либо незначительна;
10-24 – депрессия минимальна;
25-44 – легкая депрессия;
45-67 – умеренная депрессия;
68-87 – выраженная депрессия;
88 и более – глубокая депрессия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические трудности ребенка в период экзаменов

Экзамены — особый, очень сложный период в жизни человека. Каждый из нас сдавал экзамены, и наверняка у многих сохранились яркие и живые впечатления о том, как непросто было подготовиться и хорошо отве...

Работа с учащимися по преодолению психологических трудностей восприятия текстов заданий ГИА и ЕГ по математике.

В процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА учащиеся испытывают немало психологических трудностей. Проанализировав причины этих трудностей, я предлагаю некоторые приемы работы учителя во время уроков. С помощью...

Программа работы подросткового психологического клуба «Ёжики»

Программа рассчитана на работу с детьми подросткового возраста.Предполагается  создание открытой группы (т.е. состав группы может меняться за счет приходящих и уходящих участников),которая будет ...

Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе

Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе...

Научная статья: "Психологические трудности детей младшего школьного возраста в изучении английского языка".

В статье раскрываются вопросы, связанные с возникновением психологических трудностей у младших школьников во время решения разного рода коммуникативных задач.Рассматривается важность использова...

Три важных вопроса перед ГИА (психологическое сопровождение)

Как помочь выпускнику в непростой период подготовки к ГИА и что можно порекомендовать....

Методический доклад "Вопросы музыкальной педагогики: психологические особенности подросткового возраста"

                          Поговорите с молодыми учителями. Спросите, что больше всего волнует их? И окажется, что именно этот, в...