«Школа лидера» как одна из основных форм КТД воспитания личности в коллективе
статья по психологии по теме

Жукова Елена Николаевна

Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых – и  в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека приобретает особую важность, что обусловлено тем, что человек - существо социальное, его развитие невозможно без контакта, без совместной деятельности с другими людьми. Он неосознанно стремится к обществу, и в то же время человек испытывает желание выделяться, осознавать себя не составной частью общей массы, а неповторимой, яркой индивидуальностью.  Поэтому современные условия диктуют разработку новых подходов к коллективному воспитанию с позиции личностно-ориентированной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon школа лидера28.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа лидера» как одна из основных форм КТД воспитания личности в коллективе

Жукова Е.Н.

Студентка факультета психологии, IV курса группы А

(заочная форма обучения)

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

 г. Тулы

Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых – и  в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека приобретает особую важность, что обусловлено тем, что человек - существо социальное, его развитие невозможно без контакта, без совместной деятельности с другими людьми. Он неосознанно стремится к обществу, и в то же время человек испытывает желание выделяться, осознавать себя не составной частью общей массы, а неповторимой, яркой индивидуальностью.  Поэтому современные условия диктуют разработку новых подходов к коллективному воспитанию с позиции личностно-ориентированной педагогики.

Для отечественной педагогики характерна классификация коллективов на  виды  по разным основаниям: по содержанию деятельности, по сложности структуры, по длительности функционирования, по возрастному составу. Сплачивающим  ядром коллектива является актив, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива.

Особое значение для развития современного общества имеет процесс включенности  личности в коллектив, при котором необходимо учитывать его организационно-методические аспекты.  

«Школа лидера» может являться на современном этапе одной из ведущих форм КТД, потому что ей присущи все основные  этапы, формы и способы реализации данной технологии. В соответствии с программой «Мы вместе» по организации совместной деятельности учащихся  МОУ «Веневская СОШ №2» через детские и молодежные общественные объединения и организации, в рамках второго обучающего этапа  «Школа лидера» участниками программы был совместно разработан одноименный проект «Школа лидера» по подготовке лидеров детских и молодежных общественных объединений организаций на базе пришкольного оздоровительного лагеря. По типу этот проект – практико-ориентированный (прикладной), т.е. в нём изначально обозначен результат деятельности его участников, который ориентирован на их социальные интересы. Была проведена серьезная координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, тщательно продумана структура, сценарий всей деятельности участников проекта с определением функций каждого из них.

В основу проекта легло убеждение в том, что лидерами не рождаются – лидерами становятся, а социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения; ведь мировоззрение – не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации. Большое внимание было уделено вопросу  формирования таких особенностей личности учащихся, как чувство долга, ответственности, привычки к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов, а так же умения брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества.

При реализации проекта большое внимание было уделено вопросу  формирования таких особенностей личности учащихся, как чувство долга, ответственности, привычки к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов, а так же умения брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества. Было установлено, что работа в группах развивает у детей чувства товарищества, взаимопомощи, способствуя  интеллектуальному, нравственному, гражданскому, эстетическому, экологическому, физическому, трудовому воспитанию.

Литература

  1.   Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: учебно-методич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. изд. 2-е доп. и перераб./ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. -  Воронеж: Лакоценин С.С., 2006. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности в коллективе (обобщение опыта)

В данной работе представлен материал по обобщению опыта работы  классного руководителя по программе "Надежда" (5-8 классы)....

Воспитание личности в коллективе

Влияние ребёнка на кол­лектив, безусловно, связано с его индивидуально-психологически­ми особенностями, полом, прошлым социальным опытом, но ещё в большей мере — с востребованностью или невостребованн...

Воспитание личности в коллективе

Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых – и  в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека  приобретает особую важность, что обусловлено тем, ...

«Урок – одна из основных форм организации и обеспечения профессионального образования», методические рекомендации начинающим преподавателям

Урок – одна из основных форм организации учебного процесса. Каким он должен быть? Как должна изменяться его структура в условиях кабинетной системы обучения? Как современный урок, его методику привест...

План – конспект открытого урока по теме «Репетиция как основная форма музыкально-творческой работы ансамблевого коллектива»

План – конспект открытого урока по теме «Репетиция как основная форма музыкально-творческой работы ансамблевого коллектива»....