Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”
методическая разработка по психологии по теме

ларина оксана николаевна

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”.

                                         Пояснительная записка

Адаптация -  естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

       Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

    В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

    Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

    Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

    Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

    Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.

   Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

    Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

    При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.

    Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

    Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

    Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся    адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.

    Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.

    В логике системно-ориентационного подхода сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого наиболее эффективным методом. Таким методом в современной практике образования можно назвать новый компонент – психолого-педагогическую поддержку в процессе сопровождения. Ее основные принципы: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.             Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образование.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

•     установление контакта с учащимися, с учителем;

•     формирование адекватного поведения;

•     овладение навыками учебной деятельности.

    Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

    При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела.

На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы. К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие:

•     адекватную самооценку своего положения ребенком;

•     правильные методы воспитания в семье;

•     отсутствие в семье конфликтных ситуаций;

•     благоприятный статус в группе сверстников и т.д.

К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят следующие:

•     неправильные методы воспитания в семье;

•     функциональную неготовность к обучению в школе;

•     неудовлетворенность в общении со взрослыми;

•     неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.

   Цель  программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

   Основные задачи программы: помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.

   Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

.

Система психолого-педагогической работы по сопровождению   адаптации первоклассников к школе

Сроки 

Работа с документами

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

сентябрь

Изучение представлений дошкольных психологов.

Протоколы диагностики. Составление программы по сопровождению адаптации детей к школе.

Организация занятий по программе сопровождения адаптации (со 2 недели сентября). Методика Ясюковой.

Консультации  с учителями первых классов.

Родительское собрание « Мой ребенок – первоклассник». Консультации для родителей.

октябрь

Учет посещения занятий и динамики поведения детей.

Журнал консультаций. Протоколы диагностик.

 Занятия по программе сопровождения адаптации. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности. Диагностика внимания (методика Тулуз-Пьерона), мышления (матрицы Равена).

Консультации в режиме динамического наблюдения.

Родительское собрание “Хорошо ли вашему ребенку в школе?”

Консультации по протеканию адаптации, рекомендации.

ноябрь

Учет посещения занятий и динамики поведения детей.

Протоколы диагностик.

Занятия по программе сопровождения адаптации.

Изучение уровня тревожности (методика М. Дорки, Р. Теммпл, В. Амен).

Консультации в режиме динамического наблюдения.

Предварительное подведение итогов протекания адаптации (методика  Чиркова В.И., Соколовой О.Л., Сорокиной О.В.) Заполняется совместно с учителем.

Консультации по протеканию адаптации, рекомендации.

Родительское собрание “Адаптация к школе – радости и трудности”.

Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В.И., Соколова О.Л., Сорокина О.В.)

Заполняют родители.

декабрь

Анализ результатов протекания адаптации.

Учет посещения занятий и динамики детей.

Протоколы диагностик.

Коррекционно-развивающие

занятия с детьми с тяжелой формой адаптации.

Динамическое наблюдение в разных видах деятельности. Изучение уровня мотивации (методика Лускановой)

Консультации в режиме динамического наблюдения. Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия.

Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме.

    Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

    Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

    Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

    Занятия строятся в доступной и интересной форме.

    Общие рекомендации по проведению занятий:

    Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях.

    Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.

    Программа рассчитана на работу в группе из 12 человек, поэтому класс рекомендуется делить на подгруппы.

    Для занятий каждый ребенок должен иметь альбом, цветные карандаши, ручку.

    Продолжительность занятия 30 – 40 минут.

    Оптимальная периодичность встреч – 1-2 раза в неделю.

    Важно создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно.

                      Тематический план занятий

№ п/п

                              Тема занятия

1.

Знакомство. Установление контакта.

2.

Твои новые друзья.

3.

Как ты растешь.

4.

Что ты знаешь о себе.

5.

Твое настроение.

6.

Твои чувства.

7.

Наши правила.

8.

Услышь меня!

9.

Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...

Психосоциальная адаптация первоклассников к условиям школьного обучения.

Особенности адаптации первоклассников, рекомендации родителям....

Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации

Программа направлена на оказание помощи педагогам образовательных организаций в увеличении адаптивности и доступности школьной образовательной среды, в предотвращении нарушений школьной дезадаптации у...

Справка по итогам диагностики адаптации первоклассников к систематическому школьному обучению

В жизни каждого человека наступает новый этап, когда он становится учеником и вступает в ещё непознанный мир, в котором господствуют свои правила и обязанности. Все люди разные, и поэтому кому-то буде...

Коррекционно-развивающая программа адаптации обучающихся 1 класса к школьному обучению «Я- первоклассник»

Коррекционно-развивающая программа адаптации обучающихся 1 класса к школьному обучению  «Я- первоклассник» состоит из 6 полноценных занятий педагога-психолога с первоклассниками....

Программа Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”

Одним из наиболее значимых моментов в жизни человека является начальное обучение в школе. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьн...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников к началу школьного обучения"

  Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется пр...