Роль классного руководителя в создании воспитательного процесса.
статья по психологии на тему

Наиболее частый вопрос со стороны родителей о том, что призваны делать педагоги: обучать воспитывая или воспитывать обучая.

Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду, коллектив, который учится, живет, работает и отдыхает как единое целое. Коллектив — единый организм, где каждый школьник — яркая индивидуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlik_olesya_statya.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Павлик Олеся Анатольевна

(педагог-психолог)

Республика Татарстан г. Нижнекамск

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов» имени Максимова Н.М.

Роль классного руководителя

в создании воспитательного процесса.

Неоправданно долго в обществе решался вопрос о том, что призваны делать педагоги: обучать воспитывая или воспитывать обучая. Брали за основу первое, поставив во главу угла обучение и забыв о том, что, по словам Я.А. Коменского, пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира.

В результате, мы в настоящее время имеем два пути, по которым ведут свою деятельность российские школы: один из которых направлен только на получение знания, умения и навыков, другой – на формирование ценностных ориентиров и лучших качеств личности. Казалось бы, в том и другом случае конечным продуктом является сформированная и самоопределившаяся в социуме личность  школьника. Однако становится очевидным, что в результате "лики" у этой личности получаются достаточно разнообразные. В первом случае дети, чаще всего, являются средством достижения цели, а значит "человеческим материалом", который призван реализовать идею обширного, современного образования. Зачастую они бывают успешными и компетентными школьниками в своей возрастной категории, а также в разных предметных и научных областях. Они являются неоднократными победителями и призерами олимпиад, конкурсов различного уровня, участниками престижных фестивалей и других мероприятий, проводимых в школе и за ее пределами. Они с большой активностью воспитывают в себе ведущее качество личности «конкурентоспособность». В этом конкретном случае доминирует функция сбора и обработки информации в корыстных целях, но не направленная на благо общества, государства и человечества в целом. Ценностный ориентир человека с его нравственными установками как главного субъекта страны утрачивается.

На втором же пути – пути направленном на формирование ценностных ориентиров и лучших качеств личности, школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, взаимопроникающие, самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции российского образования. На этом пути и становится более заметной и необходимой личность учителя – классного руководителя, на которого возлагается важнейшая задача координации и направления усилий всех педагогов образовательного учреждения по формированию воспитательной системы, благодаря которой состоится самоактуализация личности растущего человека.
В прежние времена мы неоправданно были за деятельностный подход. Казалось, что если ребенок начнёт делать добрые и полезные дела, то он станет от этого добрым и хорошим. А деятельность, даже самая благая, на самом деле никого и ничто не воспитывает.
Воспитывает тот, кто организовывает эту деятельность. Воспитывает личность каждый из нас своим примером поведения: родители, педагоги, просто прохожий. Каждый взрослый, его поведение, его реакция на происходящее вокруг – всё это воспитательное пространство, в котором находится ребёнок 24 часа в сутки. Влияние личности на воспитательное пространство взаимообразно. А значит, для успешного воспитания личности необходимо максимально вовлечь в воспитательное пространство ярких и самобытных людей. К сожалению, всё меньше и меньше мы встречаем их в нашей педагогике. Да, честно говоря, и воспитывать-то стало в последнее время практически некогда. По 6-7 уроков, да плюс домашние задания, да разные курсы, перезагруженность учителей, вынужденных как-то выживать, а не творить. На внеурочную работу времени просто не остаётся.

А ведь современный ребёнок воспитывается уже не только и не столько в семье и школе, сколько перед экраном телевизора и монитором компьютера, и в отсутствие грамотного продуманного руководства со стороны взрослых, ребёнок, попадая в информационный хаос, подвергается опасности уродливого, дисгармоничного развития. Поэтому возрастает роль личности классного руководителя - педагога-профессионала, являющегося для растущего человека:

1. Духовным посредником между обществом и ребёнком в усвоении основ человеческой культуры;
2. Защитником от моральной деградации, нравственной гибели;
3. Организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
4. Организатором условий для самовыражения и развития каждого ребёнка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;
5. Координатором усилий педагогов, семьи, социума – словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие воспитанников;
6. Создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.

Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют классные руководители, сколько функций одновременно ему приходится выполнять.
В неделю классный руководитель, как показывают социологические исследования, затрачивает более 40 часов для организации полноценной внеурочной работы в классе.

Непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков, позиция значимого взрослого в детском сообществе – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий свою профессиональную роль.

Метафора к выше сказанному. У дороги стоял мудрец и смотрел на то, как три человека несли тяжёлые камни. «Что вы делаете?» - спросил у них мудрец. «Несу камень», - ответил первый. «Зарабатываю на жизнь». – ответил второй. «Строю храм», – ответил третий. И понял мудрец, что мимо него прошли Раб, Потребитель и Творец.

Вывод: классный руководитель конечно же, творец – творец храма детской души. И чтобы построить этот храм, он должен понять ребёнка и его сущность. И неважно: классный ли вы руководитель, учитель – предметник, родитель или просто взрослый, а значит мудрый человек, человек, способный воспринять, а главное понять не поведение ребёнка, а жизненную ситуацию этому способствующую. Что значит понять? – вот диалектика педагогического воздействия. Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду, коллектив, который учится, живет, работает и отдыхает как единое целое. Коллектив — единый организм, где каждый школьник — яркая индивидуальность.

Литература:

  1. Акрушенко А. В. Психологния развития и возрастная психология: конспект лекций»- 2001г. Москва
  2. Гусева Т. И. « Психология личности» -2012г. Москва
  3. Мартынюк И.О. «Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования» -1990г. Киев
  4. Обухова Л.Ф «Детская (возрастная) психология»- 1996г. Москва
  5. Спиваковская  А. С. «Популярная психология для родителей» -1997г. Санкт- Петербург

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Классный руководитель: управляем воспитательным процессом"

методические рекомендации для классных руководителей...

Современный классный руководитель в воспитательном процессе образовательного учрежедния

Выступление Т.А. Корчагиной, заместителя директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №4 г. Дзержинска Нижегородской области, на городской конференции классных руководителей по теме: "Современный класс...

Роль классного руководителя в образовательном процессе по формированию гражданственности и патриотизма

Работа была подготовлена в рамках районного семинара "Воспитываем патриота и гражданина"...

Роль классного руководителя в воспитательной системе школы

Статья о той роли, которую играет классный руководитель в воспитательной системе школы....

" Роль классного руководителя в воспитательной работе с учащимися"

Цель и задачи деятельности классного руководителя:—создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.—формирование и развитие коллектива кл...

Роль классного руководителя в воспитательном потенциале школы

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка тнеобходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса, а деятельность классного руководителя является важ...