Роль классного руководителя в образовательном процессе по формированию гражданственности и патриотизма
материал на тему
Работа была подготовлена в рамках районного семинара "Воспитываем патриота и гражданина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Поздеевская ООШ»
Доклад
Районный семинар «Воспитываем патриота и гражданина»
Роль классного руководителя в образовательном процессе по формированию гражданственности и патриотизма»
Подготовил: Ю.А. Петухов,
учитель истории и обществознания
Шаранга
2012
Гражданско-патриотическое воспитание - это процесс усвоения учащимися позитивного социального опыта, комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, и, прежде всего, это правовое, политическое и нравственное образование и воспитание, которое должно реализовываться как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, идейно-нравственной организации школьной среды.
Главная цель - воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе, который должен обладать определенными знаниями; умениями , ценностями. Перед педагогами, классными руководителями стоит задача формирования у воспитанников навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Педагог должен помочь ребенку обрести себя как личность, стать полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. В процессе гражданского воспитания и образования, у учащихся должен сформироваться определенный гражданский идеал, служащий показателем отношения личности к обществу.
Воспитание гражданских чувств учащихся должно основываться на культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков, событиях истории родного края.
Классный руководитель несет ответственность за целевую воспитательную работу в классном коллективе, моделирует, организует и стимулирует развитие личности учащихся. Являясь посредником между социумом и ребенком, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для развития каждой личности, раскрытия его потенциальных способностей, формирования гражданственности и патриотизма. Школа – это место, где ребенок учиться жить под руководством педагогов.
В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание должно находиться в центре внимания педагогической общественности. Содержание всех школьных предметов, воспитательной деятельности должно быть направлено на формирование человека – гражданина, патриота, личности, которой присущи гражданские качества. Проблемы общественной жизни должны быть предметом содержания учебных дисциплин. В таком случае учебный процесс имеет четко выделенный воспитательный характер.
Воспитательная работа классного руководителя, педагога должна быть направлена на решение конкретных задач (проведение классного часа, праздника, организация похода и др.). Но эффективность должна всегда присутствовать и определяться качеством проведенного мероприятия, качественными изменениями в развитии детей, их личностном росте.
В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание должно рассматриваться в единой системе воспитания и образования детей и взрослых, реализовываться через различные формы учебно-воспитательного процесса: через учебные предметы (Окружающий мир, история, литература и др.), систему факультативных занятий, циклы информационно-обучающих мероприятий для детей и взрослых; через общественно-полезную, воспитательную деятельность и др.
Основное содержание гражданско-патриотического воспитания на каждом школьном этапе классный руководитель, педагоги должны строить с учетом возрастных особенностей учащихся.
У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РБ, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам толерантного общения (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т. д.), принятию решений. Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и решение проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы. Все эти формы стараюсь использовать в своей работе.
Формы работы с учащимися 1-4 классов могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, способствовали воспитанию гордости за историю своего района, села, региона, страны и ее знаменитых людей.
Актуальным считаю проведение классных часов, интегрированных уроков, которые дадут возможность многостороннего обсуждения с учащимися событий и последствий Великой Отечественной войны. На классных часах стараюсь проводить тематические конкурсы, викторины (”Героев знать, на них держать равнение“, ”Детство опаленное войной“; беседы ”Мир и война глазами детей“, ”С чего начинается память о войне“, ”Далекой войны солдат“; викторина ”Знаешь ли ты о юных героях Великой Отечественной войны?“; заочные путешествия ”Дорогами войны“, ”Перелистывая страницы истории“, ”Там, где была война“, конкурсы на лучшую чтения стихотворений ”Их подвиг будет жить в веках“, ”Память о героях священна“; конкурсы рисунков и плакатов ”Мир глазами детей“, ”Помнить больно – забыть нельзя“, ”Великой Победе – 70 “). Мы с нашими учениками участвуем в школьных мероприятиях: – трудовые (трудовой десант к памятнику воинам-односельчанам, погибшим в ВОВ и обелиску, операция «Милосердие»);
– спортивные (веселые старты, День Здоровья, «Зарница»);
– праздничные (возложение венков, гирлянд, встречи с ветеранами войны и труда, митинг «Памяти павшим», Смотр песни и строя);
– творческие (конкурсы рисунков, сочинений и стенгазет "Служу Отечеству!", конкурс патриотической песни, тематические выставки);
– исследовательские ( уроки мужества, беседы о ветеранах Афганской войны, участниками войны в Чечне.)
Большое значение для воспитания патриотизма имеют музеи, созданные в районе. Музей – помощник учителя, как в учебном процессе, так и в воспитательной работе с учащимися.
В музее имеется альбомы, в которых раскрывается тот или иной период истории, боевой путь соединений, судьбы ветеранов, знаменитых земляков. Фото, личные вещи и другие документы, помещённые на стендах и витринах музея усиливают восприятие и вызывают высокие патриотические чувства.
В наше непростое время воспитание учеников должно стать стержнем процесса гражданско-патриотического воспитания, так как оно может защитить молодёжь от вредного влияния современной массовой культуры, эгоизма и безжалостности, которые, к сожалению, нередко встречаются в молодёжной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/25/picture-81606-1498348562.jpg)
Формирование гражданственности и патриотизма в условиях тематического классного часа.
Представлен опыт работы по формированию гражданственности и патриотизма в условиях тематического классного часа....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-578987-1422892495.jpg)
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/12/picture-555129-1431456969.jpg)
Доклад «Формирование гражданственности и патриотизма в образовательном процессе по иностранному языку на основе использования регионального компонента»
Выступление на областной научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие учащихся в образовательном процессе по иностранному языку» с докладом «Формирование гражданственности и патриоти...
Использование педагогических технологий на уроках музыки в процессе формирования гражданственности и патриотизма.
Патриотическая тема в музыке....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/28/picture-90462-1464459718.jpg)
Роль классного руководителя при семейном воспитании в современном воспитательно-образовательном процессе
В статье описана роль семьи и семейного воспитания и влияние ее на воспитательно-образовательный процесс. Немаловажную роль при взаимодействии родителя и обучающегося играет классный руководитель, фиг...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-489777-1413299171.jpg)
Статья "Роль классного руководителя в воспитательном процессе учащихся начального звена"
Из опыта работы классного руководителя...
роль учителя истории и обществознания в формировании гражданственности и патриотизма
О роли учителя истории и обществознания в процессе формирования гражданственности и патриотизма....