Главные вкладки

    Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
    материал (5 класс) на тему

    купреев михаил никитович

                     Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка. Меня как классного руководителя волнует, что же происходит сейчас с нашими детьми, с какими проблемами они сталкиваются и какую реальную помощь мы можем им оказать.                             

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл adaptatsiya_pyatiklassniko1.docx22.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптация пятиклассников

                    Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников.                       

                     Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка. Меня как классного руководителя волнует, что же происходит сейчас с нашими детьми, с какими проблемами они сталкиваются и какую реальную помощь мы можем им оказать.                              

     Чтобы определить, насколько успешно процесс адаптации проходит в нашем классе, я поставил перед собой несколько задач:                

    1) Проанализировать отношение школьников к обучению, удовлетворённость  школьной жизнью, изучение учебной мотивации, а также отношение детей к классному руководителю.

     2) Выявить взгляды родителей на процесс адаптации детей к среднему звену школы.                                        

                  Для получения объективных данных проводилось анонимное анкетирование учеников 5 «А» класса и их родителей.

                                                                                                                             

    Анализ анкетирования учеников 5«А» класса

             Исследуя удовлетворённость школьной жизнью пятиклассников, мы пришли к выводу, что у 60% детей удовлетворённость школьной жизнью высокая. Они считают, что у них всё получается, они успевают справляться со всеми заданиями учителей без особых трудностей. 35% детей имеют среднюю удовлетворённость школьной жизнью, 10% - низкую.                                                    

             Изучая уровень учебной мотивации, мы выявили, что у 45% детей высокая заинтересованность учебными предметами, у 35% - средняя, у 20% - низкая.                                                                                                                 

             Какие предметы взывают наибольший интерес у детей? Чтобы ответить на этот вопрос, мы составили рейтинг наиболее значимых для детей учебных предметов.                                                                                                              

    1 место  - математика и технология.                                                        

    2 место -  русский язык, история, ИЗО.                                                             

    3 место — литература и физкультура.                                                              

    4 место — окружающий мир  и музыка.                                                              

    5 место — английский язык.                                                                                

                 Таким же образом изучалось отношение пятиклассников к своему классному руководителю. 100% опрошенных считают, что их классный руководитель хорошо знает свой предмет, относится к детям с пониманием, у него интересно на уроках. 90% опрошенных считают, что классный руководитель считается с их возможностями, даёт работать самостоятельно.      

     

    Анализ анкетирования родителей.

             С целью выявить взгляд родителей на процесс адаптации их детей к условиям средней школы, на родительском собрании было проведено анкетирование.        

             По мнению родителей, трудности в учёбе детей связаны со следующими факторами: с невнимательностью детей — считают 100% родителей; с переходом в средние классы — 33%; с недостатком времени на уроках для подробного объяснения — 8%; с тем, что учитель мало уделяет внимания детям — 0%.

             Родителям задавался следующий вопрос: какая  помощь нужна Вашему ребёнку со стороны учителей? Нужны дополнительные занятия — считают 30% опрошенных, больше объяснения — 42%, должно быть доскональное объяснение домашнего задания — считают 25%, помощь детям не нужна — 8%.       

             Какие советы учителям в организации общения с детьми дают родители?

    42% считают, что необходимо доходчивей объяснять новую тему;

    33% - чаще спрашивать ребёнка;

    60% родителей желают нам терпения;

    16% всё устраивает.

             Резюмируя мнение родителей на процесс адаптации детей, можно отметить, что родители видят неравнодушное отношение учителей к детям и большую ответственность возлагают на самих школьников.                               

     

                       Анализ качества обучения детей.

     Проанализируем успеваемость учеников, сравнивая качество обучения на окончание 4 класса и первой четверти 5 класса.

              На окончание четвёртого класса:

    10% отличников (2 человека),

    42% - хорошисты (8 человек),

    5% - с одной и двумя тройками (1 человек),

    42% - троечники (8 человек).

             На окончание первой четверти пятого класса:

    5% отличников (1 человек),

    25% - хорошисты,

    40% - с одной и двумя тройками (8 человек),

    30% - троечники (6 человек).                                                                             

              Снижение уровня успеваемости учащихся в пятом классе оставляет актуальной проблему преемственности начальной и средней школы.

                                Подготовка классного руководителя к работе в 5 классе.

            

    1. 1.Изучение программы начальных классов по основным предметам.
    2. 2.Знакомство с методами и приёмами учителя начальных классов.
    3. 3.Посещение уроков в четвёртом классе.

     

    Содержание работы классного руководителя, способствующее успешной адаптации пятиклассников.      

                                         

    В урочной деятельности:                                                                          

    1.Использовать разнообразные методы обучения (урок-диспут, урок-исследование). Стараюсь на уроках литературы делать упор на развитие связной речи, умения высказывать свою точку зрения и доказывать её, обосновывать свою позицию. Из каждого литературного произведения выделять ту его часть, которая близка внутреннему миру пятиклассников, такому хрупкому и неустоявшемуся. Делаю упор на развитие нравственных качеств ребёнка, что особенно значимо в этом возрасте.         

    2. Стараюсь использовать на уроках элементы игры, соревнования.

    3. Придерживаюсь индивидуального подхода к детям, учитывая их возможности.                                                                                       

    4. Приучаю школьников работать с дополнительной литературой: справочниками, словарями, научно-публицистическими работами.  

    5. Добиваюсь полных развёрнутых ответов учеников, чёткой грамотной речи.                                                                                                       

    6. Постоянная работа над техникой чтения.                                          

    7. Комментирование отметок.  Шкалу оценивания детей стараюсь сделать максимально прозрачной.

     

    Во внеурочной деятельности:                                                        

    1. Классные часы, призванные научить детей общению с одноклассниками. Известно, что в данном возрасте ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение со сверстниками.                 

    Классный час на тему «Толерантность» был организован библиотекарями школы и села.                                                                             

    2. Проводятся внеклассные мероприятия по предметам, призванные развивать интерес детей к сложным учебным дисциплинам, разнообразить их внеурочные занятия. В рамках предметной недели был проведён «Турнир знатоков русского языка».                       

    3. Организация поездок в театр, музей, кино. Это несёт не только развлекательную функцию, но и даёт нам возможность общения в свободной, непринуждённой обстановке.           

    4. Совместная с детьми подготовка и проведение праздников, внеклассных мероприятий.                                                                    

    5. Организация самоуправления в классе. Развивает у детей самостоятельность и чувство ответственности.                                     

    6. Индивидуальная работа с учащимися, склонных к нарушению дисциплины. Ведётся в плотном взаимодействии с родителями.           

    7. Родительские собрания по вопросам адаптации детей к среднему звену. С начала учебного года было проведено 3 родительских собрания.

     

    Подводя итоги изучения адаптации пятиклассников, нужно сказать, что этот процесс проходит нормально, без особых осложнений. На наш взгляд, главное условие успешной адаптации детей в 5 классе — слаженная работа всех участников этого процесса: учителей-предметников, классного руководителя, учителей начальной школы, психологической службы и, конечно, родителей.                             

    Очень верно было подмечено американским лингвистом 18 века Ноем Уэбстером: « Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим…»    

    Хочу немного рассказать о моем классе. Классное руководство принял в 4 классе 16 ноября 2013 года. В этом классе появились новые учителя по предметам. Учащиеся стали привыкать к тому, что к ним на уроки приходили разные учителя. С этого момента в классе начался новый период.  Дети привыкали к разным учителям, к новым условиям школьной жизни.

    В 5 «а» классе на начало учебного года 28 учащихся: 15 мальчиков, 13 девочек. В начале 1четверти выбыл  Алиев Сулейман  в МБОУ СОШ 27.  На  конец полугодия учеников стало  27: 14 мальчиков и 13девочек. Качество обученности класса за 1четверть 80,1%, за 2 четверть 77,63% , что соответствует 78,87% в прошлом году. Все дети учатся в меру своих возможностей. По результатам 1 четверти  в классе 2 отличника: Такакева Илона, Шапиева Лолита.  Хорошистов 7: Гаглоев Олег, Джидзалов Аслан, Дзугкоев Стас, Мулукаев Саша,  Родина Маргарита, Тян Андрей, Хугаев Ян. С одной  ″3″ - 8 учащихся. А вот во 2 четверти отличников нет зато хорошистов 10 учащихся. Это – Гаглоев   Олег, Джидзалов Аслан, Дзугкоев Стас, Мулукаев Саша, Плиева Милана, Родина Маргарита, Тян Андрей, Хугаев  Ян. Причём у Мулукаева Саши одна «4» по математике. Остальные имеют хорошие и удовлетворительные оценки. С одной″3″ уже  5 учащихся. Неуспевающих учащихся  в классе нет. Посещаемость учащихся класса хорошая, без уважительных причин не пропускают.  Пропуски учащихся связаны с болезнями и по семейным обстоятельствам. Все справки и заявления родителей имеются. В классе нет учащихся из группы «риска» и «проблемных семей».

               Коллектив существует пятый год. В настоящее время это уже группа детей с положительным опытом коллективных взаимоотношений. Ребята чувствуют себя единым коллективом с общими интересами.  В основном преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе.   Работоспособность класса хорошая. Дети любознательны и общительны. На контакт со взрослыми идут легко. В  среде своих одноклассников дети чувствуют себя комфортно. В работе с детским коллективом вверенного мне класса я знаю и учитываю индивидуальные особенности учеников.  Как  классный руководитель и учитель-предметник, испытываю чувство взаимопонимания, контактируя с учениками и их родителями. Учащиеся  дружат, общаются по интересам. Отношения между ними в основном доброжелательные, могут поддерживать друг друга в трудную минуту, оказать помощь. При подготовке и проведении мероприятий учащиеся всегда сплочены, преобладает ответственное отношение к школьным делам..

               Учащиеся класса в свободное время заняты дополнительным образованием, посещают кружки, спортивные секции. Мальчики в основном занимаются в спортивной секции по футболу.4 девочки посещают школу искусств.  Посещают кружок по художественной гимнастике и танцам.

    Четвертый класс закончили с такими результатами:

    2 отличника    (7,69%)                      

    13 хорошистов (50,00%)

    С одной″3″ - 3 (11,54%)

    Неуспевающих нет (0%)

    Какие предметы вызывали наибольший интерес?

    1 место – математика и технология

    2 место – ИЗО, физкультура, музыка

    3 место – окружающий мир и основы светской этики

    4 место – русский язык, литературное чтение

    5 место – осетинский язык и осетинская литература

    В  1-ю четверть  пятого класса получили снижение хорошистов до 7 учащихся, а с одной ″3″ увеличился до 8 учащихся. Далее пошло снижение успеваемости учащихся во 2-ой четверти. Отличников потеряли. Число хорошистов увеличилось до 10. Произошло снижение учащихся с одной ″тройкой″ до 5. Появились учащиеся с одной ″4″ - 3 человека.

    Какие предметы вызывали наибольший интерес в 5 классе?

    1 место – музыка  и технология

    2 место – математика, ИЗО, физкультура

    3 место – окружающий  мир, история

    4 место – английский язык, русская литература, осетинская литература

    5 место – осетинский язык, русский язык

    Дисциплина в классе хорошая, так как создана благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера.

    Контроль за успеваемостью ведёт классный руководитель, организована постоянная взаимосвязь с родителями обучающихся по проверке домашнего задания, своевременно проверяются дневники, выставляются отметки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

    Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

    Выступление на семинаре классных руководителей

    У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была труд...

    Выступление на семинаре классных руководителей "Суицид среди подростков"

    С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуаци...

    Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

    Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

    Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

    Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

    Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников.

    Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того,как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка. Меня как классного руководителя волнует, что же происходит сейча...