Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников.
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того,как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка. Меня как классного руководителя волнует, что же происходит сейчас с детьми, с какими проблемами они сталкиваются и какую реальную помощь мы можем им оказать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_klassnogo_rukovoditelya_v_protsesse_adaptatsii_pyatiklassnikov.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников.
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того,как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка. Меня как классного руководителя волнует, что же происходит сейчас с детьми, с какими проблемами они сталкиваются и какую реальную помощь мы можем им оказать.
Чтобы определить, насколько успешно процесс адаптации проходит в нашем классе, я поставила перед собой несколько задач:
1) Проанализировать отношение школьников к обучению, удовлетворённость школьной жизнью, изучение учебной мотивации.
2) Выявить взгляды родителей на процесс адаптации детей к среднему звену школы.
Для получения объективных данных было проведено анонимное анкетирование учеников 5 класса и их родителей.
Анализ анкетирования учеников 5 класса
Исследуя удовлетворённость школьной жизнью пятиклассников, я пришла к выводу, что у 53% детей удовлетворённость школьной жизнью высокая. Они считают, что у них всё получается, они успевают справляться со всеми заданиями учителей без особых трудностей. 26% детей имеют среднюю удовлетворённость школьной жизнью, 20% - низкую.
Изучая уровень учебной мотивации, мы выявили, что у 45% детей высокая заинтересованность учебными предметами, у 35% - средняя, у 20% - низкая.
Какие предметы взывают наибольший интерес у детей? Чтобы ответить на этот вопрос, я составили рейтинг наиболее значимых для детей учебных предметов.
1 место - математика и технология.
2 место - русский язык, история, природоведение.
3 место — литература и физкультура.
4 место — изо и музыка.
5 место — английский язык.
Анализ анкетирования родителей.
С целью выявить взгляд родителей на процесс адаптации их детей к условиям средней школы, на родительском собрании было проведено анкетирование.
По мнению родителей, трудности в учёбе детей связаны со следующими факторами: с невнимательностью детей — считают 100% родителей; с переходом в средние классы — 33%; с недостатком времени на уроках для подробного объяснения — 8%; с тем, что учитель мало уделяет внимания детям — 0%.
Родителям задавался следующий вопрос: какая помощь нужна Вашему ребёнку со стороны учителей? Нужны дополнительные занятия — считают 30% опрошенных, больше объяснения — 42%, должно быть доскональное объяснение домашнего задания — считают 25%, помощь детям не нужна — 8%.
Какие советы учителям в организации общения с детьми дают родители?
42% считают, что необходимо доходчивей объяснять новую тему;
33% - чаще спрашивать ребёнка;
60% родителей желают нам терпения;
16% всё устраивает.
Резюмируя мнение родителей на процесс адаптации детей, можно отметить, что родители видят неравнодушное отношение учителей к детям и большую ответственность возлагают на самих школьников.
Анализ качества обучения детей.
Проанализируем успеваемость учеников, сравнивая качество обучения на окончание 4 класса и первой четверти 5 класса.
На окончание четвёртого класса :
26% - хорошисты (4 человек),
20% - с одной тройкой (3 человек )
54% - троечники ( 8 человек )
На окончание первой четверти пятого класса :
20% - хорошисты( 3 человека)
13% - с одной (2 человек ),
67% - троечники ( 10 человек ).
Снижение уровня успеваемости учащихся в пятом классе оставляет актуальной проблему преемственности начальной и средней школы. Но зато, во второй четверти, когда кризис адаптации прошел)))) Количество хорошистов увеличилось по сравнению с 1 четвертью, и так же увеличилось количество детей с 1 тройкой.
Ни для кого не секрет с чем связаны трудности в адаптации детей при переходе в 5 класс:
1. Изменение условий обучения.
Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы учитель знал, на что способен ученик, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме.
При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало много учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов — много. Рушится привычный мирок. Конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок, и в каком кабинете он будет. И ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо завоевывать авторитет заново, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься — а в итоге повышается тревожность.
Помощь
В четвёртом классе учителя начальных классов знакомят детей с будущими учителями, с особенностями процесса обучения в среднем и старшем звене. А учителя-предметники, в свою очередь, посещают уроки в этом классе. В самые первые дни сентября помогаю сориентироваться ребятам, провожу своего рода экскурсию по школе, рассказываю, где что находится. В классе и в дневнике записываем расписание уроков с номерами кабинетов. Первую неделю приходится даже провожать детей до кабинета.
2. Изменение требований.
Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников.
Помощь
Во-первых, помогаю увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности — а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» — норма вещей.
Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.
3.Ослабление или отсутствие контроля.
Всю начальную школу учащимся, в основном, помогал один учитель. Он выполнял функции и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно чего-то не сделать — в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны — появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах, не знает, как ведет себя ученик на каждом из уроков. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижений.
Помощь
В это время необходимо привлечь на помощь родителей и тактично, деликатно рассказать обо всех проблемах адаптации пятиклассников. Попросить их быть терпеливыми, чаще расспрашивать ребенка о школьной жизни, контролировать записи в дневнике, выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.
4.Пробелы в знаниях.
За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех), то в пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы не были усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки... Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы. Также могут быть сложности усвоения учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.
Помощь
Я стараюсь систематически (но кратко) организовать с пятиклассниками обсуждение возникающих на уроке проблем. Может быть, это ежедневные пятиминутки после уроков или пятнадцатиминугки — раз в три дня.
Поэтому в учебных занятиях важно помочь понять ребенку его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования (самостоятельно или с помощью взрослых).
Все это является серьезным испытанием для психики школьника. Поэтому в первом полугодии пятого класса наблюдается значительное снижение успеваемости и изменение поведения некоторых учащихся. Качественная успеваемость класса снизилась с 52% в 4 классе до 40% в 1 четверти 5 класса.
Результаты диагностики уровня школьной тревожности показывают, что в данном классе повышенный уровень тревоги у 26% (4 чел) учащихся. Этот фактор свидетельствует о проблемах и страхах в отношениях с учителями, общем негативном эмоциональном фоне отношений со взрослыми в школе. Это вполне допустимо, так как для детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений может вызвать тревогу в первые месяцы обучения.
Также для многих учащихся страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих вызывает тревогу.
Анкетирование, проведенное в пятом классе, показало, что им сложно даются такие предметы, как русский и английский языки. Учителям этих предметов необходимо более индивидуально подходить к личности каждого ребенка.
В целом, можно считать, что период адаптации у пятиклассников проходит достаточно успешно.
Чтобы лучше узнать, понять ребят и, по возможности, стать им другом, каждый учитель должен выбрать определенную модель поведения и общения с воспитанникам.
Содержание работы классного руководителя, способствующее успешной адаптации пятиклассников.
В урочной деятельности:
1.Использовать разнообразные методы обучения ( урок-диспут, урок-исследование). Стараюсь на уроках литературы делать упор на развитие связной речи, умения высказывать свою точку зрения и доказывать её, обосновывать свою позицию. Из каждого литературного произведения выделять ту его часть, которая близка внутреннему миру пятиклассников, такому хрупкому и неустоявшемуся. Делаю упор на развитие нравственных качеств ребёнка, что особенно значимо в этом возрасте.
2. Стараюсь использовать на уроках элементы игры, соревнования.
3. Придерживаюсь индивидуального подхода к детям, учитывая их возможности.
4. Добиваюсь полных развёрнутых ответов учеников, чёткой грамотной речи.
5. Комментирование отметок. Шкалу оценивания детей стараюсь сделать максимально прозрачной.
Во внеурочной деятельности:
1. Классные часы, призванные научить детей общению с одноклассниками. Известно, что в данном возрасте ведущим видом деятельности становится личностное общение со сверстниками .
2. Организация поездок в поход, музей, кино. Это несёт не только развлекательную функцию, но и даёт нам возможность общения в свободной, непринуждённой обстановке.
3. Совместная с детьми подготовка и проведение праздников, внеклассных мероприятий.
4. Организация самоуправления в классе. Развивает у детей самостоятельность и чувство ответственности.
5. Индивидуальная работа с учащимися, склонных к нарушению дисциплины. Ведётся в плотном взаимодействии с родителями.
Подводя итоги изучения адаптации пятиклассников, нужно сказать, что этот процесс проходит нормально, без особых осложнений. На мой взгляд, главное условие успешной адаптации детей в 5 классе — слаженная работа всех участников этого процесса: учителей-предметников, классного руководителя, учителей начальной школы, психологической службы и, конечно, родителей.
Очень верно было подмечено американским лингвистом 18 века Ноем Уэбстером: « Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.
Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...
Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.
Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...
статья «Новые акценты адаптационного периода. Роль классного руководителя в период адаптации пятиклассников к условиям обучения в основной школе». + презентация
Данный материал будет полезен заместителям директора по УВР и классным руководителям 5-х классов....
Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска
Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска...
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
Роль классного руководителя в адаптации 10- классников.
Роль классного руководителя в адаптации 10- классников....
Доклад на тему «Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников».
Выступление на педагогическом совете по теме "Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников"...