Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска
учебно-методический материал на тему

Афанасьева Людмила Леонидовна

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска

Афанасьева л.л.

Класссный руководитель гр.АТМ-21.

Нам предстоит научиться спокойно работать в коллективе, в котором собраны дети не только разных способностей,

но и с разными жизненными целями – вот что самое трудное.

Симон Львович Соловейчик

Снижение качества жизни, новые экономические и социальные отношения в обществе негативно повлияли на здоровье членов семьи, удовлетворение их духовных, образовательных, культурных потребностей. Социально-экономическая, психологическая функции семьи утратили свои позиции.. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях, что и создает трудные жизненные ситуации для детей.

Среди причин, способствующих возникновению подростков категории группы риска, можно отметить следующие:

– отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

– незнание их интересов и потребностей;

– политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

– усиление влияния псевдокультуры;

– неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

– отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

– сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

– «эпидемия» разводов;

– потеря эмоциональных контактов с детьми.

Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Кроме того, проблема современной семьи сейчас очень часто обусловлена малой разницей в возрасте между родителями и детьми, т.е. ситуацией, когда родители просто в силу отсутствия надлежащего жизненного опыта и примера не в состоянии повлиять на ребенка, не могут быть для него примером и авторитетом. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция полного безразличия, игнорирования со стороны родителей таких детей и даже возникают ситуации, когда родители, желая изменить ситуацию, лгут вместе со своим ребенком.

И как бы мы с вами не надеялись на то, что такие студенты не попадут к нам, сталкиваемся с ними все чаще. Чаще всего – это «случайный контингент», т.е. дети, которые пришли в техникум за своими друзьями, случайно, по месту жительства. Школы считают нецелесообразным обучение таких детей в 10-11 классах.

И здесь немаловажным является роль классного руководителя с первых дней обучения такого студента. Не стоит надеяться, что Ваш труд стопроцентно достигнет положительного результата, но так или иначе пытаться всегда нужно. Своим опытом, отмечаю тоже, не всегда положительным, я бы хотела поделиться еще потому, что каждый из нас, работая с несовершеннолетними подростками вот этой группы риска, должен построить свою работу грамотно не только для достижения положительных целей, но и для того, как бы ни прискорбно это звучало, чтобы «защитить» себя самого, т.е выполнить надлежащим образом свои должностные обязанности.

Школьные характеристики не всегда отражают правдивую информацию о ребенке, а современный способ поступления абитуриента в учебное заведение по результатам ГИА не позволяет нам увидеть его личность. Отсутствие в учебных заведениях информации о стоящих на учете КДН детях не позволяет нам уже с первого сентября спланировать работу с этими подростками. Таким образом, работа классного руководителя на первом этапе – это наблюдение за группой.

В работе я стараюсь руководствоваться семью педагогическими правилами принципа «Не навреди!»

1. Не высмеивать публично промахи и ошибки студентов, так как это приводит к их замкнутости.

2. Не разрушать веру студентов я в дружбу, в добрые дела и поступки.

3. Не упрекать студента без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины.

4. Не допускать проявления у студентов чувства агрессивности и вражды.

5. Не убивать у студентов веру в свои силы и способности.

6. Не допускать нетерпимого отношения студентов к чужой вере и инакомыслию

7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися.

Первое, что я делаю, получая новую группу, – знакомлюсь, как и многие, с личными делами. Я всегда обращаю внимание на состав семьи, место работы родителей и должность, стараюсь выяснить причину отсутствия одного из родителей. Так оказалось, что агрессивное, импульсивное поведение, неадекватная реакция двух студентов была обусловлена тем, что у обоих 2 года назад умерли отцы, что явилось для обоих психологической травмой. Это удалось выяснить только в личной беседе с мамами этих студентов, вызванными мною по сигналам педагогов.

Обязательно провожу анкетирование, в которое включаю не только вопросы по составу семьи, хобби, интересам, но также вопросы типа «какое поручение ты бы хотел выполнять в группе», «какую помощь ты можешь предложить классному руководителю». Включая вопросы о наличии вредных привычек, спрашиваю, хотят ли они от них избавиться и, нужна ли помощь специалистов. Такая информация позволяет мне создать актив группы, выявить проблемных студентов и тех, кому нужна помощь именно специалистов

В техникуме первый месяц – это месяц активной адаптации студентов, когда не ставятся отрицательные оценки, а классные руководители, педагоги и руководители клубов проводят комплекс мероприятий в этом направлении и ведут наблюдения за студентами. Работа в нашем учебном заведении построена таким образом, что уже в первые дни мы обязательно проводим инструктажи по соблюдению Устава техникума и правил внутреннего распорядка, соблюдению ТБ, ПДД, поведению в городе, сохранности личного имущества; напоминаем об ответственности за правонарушения, в т.ч. по нахождению на улице в позднее время, по распитию алкогольных напитков, курению в неположенных местах, употреблению наркотических веществ и т. п. Так же проводим встречи с представителями полиции, наркоконтроля и т.п..

Первая неделя всегда позволяет выявить так называемых «проблемных» студентов: регулярно опаздывающих (здесь важно выяснить причину), приходящих невыспавшимися, неопрятными, без канцелярских принадлежностей, пропускающих занятия без уважительной причины, нарушающих дисциплину. Уже с первых дней с родителями таких студентов я поддерживаю постоянный «телефонный» контакт, сразу сообщая об отсутствии ребенка на занятиях, о возникших проблемах, о возможных путях решения этих проблем.

Параллельно я стараюсь связаться с социальными педагогами и классными руководителями школ, откуда пришли эти студенты, выяснить ситуацию с учебой, поведением, отношением родителей к ребенку и к своим обязанностям. Если я знаю или выясняю на этом этапе, что ребенок из семьи, состоящей на учете, связываюсь с инспектором ПДН для выяснения обстоятельств постановки на учет и мероприятий, проводимых с этим подростком.

Очень важно на этом этапе правильно спланировать работу с этими студентами. Я начинаю всегда с индивидуальной беседы, в которой стараюсь выяснить причину, найти какие-то «точки» воздействия, выяснить интересы, цели ребенка. Не всегда это удается, и далеко не всегда у студентов этой группы такая беседа приносит положительный результат. Самое главное в такой беседе – показать этому ребенку, что он небезразличен учебному заведению и классному руководителю, объяснить ему, что в этом учебном заведении получают профессиональное образование, что это его добровольный выбор, и что только он сам способен изменить свое настоящее и построить будущее сейчас. Я всегда стараюсь вовлечь таких студентов в общественную деятельность, предлагаю им разные поручения. Стараюсь приблизить к себе и группе через разовые задания. Например, в работе с юношами, я обязательно выдаю каждому список бесплатных клубов и спортивных секций города.

Если же индивидуальные беседы с ребенком и родителями не приносят результатов, далее вступает комплекс мероприятий в техникуме. У нас развита пошаговая система работы с такими студентами. После беседы с классным руководителем, мы приглашаем такого студента на заседания Предметно-цикловых комиссий, далее Совета отделения, Совета по профилактике правонарушений, Административной комиссии техникума и в заключение – на Педагогический совет. Все эти вызовы фиксируются в журнале классного руководителя и в личной карточке студента, на всех этапах родители уведомляются и приглашаются по телефону или в письменном виде. С особенно нерадивыми родителями мы работаем, отправляя письма «с уведомлением». На любом таком заседании студенту всегда сначала дается слово для объяснения сложившейся ситуации. Классный руководитель дает характеристику студенту, указывая проблемы и возможные перспективы разрешения ситуации. На всех этапах студенту даются сроки для исправления ситуации, причем, чаще всего, студент сам определяет этот срок.

Опять же одновременно с проводимой административной работой, мы стараемся привлечь социальные службы помощи семье, рекомендуем родителям обратиться к психологам в центр помощи семье.

На всех этапах классный руководитель держит ситуацию под контролем: проверяет соблюдение графика сдачи задолженностей, держит связь с родителями, если они выходят на контакт, регулярно сообщает о ситуации заведующей отделением.

Если же этот комплекс мероприятий не дает положительной динамики, мы обращаемся за помощью уже к инспекторам ПДН и в Комиссию по делам несовершеннолетних Мы вместе составляем комплекс мероприятий, направленный на решение этих проблем. Таким образом, мы пытаемся задействовать все способы работы с этими несовершеннолетними.